Главная страница сайта

Карта сайта

Библиотека сайта

Другие статьи автора в Библиотеке сайта

Написать автору статьи

e-mail: antonpet14@yandex.ru

 

 

Статья 8

Антонович Е.Н.

ГЕНЕЗИС И УРОВНИ ПОЗНАНИЯ СТРУКТУРЫ ТРИАДЫ В ФИЛОСОФИИ

Тао произвел одного, один произвел двух, двое произвели трех и трое произвели все

существа (Лао-Цзы)

Тот, Кто создает безостановочно миры- Троичен. Он есть Брама-Отец. Он есть Майя-

Мать. Он есть Вишну-Сын – Сущность, Субстанция и Жизнь (Упанишады)

Узрите треугольник, и проблема на две трети решена… Все вещи состоят из трех

(Пифагор)

Тернер непосредственно вытекает из бинера; движение, рождающее два, рождает

три; три есть ключ чисел, так как это первый числовой синтез (Елифас Леви)

Тезис – антитезис – синтез (Гегель)

 

Предлагается - генодрево философии триединого синтеза (ФТС), универсальный метод, который дает целостное более углубленное и широкое понимание триады в процессах развития

Ключевые слова: единство, противоположности, дух, материя, анализ, синтез, генодрево, тезис, антитезис, отрицание

 

Представления философов о триаде в истории познания деградировали от понимания триады, как структурной основы всех учений, философий - в далеком прошлом, до полного ее исключения из познания – в наше время. Если еще в СССР философские словари давали понимание триады, то, в 1994 г. в «Краткой философской энциклопедии» этого понятия уже нет.

Диалектический материализм (ДМ) односторонне использовал триаду в познании для обоснования закона отрицания отрицания, рассматривая антитезис, как 1-е отрицание, движущее начало развития, а 2-е – как синтез,- сохранение и снятие логикой или-или того же материального начала: «Понятие «Т.» впервые применено Платоном …широкое развитие получило …у Гегеля. Всякий процесс развития, согласно Гегелю, проходит три ступени: тезис, антитезис и синтез. Каждая следующая ступень отрицает предыдущую, превращаясь в ее противоположность, а синтез не только отвергает антитезис, но и соединяет в себе …черты обеих предыдущих ступеней развития. Синтез, в свою очередь, является началом новой Т. и т.д. В Т. …вновь достигается … исходный пункт, но на более высокой ступени. Гегель абсолютизировал Т.…превратил ее в схему…трехступенчатого развития понятия»[1]. (*

*) Триада у Гегеля (не использовалась в теории познания) и ДМ была неподвижной, неспособной отражать процессы развития в понятиях. Она была известна задолго до Платона не только европейским философам: Пифагору, Гераклиту, Пармениду, но и использовалась древними религиями и учениями Зогара, Тота, Каббалы, но только в Дао она была подвижной, развивающейся в понятиях (подробнее ниже).

ДМ был основан на материальном единстве мира, от которого современное мышление еще не отказалось. Мы считаем, что целостность мира заключается в динамическом единстве духовного и материального начал окружающего мира (ОМ). Материя и сознания в движении, развитии взаимосвязаны и влияют друг на друга, образуя единство ОМ в динамике триады.

Восточное мышление в Философии Дао изначально в процессе познания было основано на триаде: единое (Великий предел)-ян-инь, где центром, осью развития считалась середина (единое), уравновешиваящая крайности. Триада в Дао понималась широко: Небо-Человек-земля, Ян (светлое, духовное, мужское)-Единое-Инь (темное, материальное, женское).

Западноевропейскому, одномерному мышлению, видящему логикой или-или (Аристотеля) в тезисе-антитезисе что-то одно: духовное или материальное, трудно понять, что их чередование- не смена одного на другое, а единство, сохраняющееся в процессе развития (подробнее ниже).

Закон отрицания отрицания ДМ, в процессе раздвоения единого, отражает только одну материальную сторону процесса развития. В ФТС закон «двойственности двойственных отрицаний», утверждает, что процесс развития не заканчивается в триаде синтезом: тезис-антитезис-синтез, а продолжается раздвоением тезиса (духовного) и антитезиса (материального), что образует цикличность: материальное развитие - отрицание отрицания материального начала вызывает духовное развитие – отрицание отрицания духовного начала (и наоборот). В одном цикле материального и духовного (внешнего и внутреннего) развития, совмещающем два его направления: эволюции и инволюции, переход от материального развития к духовному (и обратно) вызывает кратковременный скачок (снятие) направления развития, который ответственен за кризисы ([2,3] см. в приложении1 Рис 47).

Чтобы читателю была понятна сущность излагаемого далее материала о структуре триады, мы даем краткое содержание ФТС – философии дуалистического монизма (единства духа и материи) и ее метода познания - генодрева. Нами в ФТС предлагается универсальная структурно-логическая модель (метод) познания – генодрево взаимодействия и взаимопроникновения логически взаимосвязанных противоположностей: принципов, понятий (Рис 1/34, [2] Рис49,65).

В основу всех уровней структуры генодрева положены: древняя идея единства духа и материи (по, Ведам, Дао, Платону и др.) и обратная триада Гегеля: синтез (единство,- логика «и-и») - тезис – антитезис (логика «или-или»).

Сущность системы противоречий генодрева (Рис 1/34) проста. Точка (начало генодрева) - принцип логики целого (синтеза и-и). Из начала вытекает два рода идей тезиса-антитезиса (логики или-или): Ян-Инь, дух-материя, мужчина-женщина, субъект-объект, Я, неЯ. В основе логики развития структуры генодрева лежит процесс развития противоречия: Я, неЯ, которые раздваиваясь, на новые Я и неЯ, образуют на 2-м уровне 4-е элемента системы: Я-Я, Я- неЯ, неЯ- Я, неЯ-неЯ, на 3-м уровне – 8. Это универсальный процесс развития по прогрессии: 1-2-4-8-… .

