Главная страница сайта

Карта сайта

Библиотека сайта

Другие статьи автора в Библиотеке сайта

Написать автору статьи

e-mail: antonpet14@yandex.ru

 

 

Статья 11

Антонович Е.Н.

МЕТОД ГЕНОДРЕВА ФТС О ЛОГИКЕ ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ, РЕЛИГИИ И НАУКЕ

/доклад на секции Дней Философии СПб, 22.11.13/ Антонович Е.Н.

 

То, что бестелесно, невидимо и не имеет формы, не может быть воспринято нашими чувствами; то, что вечно, не может быть измерено короткою мерою времени; следователь-но Бог невыразим (В. Шмаков)

Трагедия философского познания в том, что, освободившись от сферы бытия более высокой,от религии, от откровения, оно попадает в еще более тяжкую зависимость от сферы низшей,…научного (и идеологического,- Е.А.) опыта. Философия теряет свое первородство…о своемдревнем происхождении (Н.Бердяев)

 

Предлагается логика генодрева ФТС (философии триединого синтеза) способная через логику противоречия отражать универсальные диалектические процессы развития познания

Ключевые слова: противоречие, тезис, антитезис, единство, множество, дух, материя, логика, синтез, анализ, генодрево, суждение, представление, понятие, умозаключение, идея.

 

Бердяев писал: «Философии вечно угрожает рабство то со стороны религии, то со стороны науки, и трудно ей удержаться в своем собственном месте, отстоять свой собственный путь … Но рабство философа связано … с тем, что религиозная вера и научное знание становятся внешними повелевающими силами для философского познания. И религия и наука могут внутренне оплодотворять философское познание, но они не должны делаться внешним авторитетом для него…Науки имеют дело с частичной отвлеченной действительностью, им не открывается мир как целое, ими не постигается смысл …» [1].

Интуитивные откровения Бердяева о взаимосвязях философии, религии и науки, о необходимости свободы познания и его внутренней духовно-отнологической направленности, во многом перекликаются не только с мыслями других философов, но и идеями, принципами ФТС.

Основным и единственным принципом метода познания ФТС, изначально принятым, в качестве аксиомы, из которого логично вытекают все остальные, является принцип целостности (единства духа и материи) и всеобщей взаимосвязи явлений, известный во всех древних философиях (см. Рис 49 в [2]). Подробнее о методе генодрева ФТС см. в [2,3,4,5,6].

Чтобы всем была понятна сущность излагаемого далее материала, мы ниже даем краткие пояснения основ ФТС – философии дуалистического монизма, единства духа и материи (где противоположности: дух и материя, субъект и объект и др. дополняют друг друга до целого) и ее метода познания - генодрева. Нами в ФТС предлагается генодрево единства, взаимодействия системы логически взаимосвязанных противоположностей: принципов, понятий, как универсальная структурная модель исследования процессов познания, развития. В основу всех уровней структуры генодрева положены: древняя идея целостности мира - единства духа и материи (по Ведам, Дао, Платону, и др.) и обратная триада Гегеля: синтез (логика «и-и») - тезис– антитезис (логика «или-или»). На генодреве ФТС, построенном как симметричный граф (или как древнекитайская двоичная система счисления ИЦЗИН: монограммы – диаграммы – триграммы -… ) процесс диалектического раздвоения единого (системного анализа) начинается с деления исходной точки (вершины графа) на дуальные противоположности: тезиса (дух, сознание, субъект, добро, волновые свойства материи, теория, порядок, эволюция) и антитезиса (материя, зло, объект, корпускулярные свойства материи, практика, хаос, инволюция). Далее раздвоение единого продолжается на низших уровнях генодрева, на основе принципа дополнительности (корпускулярно-волнового дуализма), где духовное должно иметь материальное основание (воплощение), а материальное–духовное, образуя «золотую» прогрессию: 1-2-4-8-… .

