Сайт "Диалог XXI век"

Главная страница сайта congress2008

Секции конгресса

Список российских участников

Доклады по алфавиту участников

Доклады по секциям,симпозиумам, круглым столам конгресса

 

 

Секция “Философия ценностей”

 

Переосмысливая философию: глобальность локального или локальность глобального?

 

Горяев А.Т., доктор филос. наук, проф.,

Бадмаев В.Н., доктор филос. наук, проф.

(Региональный институт инновационных исследований,

Россия, Республика Калмыкия)

badmav07@yandex.ru

 

 

 

 

Abstract

The modern social landscape finds the new characteristics and new, appropriate to him, problem. On change of a former social reality there comes a new reality new quality of the varied world, and, as a consequence qualitatively new condition of human life. All this requires scientific, philosophical, moral rethinking of occurring global changes. In all system of a civilization occur turbulent processes, showing its deep contradictions, requiring rethinking of a role and place local in global, as well as global in local. 

 

 

 

1. Современная цивилизация характеризуются стремительным возрастанием сложности, открытости и неустойчивости, что предопределяет принципиально новый характер динамизма взаимоотношений между культурами, народами, индивидами. Социальные системы на всех уровнях проявляют все большую открытость. Их границы утрачивают охранительные функции, становятся все более и более проницаемыми для «переливов» информации, капитала, технологий, продукций, человеческих ресурсов, культурных моделей, социальных практик. Неустойчивость социума достигла таких пределов, что даже незначительные воздействия приводят к весьма быстрым, радикальным и непредсказуемым последствиям (так называемый  «эффект бабочки»).

2. Современный социальный ландшафт обретает новые характеристики и новые, соответствующие ему, проблемы. На смену прежней социальной реальности приходит новая реальность, новое качество изменившегося мира, и, как следствие, качественно новое состояние человеческого бытия. Технико-технологический прогресс человечества, сделавший мир действительно глобальным, не означает прогресса самого человека, его души, ума, сердца. Познавать мир можно только целостно на основе синтеза науки, философии, религии, нравственности. Все это требует определенного научно-философско-нравственного переосмысления происходящих глобальных изменений. Речь идет, прежде всего, о новом качестве науки, адекватной проблемам и реалиям глобализирующегося мира, и о переосмыслении философии как духа, смысла и ценности современной цивилизации.

3. Глобализация меняет прежние представления о центре мировой цивилизации и моделях его развития. Каждая точка в глобальном пространстве цивилизации (в силу ее информационно-сетевого характера, динамично изменяющейся рыночной конъюнктуры, экологических проблем, научно-технологических революций, международных миграционных потоков и т.д.) может быстро превратиться в любой момент в мировой центр глобального развития. И также стремительно исчезнуть. Все это порождает турбулентные процессы во всей системе цивилизации, показывая ее некогерентность и ее негармоничность, ее глубокие противоречия, требуя переосмысления роли и места локального в глобальном, так же как и глобального в локальном. 

4. В данном контексте прежнее разделение человечества на Запад и Восток, утверждение их несовместимости не отвечает изменившейся реальности. Современные процессы глобализации не только дают возможность переосмыслить «всеобщую», «мировую» (европейскую) историю в перспективе незападного мира, но осознать взаимосвязанность и взаимозависимость всего глобального мира. Речь идет не о противопоставлении Востока Западу или сопротивлении унификации по единому западному стандарту. Запад и Восток, Европа и Азия – это скорее условности, которые уже не имеют прежней географической, национально-культурной, религиозной привязки. Восток есть в Западе, также как и Запад есть в Востоке, или говоря языком современной рекламы, «два в одном».

5. В современном, динамично меняющемся мире происходит смещение, стирание граней, разделявших некогда «своих» от «чужих». Категория «мы» обретает более широкий смысл. Оставаясь самими собой, мы превращаемся в неотъемлемую часть целого.  Возникает новый образ цивилизационной идентичности, который требует соответствующего методологического осмысления этих новых смыслов, неких запредельных начал нового зарождающегося мира.

6. Человечество находится в такой ситуации, когда различные цивилизации должны научиться жить рядом в мире, учась друг у друга, взаимно обогащая жизнь. Отсутствие диалога может привести к непониманию, напряженности, столкновениям. И международный порядок, основанный на диалоге, является самой надежной мерой предупреждения столкновения цивилизаций. Диалог возможен лишь между теми, кто способен преодолеть узкий горизонт своей идентичности, подняться над ним, включившись тем самым в более широкую коммуникационную систему отношений. В нем участвуют те, кто, осознав свою индивидуальность, не похожую на другие, одновременно осознает и свою связь с другими.  Диалог и существует ради установления этой связи, ради достижения взаимного согласия между людьми, народами.

7. В этом плане особое значение приобретают  универсальные (в позитивном смысле) ценности, ориентиры, которые утверждают все культуры и религии мира (мир, толерантность, гуманизм, ненасилие и др.).  То есть, универсальные ценности, признаваемые всеми культурами, религиями мира, могут стать основой глобального диалога. В этом смысле можно говорить о цивилизации диалога, об универсальной цивилизации, которая должна существовать на основе признания многообразия мира и объединять все человечество, подтверждая тезис - сила в единении, а не в одинаковости.

Конечно, это очень сложно. Более того, сегодняшняя реальность показывает, что наш мир, к сожалению, еще не избавился от войн, конфликтов. Но ведь все зависит от самого человека, от самих народов. Приведем в этой связи одну восточную мудрость. Индийский ученый и практик буддизма Шантидева однажды заметил, что, хотя мы не можем и надеяться отыскать столько кожи, чтобы покрыть всю землю, уберегая свои ноги от колючек, на самом деле это и не нужно. Вполне достаточно прикрыть подошвы наших ног. Другими словами, хотя мы не можем всегда изменять обстоятельства так, чтобы они нас устраивали, мы можем изменить свое отношение к ним. Быть может это и будет нашим первым шагом на пути к переосмыслению современного изменяющегося мира и роли философии в определении новых перспектив для человечества.