|
Статья 30
Антонович
Е.Н.
УДК 13 ББК87.22
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ
ПРИЦИПЫ ФТС: ДУХОВНОСТЬ - ОСНОВА ЭВОЛЮЦИИ ОБЩЕСТВА
У
Неба- сезоны, у Земли- богатства, у Человека- Культура … Природа человека
зла; его доброта обретается через обучение ... Древние правители ненавидели
беспорядок, поэтому они установили Ли (правила) и И (справедливость, мораль)
(Сюнь-цзы)
Природа
дала человеку в руки оружие – интеллектуальную и моральную силу, но он может
пользоваться этим оружием и в обратную сторону; поэтому человек без
нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным
в своих … инстинктах (Аристотель)
Аннотация
Приоритет анализа в познании привел не
к развитию знания, а его разделению на множество тупиков. Предлагается
научно-философский метод универсально-диалектического, структурно-логического
генодрева ФТС (философии триединого синтеза) формула которого: синтез-тезис-антитезис-анализ,
при приоритете синтеза, дает более глубокое и широкое, системное понимание
взаимосвязи духа и материи, которые не только дополняет друг друга до целого,
но, на основе разности потенциалов, отражают процесс развития (эволюции) общества.
Ключевые слова:
синтез-тезис-антитезис-анализ, дух-материя,
противоречие, единство, логика, процесс, развитие, генодрево, уровень
противоположностей, эволюция, инволюция.
Древние
философии Вед, Дао, Тота и др. описывали две стороны реальности, как единство
духа и материи. В новое время философия по логике или-или разделилась на две
крайности: идеализм и материализм, которые сегодня находятся в кризисе.
Принцип единства духовного и материального по логике и-и, при приоритете
первого над вторым, давал эволюции устойчивость развития, а обществу
длительность существования.
Сегодня
верность древних знаний о единстве духовных и материальных факторов,
приоритете первых над вторыми подтверждают ряд ученых. Дфн Обухов В.Л. в
"Манифесте реалистической философии" философски показывает единство
духа и материи.
Сухонос
С.А. пишет о приоритете духовности, нравственности в обществе: "Тезис о нравственности, как об
основе прочности любого общества, имеет историческое подтверждение. Чем выше
нравственность в обществе, чем строже она выполняется, тем сплоченнее
общество, тем сильнее она, и тем большего успеха оно добивается, как внутри
себя, так и во внешней политике … воплощение его (высокого уровня,-Е.А.) в
жизнь придает устойчивость обществу" [1].
Дфн
Каган М.С. в кризисе современной философии, видит отсутствие научного метода
познания, относя ее к художественному знанию: «влияние … французского постмодернизма привело на Западе, а затем и
в нашей стране, к переориентации философии с равнения на научный метод
познания реальности на художественный, поэтически-метафорический метод» [2].
Беспомощность современных
философий, идеологий, основанных на: узости их учений и художественном
описании реальности разговорным языком, привела не только к кризису
философского знания, но и через приоритет материальных потребностей - к
духовно-нравственной деградации человечества.
Древние учения, в отличие от разговорного языка
лингвистов, философов, описывали
реальность и геометрическими фигурами (точка, линия, …, квадрат,…),
иероглифами, имеющими связи с числами
и философскими понятиями, которые сегодня забыты (*.
*)
древнее значение знаков: 1- точка, принцип, единство; линия – направление
развития: вертикаль- духовное, активное начало, горизонталь – пассивное, материальное
начало; 2 - бинер, дуада, антагонизм, противоречие; 3 - идея, треугольник,
тернер, триада, троица; 4- форма, кватернер, квадрат, земля, сумма 2-х сил:
активных и пассивных, произведение- знак Абсолюта, креста, где вертикаль-
духовное, горизонталь- материальное; 5 – пентаграмма; 6 - два обратных
треугольника, равновесие; 7 – сумма треугольника и квадрата, союз идеи и
формы; 8 – равновесие форм, …
Блаватская
Е.П. в "Скрижалях Кармы" так описывает символы древних законов, во
многом соответствующих принципам и структуре ИЦЗИНа (подробнее ниже):
"Гнозис во все времена и во всех странах основывался на естественных
законах, а различные ветви математической науки – это способы выражения этих
законов …эти тонкие и древние системы … базировались на чем-то большем, чем
"суеверное воображение"…как говорил Платон "Бог все время
геометризирует"…Геометрический символизм … Сперва точка, монада, битос
(бездна), неведомый и непостижимый Отец. Затем треугольник, битос и первая
изошедшая пара, или дуада, ноус (ум) и его сизигий алетейя (истина)… Затем
квадрат, двойная дуада, тетраксис, или кватернер… Треугольник – это
потенциальность Духа; квадрат – это потенциальность материи; прямая
вертикальная линия – это могущество Духа, а горизонтальная – могущество
материи" [3].
