e-mail: antonpet14@yandex.ru |
|
Статья 33 Антонович
Е.Н. ОНТОЛОГИЯ
РЕВОЛЮЦИИ – СИНТЕЗ ДУХОВНОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО НАЧАЛ - СФЕР ОБЩЕСТВА (к 100-летию революции
1917 г) Рабочие, завоевав политическую власть, разобьют старый
бюрократический аппарат… заменят его новым, состоящим из тех же самых рабочих
и служащих, против превращения коих в бюрократов будут приняты тотчас меры,
подробно разобранные Марксом и Энгельсом: 1) не только выборность, но и
сменяемость в любое время; 2) плата не выше платы рабочего; 3) переход
немедленный к тому, чтобы все исполняли функции контроля и надзора, чтобы все
на время становились "бюрократами" и чтобы поэтому никто не мог
стать "бюрократом"… Наше государство рабочее, но с бюрократическим
извращением … Коммунисты стали бюрократами, если что нас погубит, то только
это (В. Ленин) Даже самая революционная бюрократия является …
буржуазным органом в рабочем государстве … Без революции на Западе большевизм
будет ликвидирован либо внутренней контрреволюцией, либо внешней
интервенцией, либо их сочетанием. Ленин не раз указывал, в частности, на то,
что бюрократизация советского режима есть не технический или организационный
вопрос, а возможное начало перерождения рабочего государства … В
капиталистической контрреволюции была бы заложена новая Октябрьская революция (Л. Троцкий) Разложение императорской России началось давно. Ко
времени революции старый режим совершенно разложился, исчерпался и выдохся.
Война докончила процесс разложения … Революция имеет онтологический смысл … В
революции происходит суд над злыми силами, творящими неправду, но судящие
силы творят зло; в революции и добро осуществляется силами зла, т.к. добрые
силы бессильны реализовать свое добро в истории ... Коммунистическая
революция была оригинально русской, но чуда рождения новой жизни не
произошло, ветхий Адам остался и продолжает действовать … Диктатура
пролетариата, усилив государственную власть, развивает колоссальную бюрократию,
охватывающая как паутина всю страну … Эта новая советская бюрократия, более
сильная чем бюрократия царская, есть новый привилегированный класс, который
может жестоко эксплуатировать народные массы (Н. Бердяев) Аннотация: Предлагается универсальный, системно-диалектический,
структурно-логический метод генодрева ФТС (философии триединого синтеза)
формула которого: синтез-тезис-антитезис-анализ, основанная на единстве:
синтеза и анализа, тезиса и антитезиса (духа и материи), дает
системно-логическое понимание единства и взаимосвязи добра и зла, сфер
общества, видов революции при единстве эволюции и революции в процессах
развития общества. Ключевые слова: синтез-тезис-антитезис-анализ, дух, материя,
противоречие, единство, генодрево, эволюция, революция, инволюция, теория,
практика, система, принцип. Cмысл понятия онтологии (и революции) исследован философами
недостаточно полно: "Онтология (от гр. on–сущее и logos-разум) - учение о бытии …Старая
онтология …ограничивала сферу реального материальным… рассматривала весь мир
в его отношении к человеку … новая онтология … выработала …широкое понятие
реальности, сообщив полную реальность духу … и автономное бытие духа"
[1]. Реальность
философами понимается в крайних состояниях: в идеализме- приоритет духа (духовного
мира), субъекта над материей (материальным миром), объектом; в материализме –
приоритет материальной реальности, объекта над духом, субъектом. Онтология,
описывая существующий универсум, не должна ограничиваться данными отдельных
философий, наук. Предметом онтологии должно быть целостное бытие, которое
может определяться как единство и взаимосвязь всех видов реальности:
материальной и идеальной (духовной), объективной и субъективной, социальной и
культурной и др. . Диалектический
материализм (ДМ) из-за своей узости и односторонности изначально не мог дать
необходимую полноту и обоснование онтологического смысла революции. ДМ, не
раскрывая онтологию процесса развития революции, дает в понятии только
определение социальной революции: "Революция социальная (лат. revolution – поворот, изменение) - коренной
поворот в жизни общества, означающий низвержение отжившего и утверждение
нового, прогрессивного … строя" [2]. Н.
