Главная страница сайта

Карта сайта

Библиотека сайта

Региональные подразделения РФО

Отделения РФО по направлениям исследований

Веб-страница автора

Написать автору

 

 

 

 

 

 

Наталья Шлемова

Кризис системы образования - кризис человека

 

"У нас сейчас есть профессора философии, но философов нет".

Торо

 

«Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других»

А. Фурсенко

(2-й Министр образования и науки Российской Федерации).

 

Шлемова Н.А., килос.н., доцент ОУК Философии МГПУ, член Международного Платоновского философского общества (СПбГУ), член РФО, Член Ассоциации независимых ученых «Россия XX-XXI».

 

Кризис системы образования - кризис человека, кризис сознания

(ФИЛОСОФИЯ в ВУЗе или о подмене Философии философоведением.

 

В продолжение дискуссии, прошедшей на общеуниверситетской кафедре философии МГПУ, «Как преподавать философию в ВУЗе» (июнь 2009г.))

 

(Данная статья была отослана и А.Фурсенко, и Д.А.Медведеву, и многим другим лицам, имеющим прямое отношение к поднимаемой проблеме.)

Еще одна статья автора «Карфаген… или что взамен?! – о власти в РФ (Платон сегодня)» -взгляд Платона на современную Россию, расположена на персональной странице: читать

 

 

Главная проблема системы отечественного образования, с дошкольного до высшего включительно, заключается, на мой взгляд, в том, что она не учит человека мыслить, не учит ПОНИМАНИЮ, за отсутствием самой методологии такового или диалогической структуры. Современная, послереволюционная, система отечественного образования насквозь авторитарна, рассчитана на пассивное восприятие учащимися информации. В ней отсутствуют сами алгоритмы, механизмы, парадигмы понимания, творческого осознания и развития получаемых знаний.

Разумеется, не так обстояло дело в философских школах Древней Греции, во всяком случае вплоть до I в. до н.э., где диалектика была техникой спора, подчиненного определенным правилам: на обсуждение выставлялся тезис: можно ли научить добродетели? Один из двух собеседников оспаривал тезис, а другой защищал. Где геометрия была методом медитации на ноуменальный мир. Где на основе изучения классических текстов учили сочинять собственные и т.д. Где вся сократовско-платоническая традиция диалога имела своей целью не «информировать», а «формировать» тело-душу-разум, или интегрированную личность.

Мне представляется, что философия как любовь к Истине – это уровень Ума Души или самосознания. Следовательно, философия есть в первую очередь воспитание Души человека. Помните, как в одной из бесед Сократа, он говорит: «… мы бы его приняли в философы, да он человек оказался не порядочный», - рассуждая об одном афинском гражданине. Философия и нравственность неразделимы. Философия и воспитание эволюционных качеств личности неразделимы. Философия объективно преодолевает нравственный релятивизм! Абстрактная же метафизика, по поводу которой так горько сетовала Е.П.Блаватская, прирожденный Метафизик, что она «не может быть понята всё возрастающими толпами материалистов», есть логика универсального чистого Духа.

То есть Философия, настоящая, подлинная философия – это космическое явление и глубоко эзотерическое, в смысле сокровенное, внутреннее и иеровдохновенное. (Вспомним, и у Сократа был свой даймоний, и у Платона – Муза, и у Влоловьёва – София, т.е. канал космических Знаний или Духоразумения.) К подлинной же Философии я отношу, в первую очередь, Индийскую и Древнегреческую философии, синтезировавших в себе универсальное и особенное, сверхразумное, иррациональное, духовное знание и логос, дискурс, концепт, выстроивших триаду: миф-логос-тождество бытия и мышления. Бог такой Диалектической философии – Логос («Чистый, не знающий пределов разум есть само Божество», - писал 25-ти летний диалектик, эзотерический (посвященный) философ Г. Гегель.).

Профессор Хван М.Е. с большим энтузиазмом говорил в своем блестящем выступлении о прорывах в астрофизике, синергетике, квантовой механике, об открытии Мегавселенной, концепции хаотической (множественной) космологии. Прекрасно, что сегодня эмпирическая наука подошла к тому, что было давно известно в эзотерической Философии Востока, позднее — в древнегреческой метафизике. Эзотерическая доктрина опередила современную науку более, чем на тысячи лет, ибо оперировала еще и духовными, синтетическими методами познания, которых не знает точная наука [см.1: с.31-32]. В этом смысле аппарат последней однобок, посему вся история науки состоит из борьбы и смены одних гипотез другими, а идеальные представления науки складываются из представлений субъективного разума и зачастую не соответствуют реальной действительности [см.2]. Но при этом эволюция человеческой ментальности неизбежно приведет к рождению Новой науки универсализма и синтеза, одухотворенной науке. Такая наука может появиться только на междисциплинарных стыках синтеза: Духовных Учений мира, древней возвышенной философии, русского космизма-ноосферизма и продвинутых современных научных парадигм, как например, трансперсональной психологии. Прав профессор М. Е. Хван, сегодня эпоха нелинейной динамики. Пространство и время давно рассматриваются как четырехмерный континуум, а физики открыли уже 11-ое измерение, правда, пока на уровне микро- мира. При этом мы должны отчетливо понимать, что наша цивилизация находится в точке бифуркации, за которой – либо конец земной цивилизации, либо начало - на новом уровне или плане бытия, т.е. полное преображение человечества на этапе Космической эволюции. И в этом смысле, прав в своем глубоком докладе профессор Б.Н.Бессонов, крупнейший в истории России специалист по философии К.Маркса, утверждая, что революции (но не экстремизм и терроризм) есть объективный фактор социально-исторического развития, так как, по мнению той же эзотерической философии как собственно философского знания, материя развивается за счет взрывов и коллапсов.

