Главная страница сайта

Карта сайта

Библиотека сайта

Другие статьи автора в Библиотеке сайта

Написать автору статьи

e-mail: antonpet14@yandex.ru

 

 

Статья 23

Антонович Е.Н.

 

МОНИЗМ И ПЛЮРАЛИЗМ – ВЗАИМОСВЯЗАННЫЕ УРОВНИ МНОГОУРОВНЕВОЙ ДИАЛЕКТИКИ ДУАЛИСТИЧЕСКОГО МОНИЗМА ФИЛОСОФИИ ТРИЕДИНОГО СИНТЕЗА

 

В пространстве между небом и землей существует и высший принцип, и частицы. высший принцип – путь не имеющий телесной оболочки, основа, рождающая предметы.частицы – сосуд для имеющего телесную оболочку, орудие, рождающее предметы …Одно делится на два, и так происходит повсеместно, везде, вплоть до бесконечности …Темное и светлое начала – это два конца, но и само темное начало делится на темное и светлое, а светлое начало также содержит в себе темное и светлое начала

(Чжу Си)

 

Разве вообще философия, унижаемая до степени хлебного ремесла, может не выродиться в софистику? Именно потому, что это неизбежно и правило "чей хлеб ем, того и песенку пою" уже издавна было всесильно,- именно поэтому зарабатывать философией деньги было у древних признаком софиста

(А. Шопенгауэр)

 

Во всякой иерархии каждое высшее звено объемлет содержание исходящих из него низших и, в свою очередь, заключается в содержании высших … плюрализм … при надлежащем логическом развитии неминуемо приводит к … обожествлению хаоса

(В. Шмаков)

 

Монизм существовал с древнейших времен, дуализм также существовал с древнейших времен. Это и есть метафизика и диалектика

(Мао Цзедун)

 

Аннотация: Предлагается универсальный, системно-диалектический, структурно-логический метод генодрева ФТС (философии триединого синтеза) формула которого: синтез-тезис-антитезис-анализ, основанная на единстве: синтеза и анализа (единое-многое), тезиса и антитезиса (духа и материи), дает системное понимание взаимосвязи принципов монизма и плюрализма в процессах развития.

 

Ключевые слова: синтез-тезис-антитезис-анализ, дух, поле, материя, противоположности, единство, генодрево, эволюция, инволюция, теория, практика, истина, система, принцип, познание.

 

Философия, занимая особое привилегированное место среди всех наук, претендует на создание общенаучного (всеобщего, универсального) метода познания. Но научного метода познания у философии до сих пор нет. В отличие от методов естественных наук, использующих математические расчеты, формулы, графики, ЭВМ и др., философские методы, выражаемые словами, понятиями, субъективной логикой разговорного языка, не могут претендовать на научное и объективное отражение сложных процессов двойственного мира.

Философия и ряд других наук до сих пор опираются на устаревшие научные мировоззрения и физические картины мира. Мы цитируем по этому поводу дфн Дульнева Г.Н.: "Различные направления естествознания в своем развитии опирались на картину мира, созданную в ХУ111-Х1Х вв … мировоззрение, уже давно устаревшее для современной физики, по-прежнему считается научным во многих других областях естествознания (этот факт в наибольшей степени можно отнести к философии,- Е.А.)…Выяснилось, что у субатомных частиц очень абстрактные характеристики и парадоксально двойственная природа…Потрясающим открытием теории относительности явилось экспериментальное подтверждение того, что материальные частицы могут создаваться из чистой энергии и опять превращаться в чистую энергию при обратном процессе (подробнее см. Рис 6, 65 [1],- Е.А.)"[1].

В отличие от ортодоксальных философов материализма и идеализма, даже архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), исходя из двойственности (единства духа и материи) окружающего мира, признает взаимопревращение частиц в излучение (поле) и обратно: "Протоны могут переходить в нейтроны и обратно; электроны, соединяясь с позитронами, могут прекращать свое существование в виде частиц, превращаясь в электромагнитное излучение… В современной физической литературе превращение пары электрон-позитрон в излучение часто называют "аннигиляцией" (уничтожением) материи; обратный процесс называют "материализацией"[2].

Известный ученый, сотрудник РАН, дгн Арманд А.Д., исследуя принцип дополнительности, открытый Н. Бором и В. Гейзенбергом для объяснения квантовых явлений, предлагает его распространение на весь макроскопический мир. Предположение об универсальности принципа дополнительности, известного еще древним философам Китая (Дао, ИЦЗИН), Индии (Веды), Египта (Тота), проверено автором на материале различных научных дисциплин: на законах классической физики, химии, эволюционной биологии, экономики, психологии, на тезисах античной и современной философии. Проведенный обзор позволяет по мнению автора, считать принцип дополнительности (единства духа и материи) общенаучной закономерностью. Принятие этого положения ведет к принятию ряда нетрадиционных мировоззренческих заключений, подтверждающих верность исходных принципов (единства духа и материи, взаимосвязи всего со всем и др.) древних философий Дао, Вед, и др.: "на атомном и молекулярном уровне строения вещества сохраняется базовый принцип дополнительности активного и пассивного начал природы. Кроме того, периодический закон Менделеева дает пример дополнительности в форме рядов свойств вещества, в которых каждый член ряда относится к предыдущему как Инь к Ян и как Ян к Инь – по отношению к последующему … В интерпретации Н. Бора волна-частица представляет собой единое неделимое явление природы, в котором экспериментатор с помощью тех или иных технических средств "высвечивает" одно из двух дополнительных качеств… Дополнительность позволила взглянуть на явления дуализма не в свете традиционных представлений о несовместимости таких проявлений матери и, а в рамках парадигмы замещения неразрывно связанных друг с другом свойств… В свою очередь каждое из дополняющих друг друга проявлений свойств волны-частицы оказалось на своем уровне также несущим в себе пару дополнительных величин (как и в ИЦЗИНе Ян и Инь, в ФТС тезис и антитезис в свою очередь делится на новые тезис и антитезис, см. ниже Рис 1/20, 2/34,- Е.А.)… аналогичное раздвоение обнаруживается в природе волн …Согласно гипотезе Луи де Бройля одновременное сочетание волновых и корпускулярных свойств присуще не только электромагнитным излучениям, но любому материальному объекту … вещество (частицы) и поле (волны) можно рассматривать как два крайних состояния единой материи. Активная природа материи (волна, дух,- Е.А.), начало Ян, обнаруживает себя в форме поля, энергии (поля)... Пассивная материя, носитель инерционных свойств Инь,- это та же энергия, только сконцентрированная в веществе" [3].