Официальная история философии Китая, относя создание ИЦЗИНа к первому тысячелетию до н.э. (по: преданию – около 3300 лет, другим источникам – более 9000 лет) отмечает в нем связи не только с теорией чисел, но и диалектикой противоречий: “Пифагор, живший почти на пять веков позднее составления «И-цзина», считал числа за основу всего существующего, особенностью, присущей всем предметам. Исходя из противоречий четных и нечетных чисел, он вывел по аналогии десять противоречий между природой и обществом и использовал восемь предметов, объединенных в одну группу, как символ гармонии. Все это нашло выражение значительно раньше, в «И-цзине». Знаменитый немецкий философ и математик Лейбниц, считал, что… -двоичная система счисления в математике, … является огромным достижением. Современные ЭВМ основаны именно на двоичной системе счисления” [7].

Мы считаем, что структура генодрева ФТС, основанная на ИЦЗИНе, способна отражать не только связи и отношения между числами и понятиями философии, но и между понятиями философии, мышления, и сферами общества (подробнее см. [2] Рис 65, 33,34, 35, 49, 47,101 и др.).

Смена и развитие элементов структуры генодрева (в [2] Рис 35), как и черт в ИЦЗИНе (от монограмм к диаграммам, от них к триграммам, в [2] Рис 24) подчинена той же закономерности, что и смена 1 и 0 в бинарной арифметике.

Сущность структуры генодрева проста. Точка (начало генодрева) означает принцип логики целого (и-и). Из первопринципа вытекает два рода идей тезиса-антитезиса: 1-0, Ян-Инь, дух-материя, мужчина-женцина, субъект-объект, логики (или-или): -Я, -неЯ, В основу логики развития структуры генодрева положен процесс развития противоречия: Я, неЯ, аналогичный развитию структуры ИЦЗИНа. На 1-м уровне генодрева Я и неЯ раздваиваются на новые Я и неЯ, образуя на 2-м уровне: 4-е элемента системы: Я-Я, Я- неЯ, неЯ- Я, неЯ-неЯ, на 3-м уровне – 8. Т.о., универсальный процесс развития - раздвоение элементов структуры по прогрессии: 1-2-4-8-16…

Структура генодрева ФТС рассматривает процесс логики познания, развития как единый, универсальный, ступенчатый, идущий в 4-х направлениях по горизонтали и вертикали (Рис 1/34): системного анализа (множественности, логики «или-или»), системного синтеза (единства, логики «и-и»), абстрактного и конкретного или духовного и материального (тезиса и антитезиса). Начало генодрева – уровень единства противоположностей (логики синтеза и-и); первый уровень генодрева – уровень двойственности: тезиса и антитезиса (логика разделения или-или); второй уровень – уровень деления тезиса и антитезиса на новые тезис и антитезис (подробнее [2,3,4,5,6]).

Противоречие между противоположностями тезиса и антитезиса, исходная причина начала процессов познания, развития. Иерархия их развития на каждом уровне генодрева двойственна: вертикальная – логика или-или (1-й ур.: 2-е противоположности тезиса – антитезиса: духовное – материальное, абстрактное – конкретное, эволюция - инволюция, внутреннее – внешнее и др., 2-й ур. – 4-е противоположности, 3-й ур. – 8 …) и горизонтальная – уровни глубины познания синтеза-анализа (по оси генодрева: влево – системный синтез, вправо – системный анализ) или развития системы, раздвоения единого, аналогично анализу (на каждом уровне количество элементов системы возрастает по прогрессии: 1-2-4-8-…).

Блаватская Е. в «Тайной Доктрине», комментируя идеи Пифагора, Порфирия и логику творения (разделения Единого по логике диады: Дух-Материя) Миров, выделяет Высшие, Идеальные (соответствующие 0-1-2 уровням генодрева) и Низшие (-4-8-..): «…каждый индивидуальный природный предмет подлежит делению и вследствие деления теряет свое единство, или перестает быть единицею»… Порфирий, говоря о Монаде и Диаде, высказывает, что только первая считалась субстанциональной и реальной – «тем самым Существом, причиной всего единства и мерой всех вещей» … от … Диады произошли все Искры трех Высших и четырех Низших Миров, или Планов, находящихся в постоянном взаимодействии и соответствии» (т.1, М. Эксмо. Харьков. Фолио. 2013, с 797).