Возвращаясь к нашей теме, как преподавать философию в высшей школе. Думаю, в первую очередь, не опосредованно, чтобы студент получал её из первых рук, т.е. из первоисточников. Именно в первоисточниках вершин мировой философии заложены основополагающие механизмы, алгоритмы процессов мышления, модели самопознающего разума. Когда студенты начинают читать «Тимея» Платона, «Метафизику» Аристотеля или «Критику чистого разума» Канта, или «Феноменологию духа» Гегеля, хотя бы по 40-70 страниц текста, конечно, поначалу, они вообще ничего не понимают, но после совместной герменевтической процедуры с преподавателем, сами удивляются - оказывается, они могут мыслить. И стихия чистой мысли их захватывает. В такие моменты они обретают внутреннюю свободу. Мой принцип, помочь поставить им мышление, как в пении ставится голос. Ну а мыслящий, свободно и критически, не по трафарету, без догм, страхов и суеверий, студент уже сам разберется в современном мире, лишь бы диалектически, вмещая противоположения, мыслить умел. Мы не должны уходить от того, во всякий утилитаризм, что философия – это в первую и в последнюю очередь – Школа Мысли, логического рассуждения, исследования предельных причин познающего разума, духовно-рационального искания первопричин и начал бытия и знания. Искания единства духовной жизни на путях её рационализации. Школа самопознания и самосознания. И метафизика является её ядром.

Метафизика учит человека мыслить поверх преходящего предметно-вещественного мира, осознавать причинность феноменального. Метафизика - это освобождение духа в ноуменальном, в стихии Чистых Смыслов.

Убеждена, что студент должен конспектировать (чтобы прикоснуться к самому духу мысли, к эйдетическому плану Логоса) первоисточники, по рекомендации преподавателя. (Конспектировать еще и потому, чтобы пропустить через руку энергетику первоисточника, сделать её частью своей ауры.) Современная же программа по философии, как вузовской дисциплины, непосредственного анализа первоисточников не предусматривает, т.к. преподаватель загнан в такую часовую сетку, в которой можно только сказать «а», не сказав «б», т.е. крайне поверхностно и обзорно осветить всю историю и теорию философии (так сказать «философию вообще» - как профанацию Философии в частности! Но не бывает "философии вообще", есть философия Платона, философия Канта и т.д.): за 45-50 и менее аудиторных часов дать 25 столетий истории философской мысли?!. Спрашивается, какого специалиста-человека готовит такая Высшая школа?! Явно не «Нового человека» куёт! Это притом, что на вторичные предметы, типа «основы потребительской культуры» и прочую утилитарную конъюнктуру университетское, казалось бы, фундаментальное образование, часы, в ущерб ведущим предметам гуманитарного цикла, выделяет. Тогда как на историю, философию, культурологию и социологию (10 аудиторных часов) часы с каждым годом имеют тенденцию резко сокращаться, почему? – очевидно, потому, что нашим властям население с мировоззрением не нужно! (А может быть, точнее, «плану А.Даллоса» это не нужно?!) Так кому сегодня выгодно подменять развитие высшего-абстрактного мышления у нации консервацией его церковными догматами и суевериями или штампами-суррогатами массовой поп-культуры?!

Но никакого единообразия в преподавании философии быть не может, мы должны навсегда преодолеть условно-механистическую, догматическую, тоталитарную установку в передаче знаний. (Мы не информацию продаём. И не догмы насаждаем.)

И действительно, знания должны проживаться во внутреннем мире субъекта познания, становясь фактом его сознания, вектором опыта жизни. Только тогда образование исполняет свою высокую миссию создания человека, образования духа, по Г.Гегелю - этому Платону века Осьмнадцатого. Преподаватель же должен настроить студента как инструмент на чистое восприятие-понимание знаний и претворение их в эволюционные качества личности. В этом смысле, подлинная философия – ядро мировоззрения, методология Духовного пути или реализация сокровенной экзистенции индивида: быть подлинным, вопреки обстоятельствам жизни, - используя терминологию экзистенциалистов, «философов жизни».

И последнее, нам как философскому цеху, методологам науки, надо сделать всё для того, чтобы не допустить дисбаланса между гуманитарной и естественнонаучной культурами, ибо Культура была и будет первичнее цивилизации. И Культура всегда произрастает из Единой Метафизической Традиции. Философия же есть самосознание Культуры.

Но в ВУЗах мы сталкиваемся с обратной, порочной практикой, установившейся в российской системе высшего образования еще в роковые 90-ые годы, а именно: на «Философию» на не философском, но гуманитарном факультете отводится всего 45-50 аудиторных часов, а то и меньше, тогда как на «Концепции современного естествознания» – 86-105 часов. В советской же системе образования не было такого перекоса и философию изучали в течение трех семестров, на нефилософских факультетах университетов, и не с первого курса, как это делается сейчас, а со второго, как минимум. Нельзя научить группу студентов из 20-ти и более человек основам диалектического мышления за 34(у вечерников) -50(у дневников) часов! Если трезво смотреть на вещи, то положение в современном образовании катастрофическое: советская система образования готовила творцов, а российская — бездумных, но практичных потребителей!

Внедряемая, западная, система бакалавриата работает на культивирование совка, штамповку массового усредненного, упрощенного человека. («Dasein», - по Хайдеггеру, власть усредненного начала.) Переход на бакалавриат в нашей стране абсолютно ничем НЕ обоснован. Но выгоден только «теневому правительству».

