Главная страница сайта

Карта сайта

Библиотека сайта

Другие статьи Акименко А.Д.

Написать автору статьи

e-mail: akimenko43@mail.ru

 

 

 

Акименко Александр Денисович

Статья 5

 

ОБЩЕСТВО КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ОНТОЛОГИЧЕСКИХ И ИНЫХ ЗАКОНОВ РЕАЛЬНОСТИ.

 

Аннотация

Учёт в деятельности общества онтологических законов способствует: определению всех факторов, обеспечивающих наилучшее состояние каждого человека, использованию общественных коллективных разума и воли, самоорганизации общества в целом на основе договорённостей, но не насилия, выявлению способов организации общества, целенаправленно интегрирующих его в единую самоуправляемую систему, исключающую социальные антагонистические противоречия. В статье показано как учёт онтологических законов позволяет выявлять новые возможности общества с целью реализации его прогресса.

Ключевые слова.

Реальность, образование Реальности, онтологические законы, организованные общественные коллективные разум и воля, наилучшее состояние человека.

 

SOCIETY AS THE RESULT OF COMBINATION OF ONTOLOGIC AND OTHER RULES OF THE REALITY

A.D. Akimenko

 

Annotation

The consideration of ontologic factors in the life of the society supports the definition of all other factors, resulting in constant improvements of the mankind existence, leading to the effective usage of group intelligence and will. Thus, the society becomes self-oriented, solves diffent problems using diplomatic tools instead of military forces, the number of antisocial elements diminishes constantly. In the article I illustrate the connections between ontologic rules and the general progress of the mankind.

Key words

the Reality, the appearance of the Reality, Ontologic rules, supreme human condition, the organised group intelligence and will.

 

Возникшие на одном из образований бесконечной Реальности - планете Земля - живая система, а затем человеческое сообщество как её элемент, функционируют по общим законам, всеобщим (онтологическим) законам Реальности, образования Реальности.

Существующие мировоззренческие идеологии, не учитывая систему онтологических законов Реальности, проявляющихся в жизнесуществовании общества, тем самым практически:

- не определяют все факторы, обеспечивающие наилучшее общее состояние, счастье в целом каждого человека,

- не рассматривают возможности максимального использования организованных общественных коллективных разума и воли,

- не рассматривают способы организации общества, целенаправленно и планомерно интегрирующие, консолидирующие его в единую целостную, самоуправляемую систему, исключающую социальные антагонистические противоречия,

- не выявляют и не исследуют возможность самоорганизации жизни общества в целом на основе договорённостей, но не насилия.

 

Ниже изложены некоторые (из бесконечного множества) характеристики жизнесуществования человечества как проявление онтологических и иных законов Реальности.

 

1. Человеческое общество - бесконечное множество и многообразие всех существующих в бесконечном множестве измерений процессов (познанных и непознанных человеком, человечеством), которые взаимодействуют, взаимосвязаны и взаимозависимы.

На основе понимания общества как образования Реальности строится методология теоретической и практической деятельности. Бесконечность свойств-образований Реальности обусловливает бесконечное многообразие методов познания и действий.

Адекватное мировоззрение – система представлений о Реальности в целом, о человеке, обществе и месте человека, общества в ней, об отношении общества и человека к Реальности (включающей и само общество), способствующих наилучшему состоянию, счастью в целом каждого человека и прогрессу общества. Мировоззренческое представление об обществе целесообразно создавать не на основе какой-то одной идеи, а на базе как можно большего множества принципов, отражающих понимание человеком множества аспектов Реальности. В связи с бесконечностью Реальности принципиально неполно, не точно, не строго любое мировоззренческое суждение об обществе.

2. Общество существует бесконечным множеством различных проявлений, свойств, структур, явлений, состояний, измерений, то есть образований Реальности.

Бесконечность общества - неограниченное многообразие его в пространстве, во времени и множестве других измерений.

Учитывая всеобщую связь и взаимодействие явлений Реальности ни об одной системе (образовании Реальности) нельзя утверждать, что она является самоорганизующейся. Поэтому понятие «самоорганизация общества» можно употреблять, лишь оговаривая его относительность.

При изучении человечества как целого целесообразно использование приёмов, методов системного анализа как учитывающего систему факторов бытия.

Общество – образование Реальности, представляющее собой форму жизнесуществования людей, возникшую при определённых условиях в процессе изменения Реальности. Общество – совокупность индивидов и тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу. Исследование общества целесообразно проводить только с учётом онтологических законов Реальности, проявляющихся и во всех социальных процессах.

Люди как образование Реальности – это и разновидность живых организмов на планете Земля, и вид животных, и результат функционирования общества и т.д.

