Сайт "Диалог XXI век"

Главная страница сайта congress2008

Секции конгресса

Список российских участников

Доклады по алфавиту участников

Доклады по секциям,симпозиумам, круглым столам конгресса

 

 

Секция “Философская антропология

 

Котенёва Анна Валентиновна, кандидат психологических наук, доцент

 

Духовно-нравственный аспект в изучении психологической защиты личности

 

akoteneva@yandex.ru.

 

 

Abstract

Investigation of spiritual-moral factors of psychological defence of personality is being put in practice through Christian cognition about a man and with the help of modern psychological achievement in science. The most important spiritual factors are sin and passion. Sin is observed as one of the reasons of moral men's diseases, which brings to moral, psychological and body's destructions and unconscious psychological defence. Defensive mechanisms is the way to support men's sin passion, blunt conscience, keep positive illusion and unbroken “I” of his personality. All the necessary ways to overcome destructive psychological defence and to get mental healthy are being observed. Confession, prayer, keep eating, taking part in Church Mystery, charity-wisdom are the main ways in Christian Tradition.

 

 

 

 

В настоящее время проблема «психологической защиты», впервые поставленная в работах З.Фрейда, является центральной для психологии личности. Психологическая защита – это бессознательная система регуляции психики, ограждающая человека от травмирующих переживаний в стрессовых ситуациях. Она помогает ему сохранить самоуважение, позитивный образ Я, уменьшить эмоциональное напряжение и приспособиться к сложным жизненным ситуациям за счет искажения реальной информации. Психологическая защита относится к тем сложным процессам, которые затрагивают мотивационную сферу личности, формируют её устойчивые способы поведения и разрешения конфликтов, лежат в основе аномальных черт характера и акцентуаций, определяют психосоматические расстройства и состояние здоровья личности.

В зарубежной и отечественной психологии при изучении «психологической защиты» рассматриваются разнообразные психологические, социальные, физиологические факторы, которые оказывают существенное влияние на генезис и механизмы защитного процесса. В качестве детерминант психологической защиты многие авторы указывают на внутриличностные и эмоциональные конфликты, неудовлетворенные базовые психологические потребности, родительские установки и стили воспитания, эксквизитные ситуации, личностные и характерологические особенности человека, ограничения спонтанной активности ребенка, конфликт индивида и общества.

При исследовании природы и функций психологической защиты обычно используется модель организации человека, включающая лишь два уровня – психический и телесный. Духовное измерение не принимается во внимание, хотя именно оно является главным в оценке личности человека. Но, как правило, душевные и телесные состояния часто определяются духовными причинами. Работы В. Франкла, С. Грофа, В. Иеротича показывают, что корни любого жизненного кризиса и болезни лежат в духовной жизни человека. Сегодня исследование роли духовно-нравственных факторов в генезисе психологической защиты и, соответственно, формировании индивидуальности человека возможно только на стыке разных дисциплин, объединяя достижения и результаты, полученные в разных областях знания – психологии, философии, религии.

Целью нашей работы является осмысление причин и функций неосознаваемой психологической защиты в рамках трехуровневой модели человека на примере Христианской Традиции, так как в ней человек рассматривается целостно в единстве духа, души и тела. Что же является причиной психологической защиты и какие функции она выполняет? Какие духовно-нравственные факторы с ней связаны?

В христианской традиции наиболее значимыми духовными факторами являются грех и страсти. Понятие греха представляет собой очень важную сторону духовной жизни, имеющей глубоко личностное, сакрально-сокровенное содержание для человека и его духовного развития. В святоотеческой традиции, на которой основывается современная православная психология, грех рассматривается не как нарушение какой-либо этической нормы, а как нарушение духовного закона, сформулированного в Божьих заповедях. По-гречески “грех” (амортано) – промах, непопадание, минование цели. В широком (предельном) понимании действие, не направленное, не устремленное ко Христу, оборачивается в результате (часто, конечно, весьма отдаленном, не сразу усматриваемом) промахом, минованием смысла, замысла культуры и удовлетворением ложными, преходящими целями. Иначе говоря, действия человека не попадают в цель, так как он потерял духовные ориентиры. Грех фактически является проявлением духовного нездоровья, приводящего к нравственным, психологическим и телесным расстройствам. В христианской антропологии грех является метафизическим началом наших телесных, душевных и духовных недугов, страданий и смерти.