"Монизм - философское учение, к-рое принимает за основу всего существующего одно начало. Существует как материалистический, так и идеалистический М. Материалисты началом, основой мира считают материю" … "Плюрализм (от лат. Pluralis - множественный) – концепция, противоположная монизму, по к-рой все существующее состоит из множества разнозначных изолированных сущностей, не сводимых к единому началу"[4].

Большинство ученых понимает плюрализм как определение не одной, а нескольких первооснов всего сущего, отрицающих взаимосвязи частей целого, что приводит к обоснованию множественности и независимости, т.е. неистинности взглядов, мнений в философии, науке, идеологии, политике.

Все древние философские системы России, Индии, Китая, Египта (Веды, Дао, Тота и др.), на основе принципа взаимосвязи всего со всем, считали, что развитие процесса единства приводит к взаимосвязанному множеству. Современная наука (теория систем, принцип корпускулярно-волнового дуализма, дополнительности), кроме философии, подтверждает выводы древних философов.

Вся предшествующая древняя философия, на основе абсолютного принципа единства и взаимосвязи всего со всем, приоритета духовного над материальным, владевшая универсальным знанием, философами-политиками была дискредитирована, названа метафизикой.

Сегодня многие ученые начинают понимать, что у науки, построенной на двоичной логике Аристотеля (или-или)- законе исключенного третьего, нет будущего: "В основу научных поисков … легла логика Аристотеля. Один из ее постулатов – закон исключенного третьего, который утверждает, что любое высказывание может быть или истинным или ложным. Ничего сверх этого не существует. Мир бескомпромиссно объявляется двуцветным, черно-белым. Отсюда – естественное стремление каждого ученого- доказать истинность своих высказываний, так, чтобы их нельзя было опровергнуть … Доказанные положения получают статус законов или теорий … Научная значимость полностью доказанных индуктивных сообщений невелика. На них нельзя, например, простроить прогноз, т.к. по определению все события уже произошли и известны. Доказательство дедуктивным методом имеет другой недостаток: оно всегда опирается на положения, заранее признанные истинными… почти все здание современной науки, возведенное трудами гигантов, оказалось, с точки зрения формальной логики, построенным на песке, на вере в истинность исходных посылок…Очевидное несоответствие между Аристотелевой моделью черно-белого мира и окружающей действительностью привело к возникновению многозначной логики, была создана теория размытых множеств, но они оказались неудобными для практического использования … Выход прост. Восточные философии, более склонны заменять жесткое "или" Аристотеля примирительным "и", которое как раз и осуществляет синтез … Раздвоение человеческих представлений о мире на материализм и идеализм не могло возникнуть на пустом месте. Жизнь наша действительно составляется из пребывания в мире вещей и одновременно в мире идей. Но непримиримость мировоззрений надо признать не более чем произведением человеческого ума … Перетягивание каната началось в античности. К новому времени раскол достиг предела. Философия идеализма укрылась в убежище христианской религии, атеизм стал орудием светской политики. Со стороны церкви на головы безбожников понеслись анафемы (сдобренные уничтожением инакомыслящих,- Е.А.) … С другой стороны (также,- Е.А.) дошло до физического уничтожения носителей противоположной концепции … Узел может быть развязан лишь возвратом, согласно закону спирали, к синтезу материализма и идеализма на основе новой синтетической философии"[5].

Нами создана ФТС, основанная на логике и-и – синтезе: 4-х видов логик, древних и современных знаний, принципов идеализма и материализма (см. ниже Рис 2/34).

Современное знание, построенное по логике или-или, и идеологии, отрицая древние принципы единства (логики и-и) и взаимосвязи всего со всем, приоритета духовного над материальным, не способны управлять процессами глобализации, приведшими сегодня к глобальному нравственному кризису, религиозному терроризму и войнам.

В отличие от современной физики и древних философий, основанных на принципе дуалистического монизма (единства духа и материи, субъекта и объекта, Я и не-Я, логики и-и), современная философия (кроме реалистической философии Обухова В.Л.), при описании природы мира, исходя из логики Аристотеля (или-или), исповедует два противоположных вида диалектическо-вульгарного монизма: идеалистический (ДИ) и материалистический (ДМ), не сводимых к множеству (плюрализму). Используя логику или-или, из целостности окружающего мира, вульгарный ДИ фактически исключает первоэлемент материю, а ДМ- дух (сознание). Истинно диалектическим может быть только дуалистический монизм единства духа и материи, на котором были построены все древние философии. Для выхода современной философии из кризиса требуется создание универсальной диалектики единства идеализма и материализма.

Сегодня в науке существует множество подходов к пониманию сложных систем и содержанию принципов системности. Общая теория систем, не обладая целостностью, не способна синтезировать в единое целое как процесс познания, так и логику движения понятий. Единых и универсальных понятий, принципов системности философия и наука не имеют. Отказавшись от принципа единства духовного и материального начал, известного в древности, не сумев выработать универсальную систему и метод познания, философия так и не сумела понять не только связь монизма и плюрализма, но и стать наукой, синтезирующей все виды знания в единое целое. В науке сегодня до сих пор нет общепринятого понятия системы. Существует более 30 определений понятия "система".

Вершинина Л.П. в учебном пособии по системному анализу дополняет вышесказанное: "В настоящее время не существует общепринятого понятия системы … Существует несколько десятков определений понятия "система"… в общем случае понятие "система" характеризуется: наличием множества элементов; наличием связей между ними; целостным характером данного объекта или процесса" [6].

Уфимцев В.А. в материалах по философии систем дает более глубокий анализ состояния системности познания в философии: "Философия … не сумела стать наукой ни по целям, ни по методам … В действительности философия – это метод универсального, предельно широкого применения…Сегодня философия выродилась, они никому кроме самих философов не нужна, ее прагматическая ценность рана нулю … Это позволяет поставить философию в один ряд с такими лженауками, как алхимия или астрология. … Попытки создания теории систем … не увенчалась успехом потому, что для проникновения в новые области потребовалась концепция открытой системы понятий и взаимодействия понятий. Теоретико-множественный, алгебраический, топологический, кибернетический подходы – все было перепробовано, все оказалось неподходящим, неадекватным и было отвергнуто … Общей теории систем … не хватало …единого…методологического начала…идеи, единых принципов, подходов к формализации" [7].