3. Существует время, пространство и бесконечное множество иных измерений общества как образования Реальности (многомерность общества). Признание многомерности общества позволяет, в частности, преодолевать однозначное, одностороннее и ограниченное, а тем самым неадекватное, восприятие общества и его конкретных проявлений.

4. Общество изначально никем не запрограммировано, не предзаданно (это не доказано, но некоторые идеологи также бездоказательно утверждают противоположное).

5. Общество ни для кого и ни для чего не предназначено. Вопрос о предназначении общества (и вообще о предназначении любого образования Реальности) поставленный как вопрос: для чего человечество живёт – не имеет смысла. Вопрос о предназначении общества порождён также и абсолютизацией причинно-следственных связей.

6. Общество как образование Реальности не имеет отдельных исходных движущих, побудительных сил, отдельной исходной причины (исходных причин) как чего-то, лежащего в его основе. Во всеобщей связи и взаимодействии явлений для объяснения процессов Реальности представляется бессмысленным поиск источника как некоего одного исходного. В частности, поиск первопричины, перводвигателя общества – это непризнание онтологического закона всеобщей связи и взаимодействия явлений (ибо первопричина уже не зависит ни от чего другого).

7. Рассмотрение человечества в категориях всеобщей связи и взаимодействия бесконечного множества явлений предполагает учёт бесконечного множества различных измерений. Рассмотрение же общества в категориях внешнее-внутреннее и прошлое-настоящее-будущее предполагает лишь пространственное и временное измерения.

8. Общество целостно. Понятие целостности общества выражает его интегрированность, самодостаточность, автономность, связанные с внутренней активностью; оно характеризует качественную определённость общества как обусловленную присущими ему закономерностями функционирования и изменения. Его целостность обусловлена всеобщей взаимосвязью, взаимообусловленностью, взаимозависимостью, взаимодействием и относительной обособленностью образующих его процессов. Целостность общества не только в том, что оно существует, но и в том, что оно функционирует также и по всеобщим законам Реальности.

Построение целостного понимания человечества представляется не в виде создания некой завершённой системы, описывающей отдельные его характеристики, а в виде незамкнутой совокупности выявленных его всеобщих и иных характеристик-закономерностей, использование которых позволяет каждому человеку осуществлять успешные действия с целью достижения наилучшего состояния, счастья в целом.

Общество – совокупность процессов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определённую целостность, единство. Целостное понимание общества, в частности, предполагает учёт всех процессов, реализующих его в данной качественной определённости, всех изменений, обеспечивающих устойчивость качественной определённости.

Некоторые характеристики целостности общества:

- направленность процессов Реальности на сохранение целостности общества; повышение степени (уровня) его целостности,

- организация: 1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия дифференцированных и автономных частей общества, обусловливающая его существование в качестве данного целого, 2) совокупность процессов или действий, реализующая общество и обусловливающая его существование в качестве данного целого,

- самосохранение: общество в целом неосознанно стремится сохранить свою целостность через поддержание состояния подвижной устойчивости, путём адаптации как к внутренним, так и к внешним изменениям,

- самоорганизация – процесс, в ходе которого происходит взаимодействие внутренних элементов и подсистем, приводящее к их согласованному движению и в результате – к образованию устойчивых структур общества. Самоорганизация общества – процесс, лишь относительно независимый от среды,

- неаддитивность – тип сохраняющих общество отношений между целым и его частями, при котором свойства целого в некоторых связях отличаются от свойств его частей. Общество как обладающее неаддитивными свойствами, не может быть познано и объяснено на основе одних только знаний о его частях,

- зависимость каждого элемента, свойства и отношения общества от его места, функций и т.д. внутри целого,

- многоуровневость,

- структурность,

- взаимозависимость общества и иных процессов Реальности (общество формирует и проявляет свои свойства только в процессе взаимодействия с иными процессами Реальности),

- иерархия процессов, реализующих жизнесуществование общества,

- разрешение противоречий существования целостности, реализуемое превалированием сохраняющей её тенденции,

- гармония (в оценке человека) как соразмерность и упорядоченность частей целого, единство многообразия, согласованность формы и содержания общества. Существуют, например, представления о гармонически, всесторонне развитом человеке, представления об аспектах дисгармоничности современного общества.

Фактором реализации целостности человечества выступает также мораль.

Множество социальных глобальных проблем, которые разрушают целостность общества, обусловлено неуправляемостью общества в целом, отсутствием организованных коллективных разума и воли общества.

Научное управление обществом есть систематически осуществляемое осознанное, целенаправленное воздействие людей на общественную систему в целом и на её сферы на основе познания и использования закономерностей Реальности (включая и социальные закономерности) для обеспечения оптимального функционирования и развития человечества, достижения поставленных целей. Оно предполагает наличие соответствующей программы деятельности, развития общества в целом. Однако научное управление обществом пока не реализуется.

