|
|
В
истории философской мысли музыка
всегда выделялась среди искусств и была больше, чем вид искусства.
Философия
музыки - это область философского
знания, которая стремится познавать и осмыслять музыкальное бытие, сущность
музыки, феномен музыки в мире человека и размышления о человеке в мире
музыки. Предметом философии музыки выступают субъект-объектные отношения в
системе: человек - мир - музыка.
Философское
постижение феномена музыки осуществляется во взаимодействии разных областей
философского знания, в онтологическом
и гносеологическом статусах, в свете аксиологии и философской антропологии,
социологии и философии культуры.
Философия
музыки в свете аксиологии рассматривает предельные основания музыкального
бытия и механизм ценностной связи музыки с миром человека.
Автор
доклада, избрав аксиологический подход в философии музыки, выдвинул
оригинальную «Концепцию ценности музыки как субстанции и способа ценностного взаимодействия человека
с миром», изложенную в книге «Ценность музыки: философский аспект»
(издательство URSS, Москва). С точки зрения автора основным вопросом
философии музыки является постижение музыкального бытия в двух
взаимосвязанных ипостасях: музыки-субстанции и музыки-искусства как способа
ценностного взаимодействия человека с миром. Феномен музыки выступает как
неразрывное единство двух ее ипостасей: во-первых, сущности музыки как
Мировой гармонии, закона и порядка
текучей сущности мира, Вселенского ритма
и, во-вторых, бытия музыкального искусства в мире человека. На
онтологическом уровне музыка, с одной стороны есть субстанция, с другой стороны, музыка есть вид
искусства, являясь способом ценностного взаимодействия человека с миром.
Внеисторическая
сущность музыки связана с миром человека, и
«механизмом» связи музыкальной
субстанции и музыки как вида искусства выступают ценность музыки и ценности в
музыке, обращенные, с одной стороны, к высшему Смыслу, с другой – к смыслам
человеческого бытия.
Самой
музыке присуще нечто «неизменное и изменяющееся», что было подмечено еще Аристоксеном,
учеником Аристотеля, затем Боэцием,
Августином Аврелием, И. Кеплером, наконец, А.Ф. Лосевым. Неизменное
выступает принципом гармонии, вненвременнόго, субстанции; изменяющееся проявляет себя в ритме, движении,
длительности.
В
идеалистическом представлении русской
философии, следующей идеям неоплатонизма, музыка выражает субстанциальное
бытие, являясь атрибутом божественной субстанции. В традиционном
реалистическом понимании сущностью музыки выступает гармония, трактуемая как
акустический консонанс, благозвучие, соотношение звуковых пропорций,
заключенных в числе. Числа имели
символическое значение, они есть самостоятельные сущности и первые начала
вещей по Аристотелю, они же - ангелы в
представлении Прокла.
Еще
на заре становления античной философии в сознании человека музыка имела два
значения. Главное значение имело связь с космологией, оно постигалось
умозрительно и искало подтверждение в теории как учении о музыкальной
гармонии, другое связывалось с
музыкальной практикой, искусством. Древнегреческие космологи искали единый принцип бытия, и определили, что взаимосвязь явлений и предметов происходит
согласно всеобщему закону бытия в границах его мышления и подчиняется
организованному разуму. Таким всеобъемлющим законом, был признан закон
сочетания противоположностей –
Гармония. Сама человеческая жизнь с её изменениями, равновесием, балансированием между
счастьем и несчастьем, радостью и горем, величием и ничтожеством, создаёт
некую гармонию, маятник,
круговращение. Это великий Ритм. Поэтому в космологической эстетике
ритм пения и пляскок, игры на лире, авлосе, флейте отождествлялись с музыкой небесных сфер.
Пифагором была выдвинута теория «Гармонии сфер», в которой космос представлялся гармонически
устроенным и музыкально-звучащим телом. Учение Пифагора о музыке небесных
сфер сочетает физику и метафизику: планеты в своем движении издают звуки,
потому что есть высший принцип бытия -
Гармония, причастное к совершенному божеству. Космологическая музыкальная
гармония исходила из божественного первоначала и влияла на человека, его душу
и социальное бытие.
