Главная страница сайта

Карта сайта

Библиотека сайта

Другие статьи Акименко А.Д.

Написать автору статьи

e-mail: akimenko43@mail.ru

 

 

 

Акименко Александр Денисович

Статья 10

 

 

НЕКОТОРЫЕ НЕДОСТАТКИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ.

 

 

Аннотация

В статье отмечены недостатки общего образования в России, препятствующие развитию молодого поколения: не излагается системно адекватное мировоззрение, не рассматривается в целом феномен Реальности, отсутствует системное рассмотрение качественной определённости человека, не излагаются видовые потребности человека, отсутствует рассмотрение некоторых существенных критериев общественного прогресса, отсутствует системное изложение способов социальной самоорганизации, не показаны формы и алгоритмы систематического участия каждого человека в социальном управлении, не изложена система глобальных рисков и проблем, не приводится система здорового образа жизни, не излагаются основы познавательной деятельности человека, не рассмотрено манипулирование сознанием, психикой и поведением масс людей. Предложены некоторые направления устранения этих недостатков. Предлагается включить в систему общего образования изучение основных положений философии, психологии, логики, коммуникологии, футурологии, науки творческого решения проблем, науки социального управления и единого общечеловеческого языка дополнительно к родному языку.

Ключевые слова

Общее образование, мировоззренческие вопросы, счастье, Реальность, качественная определённость человека, видовые потребности, здоровый образ жизни, социальная самоорганизация, манипуляция сознанием и поведением.

 

 

SOME DISADVANTAGES OF GENERAL EDUCATION IN RUSSIA.

 

Annotation

The article highlights the shortcomings of General education in Russia, hindering the development of the younger generation: does not set out a systemically adequate worldview, is not considered as a whole the phenomenon of Reality, there is no systematic consideration of the qualitative certainty of a person, does not set out the specific needs of a person, there is no consideration of some essential criteria of social progress, there is no systematic presentation of ways of social self-organization, does not show the forms and algorithms of systematic participation of each person in social management, the system of global risks and problems is not stated, the system of a healthy lifestyle is not given, the bases of cognitive activity of the person are not stated, manipulation by consciousness, mentality and behavior of masses of people is not considered. Some directions of elimination of these shortcomings are offered. It is proposed to include in the system of General education the study of the basic provisions of philosophy, psychology, logic, communication, futurology, the science of creative problem solving, the science of social management and a single universal language in addition to the native language.

Keyword:

General education, worldview issues, happiness, Reality, qualitative certainty of a person, specific needs, healthy lifestyle, social self-organization, manipulation of consciousness and behavior

 

 

Основы человекознания, обществознания, мировоззрения должны закладываться уже в общем образовании, поскольку оно, в отличие от высшего и специального образования, охватывает всех граждан страны, являясь обязательным для всех жителей России.

Общее образование как система адекватного и целенаправленного отражения характеристик Реальности (бытия) в сознании человека, которое (образование) является одним из основных факторов для обеспечения его наилучшего состояния, счастья в целом, должно включать на всех этапах изучение основных положений следующих социальных наук, дисциплин, предметов:

- философии как единой общечеловеческой мировоззренческой идеологии,

- психологии человека и социальной психологии как средства понимания психики людей,

- логики как средства правильного мышления,

- информатики как способов поиска, отбора и усвоения необходимой информации, а не «информационного мусора»,

- коммуникологии как способов правильного общения людей,

- системы здорового образа жизни как способа адекватной организации жизни индивида и общества,

- футурологии как учения об идеалах, ориентирах, возможных и желаемых характеристиках общества будущего,

- науки творческого решения проблем как средства максимального использования творческого потенциала каждого человека,

- единого общечеловеческого языка (дополнительно к родному языку) как средства интеграции, консолидации и ускорения развития человечества и колоссальной экономии его ресурсов,

- науки управления и организации общественного жизнесуществования (науки социальной самоорганизации, социального самоуправления) как способа реализации каждым индивидом социального статуса равноправного сохозяина общих дел путём систематического участия в социальном самоуправлении на всех уровнях общества и во всех его сферах, которое (самоуправление) осуществляется с применением организованных коллективных разума и воли на основе договорённостей (а не насилия) и общечеловеческих моральных принципов,

- Идеологии и Программы развития человеческого общества и человека как средства целенаправленного организованного их жизнесуществования.