В частности, одно из необходимых условий реализации наилучшего, оптимального состояния общества – в совместном всеми его членами на всех уровнях принятии решений по общим проблемам, совместное выполнение этих решений и гуманное, ненасильственное разрешение возникающих при этом противоречий на основе договорённостей. Это обеспечивает повышение степени целостности, устойчивости существования общества.

Различные идеологи считают, что для жизнедеятельности человеческого общества как целостности необходимы отношения управления (сопровождаемого подчинением общим правилам), либо отношения власти (господства и подчинения), а также соответствующие структуры, осуществляющие такие отношения. Отношения власти (господства и подчинения) при этом многие идеологи считают необходимым условием функционирования человечества.

Власть в обществе – в общем смысле – способность и возможность отдельных людей осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение других людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия – без такого же воздействия на первых со стороны последних. Власть, в частности, обусловливает неизбежные недостатки управленческих решений, единолично принимаемых даже «выдающимся» властвующим руководителем (или группой властвующих лиц), связанные с бесконечностью Реальности, которые обусловлены тем, что:

- любой индивид (в сравнении с обществом) наделён ограниченными способностями к всесторонней обработке информации,

- любой человек не использует всю имеющуюся у человечества необходимую для управления информацию потому, что не знает её,

- существует склонность любого индивида принимать разные решения в зависимости от того, как проблема ему представлена,

- обычно люди стараются уклоняться от рискованных решений и опираться на то, в чём они уверены,

- существует эффект влияния скрытых предпочтений,

- существует предубежденность восприятия других людей и иных феноменов и т.д.

Однако управление общественной жизнедеятельностью вовсе не предполагает необходимости власти, то есть господства управляющих групп людей, как это реализуется в обществе. Поэтому нет оснований отождествлять управление с руководством, которое в некоторых связях является господством. Другими словами, для эффективной организации целостности общества актуальны постановка и разрешение проблемы его управления, а не проблемы власти и руководства. Управление не обязательно должно сопровождаться властью (а тем самым господством) одних людей над другими, руководством (господством в некоторых связях) одних людей другими.

В самоуправляющемся обществе отношения власти и руководства вообще исключены, поскольку управляют все совместно и поэтому никто ни над кем не может проявлять власть, господствовать. Управление осуществляется органом управляющим, организующим, но не властным или руководящим. Поэтому Основной правовой закон (Конституция) общества будущего должен будет разрешать проблему управления в обществе, но не проблему власти и руководства.

Некоторые идеологи считают, что насилие при управлении необходимо, чтобы обуздать эгоистическую природу человека. Другие идеологи насилие государства над индивидом оправдывают необходимостью достижения гармонии частей и целого. Некоторые идеологические обоснования насилия: идеологии расизма, фашизма, национализма, шовинизма, патриотизма.

Власть при организации жизнедеятельности общества (то есть в процессе сохранения его целостности) и сопутствующее ей (власти) насилие осуществляет государство как определённая группа людей (чиновничество, должностные лица, элита, аристократия, вожди, полиция, иные структуры). Обусловленное властными отношениями неравенство прав граждан в стране – одна из характеристик государственного, то есть представительного управления. Оно (неравенство прав) – естественное проявление отношений господства и подчинения, санкционированных государственным правом.

Во все прошлые века человеческой истории прямое управление масс, а тем самым исключение какого-либо господства одних над другими, было даже технически невозможно. Это одна из причин появления и существования различных форм государства (органа представительного управления) как структуры, организующей общество. Формы государств – монархия, тоталитаризм, авторитаризм, аристократия, диктатура, демократия и т.д. Переход от одной формы государства как способа представительного управления к другой никак не устраняет (сам по себе) отношений власти и руководства, а тем самым в некоторых связях – господства определённых групп людей.

Предлагаемые модификации способов представительного управления (создание правительства «народного доверия» или «народного правительства», искусственное выращивание элиты управленцев, выборы «хорошего» царя, президента, «хороших» депутатов, передача власти «твёрдой руке», а также сочетания данных способов управления и т.п.) качественного положительного изменения существующего статуса каждого человека в системе управления в социальной общности (стране) также не обеспечивают, и поэтому радикально не улучшают социальную ситуацию. Общее для всех форм государственного управления – управление путём осуществления власти, а тем самым в некоторых связях и господства, лишь некоторой, меньшей частью социальной общности, то есть представительное управление (не непосредственное управление всеми общими делами всеми членами общности совместно).

Для реализации целостности социальной общности как образования Реальности необходимо подчинение её составляющих, её частей, их (частей) процессов сохранению существования, функционирования общности (образования Реальности) как некой целостности в данной качественной определённости.