Гармония
как одно из основных понятий философии Платона трактуется в значении
космологическом, музыкальном, проецируемом на человеческое душевное
состояние. Он пишет, что человек мудрый и добродетельный является
музыкальным, потому что он извлёк прекрасную гармонию не из музыкального
инструмента, а из самой жизни, согласовав в себе самом слова с делами
(Лахес). Платон выделял четыре науки, которые дают необходимые знания,
обращающие к созерцанию подлинного
бытия: арифметика, геометрия,
астрономия и музыка как учение о музыкальной гармонии, в которой ее
истинная природа открывается не в чувственном восприятии органом слуха, а с
помощью сверхчувственного начала.
Философия
музыки Платона возникала, с одной стороны, на базе пифагорейской космологии и
гармонии числовой пропорции и, с другой
– на основе обращенности
музыки к человеку и человеческому сообществу. Им были определены основные
функции музыки как части души, культивирующие человека и общество через
коллективные хороводы и песни. Это
эстетическая, этическая, мировоззренческая, гедонистическая, познавательная,
коммуникативная, воспитательная функции музыки в социокультурном пространстве.
Музыка в античности считалась государственным делом, поскольку
музыкальный ритм и гармония внедряются
в душу, сильно трогая её, могут делать душу благопристойной или
неблагопристойной. И Платон, и Аристотель выступали за установление
регламента в вопросах музыкального искусства с токи зрения воспитания, за введение моральной цензуры,
контролирующей смысл и содержание поэзии, песен и плясок.
Разработанная
Аристотелем теория энтелехии и определение музыки как движения нашли
продолжение в философско-музыкальной мысли, которая, согласно аристотелевскому
учению, представляет музыкальную форму как процесс. Формы, творимые в истории музыкальной
культуры составляют открытый процесс, осуществляющийся через творение
музыкальных сочинений. И каждое
отдельное музыкальное произведение является открытой формой-процессом в
духовном прочтении и исполнении.
Значительно отношение к музыке на Дальнем Востоке.
Дальневосточное мировоззрение имеет музыкальное видение мира. Музыка с
древности понималась больше, чем продукт деятельности человека. В Китайской
философии даосизма и конфуцианства исток музыки в таинстве мироздания, в
дао. Выше человеческого музыкального
искусства есть «Великая музыка»,
правильное слышание и воспроизведение
которой помогает человеку
«учиться быть человеком». Музыкальное
искусство возникает в ответ на
резонанс нашей души с разными явлениями космоса и природы, внешними и внутренними событиями. Занимаясь
музыкой по правилам гармонии, человек и социум достигают равновесия и
спокойствия, человек приближается к совершенству разумом и сердцем.
Музыкальная гармония предполагает
созвучность, соразмерность, равновесие,
которое светит своей истинной красотой. В структурном отношении
музыкальная гармония содержит числовые пропорции, одухотворенную жизнь числа.
Русский
философ А.Ф. Лосев сравнивал музыку с вечным и бесконечным. Музыкальное бытие
есть сплошная субстанция, неизменно текучая и выражающая
саму себя в каждый мельчайший промежуток времени. Музыка среди всех искусств имеет
близкое отношение к вечному и
бесконечному. По словам Лосева, музыкальное пространство и музыкальное
время напоминают концепцию душевной
жизни, которая много раз изображалась в своей текучей беспредельности у
многих мистиков и философов. Музыка является выражением стихии, текучести
душевной жизни. Музыка возникает как искусство времени, в глубине которого
таится идеально-неподвижная фигурность числа и которое снаружи зацветает
качествами овеществленного движения. Жизнь
музыки, согласно Лосеву, это живая
жизнь чисел. В реально звучащем
музыкальном произведении божественные числа пронизывают ритм, метр, мелодию,
гармонию, структуру в целом и вызывают
вибрации тела и духа. Для
ценностно-эстетического переживания
музыкального события есть и другая сторона музыки, это миф, который
человек чувственно переживает и наделяет своим смыслом. Логос и миф
составляют глубинную основу музыки и обусловливают двойственность
музыкального бытия: музыка сама по себе и музыка как мир человека.