Таким образом, последние 20 лет мы имеем суррогат или профанацию Философии в российских ВУЗах, в лучших же случаях, философию науки, но не собственно Философию – Знание от Духа, рационализированное понятием, как было у Древних Греков, отцов европейской философии.

Вспомним любимого нами Учителя Платона. В VII книге «Государства»(521с) Платон рассуждает об истинном образе жизни, посвященном истинной философии, и замечает, что именно он позволяет возвести душу к истинному бытию. Вслед за этим Платон разбирает, какие науки позволяют душе ученика постепенно отвлечься от мира зыбкого мнения и перейти к истине и бытию: ими оказываются прежде всего математика, геометрия, астрономия и музыка, а венчает все науки диалектика, т.е. искусство рассуждать, благодаря чему человек, «минуя ощущения, посредством одного лишь разума устремляется к сущности любого предмета и не отступает, пока при помощи самого мышления не постигнет сущности блага» (532а) [3, с. 435, 497.] . Воспитание отдельной души и построение истинного государственного устройства у Платона совпадают по существу. И если подлинный правитель – философ – строит всю свою деятельность на основе созерцания подлинного бытия и умения согласовывать её с общим божественным замыслом мироздания, то тиран оказывается символом нарушения всех божественных и человеческих законов и установлений. Идеальное государство у Платона укоренено в Космосе.

Касаемо современной философии, то уровня философствования Платона она не достигла, лишь только расширила материал своего философствования, зачастую ассимилируясь под прикладные науки. Также, на мой взгляд, язык и метод-инструмент науки никогда не заменит Живое Знание подлинной философии, ибо в самих её универсальных принципах познания микрокосм царственно слит с макрокосмом. Философия как величайшее из искусств, всегда будет опережать науку, ибо познание мира-космоса и человека в ней целостно.

Убеждена, что Россию бы спасли духовно-философские научные школы по образцу Школ Пифагора, Платона, Плотина, для которых Философия была образом жизни, где бы молодежь учили Мыслить, посредством любви духовной к Истине-Логосу (первая часть слова «философия»: phileо - люблю) и всей душой проживать знания, учили работе с сознанием, на основании интерпретаций Первоисточников, готовя тем самым к справедливому управлению государством Будущего. "..и философ, ни философия не могут существовать вне группы, вне общности, словом — вне философской «школы», и именно философская школа соответствует выбору определенного образа жизни, определенному жизненному выбору, или экзистенциальному предпочтению, требующему от индивидуума радикального изменения всей жизни, полного преображения; она соответствует в конечном счете желанию быть и жить определенным образом" [4].

«Необходима всемирная религиозная философия – философия, непоколебимая нападками науки, ибо она сама – завершение абсолютной науки и религии, которая действительно достойна этого названия, ибо заключает в себе отношение человека физического к человеку психическому и этих двух – ко всему, что над и под ними» [см.5: с.39]. Задача Учителями Востока поставлена, надо её выполнять!

Планомерное выдавливание философии из системы высшего образования, равно и уничтожение всей гуманитарной составляющей в нем приведет и уже приводит к краху всей системы жизни в нашей стране, к эпохе перманентного хаоса. Ибо философия строит сознание. Реальность же находится в сознании. Чтобы понять нацию и эпоху, надо понять её философию, а для этого каждому человеку самому необходимо быть немного философом. Быстро кончает свою жизнь государство, в котором НЕТ собственной философии или она подменена идеологией.

Закономерно возникает вопрос, чего стоит наш профессорский корпус, который не смог отстоять систему образования в стране, пустив её под откос прагматической ориентации на «узкую компетенцию» для полуобразованных «специалистов», в реальности, дискредитировав фундаментальное университетское образование.

Таким образом, в лучшем случае, часовая сетка ВУЗов нам оставляет пространство под "философию науки", точнее, под её эрзац, но никак не под Философию в собственном смысле слова.

Сложившаяся ситуация в системе гуманитарного образования требует пересмотра всей стратегии высшего образования, если мы отдаем себе отчет в том, что мышление и сознание являются главными факторами эволюции.

В завершение. Своим студентам я всегда говорю, если хотите научиться Мыслить, читайте Платона. Медленно, вдумчиво, с расстановкой, понимая, весь четырёхтомник Мыслителя, который вам даёт шанс научиться мыслить диалектически, критически. Платон для всех нас – Школа Мысли. На мой взгляд, достаточно изучить-понять только одного Платона, чтобы научиться мыслить самостоятельно.

Английский философ Алфред Норт Уайтхед однажды заметил: «Самая точная характеристика европейской философской традиции состоит в том, что она представляет собой множество заметок на полях произведений Платона» [6: с.203].

Убеждена, что молодыми поколениями, у которых нет сита-очков идеологии, Платон будет воспринят глубже, адекватнее, нежели идеологическими марксистами официальной «философии» XX века.

Если мы хотим сохраниться как культурная нация, Философия не должна быть превращена в эпифеномен в системе высшего образования. Нестерпимо жаль, что современный ВУЗ генерирует посредственность: как в преподавательской, так и в студенческой среде. Творчеству – креативу не учит у нас ВСЯ система образования и гуманитарной науки. Начётничеству и пассивному, не проективному восприятию информации обучает. Тоталитаризм в системе образования – антитеза культуре мышления и творчества, к которым призвано образование. Ротации кадров нет в системе образования. ("Чтобы мы не создавали, а всё КПСС получается", - метко выразился В.С.Черномырдин однажды.)

Сегодняшнее российское вузовское сообщество, с ваковскими журналами вместе взятыми, - это общество двойственных бюрократов. От этого сообщества развития и уж тем более мировоззренческого прорыва ждать не приходится.

P.S. Тот, кто служит истине, всегда будет ВНЕ системы.