Иначе, генодрево ФТС,- симметричный граф (или древнекитайская двоичная система ИЦЗИН: монограмм – диаграмм – триграмм -…) на котором процесс диалектического раздвоения единого (системного анализа) начинается с деления исходной точки (вершины графа) на дуальные противоположности: тезиса (дух, волна, эволюция) и антитезиса (материя, частица, инволюция). Далее раздвоение единого продолжается на низших уровнях генодрева, на основе принципа дополнительности (корпускулярно-волнового дуализма), где духовное должно иметь материальное воплощение, а материальное–духовное, образуя «золотую» прогрессию: 1-2-4-8-… .

Логика ритма развития всех мировых процессов, основанных на единстве духа и материи, задана прогрессией: 1-2-4-8… заложена в древнекитайской двоичной системой счисления ИЦЗИН.

Современные ученые: Сазеева Н. и др. утверждают, что логика ритмов развития: 1-2-4-8-… свойственна всем процессам развития: «основной формой движения материи является колебательный процесс…октава…отражает принцип зеркальной симметрии… Ряд октавных ритмических резонансов представляет собой последовательность чисел 2n … Например, 1,2,4,8, … спираль с основанием логарифма, равным 2 … лежит в основе развития природных процессов на всех структурных уровнях мироздания»[4].

Структура генодрева ФТС (Рис 1/34) позволяет рассматривать познание, развитие не как линейный процесс (в ДМ), а как генеалогическое древо взаимосвязи системы понятий. Каждая вершина графа (генодрева), кроме первой, имеет 3 ветви: одна входящая, две выходящие, образующих по:- вертикали триаду: тезис-синтез-антитезис; -горизонтали- прогрессию:1-2-4-… Иначе, генодрево - система многоуровневых триад. Логика развития ветвей которого - процесс раздвоения единого, идущий в 4-х направлениях по: - горизонтали: системного синтеза (логики и-и) и анализа (логики или-или), единого-многого или простого-сложного; - вертикали: абстрактного и конкретного или духовного и материального, тезиса и антитезиса (подробнее [5,6,7]).

Противоречие в ФТС – принцип диалектического развития отношений (взаимосвязей): не только единства, борьбы (как у ДМ) двух начал, но и направлений последующего взаимодействия между новыми противоречиями (2-го уровня)- источник цикличности, многоуровневости процессов. Любое противоречие, развиваясь в глубину (тезиса-антитезиса), рождает новые уровни противоречий (с удвоением количества элементов): 1 (2)-2(4)-… и систему триад. На 2-м уровне (внутреннее-внешнее) возникают 4-е вида взаимодействия: 1) внутреннее-внутреннее,- развитие без перемены направления (смена одного другим внутри вида); 2) внутреннее-внешнее (перемена направления разв-я)-снятие-3) внешнее-внутреннее(обратн-е направ-е);4) внешнее-внешнее (смена внутри). Усложнение системы снижает уровень ее живучести, но единство и гармонизация взаимодействия ее частей – повышает живучесть. Триада разрешает противоречие синтезом. Генодрево разрешает систему противоречий в системе триад. Системный анализ отражает развитие системы противоречий. Системный синтез дает разрешение многоуровневых противоречий в системе взаимосвязанных триад генодрева.

Т.о., в отличие от Гегеля и ДМ, направления развития противоречий в ФТС двойственны: вертикальное - эволюция-инволюция (тезис – антитезис: духовное - материальное и др.) на каждом уровне познания и горизонтальное - синтез-анализ в уровнях глубины познания (1-2-4-…).

Противоречия могут возникать не только между противоположностями тезиса-антитезиса (разрешаемыми методами вертикального синтеза на каждом уровне познания системы), но и между различными (горизонтальными) уровнями глубины познания синтеза-анализа, различными уровнями глубины-сложности системы.

ФТС – натурфилософия единства и различия (синтеза и анализа) не только духа и материи, человека и природы, но и времени и пространства, энергии и движения, объединяет в единое целое субстанциональную и реляционную концепции, идеализм и материализм (прилож.2, Рис 65).

ФТС, соединяя в единое целое идеальное и материальное, не отрицает диалектическую логику, материализм и идеализм, а на основе системного синтеза, являющегося основой метода, развивает их в более совершенное единство – триединый системный синтез (синтез единства, антитезиса и тезиса). Системный синтез в ФТС – принцип создания качественно нового уровня единства знаний, ведущий логику ступенчатого движения системы противоположностей от множества к единству теории и практики, - путь к познанию истины.

В основе структуры генодрева ФТС лежит универсальный механизм мышления, состоящий не только из обратной гегелевской триады синтез: синтез-тезис-антитезис, но и принципа перехода от троичности к четверичности (2-у уровню структуры генодрева), до сих пор, не понятых и не используемых философами в процессах познания. Многие известные философы (и философии) не понимают единства, отличий и связи между философиями монизма, дуализма, тетризма и др., т.к. не видят философского единства и различий между монадой, дуадой, триадой и кватернером. Они впервые были даны китайской философской системой двоичного счисления ИЦЗИН (ваимосвязи троичности и четверичности нами показаны подробнее на Рис 59 [2] в приложении 3).

ИЦЗИН создан не для гадания, а для отражения разнообразия комбинаций процесса развития, в основе которых лежит логика триады (Единое-Ян-Инь). История философии Китая считая, что ИЦЗИНу более 3000лет (по преданию – более 9000лет), отмечает в нем связи с теорией чисел, двоичным счислением, ЭВМ, триадой, диалектикой противоречий в обществе и др.

Метод генодрева ФТС отражает не только логику: единства духовного-материального, анализа-синтеза, диалектики отношений единого-диады-триады-тетрады в понятиях философии, но и процессов: мышления, познания, развития сфер общества ([2] Рис 65, 34, 49, 47,101).