Однако не все эти науки, предметы и дисциплины изучаются в системе нынешнего общего образования. Одна из главных причин такого положения – отсутствие или недостаточность соответствующего научного материала и, соответственно, учебных изданий. Так, нет общепризнанной хотя бы большинством человечества единой общечеловеческой мировоззренческой идеологии, включающей единый моральный кодекс. Нет науки самоорганизации человечества (общенародного самоуправления). Нет изложения и обоснования системы здорового образа жизни. Нет футурологии как системного учения. Отсутствует единый общечеловеческий язык. Отсутствуют Идеология и Программа развития человеческого общества и человека.

В изучаемых в системе общего образования дисциплинах, предметах о человеке и обществе необходимо отметить следующие недостатки:

1. Не сформулирована система мировоззренческих вопросов, которыми так или иначе задаётся каждый человек, и, соответственно, нет обоснованной системы ответов на них. Таким образом, не излагается системно адекватное (то есть способствующее счастью каждого человека) мировоззрение, в то время как все поведенческие действия человека так или иначе связаны с разрешением следующих мировоззренческих вопросов:

- что такое Реальность (бытие)? Как она появилась? Для чего? Что такое образование Реальности? Почему и как оно существует?

- существуют ли всеобщие законы Реальности? Если существуют, то каково их содержание и как они проявляются в её образованиях?

-что такое планета Земля и как она появилась? Что такое живое существо, мир живых существ? Как он появился, изменяется и развивается и в чём?

- что такое человеческое общество и социальные общности? Как и почему они появились? Как изменяются, развиваются и в чём? Каковы способы их организации и регулирования, реализующие их целостность?

- что такое человек? Как он появился? Почему существует? Как изменяется, развивается и в чём? Почему он умирает?

- почему человек проявляет активность? Что является её источниками?

- как соотнесено человеческое общество с остальной живой системой, с Землёй, со всей Реальностью? Как соотнесён человек с социальной общностью, со всем обществом, с живой системой на Земле, с планетой Земля, со всей Реальностью? Содержание и причины происхождения морали,

- какими свойствами-характеристиками качественной определённости, включая видовые потребности (видовые потребности – потребности человека как вида живых существ), обладает человек? Чем объясняется наличие и содержание различных его свойств? Зависят ли они от воли человека и в каких связях?

- почему человек выбирает? Зависит ли его выбор от него? В каких связях? Что в жизни зависит от человека, а что – не зависит?

- что такое удовлетворённость (счастье) в жизни, жизнью и каким образом её достигать в каждодневном процессе жизни индивида? Возможна ли она в целом? Что мешает постоянной удовлетворённости? Почему существует зло? В чём заключается смысл, содержание, цель, цели жизни, деятельности человека? Что значит вести здоровый образ жизни? Что зависит и что не зависит от человека для достижения постоянной удовлетворённости?

- нужны ли человеку знание, познание Реальности, истина и для чего? Может ли познание Реальности, её образования быть полным, исчерпывающим, истинным? В каких связях? Почему? Критерии истинности,

- в чём извечные неясности для человека мировоззренческих феноменов (бесконечность, неосознаваемое, бессознательное, противоречивость и т.д.)?

- в чём и почему различается мировоззрение различных людей? Что надо делать для реализации единства мировоззрения всех людей?

- могут ли все люди на Земле действовать согласованно в основных вопросах организации своей совместной жизнедеятельности? Какие существуют и могут появиться предпосылки, основания для достижения такой согласованности?

- возможно ли для человека и человечества лучшее будущее? В чём оно? Что делать для создания лучшего будущего? Как вести себя в связи с глобальными проблемами человечества? Надо ли человеку думать о жизни общества, которая будет после его (индивида) смерти?

Общий исходный критерий при постановке и разрешении мировоззренческих вопросов, при поиске, выборе и, использовании в конкретных ситуациях мировоззренческих, моральных принципов – реализация наилучшего состояния, счастья в целом каждого человека в сочетании с благом общества.

