Сайт "Диалог XXI век"

Главная страница сайта congress2008

Секции конгресса

Список российских участников

Доклады по алфавиту участников

Доклады по секциям,симпозиумам, круглым столам конгресса

 

 

Секция “Современная философия”

 

ФИЛОСОФИЯ КАК КУЛЬТУРА УНИВЕРСАЛЬНОГО ПОНИМАНИЯ

 

Холодный Василий Иванович,

 доктор философии, профессор (Москва)

vkholodny@rambler.ru

 

 

 

 

Данная проблема вариативно представлена во многих моих работах.

Согласно соборно-феноменологической гипотезе, Бытие само по себе — это Универсальное Понимание, выступающее в качестве Тайны, не доступной эмпирическому (пространственно-временному) и рассудочному (логическому) пониманию. Между тем, в глубинной вере, философских размышлениях и любой вдохновенной деятельности стихийно присутствует Универсальное Понимание во всей своей полноценности, и человек спонтанно его чувствует как Тайну, парадокс, чудо. Вопреки этому чувству, традиционные эмпирические и рационалистические знания об объективной реальности представляют собой достаточно обезличенный мир ощущений и сформулированных законов бытия без самого бытия, как классически выражался А. С. Хомяков.

Между тем, мы интуитивно постигаем Тайну и её инварианты. Поскольку Тайна и есть универсум, то постичь Бытие в себе — нисколько не означает раскрыть его Тайну. Не человек привносит в мир субъективную таинственность, а само Универсальное Понимание проникает в наше воображение и наполняет его таинственным смыслом. оно наполняет собой таинственную душу индивида и делает её реальной человеческой душой, несушей в себе таинственную соборность (эмоциональную духовную целостность)

Тайна вечно присутствует везде и всегда, присутствует и в виде Точки (Универсального Понимания), и в виде бесконечного множества своих возможных и реальных инвариантов, которые также являются точками, но имеют временное происхождение и существование. Эти инварианты люди воспринимают и осознают в пределах чувственно-рассудочного опыта как вещи, процессы и идеальные образования. Тем временем, в иррациональном воображении человека они фиксируются в своей точечной адекватности как таинственные феномены, волнующие душу человека и порождающие в его психике целостный и многообразный мир точечных и конкретных переживаний.

Фактически, для человека Универсальное Понимание выступает в трёх основных вариантах: 1) вечная Тайна; 2)производные от неё временные Тайны, несущие в себе универсализм точечного Понимания; 3) отчуждённое от Тайны опытное знание (восприятия и логические понятия), в сфере которого мы осознанно размышляем, но теряем путь к Тайне. В эти размышления может прорываться Универсальное Понимание, если в жёстко детерминированном опытном знании личности сохраняется некий просвет, и оно не оказывается полностью отчуждённым от Тайны. Данные прорывы существенно тормозят размышление, мутируют сознание и в конечном итоге вдохновляют человека на интуитивные прозрения. Именно таким путём совершаются художественные, теоретические и практические открытия и не поддающиеся понятийному выражению провидения.

Изначальный человек на протяжении бесконечных тысячелетий таил в себе Магическую ментальность, то есть жил непосредственно в сфере Универсального Понимания, животворных парадоксов и чудес. Напрашивается предположение, что практически все люди, жившие в магические эпохи, обладали саморазумеющимся для них качеством, которое в рассудочные времена присуще единицам и получило название "ясновидение". В мифологии также доминирует магическое начало, но рядом с ним прорастают эмпирическое и рассудочное понимание, пока органически связанное с магией. В отличие от непосредственной мифологии, религиозное понимание является иносказательным выражением Тайны, а эмпирико-рационалистическое — отчуждено от неё. Кроме того, в многовековом искусстве через жизненные ситуации раскрывается Тайна, а в классической философии она преимущественно стихийно присутствует. Наряду с этим, философия выработала рефлексивное понимание, которое, как думается, в единстве с магическим началом наиболее глубинно представлено в творчестве Аврелия Августина и Алексея Хомякова. Соборно-феноменологический провиденциализм русского пророка объективно обращён к рефлексии магического, религиозного и мирского вариантов Универсального Понимания. Этот Универсализм призван нейтрализовать утилитарный глобализм и проложить путь "возвращения человека к самому себе" (К. Маркс).