Классики диалектического материализма (ДМ), формально признавая системные принципы диалектики Гегеля, принципы целостности, развития, раздвоения, основное противоречие: духовное-материальное, на основе логики или-или, перевернули, что привело в теории - к углублению системного кризиса в познании, на практике - к развалу СССР. Принцип развития диалектических противоречий так и не был соединен с логикой движения понятий (по Ленину): «диалектика … учение о единстве противоположностей … принцип развития надо соединить, связать … с всеобщим принципом единства мира … вопрос не о том, есть ли движение, а о том, как его выразить в логике понятий … раздвоение единого и познание противоречивых частей его есть суть … диалектики» [8].

Мы в ФТС, на основе принципов метафизики древних философий, объединив в единое целое принципы идеализма и материализма, логику развития противоречий с логикой движения понятий в универсальном методе генодрева, соединили в единое целое не только принципы, но и систему познания (подробнее ниже).

Однако, бюрократия от науки и философий не принимает новизны в познании, редакторы философских СМИ, обладая узким научным методом познания, соответствующим уровню лженауки, узостям идеализма и ДМ, через Комитет по борьбе с лженаукой РАН, контролирует ход развития познания, запрещая издание и популяризацию альтернативных и новых идей. В 2013г Комитет закрыл научный журнал "Сознание и физическая реальность", где на стыке наук обсуждались новые идеи Волченко В.Н., Дульнева Г.Н., Гаряева П.П., Акимова А.Е. и других, существенно ограничив свободу творчества ученых.

Проблема философского познания, особенно академического, в том, что, ограничив узостью и односторонностью правящих идеологий идеализма и материализма, изучение древних знаний, учений Вед, Каббалы, Дао, ИЦЗИНа и др., оно не сумело увидеть в нем принципы целостности и универсализма, системы взаимодействующих понятий.

Для понимания существа взаимосвязи первоначал (духа и материи) в процессах развития несколько углубимся в суть основного вопроса философии. Идеализм утверждает, что дух (сознание) первично, а материя вторична. Материализм наоборот считает материю первичной. Древняя эзотерическая, современная реалистическая и др. философии говорят, что Дух (сознание) и Материя - это единое целое, что является основой единства мира, взаимосвязи всего со всем. Материалисты говорят, что бытие определяет сознание. Идеалисты утверждают, что сознание определяет бытие. Мы считаем, что сознание определяет бытие при его эволюции, бытие определяет сознание – при инволюции сознания, деградации духовности, морали. Сравнение этих трех философий по критерию основного вопроса, показывает, что древние философии обладали целостью и универсальностью понятий.

Все древние знания основаны на метафизическом принципе единства, целостности духовного и материального начал в процессах развития (эволюции-инволюции). Идеализм же и материализм разорвали это единство, и, исходя из крайностей, привели современное человечество не только к кризису познания, но и выживания.

Мы понимаем эволюцию и инволюцию как процессы вертикального (духовного и материального) развития, образующих 4-е вида эволюции и инволюции духа и материи ([1] Рис 66). Материалистическая наука сегодня понимает эволюцию только по горизонтали (простое-сложное). Соединяя в единое целое дух и материю, идеальное и материальное, мы не отрицаем материализм и идеализм, а на основе метода генодрева, развиваем их в более совершенное системное единство – структурно-логический синтез-тезис-антитезис-анализ (по горизонтали: единое-многое, или простое-сложное, и вертикали: тезиса и антитезиса, духовное-материальное).

Древняя эзотерическая философия Египта, Индии и Китая, как и современная физика, в отличие от материализма и идеализма, давно утверждает, что дух (волна) и материя едины, но это единство изменчиво, текуче. В. Шмаков приводит высказывание известного восточного философа И. Хана, весьма актуальные и сегодня: «с научной точки зрения дух и материя совершенно различны. С философской точки зрения они составляют одно. Дух и материя различны, как различны между собой вода и снег,- а ведь последние вовсе не различны, ибо снег не что иное как вода. Когда колебания духа становятся более интенсивными, он обращается в материю, а когда колебания материи становятся неуловимее, она обращается в дух» [9].

Таким единством, вмещающем в себя противоположности духа и материи в древнекитайской философии Дао является понятие Дао. Таким образом, древние философы понимали, что между духом и материей, сознанием и веществом нет резкой грани, что это разные состояния единой субстанции, однако, большинство современных материалистов и идеалистов не понимает и до сих пор не принимает этих простых истин (по-профански, относя все древние, эзотерические философии к низшему уровню знания).

ИЦЗИН – древнекитайская двоичная система счисления, или Книга Перемен, основана на диалектических принципах философии перемен, структурно-логической системы изменений двух взаимодействующих начал (понятий): Ян и Инь. Ей более 3500 лет, по другим источникам ИЦЗИНу более 9000 лет.

Создателем комбинаторной диалектики древних, двоичной системы ИЦЗИН считается Фу Си (жил около 1600 г. до н.э.). Древние китайцы рассматривали вселенную, как систему двух начал (Ян и Инь), управляемую вечными переменами, вовлеченную в извечный круговорот от потенции (УЦЗИ - ничто) к проявлению (ТАЙЦЗИ – одно-единое) и обратно. Двойственные начала отражали в себе динамическое единство: духовного и материального, изменяющегося и неизменного. В философии – диалектика дуалистического монизма и принцип триады: синтез-тезис-антитезис, объединяющий диалектику Гегеля и ДМ, построенной на единстве двух начал: Неба и Земли, Ян и Инь, духа и материи.

Структура ИЦЗИНа представляет собой двоичное дерево комбинаторной диалектики древних. Одно-Единое (Великий Предел) раздваивается на две монограммы: Ян, целая черта и Инь, прерывистая черта. В философии за Ян древние китайцы приняли Небо (духовное начало), за Инь – Землю (материальное), за единство (синтез) - Человека. На следующем уровне Ян и Инь разделяются на новые Ян и Инь, образуя четыре диаграммы, каждая из которых уже состоит из двух черт нижней (старой) и верхней (новых Ян и Инь),

а последние, после накладывания сверху новых черт превращаются в восемь триграмм (этот процесс раздвоения единого отражает прогрессия: 1-2-4-8-…) (*

*) Из единственно сохранившегося правила формирования черт диаграмм, ... из монограмм "новая черта накладывается сверху старой" нами сделано дополнение - введена ось симметрии генодрева. Выше оси симметрии должны располагаться новые положительные черты (ян), ниже - отрицательные (инь). Например, на ур. 4-х диаграмм. сверху оси располагаются вел ян (++) и мал ян (-+), а снизу мал инь (+-) и вел инь (--). У всех авторов гадательных систем из Ян образуется вел ян и мал инь, а из Инь - мал ян и вел инь (см. Рис 1/20 и Рис 24 [1]). В обычных табличной или круговой схем элементов ИЦЗИНа эта тонкость процесса развития не отражается. На Рис 1/20 это правило симметрии нарушается для средних диаграмм и триграмм. Структура генодрева на: 2-м уровне соответствует схеме Фу Си ([1] Рис 26); - 2-м и 3-м ур.–симметричной Вэнь Вана ([1] Рис 29). Генодрево, в отличие от логики линейной философии, способно отражать двойственность направлений развития по вертикали и горизонтали креста, триадность и цикличность процессов.