Не имея оригинальной философии, мы имеем только школьный вариант философии в нашей стране, т.е. заменитель философии, имитирующий Мысль, обслуживающий систему. Философия в ИФ РАНе – это также только история философии, комментарии к ней. Современная философия в лучшем случае строится на установке на рациональную аргументированность, обоснованность, но не на поиске истины. Рациональность в ущерб истине, полное забвение истины, целостности, вне которых нельзя постигнуть и частностей. Современные академисты не ищут истины, ибо не выходят за пределы дискурса. Профанная наука, зашедшая в тупик, сделала философию своей служанкой, опрофанив ее, порвав связь последней с Метафизической Традицией.

В стране, где нет своей Философии, будут господствовать догмы и суеверия: идеологические и религиозные. Следовательно, такая страна никогда не будет подлинно свободной. Экспорт нефти и газа - не есть свобода.

Сознание образует общество, а не волчью стаю, сознание же структурирует философия. В стране, где размыто сознание, никогда не будет эффективной экономики. Кризис современного мира - в кризисе гуманитарного, духовного, сознания.

Территория подлинной философии – рефлексия над Вечным, универсалиями Культуры и цивилизации, если философия сдаст свои метафизические позиции, то она больше, как связь с Высшим, чем она была в Древней Греции и на Востоке, не нужна.

Убеждена, мир спасут не религия и не экономика, но вневременные, универсальные, внеконфессиональные и вненациональные идеи философии, креативные и проективные, интегрированные и поставленные на службу человечеству. ЕДИНСТВО мира - в Философии.

Возрождать Государство надо с возрождения Метафизики, или с культа подлинной Философии-мировоззрения, развивающихся поверх всяких культов. С возрождения Мысли Эпоха начинается, а не с тотального бизнеса: купли-продажи, затмившего собой все ценности жизни. Без мета-идеи любая экономика недолговечна. Все развитые экономические системы на развитых философиях стоят.

Реконструкция древнегреческой метафизики: триадичность мира Пифагора, эйдология Платона, концепция Единого Плотина – вот три этапа МЕТА-ИДЕИ, которые являются основанием ноосферно-тринитарной цивилизации. Только первоосновы могут быть краеугольным камнем Будущего. Будущее мира - в универсальной Этической Философии, не знающем границ, самопознающем Разуме, укорененном в Сердце, или синтезе духа и интеллекта.

Убеждена, что в основание цивилизации должно быть положено новое понимание-реконструкция ЭЙДОЛОГИИ Платона. Этот мир существует или не существует только по отношению к миру Идей, Плану Логоса. Отпадение от мира Эйдосов – конец нашей цивилизации. Новое понимание порождающих моделей Первообразов, плана Идей, Духовной Реальности есть создание креативно-проективной НООСФЕРНО-ТРИНИТАРНОЙ цивилизации.

Реконструкция древнегреческой метафизики как эволюция понятия ЛОГОСА: ТРИАДИЧНОСТЬ мира Пифагора, ЭЙДОЛОГИЯ Платона, эманационная теория ЕДИНОГО Плотина - как основание новой ноосферно-тринитарной цивилизации. Понимание мира через Античность, возвращающей жизни подлинно философский модус бытия. Необходимо Новое прочтение Древних Философов, открывших-объяснивших ВСЁ или почти всё, возделавших проблемное поле Философии.

Россия не прошла через платонический дискурс, потому она сегодня там, где есть: в тотально-перманентном кризисе самоидентификации, в кризисе самосознания. Эйдология Платона – универсальный путь к самосознанию индивида и государства.

Идеализм Платона, проявленный как единство духа и материи, есть условие существования цивилизации. Рефлексия над понятиями: духа, сознания, добра и зла, сущего, бытия, вечного, Единого, – это те конститутивные категории или доминанты, которые помогут современному сознанию удержаться на цивилизационном сломе, не растворившись в энтропии. Выйдя за пределы данных универсалий человек перестает быть собственно Человеком.

Таким образом, я настаиваю на возрождении Философии в этой стране, без которой страны НЕ будет.

PPS. Нам предстоит вернуться-подняться к Уровню Мышления древних греков, чтобы жить дальше. Эволюция по спирали движется. А Они-то умели Мыслить, медитативно, тонко, глубоко, чему разучился современный человек в принципе, мысля плоско и поверхностно. В Античности Мыслить было величайшим из Искусств. Имея властные рычаги, я бы ввела обязательные курсы во всех высших учебных заведениях по углубленному изучению древнегреческой философии (равно и философии Г.Гегеля), но не на уровне лингво-понятийной археологии-комментаторства, мертвого научного дискурса, а на уровне обучения красоте мысли. Ибо русская ментальность сегодня – это отсутствие ментальности, воля к безмыслию или подражательность, повторения вослед европейским мыслителям. "Философия профессоров" безжизненная, как правило. Желание "казаться", но не БЫТЬ. Удушающая затхлость мысли.

Философским кругам престало озаботиться созданием независимых, возможно, и негосударственных, философских школ, куда бы шла молодежь не для получения диплома о высшем образовании, а бескорыстно, движимая любовью к самостоятельному мышлению, где бы на основании творческого изучения классических философских текстов, обучали креативно-проективному созданию собственных философских моделей и концептов, философских систем. То есть созданием подлинно Философских школ как образа жизни, воспитывающих философски избранных, способных вести за собой и руководить государством.

Будущее России напрямую зависит от положения Философии в этой стране.

Философия - это СВОБОДА. Философия учит человека быть свободным. Быть самостоятельным в выборе, умозрении и действиях. Философия учит человека БЫТЬ, преодолевая двойственность, разъедающую душу современного человека.