Наш
современник В. Шмаков, аналогично
ИЦЗИНу (подробнее см. ниже), связывает
геометрические символы с символом Абсолюта: "Точка, как и нуль,
является естественным символом Абсолюта, … в принципе недоступного пониманию
нашему; нуль выше всякого числа, он всякое из них в себе содержит и, вместе с
тем, он … познается лишь путем приближения. Треугольник – это символ
Реальности; все, что существует, человеком познается в тернерах, все другое
есть абстрактные формы мышления, которые оживают постольку и постольку существуют,
поскольку им дает жизнь принцип тернера – это единственная и естественная
эмблема бытия. Квадрат- это символ мира реализации … зиждящегося на четырех
стихийных принципах (стихиях: огонь, вода, воздух, земля,- Е.А.)" [4].
От
древности к современности произошло сужение смысла понятия Абсолюта. Сегодня
философский словарь дает узкое, близкое религиозному, определение Абсолюта:
"Абсолют (лат. Absolutus –безусловный) – понятие идеалистической
философии для обозначения вечного, бесконечного, безусловного, совершенного и
неизменного субъекта, к-рый "самодостаточен", не зависит ни от чего
другого, сам по себе содержит все существенное и творит его" [5].
Блаватская
утверждает, что понятие Абсолюта
(первичного единства) изначально имело
не религиозный, а философский смысл универсальности развития в древнем
знании: "Некоторые востоковеды справедливо полагают, что это имя
произошло от глагола брих – расти, или расширяться, и что оно символизирует в
этом смысле универсальную расширяющуюся силу Природы … одухотворяющий
принцип, или силу, которая охватывает всю Вселенную" [6].
Т.о.,
древнее знание, отражая целое, по логике и-и (синтеза), в двух направлениях
познания (по вертикали и горизонтали), было более высоким уровнем познания по
сравнению с идеализмом и материализмом, отражающим логику или-или (анализа).
Приоритет анализа в познании без синтеза - путь к профанации и деградации
знания.
Мы предлагаем основные положения
единой философии, обладающей универсальным методом познания – генодревом ФТС
(философии триединого синтеза), синтезирующем в единое целое не только
духовное и материальное, единое и многое, идеализм и материализм, но м
современное и древнее знание [7,8,9].
Генодрево – универсальная модель
процесса развития (познания), основанная на геометрии и логике структуры
рисунка, отражает еще и диалектику принципа раздвоения единого, аналогично-
формированию структуры ИЦЗИНа.
Структура
ИЦЗИНа представляет собой двоичное дерево комбинаторной диалектики древних.
УЦЗИ (непознаваемое, Абсолют, см. [11] Рис 19) - ТАЙЦЗИ (Одно-Единое, Великий
Предел) раздваивается на две монограммы: Ян, целая черта и Инь, прерывистая
черта. В философии за Ян древние китайцы приняли Небо (духовное начало), за
Инь – Землю (материальное), за единство (синтез) - Человека. На следующем уровне
Ян и Инь разделяются на новые Ян и Инь, образуя четыре диаграммы, каждая из
которых уже состоит из двух черт нижней и верхней (новых Ян и Инь), которые
разделяются на восемь триграмм.
Уровни процесса развития в
метафизике пространства, раздвоения структуры ИЦЗИНа и генодрева (Рис 1/20, 2/34) почти идентичны. Развитие в ИЦЗИНе идет по горизонтали и вертикали:
новая черта, при раздвоении Ян (+) и Инь (-) на новые (+ и -) накладывается
(по горизонтали) на старую сверху, а, на генодреве, уточняется - последний
знак: (+) должен быть выше оси генодрева, (-) – ниже оси (по вертикали).