Бердяев, описывая онтологический смысл революции, не раскрыл целостности
процесса ее развития: "Революция имеет онтологический смысл. Смысл этот
пессимистический, а не оптимистический. Обнаружение этого смысла направлено
против тех, которые думают, что общество может бесконечно существовать мирно
и спокойно, когда в нем накопились страшные яды, когда в нем царят зло и
неправда, внешне прикрытые благообразными формами, идеализированными образами
прошлого в революции … в революции и добро осуществляется силами зла …
Диалектика предполагает существование … смысла, раскрывающегося в диалектическом
развитии, диалектика может быть присуща лишь мысли и духу, а не материи"
[3]. Мы
считаем, что революция - не поворот в развитии и утверждение нового строя, и
не только реализация (противоречия) добра силами зла, а система логики
взаимодействия духовных и материальных противоречий сфер общества в процессе
развития (подр. ниже). Современное
знание фрагментарно и узко, построено на логике или-или, разделении целого на
части, которые противоречивы и отрицают друг друга: материализм и идеализм,
формальная и диалектическая логики (ФЛ и ДЛ), наука и религия, что уже
привело к тупику познания, религиозному терроризму и экологическому кризису
выживания. ДМ,
критикуя гегелевскую диалектику, утверждая, что единство противоположных
сторон образует противоречие, которое "отражает внутренний источник
всякого движения, принцип развития", исходил из положений, требующих
развития диалектики: "диалектический момент", т.е. научное
рассмотрение, требует указания различия, связи, перехода. Без этого простое
положительное утверждение неполно, безжизненно, мертво. По отношению к
"2-му", отрицательному положению, "диалектический момент"
требует указания "единства", т.е. связи отрицательного с
положительным, нахождения этого положительного в отрицательном … без этого
диалектика станет голым отрицанием, игрой со скепсисом … формальное мышление
возводит себе в закон тождество, низводит противоречивое содержание,
находящееся перед ним, в сферу представления, в пространство и время, в
которых противоречивое удерживается одно вне другого … и т.о. выступает перед
сознанием без взаимного соприкосновения" [4]. Но
вместо развития диалектики, разработки логики взаимосвязей элементов системы
в процессах развития, процесс познания был догматизирован и по логике или-или
остановлен на 1-м уровне противоположностей только для материального начала
(тезис-антитезис). Задолго
и в отличие от ДМ, древнекитайский философ Чжу Си (1130-1200 гг), на основе
логики ИЦЗИНа, сумел отразить диалектику развития противоречий и на 2-м
уровне противоположностей: "Великий Предел породил два начала, два
начала породили четыре стихии, четыре стихии породили восемь триграмм"-
Чжу Си пишет: "Здесь одно делится на два (Ян,- духовное, Инь,-
материальное начала,- Е.А.), и так происходит до бесконечности, одно порождает
два"… "То, что одно порождает два,- высший естественный принцип … в
каждом явлении и предмете есть противоречие. Чжу Си отмечает также: "Все
говорят, что темное и светлое начала – два конца, но само темное начало
делится на темное и светлое, а светло начало также содержат в себе темное и
светлое начало" … т.е. существуют многослойные противоположности, и эти
противоположности нескончаемы" [5]. Мы в
ФТС, развивая идеи ИЦЗИНа, предлагаем универсальную структурно-логическую
модель познания – генодрево единства взаимосвязанных противоположностей:
систему понятий (элементов), взаимосвязи которых отображаясь структурой
генодрева (подр. ниже), моделируют логику процесса развития, как целостную
систему, от синтеза к анализу: синтез (единство,- логика «и-и») - тезис – антитезис
(дух, причина - материя, следствие, - логика «или-или») – анализ на 3-х
уровнях системы противоречий: 1 (0-й ур., единство) - 2 (1-й ур., дуализм) -
4 (2-й ур., тетризм) - 8 (3-й ур.) [6,7,8,9,10,11]. Метод
генодрева ФТС, на основе структуры ИЦЗИНа, показывает процесс развития
противоречий, как целостную, универсальную систему диалектического единства
духа и материи, идеализма и материализма, ДЛ и ФЛ, что дает понять почему
«переворачивание» духовного и материального в ДМ привело не к развитию, а к
кризису марксизма и СССР. Реальность
можно представить, как некую целостную систему структурных сгустков, вихрей
энергетической субстанции, одним из проявлений которой служит плотная
материя, а другим – волновая форма материи (поле, дух, сознание). В философии
Дао эта триединая целостность (единство-дух-материя) изменчива, подвижна. Мы
придаем свойство изменчивости и триаде Гегеля: тезис-антитезис-синтез,
превращая ее в универсальный процесс развития: синтез-тезис-антитезис-анализ.