Потребности, интересы данного человека, групп индивидов во многих связях противоположны, противоречат существованию, сохранению целостности социальной общности как образования Реальности. Однако в результате разрешения этих противоречий, в том числе и путём насилия, превалируют интересы сохранения общности как некой целостности, как образования Реальности. Общность как целостность не существовала бы, если бы не было превалирования интересов, тенденций «насильного» сохранения существования её как целого над интересами каких-либо из составляющих её процессов, факторов.

Превалирование сохраняющей тенденции в социальной общности (стране) реализует сохранение её целостности, которое, в частности, осуществляется путём подчинения государством интересов сохранения целостности индивида интересам сохранения целостности общности. Это подчинение реализуется в различных формах, включая добровольное и недобровольное (насильственное), осознанное и неосознанное подчинение, а также путём действий в различных формах государства как группы властвующих лиц или вождя с целью сохранения целостности общности как образования Реальности.

Следовательно, насилие и принуждение в современном обществе как способы разрешения противоречий превалированием во взаимодействии одной из взаимодействующих тенденций – формы разрешения противоречий образования Реальности, необходимые, закономерные способы сохранения целостности общества. То есть насилие, принуждение, государственная власть – это не порождение чьего-либо злопыхательства, а проявление также и онтологического закона сохранения целостности общества как образования Реальности. Однако общество в целом не имеет возможной (большей) целостности и в связи с его разобщённостью на государства (страны), зачастую разрешающие противоречия путём насилия (войн, конкуренции и т.п.). Отдельные страны лишь иногда целенаправленно объединяются в группы для осуществления какой-либо взаимовыгодной деятельности в отдельных сферах. Организация Объединенных Наций, призванная в соответствии с её уставом быть центром для согласования действий наций в достижении общих целей, также не осуществляет общее регулирование общества в целом. Для сохранения и повышения степени целостности общества насилие, принуждение со стороны одних групп людей в процессе управления общностью можно исключить только переходом к управлению с использованием организованных индивидуальных и коллективных (общественных) разума, воли, сознания, мышления как таких уникальных возможностей, которых нет у других животных. При этом, в частности, для повышения степени целостности общества языковое разобщение людей должно быть устранено путём перехода человечества к единому языку.

По мере того, как степень взаимозависимости народов в процессе реализации целостности общества при обострении глобальных проблем значительно возрастает, человечество всё быстрее приближается к необходимости обеспечения при этом единства на основе договорённостей для сохранения и повышения уровня своей целостности в её качественной определённости.

Поэтому необходима совместная целенаправленно организованная деятельность людей всех вместе при выработке и реализации правил, алгоритмов сохранения целостности общества (по всем его характеристикам, включая совместное равноправное участие каждого в управлении общими делами общества). В таком случае подчинение индивида остаётся, но его необходимость становится осознанной каждым и добровольно, без насилия реализуемой. И это будет уже не подчинение одних людей другим (господам), а подчинение общественной целесообразности и необходимости, обществу в целом, совместно выработанным правилам, договорённостям. Такое общество может быть создано только поэтапно, путём убеждения и последовательных мирных реформ, включающих соответствующее социальное экспериментирование, но не путём скачкообразных изменений состояния общества, называемых революциями, то есть войнами, не физической заменой или уничтожением должностных лиц государственного аппарата, не применением других форм насилия.

9. Закономерностей, свойств бытия, существования общества бесконечно много. Проявления свойств – тоже закономерности бытия. Свойство общества не есть только его свойство как отграниченного феномена, оно – результат взаимодействия. Учёт в деятельности общества возможно большего множества онтологических и иных законов Реальности позволяет сделать её (деятельность) более адекватной.

10. Все процессы общества, всей Реальности находятся во всеобщей связи и взаимодействии – они взаимодействуют, взаимосвязаны, взаимообусловлены, взаимозависимы (непосредственно и опосредованно). Пример всеобщей взаимосвязи: чем здоровее всё человечество, тем здоровее каждый; чем здоровее каждый, тем здоровее окружающие его, а тем самым здоровее всё человечество.

Феномен временной устойчивости, целостности человечества и все другие его характеристики более удовлетворительно объясняются только при обобщении данных о них как о процессах в составе всей Реальности. Поэтому для целостного, всестороннего понимания свойств общества надо выйти за пределы общества и рассматривать его не только как элемент всей живой системы, но и как процесс-явление всей Реальности.

Свойства общества могут появиться, проявиться и быть познанными только во взаимодействии с другими образованиями Реальности. Каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны. Взаимодействие обусловливает появление и изменение человечества.

Общение в человеческом обществе как проявление всеобщей связи и взаимодействия явлений – одно из необходимых и всеобщих условий формирования, сохранения целостности и развития общества и индивида. Однако ныне в общении целенаправленно осуществляется и разрушающая целостность общества манипуляция сознанием, психикой и поведением масс людей.