На Рис 1/20 структура ИЦЗИН - Одно-единое (Дао), раздваиваясь на Ян и Инь, образует два уровня прямой триады (целое-двойное): Дао-Ян-Инь (синтез-тезис-антитезис), а не обратной: Ян-Инь-Дао (по Гегелю: тезис-антитезис-синтез).

Древними была дана логика отношений 2-х главных элементов системы Ян-Инь: духа-материи, в развитии (синтез-анализ), времени и пространстве. Это диалектический процесс раздвоения единого, образования логики системы пар противоречий в котором идеалисты и материалисты отдавали приоритет одному началу и анализу. Синтез собирает все ветви анализа в единое целое. Китайские мыслители видели в ИЦЗИНе не только смену Ян и Инь (духовного и материального), процесса познания (единства синтеза и анализа), но и содержание всех явлений природы, развития общества и психики человека.

Мы в ФТС, на основе структуры ИЦЗИНа, предлагаем универсальную структурно-логическую модель познания – генодрево единства взаимосвязанных противоположностей (принципов, понятий), отражающую реальные процессы познания и развития общества. Его начало - обратная триада Гегеля, моделирующая логику процесса раздвоения единого, как целостную систему, от синтеза к анализу: синтез (единство,- логика «и-и») - тезис – антитезис (дух, причина - материя, следствие, - логика «или-или»)- анализ [1,10,11,12,13].

Метод генодрева - единство логики синтеза (и-и) и анализа (или-или), диалектического монизма духа и материи позволяет, изучить процесс развития противоречий, как целостную, универсальную систему принципов познания: монизма (идеализма и материализма) и плюрализма: дуализма, триединства, тетризма, и др. (подробнее ниже).

На генодреве ФТС (построенном как симметричный граф, аналогично системе: монограмм – диаграмм – триграмм -… ИЦЗИНа) процесс диалектического раздвоения единого (системного анализа) начинается с деления исходной точки (вершины графа) на дуально, попарно связанные противоположности: тезиса (дух, сознание, добро, волновые свойства материи, теория) и антитезиса (материя, зло, корпускулярные свойства материи, практика). На основе принципа дополнительности (корпускулярно-волнового дуализма): духовное должно иметь материальное основание (воплощение), а материальное–духовное.

При развитии генодрева, диалектическом раздвоении единого (понятий) на новые пары логических противоположностей, принцип дополнительности образует многоуровневую систему, отношения элементов которой - прогрессия: 1-2-4-8-…, а взаимосвязи между элементами (уровнями) отражает структура генодрева.

Система познания метода генодрева ФТС, созданная на основе логики метода познания (Рис 2/34), состоит из: 1) принципов диалектического развития ([1] Рис 49); 2) взаимосвязанной системы основных категорий философии ([1] Рис 65); 3) структурно взаимосвязанных логикой процессов познания и развития, частей системы: уровня, ступени, подсистемы, элемента. В системе познания мы выделяем взаимосвязанные логикой структуры генодрева принципы: целостности (логика и-и); двойственности (логика или-или), циклически-ступенчатого (спирального) развития и др., которые разделяется на генетические принципы: - структурности; - иерархичности; - первичного анализа; вертикального синтеза и анализа; системного анализа; системного синтеза.

Генодрево ФТС – метод единства диалектических принципов, процессов познания, развития, на основе аксиомы целостности мира, имеет 8 вытекающих из него, взаимосвязанных структурно-логических принципов и 8 следствий (Приложение 1).

Диалектический процесс развития генодрева ФТС (Рис 2/34), основанный на вертикали логики системы противоречий: тезис-антитезис (Я-неЯ, левополушарное – правополушарное мышление), направляет развитие познания по горизонтали: синтез-анализ (единство-множество), образуя формулу: синтез-тезис-антитезис-анализ. Два направления познания: синтез-тезис-антитезис, антитезис-тезис-анализ требуют единства анализа и синтеза, теории и практики. Единство ДЛ и ФЛ требует единства 4-х видов логик: дедукции-индукции, аналогии-измерения (Я-Я, Я-неЯ, неЯ-Я, неЯ-неЯ).

Построим генодрево познания. Единство (истина)-теория (тезис)-практика (антитезис). На 2-м ур. 4 элемента вертикали познания: 1) интуиция (идея, дедукция); 2) логика мышления (понятия, индукция, метод познания); 3) представления по практическому решению проблем познания (логика аналогии); 4) опыт (логика измерения). Начало процесса познания идет по вертикали от интуиции, идеи к опыту (и обратно), окончание - по горизонтали – осознанное движение мышления к истине – единству теории и практики.

Т.о., не отрицая принципы и законы ДМ, мы расширяем и углубляем их понимание на основе единства: тезиса-антитезиса, синтеза-анализа, логики движения понятий по структуре генодрева, без которой не может быть единой науки и научной философии.

Целостность познания в методе генодрева ФТС, основанная на логике единства 4-х видов логик, объединяет в систему и 4-е его вида: символического, количественного (математического), предметно-образного, логического (методологического), системного.

Лосев А. Ф. считал, что для отражения процесса движущейся действительности в логике понятий, необходимо символическое мышление: "мышление есть смысловое отражение действительности. Следовательно, должен существовать и специфический носитель этих смысловых законов и отношений действительности. Такой носитель есть Я. И, следовательно, философия не есть лишь механическое установление отношения между мышлением и бытием, но установление отношения между мыслящим Я и неЯ, т.е. объективной действительностью … сама действительность, и ее усвоение, и ее переделывание требуют от нас символического образа мышления" [14].

Мышление символами, свойственное, например, понятиям стихий древнего знания, сегодня утеряно. Символы стихий индусского, китайского и греческого космоса, различающиеся структурой (4-5 элементов), исходят из 4-х элементной структуры более древнего знания. Нами показано соответствие 4-х древних стихий: огонь-вода-воздух-земля (по Иоану, Иезикилю) 2-у ур. структуры генодрева ФТС ([1] Рис 17, 35).