Ниже на Рис 2/33 нами дано генодрево логики творения миров, где по вертикали идет деление на: видимые миры (духовный и материальный), а по горизонтали – не проявленный и проявленный, не противоречащее древним знаниям (подробнее этапы творения см. в [2] Рис 59).

Мы утверждаем, что дух (сознание) и материя – едины, но изменчивы. Отличие форм материи и сознания, духа состоит в различии уровней вибрации, частоты излучения (информации). Например, вода может принимать 4-е формы материи: твердой, жидкой, газообразной и плазменной (у древних - 4-е стихии: земля, вода, воздух, огонь). Плазма – разреженная форма материи, управляемая внешним полем (энергией солнечного ветра). Мы считаем, что материя – измененная форма поля (духа). И наоборот: дух (сознание) – измененная форма материи. Дух первичен, если его высокие вибрации увеличиваются, одухотворяются (эволюция духа) или уменьшаются, материализуются (инволюция духа). Материя первична, если низкие вибрации увеличиваются, одухотворяются (эволюция материи) или уменьшаются (инволюция материи). Сегодня эти простые истины не понимают догматики идеализма и материализма, для них – это психологический барьер в познании, требующий интеллектуальных усилий. Но без его преодоления – осознания единства (синтеза) духовного и материального современная философия не способна выйти их кризиса познания, а человечество – из кризиса развития!

Можно построить генодрево единства субъекта – объекта (духа, сознания-материи) в познании, где на 2-м уровне возникает единство 4-х видов познания: 1) философии, религии (субъект– субъект, или дух в духе, эволюция духовного, субъективное, духовное сознание, = идея-интуиция Рис 1/34); 2) материалистической науки (субъект-объект, инволюция духа, объективное сознание, =понятие); 3) социальных наук, системы управления (объект-субъект, эволюция материального, духовная, субъективная материя, = представление); 4) технических наук, экономики (объект-объект, инволюция материального, объективная материя, = ощущения, или вещь, предмет). *)

*) Генодрево связывает категории 2-го уровня в дуальную иерархию: идея-понятие-представление-ощущение (вещь). Связи категории понятия с другими категориями многие понимали по-разному: У Платона реальная идея (понятие) присутствует во множестве вещей. Аристотель полагал, что понятия существуют в самих вещах. У Плотина идеи были и причинами вещей. У Августина, Ф. Аквинского божественные идеи рождали все виды вещей.

На Рис 2/33 4-м видам познания соответствуют: 1) идее –интуиция = мир духа (видимый-невидимый); 2) понятию – левополушарное мышление = мир мысли; 3) представлению – правополушарное мышление = мир чувств; 4) вещи - ощущения = физический мир. Если за внутренний мир человека принять: мир чувств и мысли (3,2), то внешними для него будут: 1) духовный мир (связь с внутренним миром ч\з логическое мышление и интуицию) и 4) физический мир (связи: чувственные представления-ощущения). Т.о., все 3 мира связаны между собой через 2-а вида мышления человека.

Наши утверждения о единстве духа и материи, 4-х видов познания, где объективны: сознание и материя и субъективны: сознание и материя, подтверждаются другими авторами.

Д.ф.н. Яковлев А.И., анализируя логику познания в религии, так же утверждает, что сознание объективно: «Мысль мышление, будучи отражением внешнего мира, удерживая его образы в сознании, сами тем не менее существуют объективно, независимо от воли и желания человека. Кто-то из богословов (особенно ранних) видел в этом благодать божью. Другие, как Соловьев, усматривали в разуме, мышлении итог исторической эволюции человека, поэтому и считали мышление таким же объективным, как весь мир, природа, вселенная. Дискуссия об объективности мышления, сознания не завершена и по сей день. Философы, признающие сознание вторичным после материи, производным от нее, не могут усмотреть разницу между парами «первичное-вторичное» и «объективное-субъективное». Материя первична и объективна, рассуждают они, следовательно, сознание – вторично и субъективно. Но как раз не следует. Сознание – плод длительной биологической эволюции, и потому объективно»[8].