На плоскости структура генодрева
образует крест – принцип Абсолюта, который потенциально в логике задает ему
два направления развития: -вертикаль: духовное-материальное (эволюция-инволюция),
-горизонталь: уровни глубины развития единое-многое, синтеза-анализа, при
приоритете синтеза- логики и-и.
Т.о.,
в отличие от ДМ, где процесс развития линейный, на генодреве он двойственен,
идет от исходной точки по горизонтали (единое-многое, простое-сложное) и,
одновременно, по вертикали (противоположности: тезиса - дух, сознание, и
антитезиса - материя), при развитии отражая движение понятий: - по
горизонтали (1-2-4-…- прогрессия 2n, где u –0,1,2,3,… - порядковый уровень
генодрева );- вертикали (1-3-2-4), образуя цикличность.
Из
единства (синтез истины) теории (тезис,- Я) и практики (антитезис,- не Я), на
2-м уровне генодрева вытекает единство не только 4-х видов логик (1-
одномерная, неЯ-неЯ; 2- аналогии, неЯ-Я;- индукция, Я-неЯ; 4- дедукция, Я-Я)
но по аналогии и познания: а) ниже оси генодрева: 1) опыт, 2) логическое
доказательство; б) выше оси: 3) учение, 4) гипотеза.
Научно-философские выводы: 1) любая
теория должна иметь доказательство: идея в философии - логика, в идеологии –
опыт. 2) метод генодрева способен объединить в единое целое не только все
виды логик, но и принципы познания, законы развития.
Система
познания гендрева ФТС, основана на единстве принципов онтологии: категорий
философии ([7] Рис 65) и гносеологии ([3-5]), логики противоречий (Я-неЯ)-
метода познания (Рис 2/34), принципов диалектического развития ([7] Рис 49).
Структура
Генодрева ФТС, исходя из единства аксиологических принципов, отражает
духовно-материальную диалектику познания процессов эволюции-инволюции.
Из структуры генодрева, принципов познания, развития ([7] Рис 49), вытекают 8
взаимосвязанных структурно-логических принципов-аксиом:
1.1. Аксиома (принцип) целостности
(единства вибраций) мира: духа и материи (тезиса и антитезиса) и всеобщей
взаимосвязи явлений, всего со всем, равнозначности процессов
анализа
и синтеза, единства и борьбы противоположностей. Следствия аксиомы 1.1.:
1.
Окружающий нас мир – динамическое
равновесие двух, дополняющих друг друга начал (вибраций единой сущности), отражающее принцип диалектического
монизма, единства: духа и материи. 2. Все
материальные и идеальные объекты, составляющие подвижное единство, находятся во взаимодействии друг с другом
(взаимосвязи которых отражаются ритмами прогрессии: 1-2-4-8-…). 3. Взаимодействие идеальных и материальных
объектов, понятий осуществляется через
категории движения, изменения, которое в равной мере свойственны, не
только материальному, но и духовному началу.
4. Условие развития (движения, изменения) –
разность потенциалов (вибраций) тезиса и антитезиса (духа и материи).
Активизация одного из начал приводит к двум направлениям развития: эволюции
(приоритеты духовного, общественного начала) и инволюции (приоритеты
материального, индивидуального начала). 5. Развитие (движение, изменение) дискретно (в форме объектов и полей),
ступенчато и иерархично, циклично (ритмично) и спирально, одновременно
происходит в четырех направлениях (синтеза и анализа, тезиса и антитезиса), в
объемном плане составляя расширяющийся и сужающийся конус. 6. Ступенчатые
процессы развития имеют одностороннюю направленность (во времени): от целого
к частям, многому. Двойственность процесса познания требует обратного
движения сознания от анализа к системному синтезу.
7. Цикличность ритмов развития неизбежно
рождает не только мировой кругооборот излучения (поля) и вещества, но и
превращение одного в другое. 8. Мир одновременно имеет начало во времени
и ограничен в пространстве (тезис) и не имеет начала во времени и границ в
пространстве (антитезис), бесконечен во времени и пространстве.
