На карту сайта

Гостевая книга сайта

 

 

 

 

Вышло в свет издание второе, исправленное и дополненное

 

 

Метафизика обложка1.jpg

 

Чумаков А.Н.

 

МЕТАФИЗИКА ГЛОБАЛИЗАЦИИ:

КУЛЬТУРНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ КОНТЕКСТ

Москва: «КАНОН +», 2006. – 516 стр.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

От автора

Введение

 

Методологическое вступление

      1. К вопросу об уточнении понятий

      2. О некоторых методах и принципах научной работы

 

 

Глава I.  ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В КАТЕГОРИЯХ «КУЛЬТУРА», «ЦИВИЛИЗАЦИЯ», «ГЛОБАЛИЗАЦИЯ»

 

1.                  Общественное развитие как предмет теоретического интереса

2.                  Целостность исторического процесса: философский аспект

3.                  Системный подход к пониманию общественных процессов

4.                  Глобальный эволюционизм

5.                  Единство и взаимообусловленность понятий «культура», «цивилизация», «глобализация»

6.                  Синтетический взгляд на историю

 

 

Глава II.  КУЛЬТУРА КАК ЯВЛЕНИЕ И СПОСОБ ОПИСАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

 

1.       Культура как сущностная характеристика общества

2.       Этимология термина «культура»

3.       Понятие культуры: в поисках смысла

4.       Универсальные и уникальные свойства культуры

5.       Основные функции культуры

6.       Статика и динамика культурного комплекса.

7.       Носители и фундаментальные составляющие культуры

8.       Природа культурного разнообразия

9.       Духовное и материальное содержание культуры

10.   Массовая и элитарная культуры как продукт глобализации

11.   Диалог и конфликт культур в глобальном мире 

12.   Глобализация культуры

13.   Феномен общечеловеческой культуры

14.   Ценностная и этическая составляющие глобального мира

15.   Исторический процесс в контексте культуры

16.   Культура как способ отражения и познания социальной реальности

 

 

Глава III.  ЦИВИЛИЗАЦИЯ КАК ЯВЛЕНИЕ И СПОСОБ ОПИСАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ

 

1.      Цивилизация как сущностная характеристика общества

2.      К вопросу об этимологии термина

3.      Смысловое значение и эволюция понятие «цивилизация»

4.      Систематизация цивилизаций

5.      Цивилизация как форма, внешнее обрамление культуры

6.      Цивилизационное единство стран и народов мира

7.      Исторические типы цивилизационного развития

8.      Локальные и региональные цивилизации

9.      От локальных и региональных цивилизаций к глобальной

10.  Становление глобальной цивилизации

11.  Глобальная цивилизация как реальность

12.  Исторический процесс в контексте цивилизационного развития

 

 

Глава IV.  КУЛЬТУРНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ  

    

1.                  Культура и цивилизация в их единстве и различии

2.                  Генезис культурно-цивилизационных связей

3.                  Культурно-цивилизационные системы

4.                  Ойкумены как региональные проявления единства культуры и цивилизации

5.                  Культурно-цивилизационные конгломераты

6.                  Исторические типы культурно-цивилизационных  систем

7.                  Универсальное единство мирового сообщества

8.                  Культурно-цивилизационное измерение современного мира

 

 

Глава V. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМ

 

1.      Глобализация как третье измерение мировой социосистемы

2.      Динамика глобализации

3.      Фундаментальные принципы естествознания в приложении к обществу

4.      Формирование новой реальности.

5.      Культурно-цивилизационные системы в контексте глобализации

6.      Метасистема «культура – цивилизация – глобализация».

7.      На пути к глобальному социуму (вместо заключения)

 

Список литературы

Именной указатель

Summary

Contents

 

 

Аннотация

 

Монография представляет собой важную часть общей теории глобализации и является продолжением фундаментального исследования, которое было начато автором в его книге «Глобализация: контуры целостного мира»[1].

Но, если в первой книге глобализация предстает как самодостаточный, объективно-исторический процесс, разворачивающийся по своим законам, в соответствии с логикой локальных, региональных и глобальных изменений в общественном развитии, то теперь  она выступает в качестве одной из важнейших характеристик мировой социосистемы, которая позволяет увидеть эту систему в динамике с учетом трансформации ее внутреннего содержания (культуры) и  с учетом изменений ее форм (цивилизации).

Таким образом, в центре внимания предлагаемого исследования оказываются культура, цивилизация и глобализация, анализируемые как тесно взаимосвязанные, фундаментальные характеристики различных общественных систем и мирового сообщества в целом.

В увлекательной и доступной форме в книге  убедительно показано, как в силу объективных причин глобальные проблемы современности охватили экономическую, политическую, духовную жизнь различных народов, а их культурное и цивилизационное развитие оказалось втянутым в орбиту все более ускоряющейся многоаспектной глобализации.

Шаг за шагом читатель будет открывать для себя логику и определенную последовательность исторических событий, когда в результате поступательного развития и совершенствования  культуры возникли и стали развиваться цивилизационные связи,  породившие отдельные очаги цивилизации; цивилизационное развитие, в конечном счете, привело к глобализации, которая, в свою очередь, обусловила появление во второй половине ХХ в. глобальных проблем современности.

Используя системный подход к пониманию социальных процессов и, опираясь на новейшие научные и философские достижения в этой области, автор приходит к выводу, что линейно-плоскостной мир в ХХ веке окончательно уступил место миру объемному.