О единстве духовного и материального, религии и философии (духа в духе) в познании, пишет и Н. Бердяев. Бердяев довольно много говорил о преодолении раздвоения духа и материи, духовном и материалистическом познании бытия: “Гносеология (материалистическая,- Е.А.) есть раздвоение, подрывающее возможность познания … Речь идет о переходе к самому предмету, к самой жизни, о преодолении раздвоения, подрывающего силу познавательного акта. … Выбрасывание познания из бытия есть роковой плод рационалистического просвещения … Философская антропология должна быть основной философской дисциплиной. Философская антропология есть центральная часть философии духа … Познавать из человека и в человеке (иначе- из духа в духе,- Е.А.) и значит не объективировать… Смысл открывается лишь тогда, когда я в себе, т.е. в духе… Философски я могу познавать лишь свои собственные идеи, делая идеи Платона или Гегеля своими собственными идеями, т.е. познавая из человека, а не из предмета, познавая в духе, а не в объектной природе. Это и есть основной принцип философии … Наука же видит мир вне человека … Бытие, которое не есть дух, которое «вовне», а не «внутри», есть тирания натурализма … Только в этой глубине философия соприкасается с религией, но соприкасается внутренне и свободно… Познание есть духовная активность в бытии … В познании духа, которое и есть философия … должно быть признание реальности духа” [9].

Анализ логики мышления (Рис 1/34) структуры древа познания ([2] Рис 77) показывает единство не только 2-х видов мышления (ЛПШ – ППШ), но и 4-х видов познания: 1) ощущений, опыта; 2) восприятий, чувственных представлений; 3) логических понятий, 4) интуиции, сверхчувственных восприятий. Но религия, наука и современная философия, раздваивая целое на части, односторонне исследуют только узкие стороны единства окружающего мира.

Яковлев А.И., исследуя вклад религии в теорию познания, пишет, что религиозные философы в познании основными считают чувственное познание (ощущения) и интуицию, но ими признаются и логические методы исследования: "Религиозные философы единодушны в одном– познание начинается с чувственного восприятия внешнего мира (по Н. Кузанскому, чувственное познание- ощущения, могут быть обманчивыми,- Е.А.). Дальнейшие ступени у каждого различны. А. Августин выстраивал цепочку познания в следующей последовательности: чувства-память-осмысление. … С. Богослов структуру познания представлял таким образом: ощущения, восприятие, память, осмысление, соединение образов памяти в более общие представления. Аль-Фараби процесс познания, как и многие, начинает с чувств: восприятие – начало познания … Ф. Аквинский также начинает с чувств, памяти, воображения. Но затем подключает интуицию ангелов и завершает процесс познания божественным знанием, вбирающим в себя весь мир и самого Бога. С. Радхакришнан уже в наше время отмечал, что большинство философских систем признают лишь два источника познания (прамана), а именно чувственное восприятие и логику... у людей есть и другой путь познания, третья прамана, которую он называет интуицией. По его мнению интуиция – фундаментальный источник познания, поскольку в интуитивном акте весь наш разум действует как единое целое" [10].

На наш взгляд, наиболее целостным пониманием единства всех видов знания, отражающим Единую Доктрину древнего знания, отличались Ф. Аквинский и С. Радхакришнан. Блаватская в «Разоблаченной Изиде» поясняет принцип единства древнего знания (Единой Доктрины), как принцип неизвестного и невидимого Бога: “«Все»,- говорит Каббала,- «произошло из одного великого Принципа, и этот принцип есть неизвестный и невидимый Бог. Из Него непосредственно исходит вещественная сила, которая есть отражение Бога и источник всех последующих эманаций. Этот второй принцип испускает, посредством энергии (или воли и силы) эманирования, другие сущности … Материя есть ни что иное, как наиболее отдаленный результат эманирующей энергии Божества … Они (христианские варвары,- Е.А.) преследовали гностиков, убивали философов, и сжигали каббалистов и масонов…что смогут они предложить взамен ушедшей, погаснувшей религии? … религиозная философия Востока … следы которой мы находим у магов, халдеев, египтян, еврейских каббалистов и христиан – есть ничто другое, как философия браминов Индии” (Разоблаченная Изида.т.2.М. РТО.1992, с 29-31.).