Философия воспитывает мысль, воспитывает душу. Ибо философия - это сама жизнь.

Да, Философия - это призвание, не ремесло, но Искусство. И она ничего общего не имеет с философоведением. В Древней Греции философов называли Учителями, философия там была не только образом мысли, но и образом жизни: Они жили так, как думали, без двойственности. (Греки не писали по соцзаказу, а ценою жизни, как Сократ, платили за свет истин, которые утверждали.) И все, или почти все, были монахами, ибо служили Ей, своей Прекрасной Даме сердца, Софии - Мудрости Божьей. Философия - это действительно возделывание и вознесение души в Небо, в мир Идей, мир Логоса. Она облагораживает жизнь.

Для цивилизации, находящейся в точке бифуркации, универсализм Философии мог бы стать нитью Ариадны. Но очевидно, что произойти такое может только в том случае, если исследования по философии, самая дисциплина «философия» будут НЕ о философии, а САМОЙ философией. Другого способа возродить философию, как мне представляется, нет. Однако бюрократизация, формализация и идеологизация современного научно-философского дискурса привели к усекновению собственно Философии как модуса мысли и способа жизни. Современный гуманитарный научный дискурс отличается условностью, терминологической перегруженностью, бессодержательностью и пустотой, особенно в свете емких мета-смыслов Греков-отцов.

Знание Философии-мудрости не устаревает, устаревает преходящая информация об изменчивом мире. А до Знания современному образованию еще только предстоит подняться. Знание было у Гермеса Трисмегиста, у Пифагора, у Платона и некоторых других Мыслителей-посвященных прошлого. «Знание познает бытие» (Платон).

Современные же российские «философы» ни создали сколько-нибудь оригинальных идей, ибо оригинальная философия является плодом философского образа жизни. В нашей же стране философия и по сей день подчинена системе. А выдавать современную жидкую публицистику в разномастных «философских» журналах за Философию – смешно.

Развал системы среднего и высшего образования свидетельствует о последней стадии общемирового кризиса собственно человеческой природы. Если рушится самая суть системы образования, значит, рушится сам мир. Весь уклад техногенной цивилизации имеет антифилософский дух, или разорван с универсумом.

Отказываясь от философии в ВУЗе, мир идет на поражение. Слом системы образования, которая есть стержень развитого общества, свидетельствует о серьезном сбое в ментальной эволюции человеческой расы, являющейся главной задачей на данном этапе её развития: развитие ментального тела в масштабах всего человечества.

Одухотворенная ментальность, свобода, равная ответственности, оригинальное, проективное творчество, толерантность, справедливость, приоритет духовных ценностей перед материальными, гуманизм и наука, подлинность самоидентификации - вот культурные доминанты цивилизационного развития в эпоху глобального перехода.

РЕЗЮМЕ: философия должна инициировать философию образования, а последняя - адаптировать универсалии Философии к образовательной практике и методологии. Но разрыв между ними губителен.

Метафизическое резюме: «Восхождение и созерцание вещей, находящихся в вышине, - это подъем души в область умопостигаемого. <…> Идея блага – предел, … именно она – причина всего правильного и прекрасного» (517с).

«В области видимого она порождает свет и его владыку, а в области умопостигаемого она сама – владычица, от которой зависят истина и разумение, и на неё должен взирать тот, кто хочет сознательно действовать как в частной, так и в общественной жизни. <…> не удивляйся, что пришедшие ко всему этому не хотят заниматься человеческими делами»(517d).

«<…> нужно отвратиться всей душой ото всего становящегося: тогда способность человека к познанию сможет выдержать созерцание бытия и того, что в нем всего ярче, а это как мы утверждаем, и есть благо» (518d)/ Платон. Государство. Книга седьмая. С.353-354.// Платон. Соч. в 4-х т. Т.3, часть I. – СПб: изд-во СПбГУ, 2006. – 749с.

PPPS. Продолжение темы: http://www.proza.ru/2011/01/22/1723

По последней информации: часы на философию в ВУЗах с нового, 2011, учебного года будут сокращены еще в два раза, т.е. всего 36 часов. Надругательство над тем, что во все века у цивилизованных народов составляло ЯДРО мировоззрения. (Притом, что часовые сетки в большинстве ВУЗов составляются непрофессионально. Кажется, в этой стране профессионалов с каждым днем становится всё меньше и меньше.)

Россия в целом так и не стала ментальной страной, в отличие от Европы, потому интеллектуалов в ней ненавидят тихой ненавистью, создавая все условия для покидания страны.

"Законы как раз и устанавливают слабосильные, а их большинство. Ради себя и собственной выгоды устанавливают они законы...". (Платон. "Горгий", 483с)

 

октябрь 2010.

Вместо послесловия

Сон разума или болото пустословия…

Заканчивается большой космический цикл 26.000 – летнего развития. Закончилась Эпоха Рыб – Эпоха Иисуса Христа, начинается Эпоха Водолея – Эпоха Шамбалы: Христа-Майтрейи (Россия под Водолеем).

Но! Личности в России остались в 18-19-ом столетиях, первой половине 20-го. Русские же так и не научились мыслить САМОСТОЯТЕЛЬНО, зрело. (И это несмотря на то, что в России всегда было достаточно трезвомыслящих людей.)

Интеллектуальная культура, стоящая на Высших Принципах, в России больше не живет.

Ходишь по сайтам и журналам и бросается в глаза – инфантилизм мысли, сплошь заимствованный перепев! Попросту не умение ее грамотно выразить. Пир скудоумия! Но, как известно, безмыслие рождает толпы единомышленников. Человек-масса везде свой.

Кончается эра разума?!.. И Индивидуальности в России больше не живут?!