11. Все феномены общества существуют с необходимостью, закономерно, взаимосвязаны, взаимозависимы, взаимообусловлены, взаимно влияют друг на друга, а в некоторых связях - самостоятельны, независимы, отграничены.

Исследование индивида, человечества как отграниченных, автономных в Реальности – лишь один из способов их познания. Трудности познания усугубляются при использовании другого способа исследования общества, а именно – как итога всех взаимодействующих процессов всей Реальности.

Использование онтологических законов предполагает и взаимопротиворечивый характер способов рассмотрения общества – и во всеобщей связи и взаимодействии явлений, и как отграниченного, самостоятельного, автономного. Поэтому осмыслить жизнесуществование общества и изложить его в непротиворечивых понятиях, положениях не представляется возможным.

12. Взаимодействия процессов общества в одних связях противоречивы, в других связях непротиворечивы. Во всех способах существования общества имеются противоречия.

В современном обществе для разрешения присущих ему антагонистических социальных противоречий в процессе реализации целостности общества часто используется насилие. В обществе будущего социальные противоречия остаются, но их антагонизм, а поэтому и насилие, исчезают.

Противоречия общественного развития объясняются и социальными условиями, например, существующего общественного устройства, и «вечными законами природы», то есть онтологическими законами Реальности, которые проявляются и в социальных ситуациях.

Одно из противоречий человечества в том, что люди одновременно и склонны вступать в позитивное общение, но при этом в некоторых связях склонны оказывать друг другу противодействие, разрушающее общество.

Данное общественное устройство как целостность реализуется противоречащими друг другу факторами. Так, государства стремятся к экономическому росту, но этот рост ведёт к разрушению – часто необратимому – окружающей среды, а, тем самым, самих государств.

В Реальности существует взаимодействие противоположных, противоречивых, взаимоисключающих сторон и тенденций общества, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении. Так, существуют с необходимостью две неразрывные противоположные тенденции в процессах, реализующих существование общества – сохранения и разрушения, изменения его качественной определённости.

Одно из современных существенных антагонистических противоречий жизнесуществования человечества - соперничество и конкуренция индивидов и социальных общностей. Существуют многочисленные антагонистические противоречия между государствами, транснациональными корпорациями, интересами военно-промышленного комплекса и широких народных масс, между развитыми и развивающимися странами и т.д.

Существуют насильственные и ненасильственные способы разрешения социальных противоречий.

Классовая борьба как насильственный способ разрешения социальных противоречий – борьба в человеческом сообществе между классами, интересы которых в каких-то связях противоположны или противоречат друг другу. Она совершается в идеологической, политической, религиозной, философской, экономической и иных сферах.

Конформизм как ненасильственный способ разрешения противоречий – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т.д. Ныне конформизм по отношению к существующему социальному строю и господствующим ценностям целенаправленно насаждается системой воспитания и идеологического воздействия. Коллективизм как ненасильственный способ разрешения противоречий предполагает активное участие индивида в решении общих дел.

Война – насильственный способ разрешения социальных противоречий.

Договорённость между людьми – способ ненасильственного разрешения социальных противоречий.

Осознание всеми людьми закономерности и необходимости противоречий общества как образования Реальности способствует более уравновешенному поведению, уважительным отношениям, сохранению здоровья, поиску более адекватной организации общества и т.д. При этом совершенствование общества связывается не столько с перевоспитанием отдельных людей, сколько с минимизацией негативных аспектов при разрешении социальных противоречий путём создания механизмов их разрешения с использованием договорённостей, (механизмов) включающих использование организованных коллективных разума и воли общества на основе общечеловеческих моральных принципов.

13. Взаимодействующим процессам общества в одних связях присуща иерархия, в других – хаотичность. В некоторых связях иерархия обеспечивает определённую целостность, организацию общества. Существует также и множество отрицательных для человека, общества свойств общественной иерархии.

14. Общество, его целостность, временная устойчивость, качественная определённость реализуются, в частности:

- бесконечностью образующих процессов,

- конечностью в пространстве, времени и ином измерении как единого, целостного процесса,

- уникальностью в своей качественной определённости,

- взаимосвязанностью со всеми другими феноменами Реальности,

- динамической устойчивостью,

- организацией, структурностью, направленностью, избирательностью, инвариантностью, иерархией, повторяемостью, инерционностью, противоречивостью тенденций жизнесуществования при доминировании сохраняющей тенденции, другими всеобщими способами бытия Реальности, образования Реальности, а также относительными их (способов бытия) моментами – самостоятельностью, отграниченностью, оптимальностью, активностью, свободой выбора и т.д.