1.2.
Генетической, иерархической взаимосвязи противоположностей тезиса и
антитезиса (дающий начало процессам развития при ассиметрии, активизации
вибраций одного из начал). 1.3. Двойственности направлений процесса развития
(эволюции и инволюции). 1.4. Множественности и цикличности (ритмичности)
процессов развития. 1.5. Отмирания старого, разрушения (инволюции
материального начала). 1.6. Восприятия, рождения нового, новых форм
материи-сознания (эволюции материального начала). 1.7. Преемственности в развитии,
сохранения старого в новом, материального в духовном (догматизма, инволюции
духовного начала, первичного синтеза). 1.8. Создания высшего уровня единства
(эволюции духовного начала, системного синтеза 2-х направлений). 1.9.
Прогрессивно-эволюционное, циклическо-ступенчатое (с циклами
эволюции-инволюции) развитие (общества) может происходить только при
приоритете духовного начала.
Универсальность
циклическо-ступенчатого процесса эволюционно-инволюционного развития в ФТС,
от единства к системному множеству, идущего по иерархическим уровням
генодрева: горизонтального (1-2-4-8-…) и вертикального ([7] 3-й ур. Рис 47:
1-5, 2-6, 3-7, 4-8) доказывается нами в [7] не только применением к процессам развития: от сфер общества (Рис 3/47), до
уровней морали ([7] Рис 101), но и познания: логики (Рис 2/34) и др.
В отличие от 3-х законов ДМ, в
диалектике ФТС приняты 4 закона (отражающих универсальность процессов
развития, познания): 1) дополнительности двойственных противоположностей
(противоречий) до целого; 2) двойственности двойственных отрицаний; 3)
структурных взаимосвязей количественных и качественных изменений; 4) единства
и взаимодействия противоположностей (подр. см. Приложение 1).
Противоречие
в ДМ – "категория диалектики, выражающая внутренний источник
движения", основанная на одностороннем принципе развития (или-или),
который не "видит" всех возможных направлений развития
противоположностей и их структурных связей.
ДМ
признавая противоречие или-или (по логике Аристотеля) основой развития
исторических процессов, т.о., отрицает не только диалектику дальнейшего
развития структуры противоречия, но и затрудняет понимание дуальности
процессов развития.
В ФТС развитие противоречия идет
одновременно в 2-х направлениях, не только между противоположностями
тезиса-антитезиса (разрешаемыми вертикальным синтезом на каждом уровне
познания системы), но и между различными (горизонтальными) уровнями глубины
познания синтеза-анализа (различными уровнями структуры генодрева одной
системы, взаимодействующими подсистемами единое-многое:1-2-4-8-…).
Т.к.
в основе структуры генодрева (ИЦЗИНа) лежит логика синтеза (и-и), то примирение противоположностей является
необходимым условием сохранения целостности системы. В ИЦЗИНе, ФТС
противостояние противоположностей находится в движении, что говорит не только
об их изменчивости, взаимопроникновении, но и в смягчении их крайних
состояний в "золотой" середине (третьем пути). При этом внешние противоречия разрешаются внутри
системы, придавая ей устойчивость.
Рассмотрим
развитие противоречий на примере сфер
общества. Система противоречий взаимосвязи сфер генодрева (Рис 3/47) в
основании имеет ось генодрева – ур. норм морали, сверху которой духовные
сферы,- снизу материальные. Что соответствует древнему знанию, утверждающему
приоритеты духовного над материальным (подр. см. статью "Уровень морали
– мера эволюции общества"[9]).
На
первом уровне генодрева имеется одно
главное (духовное) противоречие– диада: тезис: духовная власть,
антитезис-светская власть, которое определяет циклы развития противоречия на
всех горизонтальных уровнях.
Цикличность развития противоречия
одновременно ведет не только к: его углублению по горизонтали, но и
расширению его вертикального (дух-материя) главного содержания, что неизбежно
приводит, при не системном управлении духовно-нравственными процессами, к его
обострению, усилению воздействия на систему. Что и происходит в социальных
процессах развития.