Понимаемый таким образом современный мир предстает как сложный фрактал, состоящий из отдельных культурно-цивилизационных систем, в которых отношения между культурой и цивилизацией определяются принципами дополнительности и неопределенности. Культура и цивилизация с этой точки зрения мыслятся в неразрывном единстве, когда нечто относящееся к культуре может быть рассмотрено в то же время и как относящееся к цивилизации, и наоборот. При этом попытки дать более точное определение культуры с необходимостью ведут к тому, что определение цивилизации в этом случает становится менее четким, а более точное определение цивилизации  делает менее четким определение культуры.

Предлагаемый в книге подход к пониманию культурно-цивилизационных систем позволяет рассматривать отдельные общества и человечество в целом уже не только в одно- или двухмерном измерении, как то имеет место теперь при культурологическом или цивилизационном подходах, а «объемно» – как бы сразу в трех плоскостях: с точки зрения культуры, цивилизации и глобализации.

Автор отмечает, что теснейшая связь взаимообусловленных понятий «культура», «цивилизация», «глобализация» и, самое главное, стоящих за ними явлений, все еще в должной степени не осознаются и пока не стали предметом специальных исследований. В предлагаемой работе этот круг вопросов оказывается в центре внимания, а взаимозависимость и взаимообусловленность культуры, цивилизации и глобализации  формулируется как научная проблема, и предпринимается попытка дать ей решение.

В частности, автор подчеркивает, что не только на уровне обыденного сознания, но и в среде специалистов все больше появляется сетований на то, что глобализация пагубно влияет на состояние культуры, разрушает ее традиционные формы, «нивелирует», «обезличивает», а то и вовсе «стирает с лица Земли» ее самобытность и неповторимые черты.

В то же время, виновником появления глобализации, как и вызываемых ею проблем, нередко объявляется «цивилизация», понимаемая по большей части как «западная», «техногенная» цивилизация. Ей инкриминируются излишний динамизм и наступательный характер, бездушный технологизм и экспансионистские устремления, наступление на природу и загрязнение окружающей среды, наконец, унификация ценностей и уничтожение «естественной природы» человека. Другими словами, цивилизации приписывается деструктивный, демонический, характер и активное начало в пробуждении разрушительных сил глобализации, тогда как культура выступает в пассивной роли, в качестве страдающего от глобализации явления, принуждаемого ею к изменениям, разрушающим сами основы культуры. 

При этом и культура, и цивилизация, и глобализация рассматриваются обычно как отдельные, самодостаточные явления, находящиеся по большей части в ситуации серьезных противоречий и противоборства, устранение которых видится посредством выстраивания заслонов на пути «бездушной» «техногенной цивилизации» и непримиримой борьбы с глобализацией.

В книге отмечается, что подобные, и как считает автор, глубоко ошибочные взгляды, лежат в основе многих популярных теперь, а по существу неконструктивных неоруссоистских призывов: «сохранить природу», «защитить культуру», «сменить тип цивилизационного развития», «обуздать глобализацию», «окончательно преодолеть глобальные проблемы» и т.п. Именно на этой мировоззренческой платформе формируются изоляционистские настроения и неприятие космополитизма, разворачивается бескомпромиссная борьба в защиту «национальных интересов», возникают массовые  протестные движения, в частности, выступления  «антиглобалистов», «альтерглобалистов» и т.п.

 Одной из причин такого положения дел, полагает автор, является то, что абсолютное большинство людей видят современный мир все еще линейно-плоскостным, тогда как за последнее столетие он окончательно стал нелинейным и объемным. И этот новый, изменившийся мир пытаются понять, объяснить, описать с помощью привычных, но, в данном контексте явно устаревших понятий и представлений.

Автор особо подчеркивает, что предлагаемая работа не является специальным исследованием по истории культуры или цивилизации; не ставит она своей задачей и построение еще какой-то одной, новой системы периодизации или схемы исторического процесса в контексте глобализации, как то может показаться на первый взгляд. Основная цель ее совсем иная – соединить в одном подходе к пониманию истории и современного состояния общества три их составляющие или, если взять другой угол зрения, три их измерения: культуру, цивилизацию и глобализацию, которые уже сложились и активно используются в общественной науке, но пока только по отдельности, ибо они еще никак не воспринимаются все вместе, все три в одном контексте сразу, т.е. неразрывно, целостно, по принципу дополнительности. И время для этого, полагает он, уже пришло, ибо культурологический и цивилизационный подходы уже практически исчерпали свою эвристическую ценность и в значительной мере «ходят кругами» в попытках отыскать новые варианты своего приложения к пониманию общественных процессов.

Лейтмотивом в книге звучит та мысль, что рано или поздно людям придется изменить свое представление о мире, если они хотят справиться с обрушившимися на них проблемами глобального характера. Адекватно меняющемуся миру, должны меняться и наши представления о нем точно так же, как в результате «коперниканского переворота» они поменялись в свое время относительно положения нашей планеты в космическом пространстве. Теперь пришло время и в глобалистике по-новому посмотреть на, казалось бы, незыблемые положения и переосмыслить некоторые устоявшиеся представления, активно используемые в научном и обыденном языке, но уже устаревшие и явно не соответствующие быстро изменяющемуся современному миру.

Книга затрагивает широкий круг философских, гуманитарных, научно-исторических проблем  и, несомненно, не только даст богатую пищу для размышлений научным работникам и специалистам, обеспечит ценной и актуальной информацией преподавателей и студентов, но также привлечет внимание значительного круга читателей, которые интересуются современными мировыми процессами и перспективами развития глобализации.

 

Книгу (с пересылкой наложенным платежом) можно заказать

 по Email: chumakov@logic.ru

или по адресу: 119992, Москва, ул. Волхонка, д. 14, к. 102, Президиум РФО.

См.: www.globalistika.ru

 

 

 

 

 

 

 



[1] См.: Чумаков А.Н. Глобализация: контуры целостного мира. – М.: Издательство «Проспект», 2005.– 432 с.