Постановка
проблемы «музыка как мир человека» предполагает то, что внеисторическая
сущность музыки по закону гармонии воспроизводится в мире человека и
претворяется им в музыке как виде искусства, музыкальной
деятельности. Человек слышит и выбирает в реальном мире те
музыкально-выразительные формы, которые
отвечают его ценностной ориентации.
Сущность и явление две ипостаси музыкального бытия.
Музыкальная сущность заключается в неизменном законе великого Ритма мирового
движения, в порядке вечного становления текучей сущности мира, в
бесконечности движения противоположностей «Хаос-Форма». Музыка всего
Универсума есть большой процесс, как есть единый процесс развития всей
музыкальной истории и как есть смыслообразующий процесс отдельно взятой
музыкальной формы, музыкального произведения.
Музыка, выражающая текучую сущность
мира и реальные музыкальные сочинения
в онтологическом статусе духовного существования несут человеку
знания о мире, о человеке и социуме. В множестве
взаимосвязей усматривается познавательная (гносеологическая) ценность музыки.
Аксиологический аспект предполагает рассмотрение музыкального бытия с точки
зрения теории ценностей Укажем на различие понятий «ценность музыки» и
«ценности в музыке». Ценность музыки определяется взаимосвязью
музыки-субстанции и музыки-искусства.
Ценности в музыке как вида искусства родились и развивались в истории
культуры.
Они предполагают, с одной стороны, оценку
качества музыкальной деятельности (сочинение, исполнение, восприятие,
музыкальная критика) и не мыслится вне Красоты сущностной, истинной,
обусловленной взаимосвязями метафизической триады
«красота-добро-истина». С другой
стороны, аксиология музыки обнаруживает общечеловеческие ценности по
смысловому содержанию, вычитываемые из музыкального произведения, когда мы
рассказываем о музыке, интерпретируя и «мифологизируя» ее содержание в свете
своих ценностей. Это упражнение души.
Значимость классической музыки
разных эпох сегодня определяется ценностью не столько исторического
характера, сколько ценностью смыслового контекста музыки для человека. Музыка
выступает как личностная и социальная
ценность, содержащая общечеловеческие ценности. Аксиологический метод,
обращенный к ценностному сознанию, ставит
слушателя в ситуацию экзистенциального выбора человеческих жизненных
ценностей, которые он сам извлекает из форм-идеи музыки, слушая и размышляя о
музыке.
«Человек воспринимающий» и «человек
музыкальный» стоит в центре
аксиологического подхода при постижении музыки. Ценностные доминанты личности
и социума являются «механизмами» взаимодействия в системе: сущность музыки – Универсум – звуковое
пространство – создатель музыки – реципиент (воспринимающий) .
Эволюционный процесс музыки с точки
зрения ценностей звукового восприятия направлен на расширение пространственно-временного звучания. Можно
говорить о «музыкальном коде» и некоем общем законе структуры
музыки-искусства. Это, во-первых, математическая структура, выступающая
двояко: а) неподвижная суперструктура числа, б) жизнь чисел. Во-вторых,
эстетико-аксиологическая структура, также выступающая двояко: 1) трансцендентные
ценности, 2) имманентные ценности.
Движение ценностного взаимодействия
в системе «человек – мир – музыка» мы
представили так: Музыка-сущность
(субстанция) – она всегда есть; есть число, логос, законы музыки. Автор-композитор
– интуитивно воспроизводит сущностные законы музыки, раскрывает музыкальный
мир перед человеком и расширяет горизонты человеческого вúдения.
Музыкальное произведение – форм-идея (музыкальная идея, выраженная в форме),
когда музыка представлена в сознании автора как живое звуковое существо в
архитектурной конструкции, затем кристаллизация в нотной записи.
Воспроизведение записанной музыки есть
«пробуждение», оживление музыкально-архитектурного построения,
вживание его в сознание человека воспринимающего, или вселение человеческого
духа в музыкально-архитектурную схему (одухотворение нотной записи)
исполнителем, слушателем, интерпретатором.
Фоном ко всему этому процессу
«музыкальной жизни», становления является весь звучащий мир (природы и
культуры) во всем его многообразии. Другим фоном выступает мир вообще
незвучащий, творимый человеческим сознанием, со всеми фантазиями и понятиями.