Если вместо синтеза (логики и-и) на первое место триады поставить понятие
материи, то отношение: материя-единство (изменчивость)-дух, говорит о том,
что материя – измененная форма поля (духа). И наоборот: дух (сознание) –
измененная форма материи. Дух первичен, если его высокие вибрации
уменьшаются, материализуются - инволюция. Материя первична, если низкие
вибрации увеличиваются, одухотворяются - эволюция. Дух (сознание) и материя
могут развиваться в 2-х направлениях: эволюции и инволюции. Процессы развития
цикличны, где этапы: синтеза-анализа, эволюции и инволюции повторяются
(подробнее ниже). Эти
простые истины трудно понимаемы догматиками идеализма и материализма, религии
и науки, воспитанными на логике анализа (или-или), для них - это
психологический барьер в познании, требующий интеллектуальных усилий. Но без
его преодоления – осознания единства: синтеза-анализа, духа-материи
современная философия не способна выйти их кризиса познания, а человечество –
из кризиса развития! Т.к., теория – идеальна, а практика – материальна, мы
считаем, что истину в философии следует искать в диалектике единства духа и
материи, идеализма и материализма. На
генодреве ФТС (в математике-симметричный граф, на железной дороге- горловина сортировочного парка, в ИЦЗИНе – система:
монограмм – диаграмм – триграмм -…) процесс диалектического раздвоения
единого (системного анализа) начинается с деления исходной точки (вершины
графа) на дуально, попарно связанные противоположности: тезиса (дух,
сознание, добро, волновые свойства материи, теория) и антитезиса (материя,
зло, корпускулярные свойства материи, практика). На основе принципа
дополнительности (корпускулярно-волнового дуализма): духовное должно иметь
материальное основание (воплощение), а материальное–духовное. При
развитии генодрева, делении образованных частей целого на новые пары
логических противоположностей, принцип множественной дополнительности ведет к
образованию многоуровневой системы, структуру которой можно представить в
виде прогрессии: 1-2-4-8-…, где цифры –число элементов и их связей на каждом
уровне системы (* *) В
отличие от известного Учения о Слоях, допускающего линейное развитие в: 5-и
слоях (Аристотель), 3-х слоях (Ротхакер Э.) с неопределенными взаимосвязями
элементов, развитие на генодреве ФТС идет в 2-х направлениях, где взаимосвязи
элементов по вертикали и уровней по горизонтали детерминированы структурой
прогрессии. Т.е., процесс развития противоречий направляется не интуицией или
художественным мышлением человека, а многоуровневой, структурной логикой,
развивающейся по уровням вертикали и горизонтали системы противоречий. На
плоскости структура генодрева образует крест, который означает направления
процесса развития системы противоречий: - вертикаль: духовное-материальное
(эволюция-инволюция), - горизонталь: уровни глубины развития синтеза-анализа
(единое-многое). Диалектический
процесс развития генодрева ФТС (Рис 1/34), основанный на вертикали логики
системы противоречий (понятий): тезис-антитезис (Я-неЯ, дух-материя,
теория-практика), направляя развитие противоречий по горизонтали:
синтез-анализ (единство-множество) и вертикали, образует циклы формулы:
синтез-тезис-антитезис-анализ. В
отличие от ДМ, где процесс развития линейный, на генодреве он двойственен,
идет от исходной точки по горизонтали (единое-многое, по оси генодрева:
синтез-анализ) и, одновременно, по вертикали (тезис-антитезис), образуя
прогрессию: 1-2-4-…, на каждом уровне глубины число связей больше числа
элементов уровней вертикали в 2 раза: 2-4-8. Два
направления развития: тезис-антитезис-синтез, антитезис-тезис-анализ требуют
единства анализа и синтеза, тезиса и антитезиса (теории и практики). Единство
ДЛ и ФЛ требует единства 4-х видов логик: дедукции-индукции,
аналогии-измерения (Я-Я, Я-неЯ, неЯ-Я, неЯ-неЯ). Без понимания единства 2-х
направлений раздвоения единого не может быть диалектики истинного развития,
диалектики единства духовного и материального. Т.о.,
целостное, научное мышление, исходящее из единства духа и материи, ДЛ и ФЛ
требует не только диалектического единства синтеза и анализа, 4-х видов логик,
но и единства идеализма и материализма – истинно единой диалектической
философии. Подробнее о структуре множественной дуальной логики генодрева ФТС
см. Рис 35 [6]. Структура
противоречий генодрева: синтез-тезис-антитезис-анализ - двоичная
древнекитайская система ИЦЗИН (единое – монограммы –4 диаграммы –8 триграмм
-…) - принцип множественной дополнительности, последовательного раздвоения
единого (** **)
структура ИЦЗИНа представляет собой двоичное дерево комбинаторной диалектики
древних. Одно-Единое (Великий Предел) раздваивается на две монограммы: Ян,
целая черта и Инь, прерывистая черта (в [6] Рис 20). В философии за Ян
древние китайцы приняли Небо (духовное начало), за Инь – Землю
(материальное), за единство (синтез) - Человека. На следующем уровне Ян и Инь
разделяются на новые Ян и Инь, образуя четыре диаграммы, каждая из которых
уже состоит из двух черт нижней (старой) и верхней (новых Ян и Инь), а
последние, после накладывания сверху еще новых черт превращаются в восемь
триграмм. Т.о., древними была дана логика отношений 2-х главных элементов
системы: духа-материи в развитии, времени и пространстве. Это диалектический
процесс раздвоения единого, образования логики системы пар противоречий,
который идеалисты и материалисты стали понимать по-своему, отдавая приоритет
одному началу. Китайские мыслители древности видели в логике смены Ян и Инь
(духовного и материального начал) единство и содержание всех явлений природы,
процессов развития общества и психики человека. Структура генодрева ФТС
