Сайт "Диалог XXI век"

Главная страница сайта congress2008

Секции конгресса

Список российских участников

Доклады по алфавиту участников

Доклады по секциям,симпозиумам, круглым столам конгресса

 

Секция “ Философия и окружающая среда

 

Ценностные основания грядущей цивилизации: устойчивое развитие и экологическая этика

 

Мантатов Вячеслав Владимирович

д.ф.н., проф., академик РАЕН и РЭА, заслуженный деятель науки РФ

 

Мантатова Лариса Вячеславовна

 д.ф.н., доцент

  

Восточно-Сибирский государственный технологический университет

Россия, г.Улан-Удэ

cegigo@esstu.ru.

 

 

 

 

 

Сегодня все мыслящие люди планеты понимают, что человечество идет дорогой технократической (материальной) цивилизации к глобальной экологической катастрофе. Одной из глубинных причин надвигающейся катастрофы является доминирующая в современном мире ценностная парадигма, ориентирующая общество на безудержный рост материального потребления на основе освоения природных ресурсов. Если корень экологического кризиса лежит в бездумном поощрении потребительских инстинктов человека, то спасение природы возможно только через нравственное самоограничение людей и духовное возвышение их потребностей. Сколько бы мы не призывали беречь природу, это мало что изменит в нынешней экологической ситуации, коль скоро в ценностной иерархии людей обладание значит больше, чем бытие, а покорение природы – больше, чем охрана окружающей среды. Нам не решить экологическую проблему до тех пор, пока не будут пересмотрены технократическая идеология общества и потребительская психология людей. Возможно, ограничение материальных потребностей и технократических устремлений людей является первейшим условием выживания человечества и его устойчивого будущего. Словом, необходимо заложить ценностные основания новой цивилизации. На наш взгляд, главными составляющими ценностной парадигмы новой цивилизации являются экологическая этика и устойчивое развитие.

Устойчивое развитие. Идея устойчивого развития есть выражение глубочайшей философской истины, касающейся самой природы вещей, а именно эйдоса космической гармонии. Устойчивое развитие – это космический принцип, выражающий динамическое равновесие противоположных сил и тенденций, сбалансированность, гармонию и мерную определенность всего сущего. Что касается стратегии устойчивого развития человечества, то она направлена на «достижение гармонии между людьми, между обществом и природой» (G.Brundtlandt). В своем стремлении к устойчивому развитию человечество должно так упорядочить общественные отношения и отношения людей к своему природному окружению, чтобы приблизиться к идеалу «гармоничного общества». Данный идеал включает: а)гармонию человека с природой, для чего человечество должно остановить разрушение окружающей среды и перейти в режим симбиотического сосуществования с природой; б) гармонию человека с обществом, для чего индивид должен ограничивать свои эгоистические притязания и согласовывать свои желания с требованиями общего блага; в) гармоничное развитие индивида, что предполагает обретение человеком смысла жизни, внутреннего спокойствия и достоинства.

Концепция устойчивого развития, принятая в качестве Повестки дня на XXI век Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) в основном характеризует сферу экономики, экологии и технологии. В тени остаются проблемы духовного развития, без решения которых невозможно гармоничное бытие человека в мире. Мы полагаем что, порожденный индустриальной революцией потребительский образ жизни приемлем с точки зрения материального комфорта, но он не соответствует требованию духовной эволюции общества. С точки зрения нравственного идеала неприемлемы также нынешние модели экономического роста, усиливающие неравенство, дисгармонию и раскол в обществе, - модели, поощряющие быстрое накопление богатства в немногих руках, оставляя большую часть населения в нищете и бедности.

На наш взгляд, устойчивое человеческое развитие невозможно без поддержания динамического равновесия личного и общественного, материального и духовного начал жизни. Широко известно также, что существует функциональная зависимость между жизнестойкостью и моральным духом, между социальной стабильностью и нравственной культурой социума. Иначе говоря, устойчивое развитие общества в глубинных своих истоках совпадает с нравственным совершенствованием человека, укорененным в духовных глубинах человеческой жизни и восходящим к трансцендентным устоям бытия.