Вся эта «вязь» музыкального и внемузыкального, реального и ирреального и есть
музыкальное ценностное взаимодействие человека с миром, не мыслимое без человека,
музыкального произведения как реально «звучащего вещества» и
музыки-субстанции. В этом сложно увязанном музыкальном мире, который для нас неотделим от нашего
сознания, мы своим сознанием находим
то, что способствует развитию
человеческого духа.
Важным
вопросом философии музыки в свете аксиологии и антропологии является проблема
происхождения музыки как вида искусства
в социуме, ее историческое развитие, восприятие, творение, вдохновение,
поскольку в центре философии музыки стоит «человек музыкальный», эстетически
переживающий реально «звучащее вещество» и вместе с тем глубоко ощущающий внутреннюю причастность к
великой музыки-субстанции.
|
|
|
|
|
русский english
THE PHILOSOPHY OF MUSIC IN THE ASPECT OF AXIOLOGY
Kolomiets
Galina Russia
Orenburg
State University Doctor of Philosophy, Professor.
E-mail:
kolomietsgg @ yandex.ru
The
object of philosophy of music is the subject-object relationship in the
system: Man - World — Music - Universe
The philosophy of music in the aspect of axiology considers the
ultimate foundations of musical existence and the mechanism of the value
connection of music with the world of man.
Kolomiets
G.G.
"The conception of music value as a substance and as the way of
value interaction between the person and the world”,
set
forth in the book ’’The Music Value: Philosophical Aspect”
(URSS, Moscow).
The main
problem of the philosophy of music is the comprehension of musical being in
two interrelated hypostases:
1) music-substance;
2) music-art
as a way of value interaction between man and the world.
The extra-historical
essence of music is connected with the human world, and the
"mechanism" of the connection of a musical substance and music as a
kind of art is the value of music and value in music,
addressed, on the one hand, to the Higher Meaning, on the other, to the
senses of human existence.
The music
itself is inherent in something "immutable and changing",
which was noticed by Aristoxen, a pupil of Aristotle, then Boethius,
Augustine Aurelius, Johannes Kepler, Alexey Losev.
The unchanging
acts as the principle of harmony, the temporal substance; the changing
manifests itself in rhythm, movement, duration.
Even at the
dawn of the emergence of ancient philosophy, music had two meanings in
the man’s mind. The main meaning had the connection with cosmology. Ancient
Greek cosmologists sought a unified principle of being.
By such a
comprehensive law, the law of the combination of opposites - Harmony -
was recognized.
Human life
itself, with its changes, balance, balancing between happiness and misfortune,
joy and grief, grandeur and nothingness, creates a kind of harmony, a
pendulum, a rotation. This is a great rhythm.
Therefore, in
cosmological aesthetics, the rhythm of singing and dancing, playing the lyre,
avlos, and flute were identified with the music of the heavenly spheres.
Pythagoras advanced the theory
of "Harmony of spheres", in which space was represented as a
harmonically arranged and musical-sounding body. Pythagoras doctrine of the
music of heavenly spheres combines physics and metaphysics: planets in
their movement make sounds, because there is a higher principle of being -
Harmony, involved in the perfect deity. Cosmological musical
harmony proceeded from the divine first principle and influenced the person,
his soul and social being.
Music in antiquity
was considered a state affair, as the musical rhythm and harmony are
introduced into the soul, greatly touching it, can make the soul decently or
indecently.
Both Plato and
Aristotle advocated the establishment of regulations in matters of
musical art from the point of view of education, for the introduction of moral
censorship, which controls the meaning and content of poetry, songs and
dances.
The Far Eastern worldview has a musical vision of the world.
In the Chinese
philosophy of Daoism and Confucianism, the source of music is
in the sacrament of the universe, in the Dao. Above the human musical art is
the "Great Music", the correct hearing and reproduction of which
helps a person "learn to be human."
In
the North of Russia, in the Republic of Sakha, Yakutia, there is
a clear idea that music has exists as:
1)
music of the universe, of the space and music of earth nature;
2)
music is a human art.
These three interconnected
sounding spheres affect the state of the human spirit, his mental system and
health.
The
main national instrument of the Yakut homus
«Legend of the universe»
|
|
|