отличается от ИЦЗИНа наличием зеркальной симметрии, черты, со знаком: плюс
находятся выше оси генодрева, минус – ниже; в древнем знании, вертикаль
креста – духовное, горизонталь – материальное. В основе
структуры генодрева ФТС (вертикальной и горизонтальной иерархии: 1-2-4-8-…)
лежит универсальный механизм мышления, состоящий не только из системы
понятий: монад, диад и триад (два первых уровня структуры генодрева), но и
перехода от троичности к четверичности (2-й уровень структуры генодрева), до
сих пор, не понятых и не используемых в процессах познания. Многие философы
не понимают единства, отличий и связи между философиями монизма, дуализма,
тетризма и др., т.к. не видят единства и различий между монадой, дуадой,
триадой и кватернером, впервые данных системой двоичного счисления ИЦЗИН
(подробнее см. Рис 59 [6]). Система
познания метода гендрева ФТС, созданная на основе логики метода познания (Рис
1/34), состоит из: 1) принципов диалектического развития ([6] Рис 49); 2)
взаимосвязанной системы основных категорий философии ([6] Рис 65); 3)
структурно взаимосвязанных логикой процессов познания и развития, частей
системы: уровня, ступени (подсистемы, элемента); 4) структурных взаимосвязей,
прямых и обратных процессов взаимодействия в системе. В отличие от ДМ,
абстрактно постулирующего взаимосвязи принципов познания, мы выделяем
конкретно взаимосвязанные логикой структуры генодрева не только принципы
познания, но и системные принципы: от целостности (логика И-И);
двойственности, деления целого на противоположности (логика ИЛИ-ИЛИ), до
циклически-ступенчатого (спирального) эволюционно-инволюционного развития и
др., которые разделяется на генетически взаимосвязанные принципы: -
структурности; - иерархичности; - первичного анализа; вертикального синтеза и
анализа; системного анализа; системного синтеза (подробнее см. Рис 49 [6]). ФТС,
синтезируя дух и материю, не отрицает диалектический идеализм и материализм,
а на основе метода генодрева, развивает их в системно-динамический
структурно-логический диалектический монизм: монизм-дуализм, углубляющий
процесс познания, развивающий идеи дуалистического монизма (единство для 1-го
уровня: дух-материя) реалистической философии В. Обухова (СПГАУ) и Р. Зобова
(СПбГУ). Противоречие
в ДМ – "категория диалектики, выражающая внутренний источник
движения", основанная на одностороннем принципе развития (или-или),
который не "видит" всех возможных направлений развития
противоположностей и их структурных связей. ДМ признавая противоречие или-или
(по логике Аристотеля) основой развития исторических процессов, т.о.,
отрицает не только диалектику дальнейшего развития структуры противоречия, но
и затрудняет понимание дуальности процессов развития. В ФТС
разрешение - развитие противоречия идет одновременно в 2-х направлениях, не
только между противоположностями тезиса-антитезиса (разрешаемыми вертикальным
синтезом на каждом уровне познания системы), но и между различными
(горизонтальными) уровнями глубины познания синтеза-анализа (различными
уровнями структуры генодрева одной системы понятий, взаимодействующими
подсистемами единое-многое:1-2-4-8-…). Т.к.
в основе структуры генодрева (ИЦЗИНа) лежит логика синтеза (и-и), то
примирение противоположностей является необходимым условием сохранения
целостности системы. В ИЦЗИНе, ФТС противостояние противоположностей
находится в движении, что говорит не только об их изменчивости,
взаимопроникновении, но и в смягчении их крайних состояний в
"золотой" середине (третьем пути). При этом внешние противоречия
разрешаются внутри системы, придавая ей устойчивость. Рассмотрим
развитие противоречий на примере сфер общества (Рис 2/47). Система
понятий-противоречий взаимосвязи сфер генодрева (Рис 2/47) имеет ось
генодрева – ур. норм морали, сверху которой духовные сферы,- снизу
материальные. Что соответствует древнему знанию, утверждающему приоритеты
духовного над материальным (подр. см. статью "Уровень морали – мера
эволюции общества"[10]). Революция
начинается с новой идеологии, которая формирует новую культуру, систему
воспитания и образования (СВО), последняя–систему управления (госвласть) и
экономику. На
первом уровне генодрева имеется одно главное (вертикальное, духовное)
противоречие – диада: тезис: духовная власть (***, антитезис-светская власть,
которое определяет циклы развития противоречия на последующих горизонтальных
уровнях (1-2-4-8-…). ***)
Духовная власть – единство философско-идеологической власти и власти
культуры, СВО (системы воспитания и образования). Главное
противоречие (ГП): духовная – светская власть на 2-м уровне развития общества
выделяет 2 противоречия между 4-я сферами (уровнями) власти: 1)
бытия-экономики (4) и государственной власти (2), идеологией духовной власти
(1) и уровнем культуры (3). Основное противоречие (ОП) 2 ур. –3-2
(Культура-Госвласть). На 3-м уровне развития общества возникают 4-е вида
взаимосвязанных противоречий между сферами: 1) экономики и политики (где
возникли и начали развитие классовые противоречия); 2) образа жизни
(большинства) и воспитания, образования; 3) основное: БСУ (бюрократической
системой управления) и системой самоуправления (ССУ); 4) идеологи, религии и
духовностью философии, морали (в наше время обострились противоречия внутри
различных идеологий и религий). ОП 3 ур. идеология-политика (4-5). Разность
противоречий тезиса и антитезиса – источник развития генодрева, в обществе–
разность духовной и светской власти – ГП, что ведет к его развитию циклами.
3-й ур. генодрева дает циклы развития сфер в эволюционной
спирали:1-5-2-6-3-7-4-8 (экономика-политика-…). Обоснование процесса
цикличности дано в нумерации генодрева (Рис 14 [6]) в матрице Пифагора (см.