Любая цивилизация сохраняет жизнестойкость до тех пор, пока стремление к новому идеалу поддерживает дух новизны и творческий порыв, пока социальные задачи коррелируют с нравственным идеалом. И здесь приходится признать, что господствующий ныне потребительский образ жизни с его культом эгоизма перестал отвечать требованиям цивилизационного императива, что он оказывается на сегодня исчерпанным. Одновременно с этим ослабла пассионарность людей, появились признаки цинизма и разочарования, которые говорят о том, что необходим идеал совершенства нового типа. Устойчивое развитие предполагает решительный разрыв с идолами материально-потребительского общества и ориентацию на эколого-этические ценности, на гуманистический идеал. У нас нет другого пути к устойчивому обществу, кроме совершенствования человеческих качеств, максимального напряжения духовной (и интеллектуальной) активности людей. Пробуждение и реализация высшей духовной природы человека – непременное условие  созидания гармоничного общества. Только духовно богатый человек способен увидеть и оценить бытие других живых существ, понять величественный дизайн природы. Духовные люди в себе находят весь мир, ибо «в их сердце звенит вся Вселенная» (С. Булгаков).

Наша позиция такова. Необходимым условием устойчивого развития общества является наличие пассионарного, творческого потенциала людей. Этот потенциал будет тем мощнее, чем большее количество людей будет иметь возможность для развития своих способностей, для самосовершенствования и самореализации. Поэтому очень важно, чтобы все люди получили равный доступ к благам и ресурсам, чтобы в обществе утвердился принцип справедливости, т.е. правило честного соблюдения равенства возможностей.

Концепция устойчивого развития распространяет принцип справедливости на будущие поколения людей, и в этом мы усматриваем прогресс нравственных задач, которые ставит перед собой человечество. Моральная забота о будущих поколениях людей неразрывно связана с «экологическим императивом» (Н.Моисеев), то есть с требованием такого изменения образа жизни людей, который согласовывал бы их потребности с возможностями сохранения биосферы.

Проблема состоит в том, что современная технократическая цивилизация не способна осуществить идеалы и ценности устойчивого развития. Иначе говоря, императив устойчивого развития – это требование смены цивилизаций. Мы имеем в виду постепенный переход человечества от технократической к экологической цивилизации.  Технократическая цивилизация «пожирает»пространство природы и культуры, производя в них немыслимые опустошения. Всевозрастающее инструментально-техническое могущество человека сочетается с духовным убожеством порожденного им «общества потребления»

Экологическая цивилизация мыслится нами как идеальная форма сохранения целостности Всей Системы Жизни в целях обеспечения устойчивого будущего человечества. Это духовно-ориентированное и высоконравственное общество, ибо экологический императив, по сути дела, совпадает с идеалом духовности. Перспективы экологической (духовной) цивилизации мы связываем с формированием планетарного ценностного сознания на принципах экологической этики.   

Экологическая этика. Сегодня мы стоим перед необходимостью революции в ценностном сознании людей – а именно революции эколого-этической, затрагивающей общественное сознание не менее глубоко, чем революция, осуществленная Коперником. Подобно революции Коперника, экологическая этика связана с глобальным расширением сознания человека. Такое расширенное сознание преодолевает эгоизм человеческого рода по отношению к природе и становится выразителем «интересов» биосферного целого. Все этические учения, как правило, связывают ценности с человеком; экологическая этика расширяет понятие ценности до масштабов «экосистемного блага» (Н.Rolston). Такой подход позволяет сохранить традиционные гуманистические ценности и одновременно утверждать экологический холизм. Человек должен с благоговением относиться к живой природе, но он вправе также позволить себе облагораживать ее по «законам красоты» (К. Маркс).  Экологическая этика утверждает самоценность природы и одновременно вводит мир природы в пространство человеческих ценностей. В этой связи мы хотели бы акцентировать внимание на взаимосвязи и взаимообусловленности ценностных установок экологической этики и устойчивого развития. В частности, в Сеульской Декларации по экологической этике (1997) говорится: «Мы требуем принятия этической парадигмы, основанной на социальном равенстве, уважении разнообразия, культуре сотрудничества и всеобщей ответственности в целях сохранения целостности Всей Системы Жизни».