2. Не предлагается и не обосновывается единое мировоззренческое понимание смысла жизни. Не указано счастье как цель и смысл жизни человека, не показана система слагаемых счастья, под которым понимается максимально способствующее здоровью чувство и состояние наибольшей внутренней удовлетворённости человека условиями своего бытия, полноты и осмысленности жизни в целом, а не только в отдельных ситуациях. То есть не приводится и не обосновывается ответ на главный мировоззренческий вопрос, от того или иного решения которого во многом зависят самые различные действия человека. Не показано, что сохранение жизни и наилучшее состояние, счастье в целом каждого человека обеспечиваются, в частности, такими факторами, как:

- наличие мировоззрения, адекватного Реальности, понимаемой как всё существующее – познанное и непознанное,

- целенаправленная самоорганизация общества с использованием организованных коллективных разума и воли, предполагающая также и согласованное всеми вместе разрешение социальных противоречий. Подлинно счастливым каждый человек может быть только при условии счастья других людей,

- оптимальная реализация всех свойств качественной определённости индивида и общества,

- здоровый образ жизни, предполагающий, в частности, оптимальное удовлетворение всех разумных видовых и специфических потребностей индивида и общества,

- необходимые условия внешней среды и иные необходимые факторы.

Следовательно, для каждого человека необходима соответствующая организация всего общества, целенаправленно обеспечивающая всё, зависящее от человечества, для реализации указанных факторов счастья.

Поэтому для счастливой жизни каждому человеку, в частности, надо:

- сформировать адекватное мировоззрение,

- знать содержание видовых и специфических потребностей,

- знать способы удовлетворения этих потребностей путём соответствующей организации общественной и индивидуальной жизнедеятельности,

- осуществлять действия, направленные на оптимальное удовлетворение этих потребностей, организуя соответствующим образом общественную и индивидуальную жизнедеятельность.

3. Не определён и не рассматривается в целом феномен Реальности (единого  бытия) как всего существующего, познанного и непознанного, включающей человека, рассматриваются лишь природа, мир, которые в разных контекстах толкуются по-разному. Не рассматриваются всеобщие (онтологические) законы Реальности, которым подчиняются также и все жизненные процессы человека и общества. К ним относятся такие законы (и их следствия):

- Вечность существования Реальности во времени и бесконечность существования Реальности в пространстве,

- Реальность существует бесконечным множеством различных форм, проявлений, видов, свойств, структур, явлений, состояний, измерений,

- Существует время, пространство и бесконечное множество иных измерений Реальности, образования Реальности,

- Реальность, образование Реальности как целостность не имеют отдельных движущих, побудительных сил, отдельной исходной причины или нескольких исходных причин, первоосновы, первовещества, субстанции как чего-то, лежащего в основе Реальности, образования Реальности,

- Реальность, образование Реальности постоянно изменяются, приобретают новые формы и состояния,

- Закономерностей, свойств бытия, Реальности, её образований, явлений бесконечно много. Свойство образования Реальности не есть его свойство как отграниченного феномена, оно – результат всеобщего взаимодействия,

- Все явления Реальности находятся во всеобщей связи и взаимодействии – они взаимодействуют, взаимосвязаны, взаимообусловлены, взаимозависимы (непосредственно и опосредованно),

- Взаимодействия проявлений Реальности противоречивы и непротиворечивы,

- Возникновение, существование и элиминация образования Реальности, его свойства – результат всех процессов Реальности, способ существования Реальности, а не результат только некоторых отдельных причин или движущих сил. Каждое проявление, образование Реальности, в том числе человек, – итог процессов всей Реальности. Оно существует относительно автономно,

- Содержание качественной определённости образования Реальности на данный момент – итог самодвижения, самоизменения всей Реальности,

- Бесконечное множество процессов Реальности с необходимостью порождает активность образования Реальности,

- Образование Реальности обладает бесконечным множеством характеристик, свойств, связей и отношений, составляющих его качественную определённость,

- Любое образование Реальности, в том числе человек, общество, бесконечно, неисчерпаемо как имеющее бесконечное число свойств (связей), взаимодействий,

- Образование Реальности одновременно существует и как обособленное, отграниченное от других явлений, и как сочетание, результат всех процессов Реальности, их всеобщей связи и взаимодействия,

- Рассматриваемые автономно (в одной или только в нескольких связях) отдельные образования Реальности познаваемы человеком, человечеством, образование же Реальности, вся Реальность в их целостности – непознаваемы,