Лукьянов А.Е. дает описание взаимосвязей 4-х стихий по Гераклиту, Филону (Алекс-му) и др.: "У Гераклита фигурируют общие для всей древнегреческой философии четыре из пяти физических элементов: Земля-Вода-Воздух-Огонь …по вертикали одна над другой … Филон … Путь в гору начинается с земли: расплавляясь земля превращается в воду, вода, испаряясь,- в воздух, разрежаясь в огонь; угасая, огонь осаждается в воздух, воздух через сжатие осаждается в воду, а избыток воды путем сгущения превращается в землю" [15].

Пятичастное разделение стихий, связанное с пространственными сторонами света исходит из горизонтально-вертикальной дифференциации природы в древнем Китае по "Хуайнаньцзы": "Текст иллюстрирует распределение стихий по сторонам света,…выражает стороны света …под сущностью стихий. Охваченная вращательным движением циклов инь и ян эта горизонтальная система замыкается в круг…развертывается в генетическую спираль… Дерево-Огонь-Земля-Металл-Вода …По Аристотелю же, хотя космос один … составлен из пяти миров: земли, воды, воздуха, огня и эфира. Пятой субстанции –эфиру присуще круговое вращение от природы…Любое объемное тело, замечает Плутарх…образуется на основе числа четыре: точка соответствует единице, линия (длина) – числу два, движение линии в ширину образует поверхность тела в трех измерениях, т.е. соответствует числу три, высота, добавленная к этим трем измерениям, формирует тело из 4-х измерений и соответствует числу четыре"[16].

Можно считать, что на Рис 2/34: О-й ур. (1) – точка; 1-й ур. (2 элемента) – прямая (с 2-я направлениями движения); 0-1 ур. (1-2) – плоскость; 2-й ур. (4 элемента) – объемное тело.

В ИЦЗИНе -УЦЗИ – бесконечность, ничто ([1] Рис 19). Бесконечность или нуль в степени 0 (0-й ур. генодрева) = 1 (ТАЙЦЗИ,- первичное единство, состояние всего сущего). Если, за первые (0-1) ур. принять 3-и элемента времени (1-2: настоящее-будущее-прошлое, см. [1] Рис 61), то 2-й ур. может отражать 4-е категории пространства ([1] Рис 60) или 4-е его направления (где 5-й элемент, подвижный центр вращения- ось генодрева).

Блаватская раскрывает философское содержание числа семь, как процесса творения: "глубокое преклонение всех языческих философов перед числом семь, которое они называли … священным числом. Пифагорейский Тетраксис, почитаемый платониками, представлял собой квадрат, помещенный под треугольником; последний, или троица представлял собой невидимую Монаду – единство" [17].

Нами на Рис 3/59 показан процесс перехода и единства принципов троичности и четверичности. Структура генодрева раскрывает горизонтально-вертикальные взаимосвязи 2-х высших (1-2) невидимых уровней - триады с 4 низшими (материальными) в процессах развития (познания).

Структура уровней развития противоречий генодрева: 1-2-4-8-…, как и двоичная древнекитайская система ИЦЗИН (единое – монограммы –4 диаграммы –8 триграмм -…) может быть интерпретирована не только в символической, но и математической форме.

Сварог Б. без прямого доказательства раскрывает символический и математический смысл взаимосвязей системы диаграмм и триграмм ИЦЗИНа: "вся математика …отражает принцип триады, объединяющей единичность (монаду) и множественность (дуаду) в единое целое … Непроявленная потенциальность двоицы – это тьма, инь, четное (Кунь=Земля), начало проявления и зримости – это свет, ян, нечетное (Цянь=Небо). Иероглифы тьмы и света составляют пару значений, несущих одновременно символический и математический смысл … Восемь гуа третьего двоичного порядка (8 триграмм,- Е.А.) могут быть расположены различным образом … Нетрудно увидеть, что триграммы следуют в алгебраическом порядке разложения бинома (а+ b)3, если в качестве а принять элемент Инь, а в качестве b – элемент Ян … Возведение бинома в квадрат (a+b)2 = a2 + ab +ba+ b2 образует четыре образа" [18].

Поясняя доказательство можно уточнить, что горизонтальный ряд генодрева: 1-2-4-8… – процесс возведения в степень дуады, суммы вертикального бинома (а+б, тезиса + антитезиса), степень которого соответствует номеру уровня генодрева (0-1-2-3-4-…).

Следует отметить, что низший, количественный уровень познания – математический, наиболее распространенный в наше время, имеет существенный недостаток - трудность объяснения полученных результатов, который отмечают ряд ученых (см. афоризмы). Этот недостаток снимается использованием символизма, структурной и системной логики.

Большинство ученных и философов еще в начале ХХ века понимали, что абстрактные аксиомы математики способны задерживать прогресс познания: «математика изучает количественные взаимоотношения в том же самом мире вещей и явлений, который изучают физические науки. Отсюда…два положения: первое – что каждое математическое выражение должно иметь физический эквивалент … и второе - что любое физическое явление можно выразить математически. На самом деле ни одно из этих положений не имеет ни малейшего основания: принятие их в качестве аксиом задерживает прогресс науки и мышления … Неверно думать, будто математические отношения должны иметь физический или геометрический смысл. Наоборот, лишь очень небольшая…элементарная часть математики постоянно связана с геометрией и физикой, лишь очень немногие геометрические и физические величины имеют постоянное математическое выражение … Математика не в состоянии уловить различие между точкой, линией, поверхностью и телом» [19].

Но формальная логика (ФЛ), как и математика, так же не в состоянии уловить связи между целым, дуадой и тетрадой в процессе развития системы понятий, отражающих движущуюся действительность. ФЛ получает сразу конечную "истину" из 256 возможных вариантов отношений 4-х суждений разговорной речи, не способных отражать развитие самого содержания противоречий в процессах познания. Изначальное отрицание связей целого с процессом раздвоения системы понятий, через законы отрицания противоречия и тождества, не может привести к истине. Истина может быть найдена в обратном процессе синтеза тезиса и антитезиса, теории и практики (духа и материи).

В ФТС процесс познания – единство синтеза и анализа (единого и многого), абстрактного (духовного) и конкретного (материального). На структуре генодрева (Рис 2/34): анализ – движение мышления от единства к множеству, синтез- обратный процесс. В процессе анализа (раздвоения) тезиса и антитезиса (Я-неЯ, утверждения-отрицания), выше оси генодрева расположены- утверждения (Я), ниже- отрицания (неЯ), на 2-м уровне происходит образование 4-х видов суждений: 1) частноотрицательных (О), 2) общеотрицательных (Е), 3) частноутвердительных (I), 4) общеутвердительных (А) (на рис два последних перепутаны издателем).