Методология компромисса Конфуция (551-479 гг. до н.э.),- поиск золотой середины между двумя крайностями триады -теория третьего пути развития: “Конфуций говорил: «Золотая середина, как добродетельный принцип, является наивысшим принципом, но народ давно уже не обладает им» … «Держать в руках две крайности, но использовать для народа лежащую между ними середину». Это и есть принцип «держать два конца, но использовать середину», согласно которому между двумя стоящими против друг друга противоречиями выбирается «средний путь», не допускающий как «чрезмерности», так и «отставания», с тем чтобы смягчить противоречия и предотвратить их обострение. Фактически это теория компромисса и … смягчения противоречий” [8].

Современное человечество, без принятия философии и идеологии третьего пути, как пути синтеза, компромисса двух крайностей, не сумеет решить проблемы толерантности, нетерпимости к другим идеологиям, культурам, религиям и неуправляемого религиозного терроризма.

«Толкования к Книге Перемен», объясняющие превращения противоречий, дают решение триады в Дао, - синтезе, третьем пути: “Мао Цзедун указывает: «Монизм существовал с древнейших времен, дуализм также существовал с древнейших времен. Это и есть метафизика и диалектика. В древности в Китае говорили: «Одно темное и одно светлое начало называются Дао. Не может существовать только темное начало без светлого или только светлое…без темного. … они… «толкают…трутся…взаимно подавляют друг друга», в результате чего происходят изменения в движении предметов…В «Толкованиях» проводится идея о превращении противоречий...все предметы под влиянием противоположных сил … идут к своей противоположности… «от соединения Неба и земли рождаются все предметы, от соприкосновения темного и светлого начал возникают перемены»”[9].

В отличие от догм ДМ, признание Мао Цзедуном в триаде единства светлого и темного начал, равнозначное пониманию единства духовного и материального начал, послужило базой создания новой идеологии и современных экономических и социально-политических успехов Китая.

Чжу Си (1130-1200) считал диалектический принцип разделения одного на два всеобщим, отражающим характер противоречий во всех предметах и явлениях. Чжу Си раскрывает глубину отношений тезиса – антитезиса (которые оказалась запертыми в триаде Гегеля и ДМ): «Здесь одно делится на два, и так происходит повсеместно, везде, вплоть до бесконечности,… - высший принцип»…противоречия существуют не только между предметами и явлениями, но имеются противоречия и внутри каждого явления и предмета и противоречия внутри каждой противоположности… «Находящийся перед глазами предмет имеет лицевую и оборотные стороны, верх и низ, внутреннее и внешнее»… в каждом предмете и явлении есть противоречие… «Все говорят, что темное и светлое начала – два конца, но и само темное начало делится на темное и светлое, а светлое начало также содержит в себе темное и светлое начала»… существуют многослойные противоположности, и эти противоположности нескончаемы ”[10].

Китайские философы, задолго до ошибочных выводов, основанных на формальной логике или-или (истина-ложь) и классиков МЛ, об абсолютности борьбы противоположностей, будучи гибкими прагматиками, считали, что их борьба - относительна, единство – абсолютно, развитие- циклично: «Вань Фуджи (1619-1692) пишет об относительности борьбы противоположностей. С его точки зрения, все противоположности не абсолютны, а взаимопроникаемы… и взаимопревращаемы … в мире не существует абсолютно противоположных предметов и явлений. … «Движение вперед, достигнув предела, поворачивает назад, чтобы двигаться вперед», … «То, что гибнет сегодня, не прерывается в будущем», т.е. то, что теряется сегодня, не обязательно будет потеряно в будущем (анализ генодрев Рис 47,101 [2,3,4,6] подтверждает эти выводы Фуджи,- Е.А.). «Когда в Поднебесной все считают что-то истинным и держатся за это, то совершают ошибку; когда в Поднебесной все считают что-то ложным, в каждом ложном есть истинное». Поэтому нельзя упорно цепляться за то, что считается истинным или ложным… «соединение двух для получения одного» представляет единство противоположностей, … при отсутствии единства не могут возникать противоречия … Ван Фуджи считал, что «два» и «одно» - отношения между противоположностями и единством, представляющие единство (- единство анализа и синтеза,-Е.А.)» [11].

Гегель, выдвинувший структуру триады (тезис-антитезис-синтез), к сожалению, ее далее нигде не использовал и не применял в теории познания (развития), что затруднило ее развитие и понимание. Об этом писал еще Л. Спенсер: «Формулировка гегелевской триады стала общепринятой, но следует подчеркнуть, что сам он никогда не пользовался терминами тезис, антитезис, синтез» [12].

Современные философии, находящиеся в кризисе, в которых самым слабым звеном, способным отнести их к науке, является логика, особенно формальная, так же не раскрывают структуру триады, логику ее дихотомического развития, дающую начало всем процессам развития, познания.

Трудности понимания триады Гегеля и ее основы - противоречия, как источника развития, заключаются в том, что при преподавании философии, сама триада: тезис – антитезис (логика или-или) - синтез (логика и-и) раскрывается поверхностно, без изучения ее структуры, создавая барьер в развитии сознания, исключая связи начала и направлений развития в методе познания.

Успенский еще в начале ХХ века, опирался на более сложное и глубокое, древнее понимания триады, известное как закон трех сил: «Учение о трех силах – корень всех древних систем. Первая сила называется активной или положительной; вторая - пассивной или отрицательной; третья – нейтрализующей (по Гегелю: тезис-антитезис–синтез,- Е.А.) … Две первые силы… понятны нам, … третья сила нелегко доступна прямому наблюдению и пониманию. Причину тому надо искать … в … ограничениях психики … Люди … неспособны напрямую воспринимать и наблюдать третью силу … Примеры работы трех сил и моменты появления третьей силы можно отыскать во всех … феноменах жизни человеческих сообществ и человечества в целом, во всех явлениях окружающей нас природы … мы видим в явлениях действие только одной или двух сил. Если бы мы могли найти в каждом явлении три силы, мы увидели бы мир таким, какой он есть, … явление, которое представляется простым, может на деле быть весьма сложным, … результатом очень сложного сочетания триад (см. структуру генодрева,-Е.А.)» [13].