- Целеполагание, выбор, свобода воли, творчество, интуиция человека как образования Реальности обусловливаются всеми процессами Реальности, а не только сознанием, желанием, сохранением целостности человека, это итог всех процессов Реальности,

- Активность образования Реальности как момент направленности на его сохранение реализуется бесконечным множеством процессов Реальности, осознаваемым человеком лишь частично. Так, активность человека, другого животного, общества, камня как образований Реальности реализуется всеми процессами, составляющими их существование, (включающими процессы, принадлежащие самому образованию в его отграниченности), в их взаимодействии и относительном делении на внутренние и внешние.

4. Не делается акцент на феномене закономерности-необходимости во всех социальных и иных процессах бытия.

5. Не показано многообразие противоречивости и противоречий бытия, включающих закономерные противоречия в различных связях индивида и общества, и способы их разрешения.

6. Ряд процессов бытия рассматривается телеологично, то есть оценивается как результат некой предзаданности этих процессов в каких-то надмировых целях.

7. Отсутствует рассмотрение качественной определённости человека в его целостности как системы его видовых и специфических свойств-характеристик, приводятся лишь некоторые его отличия от животного, либо рассматривается только его сущность или его характеристики как личности. Человек как образование Реальности, как результат бесконечного множества всех её процессов, в системе характеристик его качественной определённости не рассматривается.

Качественную определённость человека можно исследовать в самых различных связях и отношениях – такой подход обнаруживает бесконечное множество её характеристик, свойств. А это позволяет формировать более адекватное понимание самых различных феноменов жизнесуществования человека, общества, и тем самым способствует более адекватной деятельности.

Качественная определённость человека не может быть сведена к какой-либо сущности (биологической, социальной, духовной, психической, экзистенциальной и т.д.). Человек – это бесконечная совокупность образующих его процессов Реальности, протекающих по онтологическим, общим и специфическим законам, в бесконечном множестве измерений: физических (тепловых, электрических, магнитных, волновых, звуковых, световых и т.д.), химических (различных химических элементов и веществ и т.д.), биологических, социальных, психических и др.

Только часть процессов Реальности, составляющих, реализующих существование человека в его качественной определённости, осознана им, всеми людьми как таковая, как необходимость, часть же этих процессов не всеми признаётся необходимостью, а бесконечное множество этих процессов бытия людьми вообще не осознано.

Необходимо преодоление искажённых мировоззренческих воззрений относительно свойств качественной определённости человека, рассмотрение их не как субъективных, а как закономерной необходимости образования Реальности, называемого человеком. Деятельность индивида должна строиться адекватно этой необходимости, а не на основании заблуждений и вымыслов о волевом происхождении этих свойств. Следовательно, необходимо выявление проявлений этой закономерной необходимости и познание их каждым человеком.

8. Не излагается система видовых потребностей человека, а ведь не знающий всех своих видовых потребностей человек не знает себя.

Вор, царь, китаец, монах, олигарх, христианин, президент, проститутка, еврей, артист, негр, женщина, рабочий удовлетворяют по существу одни и те же видовые потребности, только различными способами и в различных формах. Однако люди не осознают наличия и содержания многих своих видовых потребностей и их общности для всех.

Для различных целей возможны классификации потребностей человека по различным основаниям. Потребности, например, могут быть классифицированы:

- по степени общности (видовые, специфические),

- по сферам деятельности (потребности в труде, познании, общении и т.д.),

- по объекту потребности (материальные, этические, эстетические и т.д.),

- по функциональной роли (самосохранения и обеспечения развития,

первостепенные и второстепенные, устойчивые и ситуативные и т.д.),

- по субъекту потребности (индивидуальные, групповые, общественные).

Потребности также классифицируют как: первичные и вторичные, явные и латентные, интровертные (направленные на себя, например, чувство вины, самоубийство) и экстравертные (направленные вовне, на других людей – например, агрессия, насилие), эгоцентрические и социоцентрические.

Иерархию потребностей иногда представляют по степени важности: физиологические потребности (голод, жажда), потребности самосохранения (безопасность), социальные потребности, потребности в уважении и т.д.