Первое грехопадение стало началом нарушения изначальной целостности человека – она оказалась разделенной на части, а в результате разум восстал против духа, а тело – против души, человек же утратил самое главное − связь с Творцом. Поэтому вся двух тысячелетняя история христианства есть история восстановления единства нарушенной связи между Творцом и человеком, между духом, душой и телом. С того момента, когда человек начинает жить собственными страстями, приводящими к нарушению нравственных заповедей, психика становится поврежденной и расщепленной. Этот разлом души усиливается каждый раз, когда человек руководствуется в поведении своими греховными страстями. Осознание душевного раскола есть только начало пути по восстановлению утраченной душевной гармонии.

Как же человек пытается обрести духовное здоровье и восстановить нарушенную целостность? Христианин и неверующий во Христа по-разному видят цель и способы этого пути. Для одних лекарством становится Христос и подражание Ему в жизни, для других – наркотики, алкоголь или социально-психологический тренинг. Согласно Христианской Традиции, человек не может самостоятельно преодолеть изломы своей души и вернуть духовно-душевно-телесное единство, Христос спасает человека, прощает ему грехи и преображает его страсти. Но от человека зависит, принимает ли он в своей жизни Христа и следует Его заповедям. Насколько христианин сравнивает свои поступки, мысли и переживания с абсолютными критериями духовности и нравственности? Является ли Образ Спасителя мерилом всех его ценностей? Воспринимаются ли угрызения совести, чувство вины, нравственный конфликт как сигнал греховного поведения и нарушения заповедей Бога? Заставляет ли совесть задуматься человека о своей жизни, пересмотреть свои мысли, чувства, переживания и через покаяние, участие в Церковных Таинствах, изменение своих поступков и действий вернуться к Богу, а тем самым и к самому себе. Ведь только проделав такую душевную работу, отказавшись от своих пристрастий, приводящих к греху, человек может восстановить связь с Творцом.

Но если отсутствует нормальный выход духовной энергии в покаянном чувстве, человек будет сознательно стремиться заглушить боль и страдание, укоры совести и чувство вины всеми известными ему способами. При отсутствии таких способов иллюзия целостности души будет поддерживаться бессознательной психологической защитой. Изучение Книг Ветхого Завета показывает, что самые первые механизмы психологической защиты появились у наших праотцов Адама и Евы. Оказавшись перед необходимостью отвечать за свои действия, вызвавшие внутренний конфликт, Адам и Ева вначале скрылись от Господа среди деревьев, а затем, оправдываясь, переложили ответственность за содеянное на другого: Адам – на Еву, а Ева – на змея, и тем самым иллюзорно поддержали самоуважение и собственную ценность в своих глазах. Стремясь сохранить образ Я они впервые заглушили голос собственной совести и осудили других. До грехопадения Адам не нуждался в никакой психологической защите, так как в душе царил мир, покой и радость, отсутствовала внутренняя дисгармония и конфликт в душе.

Тогда в Эдеме произошло событие, которое коренным образом изменило человеческое существование и человеческую личность. В ситуации свободы выбора между Богом и его запретом, с одной стороны, и своими потребностями, с другой, выбор был сделан в пользу своего «Я». Стремление воспринимать себя благосклонно стало доминирующим, а усыпление совести произошло посредством искажения реальных событий, то есть действия защитных механизмов. С их помощью человек пытается успокоить себя, оградить от душевных волнений, а, по сути, убегает от Бога и самого себя.

Таким образом, грех является причиной неосознаваемой психологической защиты, которая поддерживает самость человека, его самоуважение, уменьшает тревогу, притупляет чувство вины и угрызения совести, вызванные нарушением заповедей. Защита ограждает больную часть души от травмирующих переживаний. Психологическая защита, поддерживающая образ «Я», это реакция психики человека в условиях его отпадения от Бога, Источника наших жизненных сил.

Психологическая защита тесным образом связана с особенностями мотивационной и эмоциональной сферами человека. Разнообразные перцептивные, интеллектуальные, двигательные автоматизмы, выполняющие функцию психологической защиты, как правило, регулируют интенсивность тех эмоциональных состояний, чувств человека, которые могут нарушить целостность Я или его образ. Нежелательная информация, способная вызывать у человека сильные эмоции, может просто игнорироваться или не восприниматься, может, будучи воспринятой, забываться и может, в случае допуска в систему запоминания, интерпретироваться удобным для индивида образом. Психологическая защита является последовательным искажением когнитивной и аффективной составляющих образа реальной чрезвычайной ситуации. Однако психологическая защита связана не только с эмоциями и эмоциональностью человека, но и с другими составляющими эмоционально-мотивационной сферы человека – страстями.