18.04.11.

Из одной дискуссии:

«Думаю, сопротивление, т.е. борьба - не тот метод, это аджна, полярности, главное, распознавать в себе подобное и не падать в него, а постоянно утверждать Свет - "реален только Свет"», - считает мой оппонент.

Отвечаю я: Утверждение Света и есть сопротивление, в данном случае. Активно заявленный Свет противостоит Тьме. Диалектика. Думаю, реальность Света проявляется именно в противостоянии Тьме.

Однако, как русский характер отличается от европейского: монолог Гамлета "Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль покориться судьбе, смириться иль нужно оказать сопротивление, восстать…" (привожу по памяти). И русские "лишние люди"... Печорин, Онегин, да еще Обломов... - никакого сопротивления.., в результате - пустота, подражательность; имеем то, что имеем: см. Первое Философическое письмо П.Я.Чаадаева(1829г.), с которым не могу не согласиться ([Библиотека "Вехи"] http://www.vehi.net/chaadaev/filpisma.html).

На Западе философия так же выдавливается из университетов, но там поднимается общественное мнение, они борются, у нас - народ безмолвствует, как всегда!

Я не говорю уже о большой разнице в часовой годовой нагрузке у преподавателя в РФ и на Западе и о разнице при этом в зарплате. Например: преподаватель на Западе имеет нагрузку в 300-350 часов в год, з/п более 1.000 евро в месяц. В РФ - нагрузка колеблется от 700 до 900 часов в год. Доцент (со званием) в МИЭТЕ ентре российской электроники (Москва) получает 11.000 руб. в месяц. То есть в России делается всё для того, чтобы преподаватель не мог совмещать преподавание в ВУЗе с наукой.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

ДНИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Круглый стол

«КРИЗИС УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОСCИИ: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ»

Прошел в рамках Дней Петербургской философии - 2010

"Кризис университетского образования, вызванный сменой социально-политических и экономических парадигм в ведущих странах мира, провоцирует справедливую обеспокоенность гуманитарного сообщества, осознание им необходимости философского анализа ситуации, сложившейся в этом контексте с гуманитарными и собственно философскими дисциплинами. Гуманитарии сегодня вынуждены оправдываться, отвечая на вопросы об утилитарном, прикладном использовании производимого и передаваемого ими знания. Мы неизбежно вынуждены принимать навязываемые институтами управления и администрирования правила игры и сам язык обсуждения. Между тем проблема состоит не только в объективно мучительной и рискованной для отдельных наук смене парадигмы университетского знания, а в атаке на университет как таковой, на знание как таковое в пользу его подчиненных, несобственных идеологических форм. Идет ли в данном случае речь о смене одной фигуры знания на другую, или же об отказе от классической установки на знание ради самого знания в пользу прикладного и утилитарного характера всякого знания как такового?

АННОТАЦИИ ВЫСТУПЛЕНИЙ

Дронов А.В.

Положение университета: от корпорации к идее представительства и обратно

Речь пойдет о соотношении двух тенденций в истолковании положения знания и "знающих" в западных обществах: партикулярной и универсалистской. С одной стороны, университет появляется как еще одна корпорация (universitas) средневекового города. Сообщество студентов, либо "студентов и магистров", объединеных некоторым локальным интересом. С другой стороны, некоторым более "собственным" началом университета кажется его учреждение как института, отвечающего некоторой идее. В горизонте последней можно говорить об университете Канта, Гумбольдта или Ньюмена, "университете разума" или "университете культуры" - в любом случае речь идет об идее представительства за универсальное, о задаче преодоления партикулярности как таковой, об "образовании" в высоком смысле – образовании субъекта, свободного от предрассудков узкой корпоративной принадлежности. В виду этих двух начал университета сегодняшний его кризис представляется концом в отношении любого из них. Вновь занимая локальное положение, университет вовсе не сохраняет за собой какого-нибудь собственного "корпоративного" облика: он постепенно подчиняется представлению об эффективности некоторой внешней ему корпорации – корпорации "в собственном смысле слова", скажем, экономической. Означает ли это, что функция представлять "универсальное" перешла от университета к каким-то иным социальным институтам (скажем, далеко зашедшая специализация знания привела к тому, что "образование" субъекта – сообщение некоторого опыта принадлежности целому – не опирается больше на передачу компетенции)? Либо мы имеем дело с кризисом представления об универсальности как таковой?

Паткуль А.Б.

Философия в контексте современного университета

В сообщении речь пойдет о том, насколько философия может сохранить свою актуальность как университетская дисциплина. В качестве факта можно констатировать стремление нефилософских факультетов отказаться от преподавания философии. Компромиссный вариант видится иногда в замене преподавания философии преподаванием дисциплин, которые по не вполне понятным основаниям представляются общественно-научному сознанию правопреемниками ушедшей теперь в прошлое философии. Обычно способом сохранить философию как университетскую дисциплину считают приспособление ее в таком качестве к нуждам той или иной позитивной науки (в зависимости о того, на каком факультете предполагается философию преподавать). При этом она представляется чем-то наподобие запасного средства для позитивной науки. В итоге при этом в качестве идеала философии и отношения таковой с позитивными науками выставляется эклектичное и философски необоснованное понятие междисциплинарности, когда философия ставится на службу не одной только позитивной науке, а всем им сразу.

На деле именно это и приводит к недоверчивому, а чаще всего, презрительному отношению представителей позитивных наук к философии как всецело дилетантской деятельности. В противоположность этому следовало бы не малодушничать, превращая философию в набор технических учений, а удерживать ее собственный смысл. Согласно этому смыслу, философия должна быть осмыслена как исследование предельных целей применения нашего конечного разума в кантовском смысле.