Из анализа связей генодрева (по логическому квадрату): подчинения – 4-3,2-1; противоположностей – 4-2; подпротивоположностей – 3-1, можно сделать выводы, что их разрешение возможно только в обратном двойном синтезе (движении мышления от 2-го ур. к 1-у, и от 1-го к 0-му). Синтез 2-го ур.: 1) противоречий подчинения 4-3, 2-1 (А-I, Е-О)) и 2) противоположностей 4-2, 3-1 (А-Е, I-O), приводит к необходимости исходного (первичного) синтеза тезиса и антитезиса. Эта логика и-и, единства: Я-неЯ, тезиса-антитезиса (исходное начало структуры генодрева ФТС), которая в процессе раздвоения (анализа) отражает движение противоречий от синтеза к анализу и обратно (формула генодрева: синтез-тезис-антитезис-анализ).

Подробнее циклический процесс образования на дихотомической структуре генодрева ФТС, системным чередованием тезиса (Ян) и антитезиса (Инь), логик противоречий (по вертикали и горизонтали генодрева), соответствующих стихиям и характеристикам аристотелевых стихий, видам сознаний, показан нами на Рис 35 [1].

Диалектическая логика (ДЛ) для отражения содержания движения противоречий должна иметь свою систему понятий, принципов, основанных на многоуровневой структурной логике единства: синтеза И-И и анализа ИЛИ-ИЛИ (Я - не Я, …), отличной от ФЛ (подробнее см. Приложение 2).

Современная философия, находящаяся в кризисе, не раскрывает источник и процесс развития, в которой самым слабым звеном, способным отнести ее к науке, является логика, особенно формальная, отрицающая, как и ДМ, логику последующего процесса дихотомического развития: 1-2-4-8-.., где триада - только начало процессов развития.

Современное знание фрагментарно и узко, построено на логике или-или, разделении целого на части, которые противоречивы и отрицают друг друга: материализм и идеализм, ФЛ и ДЛ, наука и религия. Отбросив древнюю логику и-и, структурного единства мира (духа и материи), аристотелевская логика или-или завела в тупик не только религию, но и философию, разделив ее на идеализм и материализм, что в конечном итоге привело к кризису и тупику развития и само человечество. Современная наука и религия до сих пор не видят в триаде два уровня структуры целого (подр. см. ст. "Генезис и уровни познания структуры триады…"[13]).

Трудности понимания триады Гегеля, как источника развития процесса противоречия, заключаются в том, что при преподавании философии, видимо триада: синтез (логики и-и) -тезис – антитезис - анализ (логика или-или) раскрывается поверхностно, без различия направлений процесса синтеза-анализа и 2-х уровней структуры мышления, изначально создавая барьер в развитии сознания, без понимания начала процесса развития (познания).

П. Успенский, изучив древние философские системы, отметил: «Учение о трех силах – корень всех древних систем. Первая сила называется активной или положительной; вторая - пассивной или отрицательной; третья – нейтрализующей … Две первые силы… понятны нам, … третья сила нелегко доступна прямому наблюдению и пониманию. Причину тому надо искать … в … ограничениях психики …, основных категориях нашего восприятия феноменального мира, т.е. в нашем ощущении пространства и времени, которое является следствием этих ограничений. Люди … неспособны напрямую воспринимать и наблюдать третью силу» [20].

Философы прошлого понимали триаду двояко, применительно к анализу или синтезу. Обратная триада понималась как синтез в направлении анализа: 1) активное начало–2) пассивное начало–3) результирующее начало. Эту идею отражали и числа в арифметике, где направление счета-анализ: 1) тезис – 1 (единица, вертикаль, активное духовное начало) – 2) антитезис – 2 (горизонтальная линия, пассивное материальное начало) – 3) троица, тернер (синтез первых двух чисел). Вертикальная и горизонтальная черты в графике образуют крест (в религии это понимается как единство духовного и материального начал). Триада в религии христианства: Отец- Сын– Св. Дух,- искажена; индуизма: Брама-Майя-Вишну (Отец-Мать-Сын),- обратная. Триады: семья-отец-мать, единство-дух-материя, частное-делитель-делимое, равновесие-движение-покой, полутень-свет-темнота, настоящее-будущее-прошедшее,- прямые; отец-мать-дитя,- обратная.

Прямая триада ИЦЗИНа (Человек-Небо-Земля) дает развитие структуре познания: Одно (единое)-Ян-Инь-4 диаграммы-8 триграмм. Все простое трудно для понимания.

Семененко И.И., заостряя эту мысль, приводит слова Лао Цзы, видевшего в триаде два уровня структуры (1-2): "Мои слова понять так просто, так просто выполнить. Но их понять никто не может, никто не может выполнить … Простейшее и оказывается самым сложным. Сложность не в словах, а в нас самих. Он предлагает взгляд на вещи, отличный от рассудочного и привычно-практического… триединое число Лаоцзы имеет определенную структуру. Ее основу составляет единица и двойка" [21].

Философы, исключившие логику «и-и» (синтеза) из понимания триады, психологически не способны преодолеть барьер синтеза (некоторые называют его «завесой» в сознании, "клише", созданными авторитарной системой обучения) в познании, который неизбежно приводит его к крайним, искаженным вариантам.

Рассмотрим процесс развития: семья-мужчина-женщина–дети, шире в процессе всех возможных вариантов развития. Для этого составим генодрево, всех возможных комбинаций, где: 0) уровень генодрева– понятие синтеза, единства - семья; 1) уровень генодрева – противоречие: мужчина-женщина; 2) уровень генодрева (анализ) дает 4-е возможные комбинации его развития в анализе: - мужчина-мужчина - гомосексуализм, - мужчина – женщина – дочь, - женщина- мужчина – сын, - женщина-женщина- лесбиянство. Природа полноценными вариантами избрала средние, ведущие к разрешению противоречия в синтезе. Крайние варианты избрало, сознание человека, искаженное формальной логикой, отрицающей синтез противоречий. На западе общественное сознание, мировоззрение, искаженное логикой Аристотеля, разрушая семью, принцип развития - синтеза, уже узаконило эти крайние формы развития, там ими увлекаются даже священники. Какое, из 2-х исходных утверждений: мужчина-женщина - ложно? Формальная логика утверждает, что одно из них ложно. Из приведенного примера ясно, что это полная чушь. О ложности или истинности можно судить только по следующему уровню процесса развития системы противоречий.