[6] стр. 141), и cтруктуре китайского ИЦЗИНа (Рис 29 [6]). Цикличность
развития противоречия одновременно ведет не только к: его углублению по
горизонтали, но и расширению его вертикального (дух-материя) главного
содержания, что неизбежно приводит, при не системном управлении
духовно-нравственными процессами, к его обострению, усилению воздействия на
систему. Что и происходит в социальных процессах развития. Но
обострение противоречий, не меняет содержание ГП 1 ур. (духовная-светская
власть): на 2 ур. - ОП (власть культуры-госвласть), на 3 ур. - ОП
(идеология-политика). Содержание этого процесса ДМ до сих пор не только не
понято, но и не развито системно. Обострение
противоречий 2-го уровня снимается двояко: 1) горизонтальным синтезом
высшего, 1-го уровня,- единством духовной и светской власти, 2) двойным
вертикальным синтезом – приоритетами (духовного над материальным):
нравственной философии над культурой, СУ над экономикой, ОП 3-го ур. решается
приоритетом идеологии над СУ. Решение
противоречий 3-го уровня требует циклического снятия противоречий (вертикальным
синтезом) 3-й сферой: 1-5-2, противоречие между экономикой и политикой
снимается образом жизни, культурой бытия (2); 2-6-3, противоречие между
образом жизни, низким ур. культуры и системой воспитания, образования
снимается БСУ (3)- государство дает приоритет развития сфере воспитания,
образования (СВО); 3-7-4, противоречие: БСУ-ССУ разрешает идеологии, дающая
приоритет ССУ перед БСУ (нарушение которого явилось основной причиной краха
СССР); 4-8-5, противоречие: идеология-философия должно разрешаться политикой
единства социально-классовых интересов общества. ОП 3-го ур. –
политика-идеология (5-4) решается нравственным мировоззрением (8).
Вертикальные противоречия общества начинаются и разрешаются
социально-нравственной политикой. Политика – средство, цели и путь развития
дает идеология, разработанная на основе духовно-нравственного мировоззрения. Противоречие
в ФТС – логика диалектического развития отношений (взаимосвязей): не только
единства, борьбы (как у ДМ) двух начал, но и направлений последующего
взаимодействия между новыми противоречиями (2-го уровня) - источник
цикличности, многоуровневости процессов. Любое противоречие, развиваясь в
глубину (тезиса-антитезиса), рождает новые уровни противоречий (с удвоением
количества элементов): 1 (2)-2(4)-…,- иначе систему триад. На 2-м уровне
(вертикаль: внутреннее-внешнее) возникают 4-е вида взаимодействий: 1)
внутреннее-внутреннее,- развитие только духовного; 2) внутреннее-внешнее,-
развитие от духовного к материальному (1-е отрицание); 3) внешнее-внутреннее,-
развитие от материального к духовному (2-е отрицание, снятие); 4)
внешнее-внешнее,- развитие только материального. Т.о.,
разрешение противоречий общества по уровням горизонтали (4-2-1) идет от ОП-й
к ГП (от сложного к простому): идеология-политика (3 ур)- культура-госвласть
(2 ур)- духовная-светская власть (1ур) требует приоритетов: мировоззрения над
идеологией, идеологии над политикой, культуры над СУ, духовной власти над
светской (ГП). В ДМ
существовало два неразвитых понятия эволюции: общепринятое,
узко-материалистическое и широкое, малоизвестное и редко используемое
философами (для понятия революции такого исключения нет): "Эволюция и
революция (лат. evolutio – развертывание; revolutio – поворот, изменение) –
неразрывно связанные стороны развития, соответствующие нарастанию
количественных изменений в развитии явления (Э.) и более или менее быстрому
качественному изменению (Р.) … Понятие Э. употребляется также для
характеристики развития в широком смысле этого слова, и в таком случае под Э.
понимается движение, включающее в себя и количественные и качественные
изменения" [2]. Т.о.,
ДМ понимая эволюцию (количество) узко материалистически (по горизонтали:
простое-сложное), вынужден разделять противоречия только на социальные виды:
антагонистические, - для эксплуататорских, классовых обществ, и
неантагонистические – для социализма, разрешаемые путем: борьбы нового и
старого, экономических и социальных преобразований (без выделения главного
противоречия: материальное - духовное). Ряд авторов "успешно"
развивают общепринятое, узкое понимание Э. и Р. Мы
понимаем эволюцию и инволюцию в широком смысле, как двойственные процессы
вертикального и горизонтального (внутреннего, духовного и внешнего,
материального) развития противоречия, образующих 2-а вида эволюции и 2-а
инволюции духа и материи: эволюции: духа (+,+), материи (-,+); инволюции:
духа (+,-), материи (-,-) ([6] Рис 66). Т.о., мы, развивая древние учения,
исходя из широкого понимания (что не отрицается и ДМ) процессов эволюции (или
инволюции), считаем, что она может быть духовной (качественной) и
материальной (количественной). Следует различать два вида революции:
прогрессивную (эволюция) и регрессивную, контрреволюционную (инволюция). Определения.
