Философский поход
в греки

 

Администрация сайта
www.dialog21.ru и www.globalistika.ru

Елена Борисовна Золотых
Лилия Федоровна Матронина

 

Региональные
подразделения РФО

Первичные организации
Московского ФО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ РФО
ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ИССЛЕДОВАНИЙ

АНО «Международный институт А. Богданова»

Библиотека истории русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева»

Культурно-просветительское общество «Лосевские беседы»

Лаборатория физико-математического моделирования духо-материальных процессов Общества «Московское Поле Победы»

Междисциплинарное объединение

Междисциплинарный семинар по трансгуманизму и научному иммортализму

 Межрегиональная ассоциация «Искусство движения»

Музей-библиотека Н.Ф. Федорова

Научно-богословская секция

Общество философских исследований и разработок  

Отделение аксиологии

Отделение РФО по исследованию синергетики наук «Десмоэкология» при СамГПУ

Отделение РФО по исследованию философских проблем экстрасенсорики, парапсихологии и трансперсональной психологии им. Ю.П. Трусова

Российско-германское общество «Философия науки и техники»

Секция «Виртуалистика»

Секция «Всеобщие основы бытия»

Секция «Глобализация нравственности. Новый диалог человека с человеком»

Секция «Глобалистика»

Секция «Критическое мышление» (РФ и СНГ)

Секция культурологической семиотики и культуртанатологии

Секция логики

Секция «Логологии»

Секция материализма

Секция «Материалистическая диалектика – научный атеизм»

Секция «Наукоучение»

 Секция «Практическая методология»

Секция РФО и дизайн-агентства «ВАЛИР» «Философия архитектуры»

Секция «Свободные философы»

Секция «Современная метафизика»

Секция «Теория и методология творчества»

Секция «Философия коммуникации и организационного развития»

Секция «Философия политики»

Секция «Философия устойчивого развития»

Секция «Философские проблемы русской нации и славянства»

Семинар «Сумма мифологий»

 Серия междисциплинарных межинститутских семинаров «От истории природы к истории общества и будущему Земли» при ИИЕТ РАН.

Совместные семинары «Основания и конструкции знания» школы Ю.П. Трусова, и «Метафизика»

Студенческая секция РФО в МАИ «Классическая философия»

Фонд содействия развитию культуры, науки и образования «Новое тысячелетие»

 

Назад на основную страницу семинара

 

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО СЕМИНАРА ПРИ ИИЕТ РАН.
А. Г. Ганжа, О. В. Дмитриева, В. В. Саночкин, И. А. Тугаринов.

 

В связи с соображениями, изложенными в «Колонке редактора», основными целями и задачами нашего семинара являются отработка методики и отбор только оригинальной (неповторяющейся) информации и дальнейшая ее систематизация в виде кон­цептуальной модели, в которой в логически непротиворечивой форме могут быть объединены и объяснены как можно большее число известных нам теорий, концепций, подходов, моделей, суж­дений, фактов, их оценок и так далее. Такая методика могла бы стать своеобразным систематизи­рующим стволом для собираемой нами в дальнейшем информации («базы знаний») [1]. «База знаний» должна вырастать из существующих частных теорий, концепций, моделей и т.д. (КТЭ, учение В. И. Веpнад­ско­го о биосфеpе-ноосфеpе, модели Н. Н. Моисе­ева и др.) и изменяться вместе с прогрессом науки. Поэтому, в качестве ее универсальной основы нами предлагается принцип эволюции, основанной на отборе, который является, по-видимому, одним из наиболее общих для природы, общества и мышления [2, 3]. Методика построения базы тоже должна совершенствоваться, в частности, с помощью поступающих в базу знаний. При построении образца для демонстрации модели “Банка знаний” была использована изображенная схема, основанная на модели, предложенной С. А. Боринской [4]. Ниже предлагается к обсуждению один из вариантов такой модели.