Норма социальная - фактор, в некоторых связях обеспечивающий целостность человечества, – образец, правило, принцип деятельности, признанные социальной общностью и в той или иной форме заданные для исполнения её членам. Функции нормативных институтов исполняют, в частности, обычаи, традиции, право, нравственность, общественное мнение, вкусы.

15. Возникновение, существование общества, его свойства – результат всех процессов Реальности, способ существования Реальности, а не результат только некоторых отдельных причин или движущих сил.

Свойство общества зависит не только от него самого, но и от того (от тех) образования Реальности, с которым оно соотносится или взаимодействует. Иногда утверждают об «извечной пассивности масс», хотя это свойство взаимодействия групп людей, существующее лишь при соответствующей (а именно: стихийной) организации человечества.

16. Возникновение и существование общества реализуются с необходимостью. Необходимость взаимосвязана с закономерностью: необходимость проявляется как закономерность, закономерность проявляется как необходимость.

17. Содержание качественной определённости общества на данный момент – итог самодвижения, самоизменения всей Реальности. Свойства качественной определённости реализуются с необходимостью. В частности, утверждение о том, что общество – продукт взаимодействия людей – неточно, оно верно лишь в некоторых связях. Общество - продукт самодвижения, самоизменения, взаимодействий всей Реальности.

Содержание самих видов деятельности человека, человечества также обусловлено процессами возникновения и существования человека, человечества, живой системы, существования всей Реальности. Человечество эти виды не планировало для себя (в качестве видов своей деятельности) целенаправленно, сознательно; они естественно появились в процессе его бытия в составе Реальности.

18. В процессах существования общества постоянно происходят изменения. Непризнание законов изменения общества ведёт, в частности, к догматизму, к внушению социальной пассивности, к идее неизменности «природы человека» и вечности существующих общественных отношений. Однако и социальная революция как предлагаемая некоторыми идеологами форма социального развития (качественный скачок при отсутствии знания способов разумной организации нового, то есть стихийность) неэффективна и даже вредна, связана с колоссальными издержками, ибо человечеству, отдельным людям неясно, каким образом общество должно упорядочиваться после этой так называемой революции. Непризнание изменения общества, в частности, проявляется и в том, что существующая организация жизни человечества на принципах рынка, частной собственности, представительного (государственного) управления, насилия многим представляется естественной, единственно возможной, вечной, отвечающей интересам общества в целом.

Некоторые признаки изменения современного общества – рост милитаризма, шовинизма, реакционных экономических, политических, философских и социологических теорий, защищающих и приукрашивающих современное состояние и существующую организацию общества, клерикализм. Вместе с тем расширяется участие общественности в управлении общими делами, развивается всеобщая информатизация, осуществляется научно-технический прогресс, растёт материальное благосостояние большинства населения, растут общественные фонды потребления, уровень образованности и появляются другие возможности для развития человека и общества.

Жизнедеятельность человечества в целом осуществляется стихийно, общественная жизнь в целом не представляет собой сознательно организованный процесс, общество не управляемо. Однако человечество не сможет не только развиваться и разрешить свои экологические, энергетические и прочие глобальные проблемы, но и выжить, не научившись с помощью организованных коллективных разума и воли общества управлять всеми, а не отдельными социальными процессами.

К общим показателям общественного прогресса целесообразно отнести: степень достижения наилучшего состояния, счастья в целом каждым человеком, степень использования организованных коллективных разума и воли при управлении обществом в целом (то есть степень освобождения людей из-под гнёта стихийности в процессах общественного взаимодействия), степень оптимальности удовлетворения всех видовых потребностей человека, рост науки, техники и производительности труда, рост человеческой солидарности, всё более полное воплощение в человеческом общежитии идей социального равенства, справедливости и других принципов общечеловеческой морали. Известно, что научно-технический прогресс сам по себе ещё не означает прогресса общества в целом, он даже может обусловить трагические для человечества последствия.

Идеология потребительства как критерия прогресса игнорирует необходимость удовлетворения всех видовых потребностей, оптимальное удовлетворение которых только в совокупности обеспечивает наилучшее состояние, счастье в целом каждого. Идеалам будущего одинаково чужды как потребительство, так и аскетизм, поскольку и то, и другое противоречит принципу оптимального удовлетворения разумных потребностей.

19. Человечество обладает бесконечным множеством характеристик, связей и отношений, составляющих его качественную определённость. Необходимость реализации свойств качественной определённости общества порождается всей совокупностью процессов Реальности.

20. Общество конечно как отграниченный объект, но бесконечно как совокупность образующих его процессов, как итог процессов, происходящих сейчас, происходивших ранее и которые произойдут, а также происходящих в иных измерениях. То есть одной только пространственно-временной характеристики недостаточно для суждения о бесконечности существования человечества.