На 2-м, 3-м и последующих горизонтальных уровнях генодрево образует систему
вертикальных противоречий: 2-й ур.–2 противоречия (4-х форм власти), 3-й
ур.–4 противор-ия (8-и сфер).
Разность противоречий тезиса и
антитезиса – источник развития генодрева.
Стукова
О.В. отмечает эту идею при формировании Культуры: "Пружиной, источником энергии творчества всегда был разрыв, разность
потенциалов между статус кво и Идеалом, реальным и идеальным … . А
довольство, успокоенность – как раз роняет эту разность потенциалов до нуля,
обесточивая батарею. Чем же можно поднят ее снова? Двумя способами: углубив
личную трагедию - или подняв планку идеала" [10].
Главное противоречие (ГП): духовная
– светская власть на 2-м уровне развития общества выделяет 2 противоречия между
4-я сферами (уровнями) власти: 1) бытия-экономики (4) и государственной
власти (СУ-2), духовной власти (1) и уровнем культуры (3). Основное
противоречие (ОП) 2 ур. –3-2 (Культура- Госвласть).
На
3-м уровне развития общества возникают 4-е вида противоречий между сферами:
1) экономики и политики (где возникли и начали развитие классовые
противоречия); 2) образа жизни (большинства) и воспитания, образования; 3)
БСУ (бюрократической системой управления) и системой самоуправления (ССУ); 4)
идеологи, религии и духовностью философии, морали (в наше время обострились
противоречия внутри различных идеологий и религий). ОП 3 ур.
идеология-политика (4-5).
3-й
ур. генодрева дает цикличность развития сфер в
последовательности:1-5,2-6,3-7,4-8.
Противоречия общества в процессе
его развитии неизбежно расширяются и углубляются, т.е. обостряются. Но,
содержание ГП 1 ур. (духовная-светская власть) сохраняется: на 2 ур. в ОП
(власть культуры-госвласть), на 3 ур. в ОП (идеология-политика). Понимание этого
процесса ДМ до сих пор не только не понято, но и не развито системно.
Обострение
ОП 2-го уровня (культура-госвласть) снимается триединством: 1) горизонтальным
синтезом высшего 1-го уровня,- обеспечением единства духовной и светской власти
(при приоритете духовной над светской); 2) двойным вертикальным синтезом –
приоритетами нравственной философии над культурой, СУ (госвласти) над
экономикой; 3) Эволюционно-опережающим развитием сфер 3-го ур.: Культуры, СВО
(система воспитания и образования) и ССУ (законодательной власти).
Генодрево – универсальная модель
процесса развития (познания), основанная на геометрии и логике структуры
рисунка, отражает еще и диалектику принципа раздвоения единого, аналогично-
формированию структуры ИЦЗИНа.
Выводы:
Сфера Культуры и СВО для устойчивого
развития и сохранения суверенитета общества должна иметь опережающее духовное
развитие.
В ДМ
существовало два неразвитых понятия эволюции: общепринятое,
узко-материалистическое и широкое, малоизвестное и редко используемое
философами (для понятия революции такого исключения нет): "Эволюция и революция (лат. evolutio
– развертывание; revolutio – поворот, изменение) – неразрывно связанные
стороны развития, соответствующие нарастанию количественных изменений в
развитии явления (Э.) и более или менее быстрому качественному изменению
(Р.)…Понятие Э. употребляется… для характеристики развития в широком смысле
этого слова, и в таком случае под Э. понимается движение, включающее в себя и
количественные и качественные изменения" [11].
Т.о.,
ДМ понимая эволюцию (количество) узко материалистически (только по
горизонтали: простое-сложное), вынужден разделять противоречия на двойные
виды: антагонистические, - для эксплуататорских, классовых обществ, и
неантагонистические – для социализма, разрешаемые путем: борьбы нового и
старого, экономических и социальных преобразований (относящиеся, т.о., и к
материальному и духовному началам). Ряд авторов успешно развивают
общепринятое, узкое понимание Э. и Р.