Успенский видел смысл жизни в познании, расширении целостного сознания человека до триады единства философии, науки и религии: «Все элементы сознания,- ощущения, представления, понятия, идеи, суждения, … чувства, эмоции, даже творчество – это все орудия познания, которыми располагает Я … Для того, чтобы постигнуть сознание целого, нужно понять характер целого. Сознание есть функция целого. Так функция человека есть сознание…. Наука, философия, религия, искусство – формы познания. Метод науки опыт; метод философии – умозрение; метод религии и искусства – моральное или эстетическое эмоциональное внушение. Но и наука, и философия, и религия, и искусство – только тогда начинают действительно служить истинному познанию, когда в них начинает проявляться интуиция. Цель всякого познания – переход к интуитивному познанию. А в интуитивном познания разные формы познания – наука, философия религия и искусство – должны сливаться одно с другим, образуя единое целое» [14].

Структура целостного сознания дана нами ([2] на Рис 77) как единство левополушарного и правополушарного мышления, включающее на 2-м уровне единство 4-х элементов: ощущений, чувственных представлений, логических понятий, сверхчувственных восприятий и интуиции.

Близкие Успенскому и ФТС взгляды на структуру триады, единства синтеза и анализа, тезиса и антитезиса в мышлении, познании целостности сознания выражал Шмаков В.: «Сознание … есть одновременно и единство и множественность, сопрягаемое двойственной иерархией частных единств и множеств … Восприятия … разума: Представления, Понятия, Мысли, Идеи … Принципы… наше сознание построено по закону иерархии во всех трех его категориях» [15].

Идеи Успенского, Шмакова о целостности сознания в триаде подтверждаются, развиваются не только ФТС, но и Академией развития Сознания (АРС) СПб: “«Философский энциклопедический словарь» (М. 1989) сообщает, что «сознание … осознанное бытие, субъективный образ объективного мира, субъективная реальность». Если сознание отражает в форме образов внешний по отношению к нему мир, то что такое эволюция сознания? Раньше философы подчеркивали, что понятие «психика» шире понятия «сознание»… Главным, центральным ядром в сознании считали знания. Тут видны два пути эволюционного развития сознания: 1) расширение и углубление знаний об окружающем мире и о себе; 2) включение бессознательного в сферу осмысленного. В АРС используются оба пути…. Итак, что же такое сознание? … «Сознание – модель мира, присущая данной субстанции» … Как происходит осознание? Осознание–это всегда построение целого из отдельных частей (это синтез в ФТС,- Е.А.). Рассмотрим, например, построение треугольника. Есть три отрезка. Их надо соединить… В момент соединения произошло осознание. Теперь есть новое целое, новая идея целого… Выводы: - сознание не тождественно осознанию; - при осознании надо объединить «начало» и «конец», что возможно только в случае работы в пространстве следующей мерности. Так, если мы представляем мир как трехмерный, осознание происходит в четырехмерном пространстве (это связь троичности и четверичности,- Е.А.)... – раз осознание более многомерно, сам факт осознания ускользает от человека. Он воспринимает только результат сознания” [16].

Структура генодрева ФТС в процессе анализа-синтеза раскрывает связи каждого предыдущего уровня со следующим (принцип единства анализа и синтеза). Уровень целого (синтеза и-и) раскрывает структуру диады (тезиса и антитезиса); уровень диады раскрывает 2 направления:- синтеза в триаде, - анализа, при дальнейшем раздвоении тезиса и антитезиса - тетраду (четверичность); ур. тетрады: - 2 уровня синтеза (1-2) и в анализе - уровень октады и т.д.

Религии сохранили только часть древнего знания в принципе креста (диады) и триады. Крест в религиях, образованный вертикальной и горизонтальной чертами обладал философским смыслом единства двух частей мира: духовного и материального, это означало - единство духа и тела. Религии превратили триаду в тождество: Отец- Сын– Св. Дух; Брама-Майя-Вишну (Приложен.4).

Философы прошлого понимали триаду более широко и глубоко. Триада понималась не только как: единство 2-х начал: активного – пассивного, дающее результат объединения в синтезе, но и -переход к четверичности (материальности мира) в принципе творения (3+4, Рис 59, приложен.3).

У древних числа в арифметике имели и философско-понятийное содержание: 1) тезис – 1 (вертикаль, активное духовное начало) – 2) антитезис – 2 (горизонтальная линия, пассивное материальное начало) – 3) троица, тернер (синтез первых двух чисел). Триада понималась еще более широко: отец-мать–дитя; дух-материя-единство; делитель-делимое-частное; движение-покой–равновесие; кислота-основание–соль; свет-темнота-полутень.

Философы, исключившие логику «и-и» в понимании диады-триады, психологически не способны преодолеть барьер синтеза (некоторые философы называют его «завесой» в сознании) в мышлении, который отбрасывает процессы мышления к крайностям диады.