21. Общество одновременно существует и как обособленное, отграниченное от других явлений, и как сочетание, результат всех процессов Реальности, всеобщей связи и взаимодействия явлений. Такой способ существования противоречив. Ему адекватны и противоречия способов познания. В одних связях об обществе можно судить как об отграниченном явлении, в других – как о результате всех процессов Реальности. Об отграниченности общества можно говорить, только «вырвав» его из всеобщей связи явлений, рассматривая его свойства, характеристики как принадлежащие только ему, определяемые только им.

22. Сохранение качественной определённости (относительно человека) общества осуществляется различными (но не любыми) сочетаниями образующих процессов (в этой связи оно инвариантно и избирательно).

В оценке человека существует оптимальность для человека качественного состояния общества (то есть наилучшее для человека состояние общества).

Свойства качественной определённости общества, оптимальности его состояния противоречивы, противоречиво и их взаимодействие. Жизнесуществование – одновремённая реализация противоречивых свойств-процессов качественной определённости.

23. В каждый данный момент общество характеризуется устойчивостью и изменчивостью. Данное состояние общества и сохраняется, и изменяется, разрушается, исчезает.

24. «Пороки», болезни общества, неоптимальное состояние общества, позитивные и негативные характеристики межчеловеческого взаимодействия - закономерный результат соответствующего характера протекания процессов, реализующих существование общества, и протекающих с необходимостью. Устранение или минимизация «пороков» общества поэтому связывается главным образом с изменением условий взаимодействия людей между собой и с другими процессами Реальности путём создания соответствующих механизмов, исключающих антагонизм социальных противоречий, а не только и не столько с перевоспитанием людей.

25. Человечеству присуще множество причинно-следственных и иных зависимостей и связей. Человек не может познать всю их бесконечность. Они реализуются также и как проявление бессознательного в человеке и как проявление коллективного бессознательного в обществе.

26. Общество способно в некоторых отношениях воспроизводить (отражать) в своих свойствах характеристики других явлений Реальности в процессе взаимодействия с последними. Знание – отражение характеристик Реальности в сознании индивида и в общественном сознании.

27. Общество обладает всеобщими и общими с другими образованиями Реальности способами существования. Под общим понимаются общие свойства определённой группы образований, под всеобщим – общие свойства всех образований Реальности, всей Реальности.

28. Свойствам, способам существования общества присущи и всеобщность, общность и уникальность. Однако следует отметить, что бытие человечества не более уникально, чем бытие былинки.

29. Существуют свойства, характеризующие уникальность, особенность, специфику общества как образования Реальности в данной качественной определённости. Например, общественное сознание, коллективное бессознательное, коллективные разум и воля – уникальные свойства качественной определённости человеческого сообщества в целом. Общественное сознание и коллективный разум общества непосредственно не отражают множества процессов, реализующих его жизнесуществование. Поэтому они, как и иные свойства общества, не могут быть единственным исходным определяющим фактором. Они могут лишь способствовать целенаправленной минимизации негативных для человечества последствий разрешения противоречий Реальности. Жизнесуществование совокупностей других животных и растений как образований Реальности может осуществляться «успешно» и без сознания.

Однако только у людей, человечества благодаря языку, мышлению, сознанию, достигнутому уровню техники связи, коммуникации, знаний, достигнутому уровню материальной обеспеченности и другим факторам имеется в отличие от других живых существ уникальное свойство - способность и возможность разрешать социальные противоречия путём совместных договорённостей с использованием организованных коллективных разума и воли общества на основе общечеловеческих моральных принципов. Эту способность и возможность человечество в общественной жизни в целом пока не использует.

30. Любое явление, свойство качественной определённости общества влияет на другое противоречиво – и сохраняет (в одних связях), и разрушает, изменяет второе (в других связях). Противоречия жизнесуществования не всегда очевидны для человека, их надо выявлять – но они обязательно существует и причём в бесконечном множестве связей.

31. Результат постоянного разрешения противоречий тенденций сохранения и разрушения, изменения существования общества как образования Реальности – направленность на сохранение его качественной определённости. Направленность не имеет причин, она - функциональное свойство, она – способ существования общества, она – итог, «пересечение» всех процессов Реальности, результат самоизменения всей Реальности.

Направленностью реализуется существование данной качественной определённости общества. Активность человечества как образования Реальности – момент направленности. Она (активность) реализуется всеми процессами, составляющими его существование, в их взаимодействии и относительном делении на внутренние и внешние. Тем самым активность общества – свойство всей Реальности. Активность как момент направленности реализуется бесконечным множеством процессов Реальности, осознаваемым человеком лишь частично.