Раздвоение единого знания на плюс и минус происходит во всех процессах познания (1-2-4-8…), в т.ч. в науке, философии и религии - это закономерные стадии системного анализа, начала процесса раздвоения познания. Завершение процесса познания – системный синтез, возвращающий познанию целостность (единство духовного и материального начал, ведущему к единству теории и практики-истине).

Не все философы понимают почему завершением процесса познания (развития) должен быть синтез (возвращающий системе целостность - единство духовного и материального начал, заключенного и в истине – единстве теории и практики). В обществе при нарушении единства духовного (нравственного) и материального (социального) происходят процессы нравственной деградации, не замечаемые и не понимаемые материализмом. Эти процессы нравственной деградации общества особенно заметны на «демократическом» Западе – однополые браки, инцест, рост наркомании, преступности, терроризма, социальных противоречий. Бердяев писал, что демократия «не есть идеал совершенного социального строя и менее всего предполагает победу над первородным грехом. Демократия и есть … форма общественного устройства, наиболее соответствующая греховной человеческой природе и наиболее дающая возможность ей себя выразить» [11].

Анализ развития истории познания показывает, что духовное познание (философия, религия и мистика-наука), образуя в глубокой древности единство, далее, в средние века, разделяется на: религию, философию и науку. Религия, придя к власти, преследует философов и ученых (казнь Д. Бруно,…). В конце средних веков, философия и религия окончательно разделились, из религии выделилась мистика, из мистики наука. Философия разделилась на: идеализм и материализм, логика познания – диалектику и виды формальной. Идеология ДМ и наука, став чисто материалистическими, в начале ХХ в., придя к власти (в СССР), преследуют уже религию. Философия, забыв о единстве духа и материи, духовного и материального познания, стала разделять не только дух и материю, но сознание и бытие, понимая последнее только в материалистическом смысле. Материалистические наука и философия, разрушив наивно-целостное воззрение на мир, излагаемое древней и религиозной философиями (Единой Доктриной древних, создавшей устойчивое развитие цивилизации на протяжении тысячелетий), взамен не дали такого же целостного мировоззрения. В результате сегодня человечество пришло не только к духовно-нравственному, но и социально-экономическому и экологическому кризису выживания. Выход из кризиса – создание целостной системы духовно-нравственного знания (мировоззрения),-непротиворечивого единства философии, науки и религии, которое предлагает ФТС.

Литература:

1. Бердяев Н.А. О назначении человека. М. Республика. 1993. с 22-23.

2. Антонович Е.Н. Третий путь развития. ч.1. ФТС. СПб. Деан, 2007, 542 с., см. еще: www.universusmetod.ru.

3. Антонович Е.Н. Философия триединого синтеза как теория и методология познания процессов действительности. Научный журнал Общесто-Среда-Развитие. СПб. № 2-2008.

4. Антонович Е.Н. Принципы познания и модель системного синтеза в ФТС. Научно-практический журнал Актуальные исследования. Екатеринбург. №1-2012.

5. Антонович Е.Н. Системный синтез принципов познания – метод генодрева ФТС. Универсальная диалектика единства процессов развития, познания. Философия единства воспитания и образования- основа эволюции общества. Логика синтеза … журнал Сознание и физическая реальность. № 9 -2012, № 3,5,6- 2013.

6. Антонович Е.Н. 12 статей автора на сайте РФО: Логика синтеза, включенного третьего- основа познания. Самое слабое звено в познании- философия, в философии – логика: логика целостности- синтез единого и многого, духовного и материального. Целостность – логика единства множественности (системный анализ и синтез научной части философии – логики, самого слабого звена в познании) и др.. http://www.dialog21.ru.

7. История китайской философии, пер. Таскина В.С.. М. Прогресс. 1989, с 29.

8. Яковлев А.И. Вклад религии в теорию познания. Статья в интернете. http://rudocs.exdat.com.

9. Бердяев, там же, с 24-25.

10. Яковлев, там же.

11. Бердяев, там же, с 195.