Философские (универсальные) рассуждения о Тайне также условны, как и другие рассуждения. Но истинно философский путь к Универсальному Пониманию — это путь жизнетворной духовно-целостной веры. И происходит он в сфере самой Тайны, которая постоянно присутствует в иррациональной психике человека. Сугубо человеческий вариант Тайны А. С. Хомяков назвал соборностью, объективно квалифицируя её как спонтанное духовно-целостное самопонимание человека, интегрирующее в себе архетипические ценности и вековые традиции, и на этой основе ориентирующее людей на всечеловеческое единение. Все душеввные качества и творческие идеи стихийно зарождаются в сфере соборности. Неуловимый феноменологический процесс перехода зародившихся смыслов в сознание также является преимущественно иррациональным. В результате мы имеем первый основной уровень понимания —соборно-феноменологический, где человек эмоционально жизнетворит в глубинах Универсального Понимания и инвариантной ему соборности. Проникнув в сознание, соборные смыслы порождают второй основной уровень понимания — рационалистический, отчуждённый от этих смыслов, но такой же универсальный, как Тайна и соборность. Третьим основным уровнем понимания является эмпиризм, который отчуждён не только от соборных смыслов, но и от универсальности жизнетворения.

В пределах данной гипотезы отождествляются понятия "философия" и "соборная феноменология", которые трактуются как культура Универсального Понимания, предшествующая и предопределяющая рационалистическое постижение действительности. На соборно-феноменологическом уровне человек способен спонтанно "схватывать" Тайну в её целостности, без выделения сущности и объективированного проявления, вне какой-то сложившейся системы категорий и вне пространственно-временного измерения. Если согласиться с высказанным принципом, то все теоретические реальности, которые традиционно называются философией, правомерно признать опосредованной, весьма условной рационализацией иррациональной философии как спонтанной культуры Универсального Понимания. Соборная феноменология выступает первоосновой творческо-формализующего мышления, продуктом деятельности которого являются рационализированная философия, конкретная наука и все разновидности рассудочного познания.

Исходя из принципа трёхуровневости человеческого понимания, в философии выделяются три органически взаимосвязанные сферы (онтологические реальности): соборно-феноменологическая (субъектная), рационалистическая (субъект-объектная) и эмпирическая (объектная). Эти сферы стихийно и в различных вариантах присутствуют в классической философии. И давно назрела проблема их осмысления и осознаннрой разработки.

Субъектная сфера изучает иррациональное соборное самопонимание путём "схватывания" его в себе. То есть до возможного предела абстрагируется от объективированного проявления самопонимания в сознании, от его неизбежной связи с пространственно-временным и логическим пониманием. Субъектная сфера обусловливает соборно-феноменологический потенциал и других сфер, что позволяет и целостную трёхсферную философию рассматривать как соборную феноменологию.

Субъект-объектная сфера — это соборно-феноменологически преобразованная гносеология. Она интегрирует в снятом виде полярные субъектную и объектную сферы. И, в свою очередь, изучает соборное существование, но не само по себе, а в не расчленённом синтезе с его рационалистическим выражением. То есть выявляет возможные пределы логического постижения Универсального Понимания и его соборного варианта как целостной интеграции архетипических ценностей.

Объектная сфера выступает наследницей традиционной онтологии. Вечные онтологические проблемы не нейтрализуются. Тем временем, направленность их содержательного эмпирического исследования стихийно или осознанно, в большей или меньшей мере предопределяется соборно-феноменологической методологией, разработанной в субъектной и субъект-объектной сферах. С объектной сферой непосредственно связаны конкретные науки, которые в значительной мере остаются чуждыми субъектной парадигме, поскольку перед ними стоят задачи обеспечения утилитарной эволюции общества.