Блаватская, раскрывает смысл древней триады: A-U-M, как прямого процесса: творения-сохранения-преображения (она утверждала:- "древняя философия была религией вечной истины",а слово жрец в древнем Египте означало–философ): "Все произошло из одного великого Принципа, и этот принцип есть неизвестный и невидимый Бог. Из него непосредственно выходит вещественная сила, которая есть отражение Бога и источник всех последующих эманаций… Материя есть …отдаленный результат эманирующей энергии Божества"[22].

Подставив триаду А-У-М в структуру генодрев эволюции–инволюции, принципов и сфер общества ([1] Рис 66, 49, 47), построим генодрево причин эволюции-инволюции общества. Творение (единство, логика и-и) - духовное преображение (тезис) - сохранение в материальном (антитезис). 4-е ст. эволюции-инволюции 2-го ур.: 1) духовная эволюция (преображение) – требует осознанного развития нравственности сознания; 3) материальная эволюция – создание нового и его сохранение в материальных носителях; 2) духовная инволюция –сохранение старого в новом, что требует развития в обществе системы воспитания-образования и Культуры; 4) материальная инволюция–разрушение материальных носителей культуры- катаклизмы, "оранжевые" революции и войны.

Отбросив древнюю триаду, единства духовного и материального, нравственности и свободы, философия по аристотелевской логике или-или завела в тупик не только религию, но и идеологии, лишенные нравственности, что в итоге привело к кризису и тупику развития все человечество. Идеология либерализма, западная толерантность понимают свободу выше морали, так же отрицая духовные ценности других религий.

Структуру триады не отрицают как идеология Лао Цзы, так православие в России: соборное единство- мы (общественное) -я (личное), основаны на приоритете морали: "У Лаоцзы …"я" является порогом и единичности и множественности. С одной стороны, это "я", с другой – мы"… в древнекитайском языке "я" и "мы" обычно выражается одним иероглифом … Возникает и ассоциация с исходящей из того же …принципа идеей соборности, выдвинутой славянофилами…в русской религиозной философии. При соборном единстве всеобщее подчинение абсолютным ценностям сочетается с индивидуальной свободой, и цельность общества …связана с неповторимым своеобразием каждого его члена"[23].

Русские религиозные философы в "новом религиозном сознании" единства духа и плоти видели идеи праведного социализма: "Праведный социализм и есть социализм либеральный, … в рамках Декларации прав, коренящихся в абсолютных правах личности. Буржуазный … либерализм также так же плох, как и безличный … социализм… Либерализм устанавливает цели и принципы общежития (свобода, равенство, братство,- Е.А.), социализм- средства и методы для реализации этих целей"[24].

Общие выводы. Наши исследования позволяют сделать выводы:

1) о верности древнего знания, построенного на принципах единства духовного (нравственного) и материального, при приоритете первого над вторым, и взаимосвязи всего со всем; 2) диалектика логики раздвоения единого (1-2-4-8-…) отражает отношения и взаимосвязи уровней монизма с плюрализмом, также как: новое знание (теория) включает в себя все старые виды знаний, системное целое свои логически взаимосвязанные части; 3) «перевертывание» нравственности и свободы, духовного и материального в идеологиях либерализма и марксизма привело к деградации духовности, утере морали и кризисе общества. 4) синтез общественного и частного при приоритете общественной морали над индивидуальной - принцип соборного единства у славянофилов и православии. 5) процессы глобализации, отрицающие нормы морали, на базе логики или-или и принципов плюрализма ведут человечество к "обожествлению хаоса" и углублению кризиса. 6) выход из духовного кризиса человечества, политики военно-экономической глобализации США, - переход на идеологию нравственной конвергенции, синтеза нравственности и свободы, общественного и частного, духовного и материального, идей социализма и капитализма, марксизма и либерализма.

Синтез идей социализма и капитализма требует единства нравственности и свободы личности, оптимально достижим идеологией нравственного (соборного) социализма.

Для своего сохранения и обеспечения устойчивости развития общества – приоритета духовных сфер над материальными, Россия должна отказаться от либеральной идеологии и мирным путем, на основе референдума, перейти на идеологию конвергенции, синтеза нравственности и свободы, духовного и материального, общественного и частного, социализма и капитализма,- нравственного социализма с широкой системой самоуправления, сочетающего преимущества плановой экономики социализма и рынка. Этот путь уже обеспечил Китаю экономическое лидерство в мире. Только так Россия, синтезируя в одно целое идеологии марксизма и либерализма, на основе идей конвергенции (третьего пути развития) может достичь идеологического лидерства в мире.

 

Литература:

1. Антонович Е.Н. Третий путь развития.ч.1. ФТС. СПб. Деан, 2007, с 75-76, книгу можно скачать: www.universusmetod.ru.

2. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, Душа, Тело. СПб. 1995, с 9-10.

3. Арманд А.Д. Два в одном. Закон дополнительности. СПб. ЛКИ. 2007, с 58-62.

4. Философский словарь. М. ИПЛ. 1972.

5. Арманд, там же, с 143-144, 234.

6. Вершинина Л.П. Системный анализ для гуманитариев. Уч. Пособие. СПб ГУКИ. 2007, с 29-31.

7. Уфимцев В.А. Материалы по философии систем. Econic.chat.ru.

8. Ленин В.И. Философские тетради. М. ПИ. 1990, с177,202-203, 275.

9. Шмаков В. Священная книга Тота. Абсолютные начала синтетической философии эзотеризма. М. Десот. 1994, с 192.

10. Антонович Е.Н. Философия триединого синтеза как теория и методология познания процессов действительности. Научный журнал Общество-Среда-Развитие. СПб. № 2-2008.

11. Антонович Е.Н. Принципы познания и модель системного синтеза в ФТС. Научно-практический журнал Актуальные исследования. Екатеринбург. №1-2012.

12. Антонович Е.Н. Системный синтез принципов познания – метод генодрева ФТС. ж. Сознание и физическая реальность. № 9 -2012.

13. Антонович Е.Н. 21 ст. на сайте РФО: Самое слабое звено в познании- философия, в философии – логика: логика целостности- синтез единого и многого, духовного и материального. Целостность – логика единства множественности и др.. http://www.dialog21.ru.

14. Лосев А.Ф. Страсть к диалектике: литературные размышления философа. М. СП. 1990, с 38.

15. Лукьянов А.Е. Истоки Дао. Древнекитайский миф. М. Инсан. 1992, с 134-135.