Фрагмент текста для иллюстрации обработки по предлагаемой методике:

Природная среда конкретной территории обладает оригинальным сочетанием признаков (свойств). Она характеризуется климатом, рельефом, имеющимися ресурсами: минеральными, водными, биологическими (флорой, фауной) и другими, - и способна изменяться под воздействием климата и прочих физико-географических факторов. Например, полезная площадь (объем) данной конкретной территории может увеличиться или уменьшаться. Однако такая среда способна самовосстанавливаться после разрушений (конечно в определенных пределах) и перерабатывать "непривычные" для нее веще­ства, например, отходы жизнедеятельности организмов…

Популяцией называется устойчивая группа (система) скрещивающихся между собой орга­низмов (составляющих ее объектов) и их потомков, проживающих на данной территории. Каждый такой организм в популяции для нормальной жизнедеятельности и воспроизводства осуществляет обмен веществом, энергией, информацией со средой своего проживания. Поэтому каждый орга­низм обладает такими свойствами (адаптивными признаками), общими для всех организмов в по­пуляции (стереотипными), которые позволяют ему нормально функционировать именно в этой привычной среде. Эти признаки определяются наследственностью (т.е. возможностью генетически передавать эти изменения следующим поколениям)…

По предлагаемой методике текст обрабатывается следующим образом.

Сначала текст разбивается на отдельные, мельчайшие, да­лее неделимые "единицы смысла" (суждения). Все объекты в суждениях обозначают цифрами, отражающими логическую связь отдельных суждений (см п. 2) в соответствии с некоторым классификатором, например таким: 1. Природа; 1.1. неживая; 1.2. живая; 1.3. Психика; 1.4 Общество; 1.5 Культура материальная; 1.5.1. Техника; 1.6. Культура духовная; 1.6.1. Литература; 1.6.2. Музыка; и так далее.

В результате текст обретает структуру, типа приведенной ниже.

2 Природная среда конкретной территории обладает собственным оригинальным сочетанием признаков (свойств):

2.1.климатом

2.2 рельефом

2 3 ресурсами

2.3.1 минеральными

2.3.2.водными

2.3.3. биологическими 

2.3.3.1. флорой

2.3.3 2. фауной

3.способна изменяться под воздействием внешних факторов

3.1. климата

3.2. прочих физико-географических

3.2.1. полезной площади (объема)

3.2.1.1. увеличиваться

3.2.1.2. уменьшаться

4. способна после разрушений в определенных пределах

4.1. самовосстанавливаться

4.2. перерабатывать "непривычные" для нее вещества:

4.2.1. отходы жизнедеятельности организмов…

5. Популяция (система) — устойчивая группы скрещивающихся между собой организмов  (составляющих ее объектов) и их потомков, проживающих на данной территории.

5.1. каждый организм в популяции

5.1.2 для нормальной жизнедеятельности

5.1.3. и воспроизводства

5.2. осуществляет обмен со средой своего проживания

5.2.1. веществом,

5.2.2. энергией,

5.2.3. информацией.

5.3. Поэтому каждый организм обладает такими свойствами (адаптивными признаками), общими для всех (стереотипными),

5.3.1 которые позволяют ему нормально функционировать именно в этой привычной среде.

5.4. Эти признаки определяются наследственностью (т.е. возможностью генетически передавать эти изменения следующим поколениям)… 

Новые знания поставляются в базу сторонними экспертами путем отбора содержащихся в ней конкретных суждений для формализованного дополнения или исправления. Причем эти дополнения или исправления строятся по той же методике, что и исходные суждения. Фиксируются только развернутые оценки, начинающиеся со слов: “не верно”,  “не полно”, “не ново”, “не точно” и тому подобных, — и состоящие из одного или нескольких формализованных суждений. Эксперт должен формализовано аргументировать свою точку зрения (или точку зрения другого автора, на которого ссылается). При этом желательны ссылки на источник, указанный в списке используемой литературы в конце текста развернутой оценки (по ГОСТу, в алфавитном порядке). Например, оценка к суждению 2.3.3.: «не полно. Еще 2.3.3.3. – почвами (1, с.15-17).  Литература: 1. Кузмин Г. А. Природная ритмика и биоценозы // Ритмика биологических систем. — М: АО ИВ, 1994.   