Эволюция – развитие (внутреннее и внешнее),
идущее от низшего к высшему, от материального к духовному, отражающее
количественную (материальную) и качественную (духовную) сторону. Инволюция– развитие, идущее от
высшего к низшему, от духовного к материальному, отражающая качественную
(духовную) и количественную (материальную) его сторону. Разжиревшее
от материального изобилия население ряда западных стран не замечает за собой
духовно-нравственной деградации (пропаганду однополой семьи, сексуального
воспитания детей, сексуальных извращений, инцеста и т.п.). Видимо, этому
способствует и материализм западной, в т.ч. и российской науки. Так,
например, РАН вместо изучения явлений невидимого духовного мира создала
комитет по борьбе с лженаукой. На
западе и в России в философских словарях понятия эволюции и инволюции,
прогресса и регресса не отражают духовной-нравственных сторон развития
общества. Анализ
логики многоуровневого процесса развития общества, обеспечивающего его
прогрессивную эволюцию (Рис 94 [6]) показывает необходимость единства не только
материальных (достигаемых, как правило, через революцию), но и духовных ее
условий, которые на втором уровне генодрева приводят к единству 4-х видов
(этапов) эволюции и революции: 1) политико-экономическая революция; 2)
социально-управленческая революция; 3) культурно-научная эволюция; 4)
духовно-нравственная эволюция. Между
2 и 3 этапами должно происходить снятие - перелом сознания от индивидуальной
к общественной морали, иначе – качественный (духовный) скачок в развитии
общества, переход революционного развития - экономическо-социального к
эволюционному, -культурно-духовному. Если первые два вида не требуют
длительного периода развития (видимо, поэтому зачастую революции
инспирируются извне, что характерно для нашего времени), то вторые два –
наоборот, невозможны без длительного процесса духовно-нравственного
воспитания и саморазвития общества. Классики
ДМ, исходя из приоритетов материализма и вульгарной критики религии,
недооценили важность духовно-нравственного развития общества. Очевидно,
поэтому причину смены видов обществ они видели не росте уровня морали
общества, а в смене частной собственности общественной; но ведь последнее-
это следствие, а не причина. Перелом
сознания от индивидуальной к общественной морали, качественный скачок,
-сложный процесс, основание (причина) для развития личности, должен
происходить во всех сферах и уровнях развития общества. Начавшись в семье, с
дошкольного воспитания, процесс воспитания продолжается в коллективе, с
юношеского воспитания, и заканчивается в зрелом возрасте на производстве и в
обществе. Внешние условия, национальный образ жизни, накладывают свой
отпечаток на процесс воспитания личности. К
сожалению, в СССР так и не сумели за три поколения, довести процесс
воспитания до логического завершения,- воспитания нравственной и социально
активной личности. Вывод: революции, совершенные без
необходимого предварительного и, особенно, последующего духовно-нравственного
развития человека и общества (мировоззрения, идеологии, морали, культуры
общества и т.п., которые должны отрабатываться в программах политических
партий) будут недолговечны и вредны для прогресса общества. Критерием
недолговечности отличаются современные «бархатные», «оранжевые» и др.
революции, совершаемые с целью захвата власти (смены неугодного режима), не
ставящие перед собою долгосрочные цели эволюционного развития общества.
Основными причинами относительно недолговечного существования СССР, следует
признать недостаточный уровень эволюционного, духовно-нравственного развития
общества, его: мировоззрения, идеологии, морали, культуры, СВО и ССУ –
широкой системы самоуправления, как важнейшей части единой системы управления
(подробнее см. [10]). Для
глубокого понимания процессов эволюции-революции построим генодрево. 1–й ур.
- изменчивость (чередование периодов революционной борьбы и медленной
эволюции): антитезис – экономико-социальные изменения (решаемые революцией);
тезис – культурно-духовные изменения (решаемые эволюцией). 2-й ур. -
цикличность (порядок сменяемости циклов эволюции): 1) цикл экономики; 2)
социальный цикл, 3) культурный цикл, 4) духовно-нравственный цикл. 3-й ур.-
формы борьбы в революции и виды эволюции (нумерация соответствует сферам
общества на Рис 2/47): 1) экономическая борьба (видов собственности, укладов
экономики, …) – результат - 5) политические изменения (эволюция) - эволюция
политических изменений требует разрешения проблем - 2) революционной борьба
наций за самоопределение, которая, в свою очередь, требует решения проблемы -
6) культурной эволюции – развития системы воспитания и образования на новом
уровне-, что ведет к необходимости 3) революционных изменений в системе
исполнительной власти (БСУ)- выражающихся в ее эволюционных изменениях
создании – 7) широкой системы законодательной власти народа, демократии (****
– самоуправления (ССУ), результатом которой должны быть революционные
изменения в сфере идеологии (религии) и общественной морали – создание - 4)
единой социально-нравственной идеологии (религии), которая в свою очередь,