Мы
понимаем эволюцию и инволюцию в широком смысле, как двойственные процессы
вертикального развития противоречия, образующих 2-а вида эволюции и 2-а
инволюции духа и материи: эволюции: духа (+,+), материи (-,+); инволюции:
духа (+,-), материи (-,-) ([7] Рис 66). Т.о., мы, развивая древние учения,
исходя из широкого понимания (что не отрицается и ДМ) процессов эволюции (или
инволюции), считаем, что она может быть духовной (качественной) и
материальной (количественной). Следует различать два вида революции:
прогрессивную (эволюция) и регрессивную, контрреволюционную (инволюция).
Определения.
Эволюция – развитие (внутреннее и
внешнее), идущее от низшего к высшему, от материального к духовному,
отражающее количественную (материальную) и качественную (духовную) сторону. Инволюция – развитие, идущее от
высшего к низшему, от духовного к материальному, отражающая качественную
(духовную) и количественную (материальную) его сторону.
Разжиревшее
от материального изобилия население ряда западных стран не замечает за собой
нравственной деградации (пропаганду однополой семьи, раннего сексуального
воспитания детей, сексуальных извращений, инцеста и т.п.). Видимо, этому
способствует и материализм западной, в т.ч. и российской науки. Так,
например, РАН вместо изучения явлений невидимого духовного мира создала
комитет по борьбе с лженаукой.
На
западе и в России в философских словарях понятия эволюции и инволюции,
прогресса и регресса не отражают духовной-нравственных сторон развития
общества.
Анализ
логики многоуровневого процесса развития общества, обеспечивающего его
прогрессивную эволюцию (Рис 94 [7]) показывает необходимость единства не
только материальных (достигаемых, как правило, через революцию), но и
духовных ее условий, которые на втором уровне генодрева приводят к единству 4-х видов (этапов) эволюции и
революции: 1) политико-экономическая революция; 2)
социально-управленческая революция; 3) культурно-научная эволюция; 4)
духовно-нравственная эволюция.
Между
2 и 3 этапами должно происходить снятие
- перелом сознания от индивидуальной к общественной морали, иначе –
качественный (духовный) скачок в развитии общества, переход революционного
развития - экономическо-социального к эволюционному, -культурно-духовному.
Если первые два вида не требуют длительного периода развития (видимо, поэтому
зачастую революции инспирируются извне, что характерно для нашего времени),
то вторые два – наоборот, невозможны без длительного процесса
духовно-нравственного воспитания и саморазвития общества.
Классики
ДМ, исходя из приоритетов материализма и вульгарной критики религии,
недооценили важность духовно-нравственного развития общества. Очевидно,
поэтому причину смены видов обществ они видели не росте уровня морали
общества, а в смене частной собственности общественной; но ведь последнее-
это следствие, а не причина.
Перелом сознания от индивидуальной
к общественной морали, качественный скачок, -сложный процесс, основание
(причина) для развития личности, должен происходить во всех сферах и уровнях
развития общества.
Начавшись в семье, с дошкольного воспитания, процесс воспитания продолжается
в коллективе, с юношеского воспитания, и заканчивается в зрелом возрасте на
производстве и в обществе. Внешние условия, национальный образ жизни,
накладывают свой отпечаток на процесс воспитания личности.
К
сожалению, в СССР так и не сумели за три поколения, довести процесс
воспитания до логического завершения,- воспитания нравственной и социально
активной личности.
Вывод: революции, совершенные без
необходимого начального и, последующего духовно-нравственного развития
человека и общества (мировоззрения, идеологии, морали, культуры общества и
т.п., которые должны отрабатываться в программах политических партий) будут
недолговечны и вредны для прогресса общества.
Приложение
1. Законы диалектики ФТС.
Закон
дополнительности двойственных противоположностей (противоречий) до целого
отражает 0-й и 1-й уровни генодрева – синтез (единство)- тезис (духовное) –
антитезис (материальное), где последние дополняют друг друга до целого (Рис
2/34 и др.). В обществе приоритеты в развитии: духовного – ведут к эволюции,
материального - инволюции. Эту истину, в отличие от современных идеологий,
знали все древние учения и религии.