Допускаются цитаты и отдельные характерные словосочетания (в кавычках), если они полностью отвечают приведенным условиям. Отдельные аргументы-суждения развернутой оценки или дополнения должны представлять собой логически непротиворечивую цепь суждений, построенных по той же методике, что и сама база. Например, оценка к суждению 5: «не точно. Еще 5.01 … организмов одного вида; 5.02 …и их потомков … и имеющих общий генофонд».

Таким образом, база пополняется, сохраняя свои структурообразующие принципы.

Работа поддержана грантом  РФФИ N 01-06-80142

ЛИТЕРАТУРА.

1..Ганжа А. Г., Тугаринов И. А. Место "всеобщего банка знаний" в концепции ноосферы. // Технико-экономическая динамика России: техника, экономика, промышленная политика. — М.: ИГУ "ГЕОПланета", 2000. — с. 176-188.

2. Саночкин В. В. Универсальная причина развития. — Философские исследования, №3, 2001, с. 198-203.

3. Саночкин В. В. Роль интеллекта в развитии природы. — М.: Материалы III международной конференции "От истории природы к истории общества: прошлое в настоящем и будущем". Приложение к Вестнику РФО, 2000, часть V: Информатика. — с. 6-8.

4. Боринская С. А., Карташова О.В. Системный подход к изучению эволюции. — "Биология", № 23, 2000,  с. 2-3.

 

 

 

ФИО эксперта (допускается ананимность), его контактные связи:

Тел._____________________

e-mail___________________

Материалы можно посылать по адресу: 103012, Москва, Старопанский пер., д. 1/5, 3 этаж, ИИЕТ, для Ганжи А.Г.(тел. 928-41-73), в РФО (для Ганжи А.Г.) или по следующим электронным адресам:

a.ganga@ihst.ru

(Ганже А.Г.),

 

dionisos@online.ru

(Георгису Д. Ж.)

 

vvsano@yandex.ru

(Саночкину В. В.

Опросник для «Банка знаний»

Тема: Гражданское общество

Опрос представляет собой одно из звеньев метода наполнения «банка знаний». Метод включает в себя элементы дискуссии за «круглым столом», «мозговой атаки», «контент-анализа», «дерева идей» и пр. Основными его задачами являются отбор только оригинальных (не повторяющихся) оценок для представленных в тексте «единиц смысла» (суждений — каждое под отдельным шифром) и их структурализаци (шифры, отражающие логическую связь между суждениями). Предложенный текст представляет одну из «ветвей» систематизирующего информационного «ствола» (его текстовой вариант см. В cm Ганжи А.Г, Ггеворкяна С.Г., Русакова С.В. в журнале «Ээволюция» №1),. Обработанный по тому же принципу. Т.о. Экспертами под соответствующим номером (шифром) фиксируются (на дополнительном листе) только негативные оценки суждений типа: «не точно, не верно, не полно, не ново», а также — неправильная, по мнению эксперта, логическая связь, отраженная в шифре. Далее эксперт предлагает свой вариант данного суждения и (или) его шифра, аргументируя, при необходимости, свою позицию - все по тем же правилам. Желательно указать автора и выходные данные оценки, если она не принадлежит самому эксперту.

 

Шифр первого уровня

Шифр второго уровня

Шифр третьего уровня

Шифр четвертого уровня

 

1.

 

 

 

Закономерности развития многих социально-политических процессов схожи для прошлого, настоящего и будущего.

2.

 

 

 

Поэтому значительную часть исторического опыта человечества можно использовать и в современной политике.

3.

 

 

 

Явление «демократии» уходит своими корнями в глубокую древность — «прямая демократия»

3.1.

 

 

т.н. «первобытного коммунизма», когда все вопросы, регулирующие

3.1.1.

 

природопользование и

3.1.2.