вызовет дальнейшее развитие (эволюцию)– 8) духовно-нравственного
мировоззрения и общественной морали. ****)
Демократия, как самоуправление возможна через развитие, достижение высокого
уровня образования и воспитания народных масс. Это наглядно отображается
схемой линейной эволюции сфер общества: 1) экономика, 2) образ жизни, 3) БСУ,
4) идеология, 5) политика, 6) СВО, 7) ССУ,… Из
китайской истории известна циклическая природа смены трех периодов развития
общества: 1) хаос "воюющих царств"; 2) малое процветание –
преодоление хаоса силой централизованного государства - сяокан, 3) великое
единение, скатывающиеся в новый хаос "воюющих царств" – датун. Мы
считаем, исходя из структуры генодрева (см. аналогию на Рис 2/47 и Рис 49
[6]), считаем, что на 2-м его уровне должно быть не 3-и, а 4-е этапа развития:
1) период хаоса (разрушение старого см. Рис 49 [6]), 2) период
централизованного государства (сяокан, или СУ на Рис 2/47), 3) сохранение
национальной культуры (Рис 2/47), или единства старого и нового (Рис 49[6]),
4) прогрессивная эволюция – датун, новый уровень единства всех сфер общества,
при приоритете духовно-нравственного начала (рис 49[6]). При отсутствии
приоритета духовного начала общество вместо перехода на высший - 3-й уровень
развития (циклического развития 8 сфер), скатывается в бессознательную
инволюцию, переходит на круговое, циклическое развитие (см. аналогию на Рис
30, 31 [6]). Системный
анализ хода онтологического развития общества показывает не только единство
революции и эволюции (материального и духовного фактора), но и взаимосвязи сфер
общества в процессах последующего развития революции в обществе. Процесс
развития революции в обществе - циклическое чередование материальных (1-5,
3-7: политико-экономических и социальных), разрешаемых, только через
революцию (слом старых материально-социальных форм, не уступающих дорогу
новому) и духовных (2-6, 4-8) процессов революции, решаемых эволюцией. В
духовной революции (эволюции) быстрое изменение (слом) старых (духовных) форм
(культуры, убеждений, морали) невозможен, т.к. развитие сознания (индивидуального
и общественного) требует времени. Составим
онтологическое генодрево революции, которое будет отражать единство форм
сознания во всех видах реальности (по аналогии с Рис 2/47): материальной и
духовной (тезис и антитезис, 1-го ур. противоположностей), экономической и
социальной, культурной и философской (2-й ур.). 1-й ур. противоположностей
отражает - одномерную логику противоречий принципа причинности, 2-й –
двумерную, на основе принципа двойственности 2-х направлений развития
(подробнее ур. логики даны на Рис 33, 35 [6]). На
3-м уровне противоположностей 3-х мерная логика онтологии революции отражает
взаимодействие уровней противоречий 8-и сфер общества в процессах его
циклического развития: 1-5 (ур.: экономики – политики) -2-6 (образа жизни - культуры,
СВО)-3-7 (БСУ- ССУ)-4-8 (идеологии- единой духовно-нравственной философии,
мировоззрения). ДМ
наиболее полно был исследован только первый цикл развития революции (без
отражения взаимосвязей со всеми сферами общества): экономики- политики (1-5). Выводы: направление и онтологический
(духовно-материальный) уровень революции, направляющей развитие общества,
определяется уровнем развития духовно-нравственного мировоззрения и идеологии
(воплощаемый в программе правящей партии). Т.о.,
прав был Бердяев, утверждавший, что "духовная революция" должна
быть "неизмеримо более глубокой, чем социальные перевороты". Утверждение
Бердяева о взаимозависимости добра и зла: "в революции происходит суд
над злыми силами, творящими неправду, но судящие силы творят зло; в революции
и добро осуществляется силами зла, т.к. добрые силы бессильны реализовать
свое добро в истории" требует онтологической полноты для отражения
процессов развития различных обществ. На
втором уровне противоположностей генодрева идеологий видов обществ (Рис 101
[6]) показаны иерархо-логические взаимосвязи дуальной логики (диаграмм)
морали (добра и зла) с 4-я видами идеологий обществ два знака + или –
означают в 2-х уровнях познания (1-й ур.- знать, 2-й – делать): + идея,
мировоззрение, прошлое; - идеология, настоящее): 1) ( -,-) знать (идею) о зле
и делать зло - идея (мировоззрение) и действие (идеология) не соответствуют
морали (законам)– идея феодализма, рабства; 3) (+, -) знать о добре и делать
зло, идея соответствует, дела (идеология) не соответствуют нормам морали –
идея социализма; 2) (-, +) знать о зле и делать добро (соблюдать законы),
идея не соответствует, дела (идеология) соответствуют законам, находящимся
ниже уровня норм морали – идея капитализма; 4) (+,+) знать о добре (морали,
законах) и делать добро (соблюдать законы), идея и дела соответствуют
моральным нормам – идея коммунизма (или идеология социально-справедливой и
нравственной единой общечеловеческой религии, к которой рано или поздно
придет человечество). Совмещая
1-й и 2-й горизонтальные уровни генодрева взаимосвязи сфер общества (Рис
2/47) и генодрева Рис 101 [6], можно сделать ряд более глубоких выводов,
определений (раскрывающих духовное содержание и эволюцию-инволюцию правящих