Классический
закон отрицания отрицания рассматривал, в основном, материальную сторону
процесса развития. ФТС предлагает Закон «двойственности двойственных
отрицаний» - процесс диалектического развития логически двойственен и
цикличен: материальное развитие - отрицание отрицания материального начала
вызывает духовное развитие – отрицание отрицания духовного начала (и
наоборот). В одном цикле материального и духовного развития, совмещающем два
его направления: эволюции и инволюции, переход от материального развития к
духовному (и обратно) вызывает кратковременную смену (скачок) направления
развития ([7] Рис 49), который в свою очередь ответственен за кризисы.
Однако,
понимание структуры и ее связей с качественными и количественными
изменениями, данные предшествующими авторами, на наш взгляд, не раскрывают
всей логики и сущности иерархии элементов системы и их взаимодействия в
процессах развития.
Понятие
структуры нами определяется, не как в ДМ "совокупность устойчивых связей
объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе",-
некие связи и логические отношения элементов системы. Структура в ФТС-
принцип иерархии расположения уровней и элементов системы и всех видов их
взаимосвязей, образующих динамически изменяющуюся под воздействием парных
(внешних и внутренних, материальных и духовных, и др.) факторов
многоуровневую целостность, уровни организации которой отражают циклы
процесса раздвоения единого на дуальные противоположности. Где уровни
структурной организации, - не только часть вышележащего, но и целое по
отношению к нижележащим уровням, образуют сети взаимосвязей и логики
отношений, которые в процессах развития сложных систем могут отражать
объемность структур развития (триединство по: - горизонтали, - вертикали, и -
объемной спирали), процессы эволюции или инволюции (перехода с
количественного на качественный, и с одного качественного уровня на другой и
обратно).
Рассмотрим
последовательность процесса раздвоения единого и изменения в структуре
уровней генодрева и ИЦЗИНа ([7] Рис 24) начиная с уровня монограмм. 1- Ян,
сплошная черта или +, духовное начало (тезис) примем за качественные
изменения; 2- Инь, прерывистая черта,-, материальное начало (антитезис) -
количественные. На втором уровне противоположностей (диаграмм) структура
генодрева удваивается, давая все возможные комбинации изменений структуры (не
учитываемые предшествующими авторами): 1) + +; 2) - +; 3) + -; 4) - -.
Простое удвоение, без изменения знака (содержания структуры системы)
происходит на 2-х крайних уровнях: 1) + +, - структура с качественным
изменением качества; 4) - -, - структура с количественным изменением
количества. Средние уровни (отражающие существенное изменение части
структуры,- скачок в развитии (снятие на противоположное содержание) будут
означать: 2) - +, - структура с качественным изменением количества (скачок,
отражающий эволюционное развитие от материального к духовному); 3) + -, -
структура, отражающая количественное (материальное) изменение качества
(скачок, отражающий инволюционные изменения от духовного к материальному).
Классический
закон перехода количественных изменений в качественные – раскрывает только
одну четвертую (материальную) часть структуры качественного и количественного
многообразия логики процессов развития.
Закон
«структурных взаимосвязей количественных и качественных изменений» ФТС -
усложнение структуры в сложных процессах логики развития вызывает переход не
только количественных изменений в качественные (эволюцию материального
начала, духовный скачок), но и качественных в количественные (инволюцию
духовного, скачок в материальное), качественных в высшие качественные
(эволюцию духовного) и количественных в низшие количественные (инволюцию
материального). Скачок – качественные изменения при переходе от материальных
факторов к духовным, ведущие к повышению уровня сложности структуры.
Закон
«единства и взаимодействия противоположностей» ФТС показывает, что источником
логики развития, раздвоения единого является разность потенциалов тезиса и
антитезиса: духовного и материального начал (где внутреннее саморазвитие в ДМ
– частный случай), когда борьба противоположностей является только началом
процесса развития, разрешения противоречий, которая для сохранения
целостности системы должна заканчиваться синтезом (компромиссом) в процессах
развития (борьбы противоположностей). Сущностью этого закона является
логический принцип взаимосвязи элементов, ведущий систему к изменениям,
взаимопревращению противоположных сторон явлений друг в друга (отражаемых
системой категорий ФТС). При этом, качественный скачок (снятие) в системе
противоположностей происходит при переходе от материальных уровней к
духовным, и наоборот (см. [7] Рис 41, 42, 47, 49 и др.).