Рассмотрим триаду: мужчина-женщина – дети, шире в процессе всех возможных вариантов развития. Для этого составим генодрево, всех возможных комбинаций, где: 0) уровень генодрева– понятие – единства (семьи); 1) уровень генодрева – противоречие: мужчина-женщина; 2) уровень генодрева дает 4-е возможные комбинации его разрешения: - мужчина-мужчина - гомосексуализм, - мужчина – женщина – дочь, - женщина- мужчина – сын, - женщина-женщина- лесбиянство. Природа, древние ученые полноценными вариантами избрали средние, ведущие к разрешению противоречия в синтезе, сохранению и развитию жизни, самого человека. Крайние варианты избрало, сознание человека, искаженное формальной логикой, отрицающей синтез противоречий. На западе общественное сознание, мировоззрение, искаженное логикой Аристотеля, разрушая семью, принцип развития - синтеза, уже узаконило эти крайние формы развития, там ими увлекаются даже священники. Какое из 2-х исходных утверждений: мужчина-женщина - ложно? Формальная логика утверждает, что одно из них ложно. Из приведенного примера ясно, что это полная чушь. О ложности или истинности можно судить только по следующему уровню процесса развития системы противоречий (следующей мерности по Успенскому). В общем виде можно сказать, что «тезис и антитезис образуют выражение истины» (так утверждал еще П. Флоренский).

Российский исследователь ИЦЗИНа А. Лукьянов описывает горизонтально-вертикальную структуру ИЦЗИНа, построенную на логике раздвоения единого, когда понятие синтеза находится внутри тезиса-антитезиса (Ян-Инь), - это модель развития вселенной по Дао, где Ян и Инь задают направления развития: эволюции-инволюции (аналогичную структуре генодрева ФТС): “То инь, то ян – это и есть Дао … Великий предел – …генетическое начало «Перемен», генетическая единица, одно единое. Два образца-и – это инь и ян, бинарная развертка Великого Предела: в графике – это целая черта ян и прерванная инь, в числовом выражении единица и двойка. Четыре образца-сян – это великий и малый ян и великая и малая инь… Восемь символов-гуа – это восемь триграмм ([2] Рис 20)… Вселенско-космический ритм инь-ян, выраженный диадной оппозицией, на самом деле представляет собой генетическую триаду: ян, тождество инь-ян, инь. В проекции на биологическую сущность ян – мужское начало, инь-ян – детское (среднее, синтез двух противоположностей,- Е.А.), инь – женское”[17].

Давайте, используя структуру генодрева, найдем все возможные пространственные комбинации расположения элементов триады: тезис – синтез (анализ)-антитезис на Рис 1/34, в зависимости от направлений развития (познания). 2-е линии креста задают два направления развития: горизонтальная: анализа (вправо) и синтеза (влево) и вертикальная: тезис (духовного, эволюции-вверх)- синтез (ось генодрева)- антитезис (материального, инволюции- вниз).

В структуре генодрева логика развития триады дает 8 вариантов направлений развития (23=8). При этом, в каждом из 2-х направлений: горизонтальном - анализ и синтез, вертикальном – эволюция и инволюция, сами направления меняются местами (без пространственного мышления многим это будет понять трудно). В итоге в универсальном процессе возникают циклы развития:

1) тезис – антитезис – синтез (1-2-3а),- исходная триада процесса развития, познания по Гегелю, -горизонтальный анализ с вертикальным инволюционно–эволюционным развитием, приоритетом материально-духовного начала,- вариант развития, с логикой познания отрицающей синтез (логика развития, познания материальное-духовное, приведшая древние религии к кризису);

2) антитезис – тезис – синтез (2-1-3а), - горизонтальный анализ с вертикальным эволюционно-инволюционным развитием и приоритетом развития: духовное-материальное,- направление развития смены приоритета духовного на материальное и логикой познания, отрицающей синтез (логика развития, познания приведшая человечество с ХУ11 в. на путь духовной инволюции);

3) анализ - тезис – антитезис (3ас-1-2),- горизонтальное единство анализа-синтеза с приоритетами анализа и вертикального инволюционного (материального) развития, ведущий процессы развития, познания к кризису (материально-экономическое развитие, противоречащее приоритету синтеза в познании,- идеологии марксизма, либерализма, приведшие мир к глобальному кризису);

4) синтез – антитезис – тезис (3ас-2-1),- горизонтальное единство анализа-синтеза, с приоритетами анализа в познании и вертикального духовного развития (вариант духовного, религиозного развития человечества, не сохраняющий его целостность при приоритете анализа в познании);

5) тезис – синтез - антитезис (1-3с-2),- горизонтальное единство синтеза-анализа, при приоритете инволюционного, материального развития,- вариант инволюционного развития с приоритетом материального начала, когда наука отдает приоритет синтезу, а система управления анализу, развивая материально-экономическое начало (инволюция современного духовно и социально неразвитого человечества, руководимого целями получения прибылей монополиями);

6) антитезис – синтез - тезис (2-3с-1),- горизонтальное единство синтеза и анализа в познании, с вертикальным приоритетом духовно-нравственного начала (вариант духовного прогресса, сохранения целостности человечества с приоритетом науки, руководящей системой управления);

7) тезис - анализ – антитезис (1-3а-2),- горизонтальное единство анализа-синтеза в познании, когда неразвитая наука отдает предпочтение анализу, а система управления – приоритету материального начала в развитии (материально-экономическое развитие современной России с приоритетами системы управления и экономики при отсутствии приоритета науки в развитии);

8) антитезис – анализ – тезис (2-3а-1),- горизонтальное единство анализа-синтеза с вертикальным приоритетом духовного начала (вариант духовно-религиозного развития человечества, не обеспечивающий сохранение его целостности).

Наш анализ процессов развития общества на основе структуры генодрева показывает верность выводов данных «Толкованиями к Книге Перемен»- «развитие под влиянием противоположных сил идет к своей противоположности».

Цикл духовного развития, начатый древними цивилизации (1-й вар-т) во 2-м варианте закономерно привел к его деградации - развитию материального начала. В наше время духовную инволюцию человечества заканчивают – 3, 5, 7 варианты материалистических идеологий, что неизбежно ведет его к вырождению (современный, глобальный духовно-нравственный, социально-экологический кризис). Развитие при приоритете духовно-религиозного начала (4, 8 вар.), не обеспечивают целостности человечества ввиду религиозных противоречий, приведших к религиозному терроризму и войнам.