Необходимость отдельного изучения страстей в контексте исследования психологической защиты связана с тем, что страсти, в отличие от собственно эмоций, не столько выражают отношение человека к происходящим событиям, сколько – глубинные мотивационные характеристики личности, непосредственно характеризующие духовное состояние человека. Этот духовно-нравственный аспект проблемы еще недостаточно изучен в современной психологии. В христианской антропологии подробно описаны основные влечения и страсти человека. В творениях святых отцов встречаются самые разнообразные классификации страстей. Но все-таки традиционно выделяют плотские и духовно-душевные страсти. К первым относятся чревоугодие, любодеяние и сребролюбие; а ко вторым – гнев, уныние и леность, печаль, тщеславие, гордость. Все другие страсти являются производными. Каждая страсть является отражением духовного состояния человека и несет на себе отпечаток греховных устремлений.

Существует огромное количество оттенков каждой страсти, которые в сочетании друг с другом создают неповторимую для каждого человека картину эмоциональной сферы. В разные периоды жизни и возрастные кризисы интенсивность различных влечений меняется, одни страсти могут подчинить себе другие или, наоборот, породить новые влечения. Но за всем этим разнообразием всегда скрывается направленность исключительно на себя, на свой интерес, свое желание. Эго-влечения во многом обуславливают большинство поступков, действий и жизненных смыслов человека. В сознании человека, стремящегося к удовольствиям, страсть редко оценивается адекватно, часто она воспринимается только как отрицательная привычка, поработившая его и лишившая свободы выбора и действий. Конечно, страсть может осуждаться человеком, переживаться как нечто навязанное, нежелательное. И тогда человек пытается сначала контролировать свои страсти, а потом их искоренять и заменять их добродетелями. Жизнь подвижников христианского благочестия, как монашествующих, так и мирян, стремящихся соблюдать нравственный закон и не нарушать духовные заповеди, есть, прежде всего, путь борьбы со своими страстями.

Но страсть может быть санкционирована, принята и оправдана личностью. Отказаться от своих страстей для любого человека чрезвычайно сложно, так как эти восемь основных влечений составляют ядро нашего эгоистического Я, сердцевину индивидуальности человека и создают ощущение полноты и насыщенности жизни, необычности и неповторимости своей личности. Когда человек охвачен сильным, стойким и всеохватывающим побуждением, приводящим к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений, мыслей и сил, тогда можно обнаружить и действие неосознаваемых механизмов защиты. Страсть всегда создает защитные механизмы, содействующие воспроизведению, поддержанию страстного состояния. Если страсти вызывают сильные внутренние переживания или приводят к внешним конфликтам, то психологическая защита может исказить их адекватное восприятие и оценку в глазах человека. Как известно, каждой основной эмоции соответствует конкретный защитный механизм, но каждая страсть, на наш взгляд, может поддерживаться, искажаться разными защитными механизмами. Ведь любая страсть сопровождается разными эмоциями, её индивидуальные проявления неповторимы и не похожи друг на друга.

Анализ чревоугодия, любодеяния, сребролюбия, гнева, печали, уныния, тщеславия и гордости показывает, что защитные механизмы являются способами поддержания человеческих страстей. Связи между конкретными влечениями Эго и психологическими защитами более сложные, чем между эмоциями и защитами. Каждая страсть многолика и сопровождается несколькими эмоциями. Иногда можно увидеть некоторое сходство между защитными механизмами, регулирующими эмоции и похожими на них влечениями, например, гневом, унынием, печалью.

Таким образом, психологическая защита, наряду с такими функциями как сохранение внутреннего равновесия, самоуважения, уменьшение тревоги, выполняет функцию поддержания страстей. Она сохраняет позитивный образ Я и регулируют внутренний конфликт, связанный с открытым выражением эмоций и страстей в поведении, искажая их адекватное восприятие и оценку в глазах человека. Ограждая больную часть души, защитные механизмы неизбежно приводят к деструктивным последствиям для человека – психосоматическим заболеваниям, акцентуациям характера, эмоциональным расстройствам. Переосмысление феномена неосознаваемой психологической защиты с позиций христианского учения о человеке открывает и новые перспективы в разработке путей и способов преодоления ее негативных последствий. Эти пути и способы связаны с актуализацией личностного потенциала человека и его духовных ресурсов на основе использования методов борьбы со страстями и преображения личности, духовной работой по очищению своего сердца, ума и разума, трудом покаяния, богообщением в Церковных Таинствах Исповеди, Причащения, устремленностью к Богу в молитве, воздержанием, делами любви и милосердия к окружающим.