К базовым потребностям часто относят: физиологические (потребности в воздухе, воде, пище, жилище, сне, половом взаимодействии), потребности в безопасности и уверенности, любви, самоуважении, уважении других.

В иерархии потребностей осуществляется стремление человека обязательно удовлетворять, как правило, в первую очередь самые важные, жизненно необходимые, так называемые витальные или базовые, потребности.

Однако разделение потребностей на витальные, базовые и второстепенные не всегда целесообразно и приемлемо. Для достижения наилучшего состояния, счастья в целом каждого человека необходимо оптимальное удовлетворение всех его потребностей без исключения. Удовлетворение только витальных или базовых потребностей само по себе наилучшего состояния индивида не обеспечивает. Более того, во многих ситуациях главными могут становиться не витальные или базовые, а так называемые второстепенные потребности.

Закономерна необходимость удовлетворять видовые потребности. Их удовлетворение – также способ сохранения качественной определённости человека.

Стремясь удовлетворить видовые потребности, многие из которых удовлетворяются только во взаимодействии индивидов, люди, не имея (по причине неразвитости и социально-антагонистической организации общества) возможности согласованной между собой их реализации, удовлетворяют их стихийно, неразумно, зачастую с применением насилия и в ущерб друг другу.

9. Не изложена система здорового образа жизни, включающая не только:

- рациональную организацию индивидом собственной жизнедеятельности, планирование и осуществление работы над собой,

- здоровое половое взаимодействие и выращивание потомства,

- формирование адекватной эмоциональной сферы и духовной жизни индивида, общественное и индивидуальное противодействие возникновению стрессов и страданий,

- уход за организмом, соблюдение техники безопасности, общественное и индивидуальное противодействие возникновению заболеваний и пограничных психических состояний,

- требования к жилищу и одежде,

- соблюдение адекватных темпа и темпов, ритма и ритмов жизни,

- здоровые дыхание, сон, труд, отдых,

но и такие направления, как:

- адекватное взаимодействие индивида с другим человеком, социальными общностями, человечеством, биосферой, Землёй, Солнечной системой, Галактикой, со всей Вселенной и другими образованиями Реальности, Реальностью в целом,

- активное и равноправное участие индивида на принципах общечеловеческой

нравственности в управлении обществом, социальной общностью,

- формирование более адекватного мировоззрения,

- рациональная работа с информацией, формирование информационной культуры,

- разумное удовлетворение всех видовых потребностей человека и общества в целом,

- адекватное мышление, познание и творческое отношение индивида к

жизнедеятельности,

- формирование подсознания и взаимодействие с ним,

а также оптимальное осуществление каждого направления, всего комплекса направлений здорового образа жизни и множества их сочетаний.

10. Не указаны такие критерии развития, прогресса общества и человека, как степень достижения наилучшего состояния, счастья каждым человеком, степень сознательного использования организованных коллективных разума и воли при управлении социальными общностями и обществом в целом, степень участия каждого человека в управлении общими делами, степень оптимальности удовлетворения всех видовых потребностей человека, степень воплощения в человеческом общежитии идей социального равенства и других принципов общечеловеческой морали.

11. Практически отсутствует системное изложение способов социальной самоорганизации (социального самоуправления) человека, социальной общности, общества. Не предлагается системный моральный кодекс как один из способов социальной самоорганизации. В частности, не изучается как отдельная дисциплина социальное самоуправление в образовательном учреждении, не описан уже существующий эффективный опыт самоуправления в образовательных учреждениях. Учащиеся практически не принимают участие в управлении образовательным учреждением, хотя такое участие предусмотрено законом России «Об образовании в РФ». Не предусмотрено и участие учащихся в доступных формах в социальном управлении на всех уровнях общества (например, посещение заседаний органов местного самоуправления и органов государственной власти и управления, участие в собраниях общественных объединений, выявление и обнародование общественного мнения учащихся, собрания с участием представителей органов власти и управления, проведение в образовательных учреждениях опросов, дискуссий по значимым социальным проблемам и т.д.). В результате система общего образования выпускает человека, не способного участвовать в осуществлении власти народа, установленной в Конституции РФ – ведь исполнению функции власти (социального управления) тоже надо учиться (ст.3 Конституции гласит: «…единственным источником власти в России является ее…народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»).

