На главную страницу сайта Е.Б. Агошковой

Список статей

Библиотека сайта «Диалог XXI век»

На главную страницу сайта «Диалог XXI век»

 

 

 

 

Агошкова Е.Б.

 

Связь категории система с принципом достаточного основания

Агошкова Е.Б. Связь категории «система» с принципом достаточного основания // Современная логика: проблемы теории, истории и применения в науке. Материалы VIII Общероссийской научн. конф., СПб,  СПбГУ, 2004, с. 7-9.

 

Главная задача логики – совершенствование человеческого мышления. Однако озабоченность интеллектуальным уровнем человечества больше проявляет психология сознания, чем логика. Общепризнанно, что высший уровень интеллектуальной деятельности обеспечивают понятийные, в том числе категориальные структуры психики. При разнообразии точек зрения на априорность, генетическую укорененность категорий или овладение категориями в процессе фило- или онтогенеза – сам факт исторического развития категориальной структуры налицо. Даже для априоризма Канта характерен тезис о зачаточном априорном знании, которое осваивается и развертывается в историческом развитии.

Исторический процесс обогащения категориальной структуры идет через философскую рефлексию над универсалиями культуры (В.С. Степин, 2000). В XX веке такой детальной рефлексии подверглось понятие система в его новом понимании.

Нами было показано (Современная логика - 2000, 2002), что система есть универсальная форма знания со времен Пифагора; гносеологически понятие система решает проблему единства целого и составляющих его частей; эпистемологически система есть форма класса задач обоснования (объяснения, предсказания и т.д.); с позиций логики система есть двухкомпонентный абстрактный объект с отношением тождества через абстракцию. Онтологическим основанием понятия система выступает та сторона существования вещи, которая определяет порождение свойства К целостного объекта свойствами и взаимодействиями частей. Система есть многое, порождающее одно.

Отсюда следует, что понятие «система» отражает единство оснований существования вещи (ср. гегелевский раздел «Логики» «Сущность как основание существования»), выступает как единство обосновываемого и оснований и тем самым является выражением Принципа достаточного основания (ПДО) в его онтологическом и эпистемологическом смыслах. [1]. В то же время понятие «система» обладает категориальной значимостью [2].

Связь категории система с ПДО имеет особое значение для перестройки и развития понятийной структуры и когнитивных схем мышления. По своей значимости категория «система» идет на смену главенствовавшим тысячелетия категориям «причина-действие», выступая как полная структурированная причинность. Являясь выражением ПДО, категория «система» способна структурировать множество понятий, освоенных человечеством за историю познания. Однако, если Кант и Шопенгауэр отстаивали врожденное функционирование категории «причинность», а Гуссерль – категориальное созерцание «часть-целое», то мы должны признать, что Принцип основания не функционирует в человеческом сознании в полноте его понимания.

Обращает на себя внимание поздняя формулировка ПДО в истории философии (Лейбниц, 1785), а также дальнейшая консервация его на протяжении двух столетий. Логика, включив Принцип в законы логики, не уделила ему внимания. Единственно проект А.Ф. Лосева (1944) отводил этому принципу ведущее место среди законов мышления. М. Хайдеггер сделал попытку привлечь внимание к Принципу основания и дал его углубленную формулировку (1956). Однако в целом человечество еще не было готово к его осмыслению. Системное движение XX века было проявлением этой потребности и подготовкой его освоения.

Разработка ПДО включает несколько направлений. ПДО выступает прежде всего как содержательный принцип, а уже потом как формально-логический. Его выполнимость определяется прежде всего содержанием оснований, связанным с картиной мира. Очевидно, что до открытия информации наука не обладала достаточными основаниями для системного представления организованных целых.

Вопрос Канта «Что понимать под достаточностью?» составляет один из важных аспектов разработки Принципа. С нашей точки зрения основа ответа на этот вопрос заложена М.М. Новоселовым в концепции интервальности содержания всякой абстракции и самодостаточности абстракции как таковой [3]. Так как система выступает как абстрактный объект, современная логика абстракций [3] имеет непосредственное отношение к разработке ПДО. Именно полнота абстракций, пронизывающих человеческое познание и приводит к понятию система как универсальной форме познания.

Формальной моделью ПДО всегда служили дедуктивные системы. С современных позиций ясно, что в задачах объяснения и предсказания форма системы с отношением взаимозаменимости (типа равенства) была классическим образцом ПДО. И иной формы наука предложить не могла. Насколько нам известно, впервые формальный аналог закона достаточного основания (его формульное выражение) был предложен М.М. Новоселовым.[3, стр. 79].

Наряду с самим ПДО важное значение имеет разработка следствий из принципа. Исторически обсуждался Принцип следствия, предложенный Баумгартеном. Связь ПДО с принципом системности (Агошкова Е.Б., Ахлибининский Б.В., 2002) ведет к следствию  «все служит основанием», придающему экологическую направленность сознанию. Сюда же может быть отнесена проблема соотношения принципа всеобщей взаимосвязи и принципа независимости явлений, постулатов дискретности и конечности оснований.

Следует обратить внимание на значимость ПДО для смысложизненных знаний человечества. Проблема целей и ценностей, которую последнее время настойчиво пытаются связать с эпистемологией, как раз и будет органично вытекать из ПДО. Как представляется, именно в этом принципе заключено единство онтологического, эпистемологического и аксиологического аспектов. Это единство должно главенствовать в современном человеческом интеллекте.

Освоение человеческим сознанием категории «система» и Принципа достаточного основания приведет к обогащению и перестройке понятийных и когнитивных структур мышления. Насущную необходимость этого подтверждает ход цивилизации.

Как отмечает Ю.Н. Солонин [4] «Культурная и гуманитарная миссия логики … была исключительной… Видимо пришло время заняться осмыслением статуса логики в духовной культуре нашей эпохи». Обращение логики к Принципу достаточного основания, его разработка в контексте категории «система» и категориальных структур мышления составляет важнейшую гуманитарную задачу XXI века. Это позволит вернуть логике статус законодательницы человеческого мышления.

 

Литература

1.         Agoshkova, Elena B. The Essence of the Notion “System” for Systems Thinking.//XXIst World Congress of Philosophy. Abstracts Istanbul, 2003, P. 5-6.

2.          Агошкова Е.Б. Категория «система»: рефлексия над научным понятием.//День Петербургской философии - 2003, сер. «Философия науки и техники», Спб, СпбГУ. 2004.

3.         Новоселов М.М. Логика абстракций. В 2-х частях. М., 2000, 2003.

4.         Солонин Ю.Н. Логика в культуре.//Современная логика. Материалы VII Общероссийской научн. конф. 2002, Спб, СпбГУ, С. 3-4.

 

К началу страницы