 

взаимоотношения в обществе (общине, полисе и т.д.), принимались на общем собрании всем народом.

4.

 

 

 

Такой способ правления очень долго являлся наиболее эффективным для устойчивой жизни общества.

5.

 

 

 

Поэтому данный опыт организации общества не противоречил личному жизненному опыту и

5.1.

 

 

последующими поколениями превращался в привычку, стереотип (традиции).

6.

 

 

 

Традиции эти становились тем сильнее, чем дольше не изменялись привычные окружающие условия.

7.

 

 

 

Следование им для подавляющего большинства членов общества становилось автоматическим и

7.1.

 

 

было как бы внутренним контролером деятельности для каждого члена общества (власть традиций).

8.

 

 

 

Но привычные окружающие условия могут меняться под воздействием,

8.1.

 

 

изменения климата,

8.2.

 

 

природных катастроф

8.3.

 

 

роста населения,

8.4.

 

 

миграций и пр.

9.

 

 

 

Например, с ростом населения растет его плотность,

9.1.

 

 

что, может вызвать демографо-экологический кризис (ДЭК),

9.1.1.

 

включающий:

9.1.1.1.

накопление продуктов жизнедеятельности

9.1.1.2.

разрушение местных биоценозов

9.1.1.3.

многочисленные стрессы среди населения и пр.

10.

 

 

 

При большом росте населения всенародные собрания становятся невозможными.

11.

 

 

 

В новых условиях часть традиций природопользования и организации общества перестает быть эффективной.

12.

 

 

 

Поэтому авторитет традиций падает,

12.1.

 

 

в первую очередь, среди молодежи, т.к.

12.1.1.

 

теперь следование традициям противоречил ее личному жизненному опыту.

13.

 

 

 

Неукоснительно следовать традициям, в основном, продолжают старшие,

13.1.

 

 

«зацикленные» на традициях, поколения

13.1.1.

 

пытаясь объяснить их нынешнюю неэффективность

13.1.1 1.

«гневом богов»,

13.1.1.2.

кознями внешних и внутренних врагов,

13.1.1.3.

извращенностью молодежи и т.д. («конфликт поколений»)

14.

 

 

 

Для преодоления кризисов необходимы различные культурные, политические, технические и пр. новации,

14.1.

 

 

носителями которых являются нетрадиционно мыслящие «еретики» («диссиденты»).

15.

 

 

 

Поэтому в обществе возникает особое, почти религиозное отношение к таким «еретикам» («харизма»).

16.

 

 

 

В первую очередь за ними идет .молодежь.

17.

 

 

 

Много, не способных «перестроиться» консерваторов-«ортодоксов» гибнет,

17.1.

 

 

в социальных битвах,

17.2.

 

 

от стрессов

17.3.

 

 

самоубийств и пр.

18.

 

 

 

Среди предлагаемых новаций - более сложная система управления,

18.1.

 

 

заменяющая народное собрание делегированием представителей отдельных групп в новую единую систему управления ими всеми (семей - в род, родов - в племя и т.д.) - «представительная демократия»

 

18.1.1.

 

.под председательством вождей -«харизматов».

19.

 

 

 

Так большинство членов общества может не отрываться от привычного, требующего постоянного присутствия, труда.

20.

 

 

 

У вождей -«харизматов» учится управлять обществом, в первую очередь их «ближний круг»:

20.1

 

 

родственники,

20.2.

 

 

друзья,

20.3.

 

 

«сослуживцы»,

20.4.

 

 

слуги

21.

 

 

 

Поэтому «в глазах общества» последним автоматически передается и часть «харизмы» вождей,

21.1.

 

 

а кто-то из них чаще всего сменяет вождей после их смерти

 

21.1.1.

 

и в будущем передает «бразды правления» и значительную часть «харизмы» своим близким и т.д (традиции власти),

22.

 

 

 

Они же способствуют тому, что во власти оседают только те члены «представительной демократии», с которыми можно «договориться» («демагоги»), 22.1 .готовые в своих эгоистических целях поддерживать тех, кто в данный момент сильней (конформисты).