16. Лукьянов А.Е., там же, с 34,47-52.

17. Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. М. Полиграф. 1992, с 355.

18. Сварог Б. Ход ночного солнца. http://waruna.narod.ru.

19. Успенский П.Д. Новая модель вселенной. СПб. Чернышева. 1993, с 407-437.

20. Успенский П.Д. Психология возможной эволюции человека…. СПб. Комплект. 1995, с 81.

21. Семененко И.И. Лао Цзы. Обрести себя в Дао. М. Республика. 1999, с 5-6.

22. Блаватская Е.П. Разоблаченная Изида. Там же, с 26-29.

23. Семененко И.И., там же, с 86-87.

24. Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. М. Канон. 1999, с 161.

 

Приложение 1.

Принципы познания ([1] Рис 49): 1.1. Аксиома (принцип) целостности двойственного мира: духа и материи и всеобщей взаимосвязи явлений, всего со всем, равнозначности процессов анализа и синтеза, единства и борьбы противоположностей. Следствия аксиомы 1.1.: 1. Окружающий нас мир – динамическое равновесие двух, дополняющих друг друга начал, отражающее принцип диалектического монизма, единства: духа и материи. 2. Все материальные и идеальные объекты, составляющие подвижное единство находятся во взаимодействии друг с другом. 3. Взаимодействие идеальных и материальных объектов, понятий осуществляется через категории движения, изменения, которое в равной мере свойственны не только материальному, но и духовному началу. 4. Условие развития (движения, изменения) – разность потенциалов тезиса и антитезиса (духа и материи). Активизация одного из начал приводит к двум направлениям развития: эволюции (приоритеты духовного, общественного начала) и инволюции (приоритеты материального, индивидуального начала). 5. Развитие (движение, изменение) дискретно (в форме объектов и полей), ступенчато и иерархично, циклично (ритмично) и спирально, одновременно происходит в четырех направлениях (синтеза и анализа, тезиса и антитезиса), в объемном плане составляя расширяющийся и сужающийся конус. 6. Ступенчатые процессы развития имеют одностороннюю направленность (во времени): от целого к части, многому. Двойственность процесса познания требует обратного движения сознания от анализа к системному синтезу. 7. Цикличность ритмов развития неизбежно рождает не только мировой кругооборот излучения (поля) и вещества, но и превращение одного в другое. 8. Мир одновременно имеет начало во времени и ограничен в пространстве (тезис) и не имеет начала во времени и границ в пространстве (антитезис), бесконечен во времени и пространстве. 1.2. Генетической, иерархической взаимосвязи противоположностей тезиса и антитезиса (дающий начало процессам развития при асимметрии, активизации одного из начал). 1.3. Двойственности направлений процесса развития (эволюции и инволюции). 1.4. Множественности и цикличности (ритмичности) процессов развития. 1.5. Отмирания старого, разрушения (инволюции материального начала). 1.6. Восприятия, рождения нового, новых форм материи-сознания (эволюции материального начала). 1.7. Преемственности в развитии, сохранения старого в новом, материального в духовном (инволюции духовного начала, первичного синтеза). 1.8. Создания высшего уровня единства (эволюции духовного начала, системного синтеза 2-х направлений).

 

Приложение 2.

Мы выделяем 8 принципов многомерной диалектической логики ФТС:

1) единства духовного и материального, абстрактного и конкретного, где единство: теории и практики – истина, цель познания; тезиса и антитезиса - логика И-И– основа процессов познания; 2) развитие, анализ – процесс последовательного раздвоения единого, начало процесса познания, на основе прогрессии: 2-4-8-…, соответствует логике борьбы противоположностей (Или-Или);

3) единства анализа и синтеза (единства и множественности), с приоритетом синтеза в познании; 4) единства процессов развития (истории) и логики;

5) единства индукции и дедукции, одномерной логики и аналогии;

6) единства опыта и предметно-образных представлений, логических понятий и идей.

7) единство противоположностей на 2-м и 3-м уровне генодрева соответствует двумерной (двухслойной) и трехмерной (трехслойной) логикам, где возникают внутренние (2-х и 3-х слойные) противоречия 4-х (22) и 8-и (23) элементов системы логики (подробнее ниже);

8) единства философий, учений монизма и плюрализма, вытекающих из целого: монизм (логика синтеза И-И) – дуализм: идеализм-материализм (логика разделения или-или, где тезис и антитезис могут образовать синтез-триединство) – тетризм (2-х значная логика, в ИЦЗИНе – 4 образца диаграмм) – октавизм (3-х значная логика, в ИЦЗИНе – 8 символов триграмм).

В отличие от ДЛ ДМ, мы в ФТС, рассматриваем не 4-е известные логические операции (отрицание, рефлексия, отрицание-отрицания, снятие), а 9 логических операций: 1) горизонтальный синтез (рефлексия), 2) горизонтальный анализ, 3) утверждение (развитие) тезиса (++), 4) отрицание тезиса (+-), 5) отрицание антитезиса (-+), 6) развитие (утверждение) антитезиса - -), 7) вертикальный синтез (снятие), 8) системный анализ (процесс раздвоения единого: 1-2-4-8-…), 9) системный синтез (процесс объединения частей, уровней в целостную систему: …-4-2-1).

Т.о., можно сделать выводы, раскрывающие недостатки логик философий идеализма и ДМ, идеологий либерализма и марксизма: 1) логика целостности, синтеза И-И (и взаимосвязи всего со всем) лежит в основе единства и целостности процессов развития природы, общества и мышления; 2) логика анализа Или-Или - основа разделения, борьбы противоположностей; 3) идеология либерализма, политики США - плюрализм - часть монизма, не обладая логикой единства (И-И) мышления, служит целям разрушения общества; 4) 4-е закона формальной логики (тождества, исключения: противоречий, третьего и достаточного основания), основанные на логике Или-Или, не дают целостности знания; 5) 4-е закона логики ДМ (К. Маркса), не дающие приоритет логике синтеза, являются частными случаями высшей диалектической логики ФТС. (**

**) Приоритет синтеза в познании необходим, иначе будет невозможно собрать части целого в структурное единство. Многие философы не понимают необходимость логики синтеза, в т.ч. синергетики, которые формируют порядок из хаоса странным аттрактором, через случайное поведение шарика на горке. Шмаков в «Основах Пневматологии» (К. София. 1994, с 145) плюрализм называл – неорганизованным множеством и «обожествленным хаосом» (подр-е см. ст. о толерантности и религии на сайте РФО (http://www.dialog21.ru).

 

 

 

 

 

К началу страницы