Единственно возможным (оптимальным) путем развития человечества (общества) является – 6-й вариант развития в синтезе духовного, научного, социального и управляющего начал. Для его развития необходимо создание нового мировоззрения, построенного на синтезе всех видов знания (логике и-и), основы которого даны ФТС. Только логика философии единства (синтеза и-и) духовного и материального начал, древнего и современного знания, основы которых даны древними философиями и ФТС, способна объяснить ошибочность современного пути познания - духовной деградации познания и социально-экономического развития человечества. (** (ниже дан вариант более полного и простого понимания развития на примере триады ДТД (деньги-товар-деньги)

**) К. Маркс в «Капитале», исследуя отношения, в основном, 2-х формул товарного производства: Т – Д – Т; Д – Т – Д, использует логику Гегеля: тезис-антитезис-синтез, но это по существу есть только 2-е ступени из 8-и от полного цикла процесса логики развития системы противоречий (совершенно очевидно, что неспособность ДЛ ДМ исследовать циклы и глубину социально-экономических процессов развития привела к поражению идеологию коммунизма в СССР). Но этого оказалось достаточно, чтобы многие философы ДМ, до сих пор восхваляли «Капитал», не замечая не полноту его логики (посредственность любое учение превращает в догму): “Логика «Капитала» Маркса до сего дня остается непревзойденным образцом действия диалектической логики, как науки о построении систем знаний“[18].

На 3-х уровнях структуры построим генодрево процесса логики развития товарных отношений: Т-Д, показывающего на 3-м уровне 8, а не 2, исследуемых Марксом варианта (логикой ДМ вырванных из восьми возможных), отражающих цикличность процесса их эволюции. 0-й ур. – единство Денег и Товара (тезиса и антитезиса). 1-й ур.: тезис – Деньги, антитезис – Товар. 2-й ур.: Т-Т, Т-Д, Д-Т, Д-Д. На 3-м уровне генодрева последовательность процесса эволюции отношений (Т-Д) дает известная схема: 1-5,2-6,3-7,4-8:

1. Т-Т-Т, - отношения простого товарного обмена, бартера (товар: меняемый-посредника-необходимый);

5. Т-Т-Д – товарный обмен имеющий целью приобретение денег (товар-товар посредника–деньги);

2. Д-Т-Т – за деньги покупается ходовой товар, обмениваемый на дефицитный или необходимый;

6. Д-Т-Д – формула оборота промышленного капитала Маркса (сегодня ее используют для обогащения и спекулянты на рынке); 3. Т-Д-Т – известная формула Маркса продажи-покупки товара на рынке;

7. Т-Д-Д – формула продажи, обмена одних денег на другие (поездка за границу или спекуляция);

4. Д-Д-Т – формула обмена денег (на другую валюту) для покупки товара (за границей); 8. Д-Д-Д – формула накопления спекулятивного финансового капитала (СФК), денежные пирамиды СФК, банков, монополий.

Как мы видим, процесс развития товаро-денежных отношений сегодня отражает последний завершающий этап их эволюции, которая неизбежно вызовет необходимость их изменения на новые, более глубокие (революционные), дающие пространство для их развития. Возможно, таким периодом станет необходимость их отмены, а на первом этапе - замены на универсальную валюту, обеспеченную золотом.

Эволюция знания идет от простого к сложному – это общеизвестно. Сложные структуры живых организмов невозможно познать, используя методы познания материалистических теорий и философий. Усложнение технологического, научного и социального развития человечества неизбежно ведет к развитию сознания и усложнению методов научного мышления человека и обратно. В основе прогрессивного развития познания человечества лежит забытый сегодня принцип древней триады, универсального синтеза, единства духовного и материального, субъекта и объекта, нового и старого. Но этому пути мешают догматизм и бюрократизм в науке, отрицающие синтез нового и старого. Новое знание они не замечает, а древнее (забытое, как триада), отвергают, препятствуя даже их изданию. В результате современное познание подошло к глобальному научному кризису в количественном описании мира, - переизбытку информации. Выход из информационного кризиса познания – в создании универсального метода, основанного на логике триады (синтез-тезис-антитезис), который предлагает метод генодрева ФТС. Он не только систематизирует познание, но и создаст новые условия для его дальнейшего прогресса.

 

Приложение № 1. Цикличность развития общества (Рис 47).

Структура генодрева показывает, что некоторому уровню развития сознания (морали, мировоззрения) и стабильности общества (государства) соответствует уровень развития: идеологии, культуры, системы управления, экономики (и наоборот). При этом, следует различать два вида развития: эволюцию (Э) и инволюцию (И). Переход от Э к И (и обратно) - перемена направления развития (циклы снятия 2 ур.: 11-111, 3 ур.: 5-2,6-3,7-4). Эволюция – это внутреннее развитие, идущее снизу вверх от материального к духовно-идеальному началу, зависящее от нравственного содержания идеологии, философии. Инволюция – это развитие, идущее сверху вниз от духовно-идеального начала к материальному (материально-потребительские идеологии).

Логика единства духовной и светской власти (нравственной необходимости и свободы) на первом уровне противоположностей генодрева на втором его уровне ведет к: единству философско-идеологической власти и культуры, государственной власти и власти бытия (экономики и политики). Общество не способно гармонично развиваться без единства и взаимосвязи всех его сфер.

Второй уровень противоположностей при эволюции показывает иерархию единства сфер развития: 1) власть бытия - единство политики и экономики (1У), 2) госвласть – единство ССУ и БСУ (11), 3) власть культуры (111)– единство системы образования, воспитания и образа жизни, 4) философско-идеологическая (духовная) власть (1) – единство философии и идеологии (мировоззрения и морали).