23.

 

 

 

С другой стороны, власть дает весьма ощутимые блага ее носителям.

24.

 

 

 

Поэтому среди «управленцев» увеличивается соблазн использовать свое положение в личных целях, а не в интересах всего общества.

25.

 

 

 

Так система управления конкретным обществом последовательно все больше усложняется.

26.

 

 

 

Высшей ступенью такой организации становится государство.

27.

 

 

 

Т.о. «аппарат управления» все больше «удаляется» от основной части общества, 27.2.вплоть до монополизации власти отдельными семьями 27.1.а возможности влияния общества на него все больше сокращается.

28.

 

 

 

Но вероятность появления свежих идей (новаций) в узком круге «аппарата управления» ничтожна, 28.1.а новаторы из широких слоев общества попадают во власть все труднее и труднее.

29.

 

 

 

Отсюда со временем все больше снижается интеллектуальный и моральный уровень представителей власти.

30.

 

 

 

«Аппарат управления» больше разбухает за счет структур, 30.1.обслуживающих непосредственно только власть и 30.2. «синекур» (пристроек к структуре государства) - «теплых мест», не обремененных хлопотными обязанностями.

31.

 

 

 

Все больше и больше прав отбираются у общества и присваиваются властью,

31.1.

 

 

вплоть до тирании зрелых империй древности и абсолютизма средневековой Европы.

31.2.

 

 

которым положили, наконец, предел буржуазные революции: сначала

31.2. 1.

 

«третье сословие» целиком,

31.2.2.

 

а затем - отдельные группы, партии, слои, классы шаг за шагом начали отвоевывать свои права у власти,

32.

 

 

 

Так создавались постоянно действующие структуры, контролирующие власть (парламенты, профсоюзы, СМИ и пр.)

33.

 

 

 

Оппозиционные партии заинтересованы в отстаивании интересов все более широких слоев населения,

33.1.

 

 

хотя нередко и для того, чтобы самой прийти к власти

33.1.1.

 

и монополизировать эту власть теперь уже в своих руках.

34.

 

 

 

Но им на смену в недрах общества на той же основе вызревают все новые и новые «волны» оппозиции.

35.

 

 

 

Так возникло гражданское общество, которое постоянно борется со стремлением власти монополизироваться,

35.1.

 

 

но, тем самым, и инициирует ее развитие,

35.1.1.

 

. вынуждая находить «обходные пути» для сохранения своих привилегий.

36

 

 

 

Например, превратив парламент в своего рода «клапан», позволяющий «спускать пар» и уменьшать социальную напряженность.

37

 

 

 

Используя т.н.

37.1.

 

 

.«административный ресурс»,

37.2.

 

 

«продавливая» выгодные ей одни законы и

37.3.

 

 

нарушая другие.

38.

 

 

 

Власть

38.1.

 

 

добивается максимального сокращения партий в парламенте, т.к.

38.1.1.

 

с меньшим количеством легче «договориться», и

38.2.

 

 

«пробивает» в депутаты «своих» людей:.

38.2.1.

 

отставных чиновники всех уровней,

38.2.2.

 

их родственников и друзей,

38.2.3.

 

конформистов всех мастей,

38.2.4.

 

просто богатых людей и т.д.

39.

 

 

 

Партии же, блоки и т.д., не прошедшие в парламент, в совокупности представляют интересы большинства населения.

40.

 

 

 

Отстранение от участия в общественной деятельности, вынуждает их переходить на непарламентские методы борьбы,

40.1.

 

 

что сохраняет условия для накопления внутренней напряженности в обществе.

41.

 

 

 

С другой стороны, только они способны донести до власти массу свежих идей самого разнообразного характера.

42.

 

 

 

С усилением гражданского общества, политическая борьбы переходит в более мягкое, - реформистское русло.

43.

 

 

 

С развитием электронных средств информации увеличиваются возможности гражданского общества.