Экологическая этика обосновывает единство природных и человеческих ценностей. Например, нетрудно доказать, что сохранение биоразнообразия есть благо для человека. И наоборот, нравственный образ жизни способствует поддержанию устойчивости экосистемы, сокращению потребления ресурсов и массы отходов. Но как нам быть и действовать в конфликтной ситуации, когда человеческие права и ценности приходят в противоречие с требованиями сохранения биоразнообразия и консервации природных ценностей? Имеют ли люди право на хозяйственную деятельность, если последняя ведет к разрушению природы? Ответы на эти вопросы требуют всестороннего анализа и взвешивания конфликтующих ценностей. С точки зрения экологической этики права человека не абсолютны и они должны быть согласованы с «интересом» природы Права отдельных людей или сообществ на природопользование должны быть ограничены, если они наносят вред естественным экосистемам или приходят в противоречие с правами других людей на здоровую окружающую среду.

Возьмем для примера следующую ситуацию выбора. Можно ли пожертвовать чистотой озера Байкал, содержащего 20% мировых запасов пресной воды ради строительства мощного нефтепровода? Ответ на этот вопрос будет зависеть от того, на какие ценности ориентируются те, кто принимают решения. Различия в понимании основных ценностей порождают дивергенцию политических подходов в области охраны окружающей среды. Например, конфронтация между экологами и технократами основана на серьезном расхождении в понимании того, что мы называем «ценностью». Для технократа ценность имеет лишь то, что можно построить и эксплуатировать, - то, из чего можно извлекать выгоду, пользу, прибыль. Понятия «жизнь природы» или «дух Байкала» бессмысленны для технократа, в то время как экологу они напоминают о сакральной ценности природы. Невозможно заставить беречь Байкал того, для кого сам Байкал представляет лишь инструментальную ценность, то есть не имеет внутренней ценности.  И, наоборот, эколог на вышепоставленный вопрос однозначно ответит: «нет», поскольку для него Байкал имеет внутреннюю ценность, независимую от интересов общественных групп. Эколог допускает вероятность того, что по прошествии достаточно большого времени могут проявиться такие ужасные последствия строительства нефтепровода вдоль побережья Байкала, которые уничтожат тот перевес экономических благ, на который рассчитывают строители, а именно уничтожение экосистемы озера Байкал - величайшей ценности мира, что недопустимо. Поэтому экологическая этика ориентирует нас на мудрое сохранение меры предосторожности во всем, исходя из понимания самоценности природы как органического целого.

В Конституции Республики Бурятия (Российская Федерация) записано: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к озеру Байкал и другим природным богатствам». Согласно Закону Российской Федерации «Об охране озера Байкал», на Байкальской природной территории запрещена всякая хозяйственная деятельность, которая может нанести вред биосфере. Здесь внутренняя ценность природного наследия поставлена выше интересов местных сообществ и коммерческих структур. По сути дела, на Байкальской природной территории идет первый в мире эксперимент по апробации принципов экологической этики. Концепция этого эксперимента основана на поощрении непотребительского отношения к байкальской природе, на признании приоритетной ценности природных объектов, прежде всего озера Байкал. Как  космопланетарный феномен, Байкал имеет многостороннюю ценность: биосферную, эстетическую, научную, религиозную, рекреационную и т.д.Основываясь на аксиологическом подходе к «байкальской проблеме», кафедра ЮНЕСКО по экологической этике при Восточно-Сибирском государственном технологическом университете разрабатывает рекреационную модель устойчивого развития Байкальской природной территории.

Мы рассматриваем рекреационную модель устойчивого развития как альтернативу потребительскому обществу, как один из путей формирования новой (экологической) цивилизации, которую, возможно, когда-то назовут «байкальской»…