Пассионарный толчок развитию общества дает духовная сфера (власть) передачей (снятием) уровня сложности от Культуры (единства ОЖ, СВО) и единой философии-идеологии к системе управления (единства ССУ и БСУ). Усложнение системы снижает уровень ее живучести, но единство и систематизация взаимодействия ее частей – повышает живучесть.

Если для первого уровня генодрева дать два понятия борьбы: 1) тактической (антитезис), 2) стратегической (тезис), то второй уровень логики противоречий покажет их взаимосвязи (через снятие): а) материально-тактических: - экономико-политических, - социально-управленческих;- взаимодействие (снятие) с- в) духовно-стратегическими: - культурно-нравственными, - философско-идеологическими. Выводы. Если ДМ и идеология МЛ (марксизма-ленинизма) успешно решила материально-тактические проблемы первого (революционного) этапа развития общества, то не сумела решить духовно-стратегические проблемы перехода ко второму (эволюционному) этапу. Принятые в МЛ Лениным принципы логики приоритетов материального перед духовным, борьбы перед единством заложили основу последующих ошибок и стратегического поражения идеологии МЛ в холодной войне. Все это, вместе с принятием приоритетов формальной логики, отказом от диалектического принципа демократического централизма, привело в дальнейшем не только к разгулу формализма и бюрократизма на практике, формализма и догматизма в теории, но и в конечном итоге, - к развалу КПСС и СССР.

 

Приложение № 2. Принципы и категории онтологии (Примечания к Рис 65).

1. Сознание и Материя – две равноценные противоположности единого целого. Сознание первично при эволюции духа, материя – при инволюции материального начала. Время и пространство – свойства сознания. Энергия и движение – свойства единой субстанции материи-сознания (ЕМС).

2. Мир триедин. В религии: Отец – Св. Дух-Сын. В науке: материя – единство волны и корпускулы.

3. Время, пространство, энергия и движение – взаимосвязанные формы существования единой сущности материи-сознания, которые не способны на отдельное бытие. Признание этого принципа существенно расширяет понятие взаимосвязи, лежащее в основе реляционной концепции (Энгельса, Энштейна).

4. Наличие ЕМС, понимание времени и пространства как не только относительных, но и абсолютных понятий - правильность и идеи субстанциональной концепции (Ньютона).

5. ФТС, подтверждая верность основных принципов как эзотерической, так и реляционной, субстанциональной концепций, приходит к выводу о неизбежности и необходимости признания единства сознания и материи, религии, науки и философий идеализма и материализма.

6. Время – энергия изменения (движения) материи-сознания в пространстве, противоположная энтропии.

7. Информация – мера единства знания о переходе причины в следствие.

8. Дух- это не дуновение, дыхание (как в ДМ), а – высокий (невидимый) уровень вибраций (частоты) ЕМС. Материя – низкий (видимый) уровень этих вибраций, частоты.

9. Цикличность развития видов учений в познании на основе структуры генодрева:

/ Теизм (Бог-творец,- св.естесвен. сущн.- управляет миром)

Пантеизм (бог:-безличное /Духовное ~субстанционализм (в основе всего-сущность)

начало, во всем)~ Сильный – \ Деизм (Бог первопричина, мир развивается сам по себе)

антропный принцип /Духовный атеизм (бога нет- есть духовное начало), слабый АП

\Материал-е

\Материалист-й атеизм (бога нет)-реляционизм-познание

отношений между вещами (понятиями)

 

 

 

Приложение 3. Принцип перехода троичности в четверичность (Рис 59)

Китайские философы (Чжу Си, Ван Фуджи и др.), в противоположностях видели единство и различие, считая, что «противоположности и единство – условия взаимного существования и развития, их нельзя отрывать друг от друга. Аристотель, Гегель, ДМ и большинство современных философов, не осознавая глубину процесса развития единства анализа и синтеза, понимали и до сих пор понимают триаду линейно, разорвав целое на части, не связанные друг с другом системой.

Борзова Е. и многие другие трактуют целостность и «системность» элементов триады линейно, одноуровнево, равноправно (как в религии), без познания глубины процесса развития противоречий: “Триадой можно назвать совокупность из трех элементов, взаимосвязанных между собой в единое целое. В зависимости от вида связи современный российский исследователь тринитарных архетипов единства Р. Баранцев выделяет следующие типы триад: линейные – это связь рядоположенных трех элементов …, диалектические, характеризуемые известной формулой «тезис-антитезис-синтез» и… Системные (целостные) – их единство создается тремя равноправными элементами одного уровня”[19].

Китайские философы в древности, считая «единство и противоположности условиями взаимного существования», как и ФТС в принципе единства синтеза и анализа, видели в прогрессии: 1-2-4-8-…не только системное единство триады: 1-2 (единства и различия), но и процесс его развития в тетраде (4). Оно отражено структурой ИЦЗИНа и генодрева ФТС. Блаватская Е. и другие источники показывают, что единство триады и тетрады (3+4) было известно в древнем знания как принцип творения (см. Рис 59).

 

Приложение 4. Превращение Аристотелем, религией триады древней философии в тождество.

Борзова Е., исходя из противоречивости единой субстанции, видит три направления развития философии. Первое – материализм, основанный на первичности материи. Второе – идеализм, первичность духа, сознания. Третий подход, куда она относит триалектику, «лишен односторонности и соответствует закону единства противоположностей, составляющему своеобразную триаду, третий элемент которой является ее основой и связующим звеном двух других. Такое триадическое понимание мира предполагает диалектическое понимание мира и отказ от односторонности, как материализма, так и идеализма».