В данном случае основное затруднение заключается в том, чтобы компетентно прояснить для нефилософской аудитории подобное понимание философии, поскольку оно может идти вразрез с уже стихийно сформировавшимися представлениями о ней у студентов, погруженных в среду своего специально-научного языка.

В силу этого можно заключить, что невозможно преподавать никакие содержательные философские дисциплины, если предварительно не объясниться относительно того, что такое философия, как именно она осуществляется, почему с человеком, в том числе ученым, вообще происходит нечто такое, как событие философствования. Рассмотрение этих вопросов должно быть объединено под рубрикой «философская пропедевтика», составляющей необходимое звено в университетском преподавании этой дисциплины.

Подобная пропедевтика в идеальном случае должна быть дополнена общефилософской догматикой, а также философией научной деятельности и философскими дисциплинами, связанными с той или иной областью научного знания. Последнее можно было назвать, следуя феноменологическому словоупотреблению, региональными онтологиями или продуктивными логиками наук. Складывающаяся сейчас трехуровневая модель высшего образования могла бы способствовать подобной дифференциации философских курсов, так, чтобы избавить обучающегося от принудительного изучения философии.

Лаврухин А.В.

Болонский процесс: к вопросу о предварительных итогах реформирования национальных систем образования

Одним из наиболее очевидных эффектов глобализации является ослабление роли национального государства и, соответственно, национального университета в его классической институциональной форме существования. Первые симптомы неизбежности радикального переосмысления и преобразования университета появились уже в 70-е годы XX-го столетия. Но лишь спустя 30 лет (в 1999 г.) академическое сообщество Европы смогло консолидироваться и предложить свой ответ на вызовы глобализации, сформулировав и документально закрепив модель сближения и гармонизации систем образования стран Европы (Болонская декларация). В настоящий момент к единому образовательному пространству Европы присоединились университеты 47 стран. Однако, впечатляющие количественные показатели, добрая воля стран-участниц Болонского процесса и наличие формальной модели гармонизации систем образования Европы сами по себе не решают проблему выживания университета в глобализирующемся постиндустриальном обществе. Все вышеперечисленное задает лишь формальные нормативные рамки, наполнить которые конкретным содержанием (от принятия нормативных актов до имплементации новых практик и форм академической жизни) – задача каждой из стран-участниц. В нормативных документах Болонской декларации 2010 год определяется как время завершения реформирования национальных систем образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации. Каковы же предварительные итоги реформирования образовательных систем стран-локомотивов ЕС (на примере Германии)? Насколько глубоко и эффективно осуществилось реформирование национальных систем образования в постсоветских странах (на примере Литвы, Эстонии, Украины, РФ)? С какими проблемами столкнулся этот проект в постсоветских странах? Каким образом глобальное реформирование связано с локальными образовательными реформациями постсоветских стран (на примере Литвы, Эстонии, Украины, РФ)? Таков круг вопросов, находящихся в центре внимания предполагаемого выступления.

Громов Р. А.

Депрофессионализация философского образования в России. Институциональный аспект

Темой выступления является тезис о «депрофессионализации» философского образования в современных отечественных философских институтах. Причины этого процесса докладчик видит в современном кризисе отечественной философии как образовательного института. В частности, речь идет о неопределенном положении философии в системе высшего образования, об отсутствии современной идеологии профессионального философского образования, ясно определяющей его профессиональное назначение и социальную значимость, о современной кадровой политике в высшей школе. В итоге автор рассматривает несколько сценариев развития этой ситуации и возможных стратегий поведения академического сообщества.

Магун А.В.

Либеральное образование в России: роль философии

Философия сегодня редко становится жизненным выбором молодого человека, включая тех, кто получает философское образование. Тем не менее, ее значимость в высшем образовании не снижается, так как ситуация требует все более широкого и комплексного подхода к высшему образованию вообще. В этом смысле опыт англо-американской модели Liberal Arts представляет интерес для современного образования, и Смольный Институт Свободных Искусств и Наук СПбГУ накопил в этом отношении важный опыт, который будет далее развиваться".

//Круглый стол

«КРИЗИС УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОСCИИ: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ»

/Дни Петербургской философии-2010

//URL: http://philosophy.pu.ru/4073/7166 (дата обращения: 15.11.2010.)

 

 

РРРS. Дмитрий Табачник, министр образования и науки Украины, высказал сегодня чрезвычайно правильную и архиважную мысль: по-настоящему образованному человеку необходимо знать три фундаментальные вещи – великую греческую философию, русскую литературу и немецкую логику (см. его интервью «Эхо Москвы»: http://www.echo.msk.ru/programs/beseda от 31.05.11.). Есть же еще прогрессивные люди в славянском мире!

 

* * *

 

Сегодня же на работе (МГПУ, Педфак) узнала, что часы на философию и др. гуманитарные дисциплины, как то история (социологии и культурологии в стандарте нет!), сокращены по системе бакалавриата (это не полное высшее образование, для тех, кто не знает) со следующего учода более, чем в два раза (меньше семестра, всего 36 часов) в пользу УВЕЛИЧЕНИЯ физкультуры - 400 часов (ей отводится аж 6 семестров, в том числе на вечернем отделении - чего никогда прежде не было!) и основ безопасности жизни - ОБЖ - 100часов. Россия что к войне с Китаем готовится?!

Такие вот дела, в общем гуманитарно-мировоззренческие науки выдавливаются из вузов. Была у нас насильственная коллективизация, потом насильственная приХватизация, теперь - насильственная быдловизация.

С университетским образованием покончено в РФ ?!! Сломать систему образования - вынуть стержень из общества.