идеологий). Эволюция материального зла и индивида –к эгоистическому добру и
власти (идея капитализма – общественная идея не соответствует, индивидуальные
дела формально соответствуют морали, или причины зла вне человека, в
обществе). Духовная эволюция добра – преобразование социального зла в
идеологию социальной справедливости единство духовной культуры и морали
(идеология коммунизма- идея и дела соответствуют морали). Инволюция добра
(духовной идеологии) к материальной (экономической) сфере – преобразование
социального зла в идеологию социальной справедливости через власть и
материализацию культуры (идеология социализма – общественные: идея -
соответствует, дела - не соответствуют морали или причины зла в человеке;
т.о., социализм – бездуховный коммунизм). Религия – знание о добре и дела
добра, без осознания единства добра и зла. Оценка
Бердяевым уровня бездуховности социализма и капитализма не только не
противоречит нашим выводам, но провидчески отражает и современные мировые
реалии: "марксизм вообще думает, что добро осуществляется через зло,
свет через тьму, таково ведь и отношение к капитализму, который есть
величайшее зло и несправедливость и вместе с тем есть необходимый путь к
торжеству социализма" [12]. Первому
государству марксизма, впитавшему узкие односторонние догмы ДМ, без духовной
революции, оказавшемуся на обочине истории, грозит новая революция. Без
духовного развития человека, у которого нет пределов, государство обречено на
повторение пройденного. Эти истины древнего знания были знакомы и Бердяеву:
"Государство склонное служить Кесарю, не интересуется человеком, человек
существует для него лишь как статистическая единица, а когда оно начинает
слишком интересоваться человеком, то это самое плохое, оно начинает
порабощать не только внешнего, но и внутреннего человека, между тем как
царство Духа не может вместиться в царство Кесаря. Дух бесконечен и устремлен
к бесконечности. Кесарь же конечен и хочет наложить на Дух печать своей
конечности. Есть требования кесаря, которые исполняют все живущие на земле.
Все мы воздаем кесарю кесарево, хотя бы в форме революции, в которых мы
участвуем. Требование революции тоже кесарево требование, только революция
духа стояла бы вне этого, но она не может быть смешиваема с революциями
политическими и социальными, она принадлежит к другому плану бытия" [13].
Выводы: Духовная революция, основанная на
духовно-нравственной идеологии и философии должна направлять развитие всех
остальных революций: экономической, политической, социальной, и культурной,
сохраняя целостность общественной системы. Литература: 1. Краткая философская энциклопедия. М.
Прогресс. 1994. 2. Философский словарь. ИПЛ. М. 1972. 3. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского
коммунизма. М. Наука. 1990, с 107-108, 122эгоистическое добро. 4. Ленин В.И. Философские тетради. М.ИПЛ,
1990, с 181-182. 5. История китайской философии. пер. с кит.
М. Прогресс. 1989, с 337. 6. Антонович Е.Н. Третий путь развития.ч.1.
ФТС. СПб. Деан, 2007, 542 с., см. книгу на сайте автора: spb-antonovich.ru . 7. Антонович Е.Н. Философия триединого
синтеза как теория и методология познания процессов действительности. Научный
журнал Общество-Среда-Развитие. СПб. № 2-2008. 8. Антонович Е.Н. Принципы познания и
модель системного синтеза в ФТС. Научно-практический журнал Актуальные
исследования. Екатеринбург. №1-2012. 9. Антонович Е.Н. Системный синтез
принципов познания – метод генодрева ФТС. журнал Сознание и физическая
реальность. № 9 -2012. 10. Антонович Е.Н. статьи в интернете:
Логика синтеза, включенного третьего- основа познания. Самое слабое звено в
познании- философия, в философии – логика: логика целостности- синтез единого
и многого, духовного и материального. Целостность – логика единства
множественности (системный анализ и синтез научной части философии – логики,
самого слабого звена в познании) и др. на сайте: http://www.dialog21.ru.-32
статьи, - ВИПЕРСОН – 34 статьи, еще см. ст. на сайте автора: spb-antonovich.ru . 11. Антонович Е.Н. Метафизика духа-материи,
единого-много в диалектике ИЦЗИНа-ФТС. ж. Современные концепции научных
исследований. №8,ч.3- 2015. 12. Бердяев Н.А., там же, с 113. 13. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство
Кесаря. Судьба России … Ростов н/Д. Феникс. 1997, с 242. Дополнение: Статья выставлена на: - сайте фил-го
Клуба СПб -http://philclub1.narod.ru/, •
- сайте РФО – Диалог 21- http://www.dialog21.ru/biblio/antonovich_33, •
-сайте ВИПЕРСОН - http://viperson.ru/people/antonovich-evgeniy-nikolaevich, •
-в международном научном журнале: «Уникальные исследования 21 века»,
№8 -2017 https://docviewer.yandex.ru/view/ --- ГЛАВНАЯ ТЕМА НОМЕРА Стр . 5
Антонович Е. Н . Онтология революции – синтез духовного и материального начал
(к 100- летию Революции 1917 г.) •
Новизна метода генодрева ФТС признана Дипломом за
победу в Международном конкурсе (3-е место) "Лучшее научное исследование
2017" в номинации "Креативный подход года" с конкурсной
работой "Высокий уровень духовной культуры, морали – условие сохранения
суверенитета России" в апреле 2017г. |
|
|
|