Интересно, что Борзова, формально понимая сущность триады, не сумев в структуре Дао (точнее ИЦЗИНа) увидеть процесс ее развития, в итоге оставила ее, как и религия, замкнутой на себя и неподвижной: “Само единство представляет собой связь как некий третий элемент триады, имеющий в себе стимул для движения и развития, как в самой природе, так и в мышлении. Только при условии наличия триадичной структуры нечто в природе начинает развиваться, образуя «новое» и «другое». Инь и Ян, «положительное» и «отрицательное», женское и мужское, и т.п., лишь соединяясь, образуя связь, имеют возможность создания некоторого «нового», которое само по себе уже не является этой связью и третьим в тринитарной структуре основания, а относится к следующему моменту процесса взаимодействия противоположностей (следующим моментом развития 2-х монограмм: Ян-Инь, являются 4-е диаграммы, а не тождество Ян-Инь,- Е.А.)…Гегель называет их тождеством, различием, доведенным до противоречия, конкретным единством … Гегель отмечал: «Тождество не внешне, а в самом себе, в своей природе таково, но оно разно» …Вопрос заключается в том, каким образом тождество превращается в различие, т.к. предполагается, «что тождество как голое, т.е. абстрактное тождество, есть нечто самостоятельное, независимое». Согласно диалектике же, различие развивается в самом тождестве, растворяя его в себе. Тождество «в своем равенстве с собой,- отмечал Гегель,- неравно себе и противоречиво в своей разности …в нем самом совершается это движение перехода одного из определений в другое; и и это именно потому, что каждое из них есть в самом себе противоположность самому себе»…оно, тождество, сохраняется как момент, т.е. в «снятом» виде. Оно исчезает в различии, как сахар в воде: растворяясь, сохраняется” [20].

Совершенно очевидно, что Гегель, религии и все последующие философы, на основе аристотелевской логики или-или, заменив процесс развития (1-2: единство-различие) в триаде тождеством, сделали само различие неподвижным, а триаду внутренне замкнутой самой на себя и не способной в «следующем моменте взаимодействия противоположностей», стать тетрадой.

Борзова совершенно верно отмечает, что «в процессе формирования христианской религии одним из сложных вопросов является отношение лиц в божественной Троице…Возникшее в середине 1 столетия и продолжавшиеся около пяти веков дискуссии вокруг тринитарной сущности божественной Троицы привели к образованию христианской философии».

Древние философы понимали, что троица соединяет и разделяет (в ФТС- единство синтеза и анализа,- Е.А.). Но это понимал только один участник дискуссии – Арий, очевидно знакомый с эзотеризмом древних: “для Ария Троица не есть единый Бог. Есть единый и единственный Бог- бог Отец (логика и-и,- Е.А.), а Сын и Дух (следующий уровень развития логики: или-или,- Е.А.) являются высшими существами тварного мира, посредники в миротворении… Никейское определение отвергало арианское учение: в отношении Бога Сына к Богу Отцу был принят термин «единосущий» (далее закрепленный окончательно предложением Ф. Аквинского, основанного на философии Аристотеля,- Е.А.)…

Начатая папством идеологическая борьба против интереса мыслящих людей к естественнонаучным проблемам, привела к пониманию церкви необходимости обновления самого христианского учения, в конечном счете к соединению аристотелизма и христианства, приспособлению учения Аристотеля церковным доктринам. Христианизацию аристотелизма и долгожданное обновление христианского учения удачно произвел Ф. Аквинский и в целом орден доминиканцев …Троицу Ф. Аквинский интерпретирует: «имя «лицо» обозначает общность идеи по отношению к божественным лицам … божественные Лица едины в своем бытии», но не различны. «Они суть одно действительное сущее, но не одно лицо». Отец не исключает Сына и Святого Духа в силу единосущности” [21].

Отбросив древнюю логику и-и, единства, целостности мира, аристотелевская логика или-или завела в тупик не только религию, но и философию, разделив ее на идеализм и материализм, что в конечном итоге привело к кризису и тупику развития и само человечество.

Литература:

1. Философский словарь. ИПЛ. М. 1972.

2. Антонович Е.Н. Третий путь развития философии и общества. ч.1. ФТС. СПб. Деан. 2007, 543с.

3. Антонович Е.Н. Диалектика универсального единства материализма и идеализма.htth://www.dialog21.ru.

4. Сазеева Н.Н. Единый источник ритмов – основа единства природных процессов. http://science.poisk 2020.org/dos/Sazeeva/dos.

5. Антонович Е.Н. Принципы познания и модель системного синтеза в ФТС. Научно-практический журнал Актуальные исследования. Екатеринбург. №1-2012.

6. Антонович Е.Н. Системный синтез принципов познания – метод генодрева ФТС. журнал Сознание и физическая реальность. № 9 -2012.

7. Антонович Е.Н. статьи в интернете:1) Логика синтеза, включенного третьего- основа познания. 2) Самое слабое звено в познании- философия, в философии – логика: логика целостности- синтез единого и многого, духовного и материального, и др.. http://www.dialog21.ru.

8. История китайской философии, пер. Таскина В,С. М. Прогресс, с 73.

9. Там же, с 138-139,149.

10. Там же, с 337.

11. Там же, с 404-405.

12. Гегель для начинающих. пер. с англ. Харламова Л.В. Р-на Дону. Феникс. 1998, с 86.

13. Успенский П. Психология возможной эволюции человека…. СПб. Комплект. 1995, с 80-82.

14. Успенский, Ключ к загадкам мира, с 146-159.

15. Шмаков В. Закон синархии и учение о двойственной иерархии монад и множеств. К. София. 1994, с 193-219.

16. Заикин Н.И. Что такое сознание? СПб. АРС.1997, с 5-7.

17. Лукьянов А.Е. Дао «Книги Перемен». М. Инсан. 1993,с 23,71,45.

18. Николаев И.В. Диалектическая логика как продолжение формальной логики. Уч. Пос. СПб. РГПУ. 1998, с 27.

19. Борзова Е.П. Триадология. СПб. СПбГУКИ. 2007, с15.

20. Борзова, там же, с 449-450,454.

21. Борзова, там же, с 214-228.