Властям нужно население, не ориентирующееся в социальной реальности, инертное и индифферентное.

Время Антихриста наступило. В 12-ом году будет его пик, он максимально проявит себя через предельную поляризацию сил!

Главное, не стать уловленными силами материи!

Из «Апокалипсиса» Гермеса:

«Зачем плакать, о Асклепий?

Будут вещи еще более печальные… Человека благочестивого будут принимать за сумасшедшего, безбожного – за мудрого, бешеного – за храброго, наихудшего – за наилучшего. Над теми, кто останется верен религии Ума, поверьте мне, нависнет даже угроза смерти. Будут установлены новые законы, но ничто святое, ничто набожное, достойное неба и тех, кто его населяет, не будет услышано и не найдет веры в душе.

Такова будет старость мира – неверие и хаос, полный упадок правил и добра. <…>».

Однако человеческие происки не способны изменить ноуменальную реальность. «Мы осмелимся утверждать: философии не может не быть, пока живут люди. Философия содержит притязание: обрести смысл жизни поверх всех целей в мире - явить смысл, охватывающий эти цели, - осуществить как бы пересекая жизнь, этот смысл в настоящем – служить посредством настоящего одновременно и будущему – никогда не доводить какого-либо человека или человека вообще до средства.

Постоянная задача философствования такова: стать подлинным человеком посредством понимания бытия или, что то же самое, стать самим собой…» (Карл Ясперс).

"Для церковно-христианского возрождения необходимо возвращение к старой истине язычества, к реализму матери-земли. Церковный реализм, в котором непосредственно дано сущее, ближе к язычеству, чем к духовному христианству. Это прямо нужно сказать. Кантианство и есть порождение ложной, болезненной духовности, в Канте действительно нет уже никакого язычества, так как нет матери-земли. Нет матери-земли и во всей современной философии, порожденной протестантизмом. В соборном, церковном опыте дано бытие, душа мира, мать-земля до рационалистического распадения на субъект-объект, до всякого отвлеченного знания. Соборность же может быть лишь изначально и чудесно обретена, к ней нет путей через протестанский индивидуализм. Выход из философского кризиса и есть выход из субъективности и отвлеченной духовности протестантизма в соборность и церковность, возврат к реализму и онтологическому объективизму" (Н.А.Бердяев).

"Философия…является чем–то промежуточным между теологией и наукой. Величайшие люди те, кого мы называем философами, ощущали нужду и в науке, и в мистицизме: в попытке гармонического соединения того и другого состояла цель их жизни. Именно преодоление изнуряющей неопределённости этой альтернативы превращает философию в более высокое занятие, чем наука и религия". (Б. Рассел)

2.06. 2011г. Москва.

Мои конкретные предложения (в самых общих чертах):

1.       Мегациклы заставляют нас мыслить мегакатегориями. Наступает Эпоха Человека, обязывающая к созданию Нового сознания, что влечет за собой уход от примитивной техногенной цивилизации, с ее материалистическими приоритетами.

2.       Изжившая себя система образования разрушается вместе со старым миром.

3.       80-ти летние кадры должны уступить место 30-ти летним, которые после аспирантуры устроиться на работу в ВУЗ не могут, т.к. нет вакансий. Преподаватель должен иметь право на преподавание до 60 лет, потом, только консультирование.

4.       Философия и история мировой литературы должны преподаваться в каждом ВУЗе, независимо от профиля, в полном объеме, посеместрово, в течение всех пяти лет обучения. Ибо воспитывают самосознание индивида.

5.       Новая система образования должна стоять на СИНТЕЗЕ эзотеризма (Духовных Учений мира), философии, религии, науки и искусства. Только синтез – мост в Новую эпоху.

6.       Любая система образования должна быть Школой Мысли, прежде всего, а не информационных и прочих технологий.

 

 

 

Литература

1. О необходимости синтеза западного и восточного знания говорил и В.И.Вернадский: «Девятнадцатое и двадцатое столетие создали прочную основу для единой вселенской науки, охватившей всё человечество, дав ему научное единство. По-видимому, индийская логика пошла глубже логики Аристотеля, а ход философской индийской мысли почти тысячу лет назад достиг уровня философии Запада конца 18 века» (Цит. по: Григорьева Т.П. Дао и Логос. Встреча культур. С.31-32. – М.,1992. – 347с.).

2. Шлемова Н.А. Может ли наука познать мир. 15с.//URL: http://www.proza.ru/2009/12/10/777  // Прозау - национальный сервер современной прозы.

3. Платон. Государство.//Соч. в 4-х т. Т.3, часть I. – СПб: изд-во СПбГУ, 2006. – 749с.

4. Адо П. Что такое античная философия. /URL: http://www.plato.spbu.ru/RESEARCH/index8.htm

5. Еще следует сказать, что в Эзотерической философии Востока никогда не существовало разделения на дух и материю, но была только единая духо-материя как Первоэлемент Мироздания. И Махатмы говорят, Наш Бог есть Материя, Мы просвещенные материалисты. Материя же существует разных степеней и градаций; звук, цвет, свет – степени всё той же материи (Учение Махатм. Сборник. С.236./ Перевод с англ. - М.: "Сфера", 2000. - 304с.).

6. Цит.по: Греческая философия: В 2 т. Том 1./Под ред. Моники Канто-Спербер.//Пер. с франц. – М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 2006. – 497с.

7. Круглый стол «КРИЗИС УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОСCИИ: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ»/Дни Петербургской философии-2010//URL: http://philosophy.pu.ru/4073/7166 (дата обращения: 15.11.2010.)

8.         Наталья Шлемова. Персональная художественно-философская страница: http://www.proza.ru/avtor/urusvati (более 100 произведений).