Построим
генодрево единства внутреннего (духовного) и внешнего (материального) начал
(см. аналогию с Рис 66 [7] и Рис 65), и выявим остальные недостатки ДМ:
1-й ур.:
тезис- внутренние (духовные) силы; антитезис – внешние (материальные) силы
(разность потенциалов тезиса и антитезиса – источник развития системы). 2-й
ур.: 1) внешнее-внешнее,- развитие внешних (материальных) свойств, физических
явлений, механическое движение тел при внешнем воздействии,- инволюция
материи (на Рис 65- движение); 2) внешнее-внутреннее,- развитие от
материального к духовному, внутренние свойства материальных явлений,-
эволюция материи (энергия); 3) внутреннее-внешнее,- развитие духовных свойств
в материальном мире (культура, наука), саморазвитие от внутреннего к
внешнему,– инволюция духа (пространство); 4) внутреннее-внутреннее,-
внутреннее (духовное) саморазвитие, развитие духовных свойств в духовном
мире, свойства духовных сущностей (идеи, …),- эволюция духа (время) .
Т.о.,
в отличие от узко материалистического понимания процессов эволюции-инволюции
в ДМ, диалектика ФТС рассматривает все возможные варианты развития
двойственной системы противоположностей (на 2-м уровне- 4): 1) материальное
развитие (движение) при внешнем воздействии на систему (тело, экономика, …) -
инволюция материального; 2) развитие системы от внешнего к внутреннему (от
материального к духовному) - эволюция материального, экономического начала в
обществе должна привести к росту социальной справедливости (через ССУ); 3)
саморазвитие от внутреннего к внешнему (от духовного к материальному) –
инволюция духовного в материальное начало должна давать развитие уровня науки
и культуры (через СВО); 4) саморазвитие от внутреннего к внутреннему (от
духовного к духовному) – эволюция духовного должна вести к повышению уровня
морали (только высокая мораль снизит уровень коррупции).
ФТС, соединяя в единое целое
идеальное и материальное, не отрицает материализм и идеализм, а на основе метода
системного синтеза, развивает их в универсальное единство – триединый
системный синтез (единство) - синтеза антитезиса и тезиса (материализма и
идеализма).
Известно, что новое знание должно включать в себе старое, как целое- часть.
Литература:
1.
Сухонос С.И. Вселенская сила нравственности. М. Новый Центр. 2005, с. 173.
2.
Каган М.С. Методологические принципы построения современной онтологии.
Spkurdyumov.narod.ru>Cagan5.htm.
3.
Блаватская Е.П. Скрижали Кармы. Нет религии выше истины. М. МЦФ 1995, с 128-129.
4.
Шмаков В. Священная книга Тота….ч. 1. М. 1994, с 33.
5.
Философский словарь. М. ИПЛ. 1972.
6.
Субба Роу Т. Оккультная философия. М. Сфера. 2001, с 293.
7.
Антонович Е.Н. Третий путь развития. кн.1. Философия триединого синтеза
(ФТС). СПб. Деан, 2007, 542 с., (книгу можно скачать на сайте автора:
www.spb-antonovich.ru).
8.
Антонович Е.Н. 29 статей на сайте РФО: Самое слабое звено в познании-
философия, в философии – логика. http://www.dialog21.ru., сборник статей
Проекта на сайте РФО http://www.dialog21.ru/biblio/konf_ant_ovch/12.%20Antonovich.pdf,
32 ст. на сайте ВИПЕРСОН, см. ст. на сайтах: СПб философского клуба
(philklub1.narod.ru), kovcheg.ucoz.ru, автора: spb-antonovich.ru.
9.
Антонович Е.Н. Процесс развития общества- единство эволюции и революции.
Российско-китайский журнал Содружество. Научно-теорет-е конференции. №1-
2016.
10.
Стукова О.В. Цивилизация или культура? Кн.8. Цели и смысл Бытия и Пути к
нему. Другая Наука. СПб. 2009, с 44.
11.
Философский словарь. М. ИПЛ. 1972.
|
|