12. Как способ осуществления воли народа (т.е. власти народа, установленной ст.3 Конституции РФ) не показаны формы, алгоритмы равноправного и систематического участия каждого человека в социальном управлении на всех уровнях общества и во всех его сферах. Такое участие не представлено как один из способов достижения счастья каждым человеком, как способ максимальной сопричастности каждого человека ко всей жизни общества, как один из способов подлинной самореализации человека, как один из основных критериев прогресса человечества.

13. Не изложена система важных, а также жизненно опасных для всего человечества глобальных проблем, не показаны способы их разрешения или (и) минимизации.

14. Системно не излагаются основы, характеристики познавательной деятельности человека.

15. Не показано, в чём заключается система информационной культуры, что составляет содержание так называемого «информационного ядра» как информации, которую необходимо знать каждому человеку.

Не описаны такие распространённые виды, причины заблуждений и иных неадекватных представлений индивидов, как: догмы, неуместные стереотипы, формализм, неадекватные убеждения, пережитки, фидеизм, предрассудки, суеверия, предубеждения (некоторые моральные нормы, некоторые религиозные убеждения, некоторые политические взгляды, принадлежность к определённому социальному слою, социальная дистанция, шовинизм, национализм, этноцентризм, расизм, патриотизм и иные идеологии, обосновывающие превосходство, исключительность некоторых групп людей и тем самым антагонистически разобщающие человечество), неуместные ярлыки, вымыслы, утопии, признание харизмы, элитаризм, сакрализация, субъективизм, волюнтаризм, гипертрофированные положения, оккультизм, мистицизм, иррационализм, интуитивизм, гипостазирование, фетишизм, ритуализм, застенчивость, функциональная привязанность, трафаретное мышление, нерелевантная информация, слепая необоснованная вера (Учителю, вождю, авторитету, органам власти, профессионалам, элите, лидерам, заслуженным людям, специалистам), манипулирование сознанием, психикой и поведением человека, обман, самообман, антропоморфизм, анархизм, нигилизм, некоторые психологические, гносеологические и иные свойства человека, обусловленность ситуацией, критиканство, абсолютизация, релятивизм, внушённый страх, психологическое давление, неправильное применение научных и других терминов, необоснованная аналогия, прямая ложь, информационные мифы, эклектика, внушение аморализма.

16. Не показано, как осуществляется манипулирование сознанием, психикой и поведением масс людей. Манипуляция сознанием, психикой и поведением человека - общественное явление, охватывающее в современных условиях миллиарды людей. Определённые социальные структуры ныне осуществляют манипуляцию в массовых масштабах с помощью средств массовой информации и особенно телевидения, которое в этой связи стало мощной разрушительной силой. Современный человек – жертва совокупного манипулятора, то есть господствующих групп.

В результате манипуляции человек начинает себя вести неадекватно, вопреки своим даже очевидным интересам. Люди начинают жить в вымышленном мире. Манипулятор подавляет здравый смысл сразу у сотен миллионов людей.

Распространение и внушение манипуляторами искажённых духовных ценностей сопровождается рекламированием насилия, аморализма, культа наживы, культа денег, грязных способов добычи богатства. Смакуя это на телеэкране, в прессе, в книгах и иными способами, определённые люди насаждают зло и при этом всячески убеждают в его неизбежности. Всё это ведёт к физической и нравственной деградации индивида и общества.

Манипуляция психикой, сознанием и поведением громадных масс людей - одна из серьёзнейших глобальных проблем современности. Она относится к формам, причинам и следствиям антагонистического разобщения человечества.

 

Разумеется, все перечисленные предлагаемые направления в содержании общего образования должны реализоваться в форме, доступной для учащихся данного возраста, и при обязательном условии оптимальности объёма всей информации, необходимой учащимся для усвоения в системе общего образования.

 

Перечисленные недостатки содержания общего образования препятствуют адекватному развитию молодого поколения. В такой ситуации призывы к реализации каждым человеком счастливой жизни, в частности, к разрешению опасных глобальных проблем, воспитанию достойного человека остаются пустыми декларациями.

Пути устранения и (или) минимизации ряда указанных недостатков общего образования более подробно изложены в других моих работах, размещённых на официальном сайте Российского философского общества.

 

 

 

 

 

 

К началу страницы