Направленность на сохранение качественной определённости общества проявляется как его активность по самоорганизации, сохранению себя, своей качественной определённости. Направленность, а тем самым активность как её момент – это закономерность-необходимость Реальности. Понимание направленности, активности как закономерной необходимости снимает вопросы об источнике и смысле существования и предназначении общества.

32. Обществу в некоторых связях присущи и непредзаданность (а значит и непредсказуемость человеком) развития ситуации, феноменов общества, и возможность предзаданного развития ситуации как естественного итога всеобщей связи и взаимодействия явлений (а значит и наступление предсказуемых человеком, в том числе и повторяющихся, событий).

Предзаданный идеал общества будущего выступает как активная, организующая людей сила, объединяющая их для созидания лучшего будущего. Для господствующих групп общества, стремящихся увековечить изжившие себя социальные порядки, характерна идеализация существующего общественного устройства. Однако существует система представлений, обосновывающая идеал будущего общества, который обусловлен не интересами какой-то части человечества (господствующей или подчинённой), а интересами всего человечества, извечно присущими всем людям нравственными принципами, например, идеал будущего как общества социального равенства (социальное равенство людей понимается как характеристика взаимодействий людей в их взаимном отношении к общезначимым факторам жизнесуществования).

33. Реальность, её образование никогда не могут быть в полном объёме познаны людьми. Поэтому истина есть процесс: в каждый данный период человечество располагает относительной истиной – приблизительно адекватным, неполным, содержащим заблуждения, знанием. Однако в каждой относительной истине есть момент (зерно) абсолютной истины (момент абсолютности), благодаря чему, в частности, действия человека имеют момент адекватности. Другими словами, относительная истина в некоторых связях имеет момент абсолютности. Момент абсолютности придают онтологические законы, реализующиеся и в относительной истине.

Адекватность деятельности предполагает и признание конкретности истины, что означает прежде всего точный учёт всех условий, в которых находится объект познания, выделение главных, существенных (в данной ситуации) в оценке человека свойств, связей, тенденций его существования.

Критерий истины находиться не в мышлении самом по себе и не в действительности, взятой вне человека, а заключается в практике, которой, однако, в связи с бесконечностью Реальности тоже недостаточно для вывода об абсолютной истинности.

Определения сущности общества как некоторых его характеристик в качестве главных недостаточно для его познания, поскольку его существование реализуется бесконечным множеством процессов, связей, отношений, свойств.

Эксперимент как образование Реальности – метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых человеком условиях исследуются явления Реальности. Оптимальным способом человеческой деятельности, в частности, в сфере организации жизнесуществования общества в условиях принципиальной постоянной незавершённости знаний может быть экспериментальная организация жизнедеятельности общества путём совместного сознательного и целенаправленного разрешения существующих и возникающих противоречий, то есть путём самоуправления. Многие современные беды человечества, вызываемые фактором стихийности в жизнедеятельности индивида и общества, можно преодолеть только экспериментируя всем вместе с помощью сознательного подхода к управлению.

Социальные эксперименты как образование Реальности способствуют внедрению в жизнь новых форм социальной организации и оптимизации управления обществом с целью создания условий для наилучшего состояния каждого человека.

Ныне актуальность приобретают философский анализ возрастающей роли каждого человека в развитии общества и формирование алгоритмов участия каждого в управлении обществом на всех уровнях. С разработкой этих проблем неразрывно связаны задачи формирования мировоззрения, адекватного наилучшему состоянию, счастью в целом каждого.

В этой связи общественное образование как система целенаправленного отражения характеристик Реальности в сознании человека для обеспечения его наилучшего состояния должно включать на всех этапах изучение:

- философии как мировоззренческой идеологии,

- Идеологии и Программы развития человеческого общества и человека,

- психологии как средства понимания психики людей,

- логики как средства правильного мышления,

- информатики как способов поиска и отбора необходимой информации, а не «информационного мусора»,

- коммуникологии как способов правильного общения людей,

- направлений здорового образа жизни как способа адекватной организации жизни индивида и общества,

- футурологии как науки об идеалах, ориентирах общества будущего,

- науки творческого решения проблем как средства максимального использования творческого потенциала каждого человека,

- науки управления и организации общественного жизнесуществования как способа осуществления самоуправления на всех уровнях общества с применением организованных коллективных разума и воли на основе договорённостей (а не насилия) и общечеловеческих моральных принципов.

34. Существует множество и других, в том числе непознанных и непознаваемых, всеобщих законов существования общества как образования Реальности. Уже само понимание факта возможности существования этих законов даже без выявления их содержания создаёт возможность дальнейшего развития понимания человеком общества, в том числе понимания самого себя, и более адекватной деятельности с целью достижения наилучшего состояния, счастья в целом каждого.

 

 

 

 

 

 

К началу страницы