На карту сайта
|
Гостевая книга сайта
|
|
Вышло в свет издание второе, исправленное и дополненное Чумаков А.Н. МЕТАФИЗИКА ГЛОБАЛИЗАЦИИ: КУЛЬТУРНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ КОНТЕКСТ Москва: «КАНОН +», 2006. – 516 стр. СОДЕРЖАНИЕ От автора
Введение
Методологическое вступление 1. К вопросу об уточнении понятий 2. О некоторых методах и
принципах научной работы Глава I. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В КАТЕГОРИЯХ «КУЛЬТУРА», «ЦИВИЛИЗАЦИЯ», «ГЛОБАЛИЗАЦИЯ» 1. Общественное развитие как предмет теоретического интереса 2. Целостность исторического процесса: философский аспект 3. Системный подход к пониманию общественных процессов 4. Глобальный эволюционизм 5. Единство и взаимообусловленность понятий «культура», «цивилизация», «глобализация» 6. Синтетический взгляд на историю Глава II. КУЛЬТУРА КАК ЯВЛЕНИЕ И СПОСОБ ОПИСАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ 1. Культура как сущностная характеристика общества 2. Этимология термина «культура» 3. Понятие культуры: в поисках смысла 4. Универсальные и уникальные свойства
культуры 5. Основные функции культуры 6. Статика и динамика культурного комплекса. 7. Носители и фундаментальные составляющие культуры 8. Природа культурного разнообразия 9. Духовное и материальное содержание культуры 10. Массовая и элитарная культуры как продукт глобализации 11. Диалог и конфликт культур в глобальном мире 12. Глобализация культуры 13. Феномен общечеловеческой культуры 14.
Ценностная и этическая составляющие глобального
мира 15. Исторический процесс в контексте культуры 16. Культура как способ отражения и познания социальной реальности Глава III. ЦИВИЛИЗАЦИЯ КАК ЯВЛЕНИЕ И СПОСОБ ОПИСАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ 1. Цивилизация как сущностная характеристика общества 2. К вопросу об этимологии термина 3. Смысловое значение и эволюция понятие «цивилизация» 4. Систематизация цивилизаций 5. Цивилизация как форма, внешнее обрамление культуры 6. Цивилизационное единство стран и народов мира 7. Исторические типы цивилизационного развития 8. Локальные и региональные цивилизации 9. От локальных и региональных цивилизаций к глобальной 10. Становление глобальной цивилизации 11. Глобальная цивилизация как реальность 12. Исторический процесс в контексте цивилизационного развития Глава IV. КУЛЬТУРНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
1. Культура и цивилизация в их единстве и различии 2. Генезис культурно-цивилизационных связей 3. Культурно-цивилизационные системы 4. Ойкумены как региональные проявления единства культуры и цивилизации 5. Культурно-цивилизационные конгломераты 6. Исторические типы культурно-цивилизационных систем 7. Универсальное единство мирового сообщества 8. Культурно-цивилизационное измерение современного мира Глава V. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО-ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ СИСТЕМ 1.
Глобализация как третье измерение
мировой социосистемы
2. Динамика глобализации 3. Фундаментальные принципы естествознания в
приложении к обществу 4. Формирование новой реальности. 5. Культурно-цивилизационные системы в
контексте глобализации 6. Метасистема «культура – цивилизация –
глобализация». 7. На пути к глобальному социуму (вместо
заключения) Список литературы Именной указатель Summary Contents Аннотация
Монография представляет собой важную часть общей теории глобализации и является продолжением фундаментального исследования, которое было начато автором в его книге «Глобализация: контуры целостного мира»[1]. Но, если в первой книге глобализация
предстает как самодостаточный, объективно-исторический процесс,
разворачивающийся по своим законам, в соответствии с логикой локальных,
региональных и глобальных изменений в общественном развитии, то теперь она выступает в качестве одной из важнейших
характеристик мировой социосистемы, которая позволяет увидеть эту систему в
динамике с учетом трансформации ее внутреннего содержания (культуры)
и с учетом изменений ее форм (цивилизации). Таким образом, в центре внимания предлагаемого исследования оказываются культура, цивилизация и глобализация, анализируемые как тесно взаимосвязанные, фундаментальные характеристики различных общественных систем и мирового сообщества в целом. В
увлекательной и доступной форме в книге
убедительно показано, как в силу объективных причин глобальные проблемы современности охватили
экономическую, политическую, духовную жизнь различных народов, а их
культурное и цивилизационное развитие оказалось втянутым в орбиту все более
ускоряющейся многоаспектной глобализации. Шаг за шагом читатель будет открывать для
себя логику и определенную последовательность исторических событий, когда в
результате поступательного развития и совершенствования культуры
возникли и стали развиваться цивилизационные связи, породившие отдельные очаги цивилизации; цивилизационное развитие,
в конечном счете, привело к глобализации,
которая, в свою очередь,
обусловила появление во второй половине ХХ в. глобальных проблем
современности. Используя системный подход к пониманию социальных процессов и, опираясь на новейшие научные и философские достижения в этой области, автор приходит к выводу, что линейно-плоскостной мир в ХХ веке окончательно уступил место миру объемному. Понимаемый таким образом современный мир предстает как сложный фрактал, состоящий из отдельных культурно-цивилизационных систем, в которых отношения между культурой и цивилизацией определяются принципами дополнительности и неопределенности. Культура и цивилизация с этой точки зрения мыслятся в неразрывном единстве, когда нечто относящееся к культуре может быть рассмотрено в то же время и как относящееся к цивилизации, и наоборот. При этом попытки дать более точное определение культуры с необходимостью ведут к тому, что определение цивилизации в этом случает становится менее четким, а более точное определение цивилизации делает менее четким определение культуры. Предлагаемый в книге подход к пониманию культурно-цивилизационных систем позволяет рассматривать отдельные общества и человечество в целом уже не только в одно- или двухмерном измерении, как то имеет место теперь при культурологическом или цивилизационном подходах, а «объемно» – как бы сразу в трех плоскостях: с точки зрения культуры, цивилизации и глобализации. Автор отмечает, что теснейшая связь взаимообусловленных понятий «культура», «цивилизация», «глобализация» и, самое главное, стоящих за ними явлений, все еще в должной степени не осознаются и пока не стали предметом специальных исследований. В предлагаемой работе этот круг вопросов оказывается в центре внимания, а взаимозависимость и взаимообусловленность культуры, цивилизации и глобализации формулируется как научная проблема, и предпринимается попытка дать ей решение. В частности, автор подчеркивает, что не только на уровне обыденного сознания, но и в среде специалистов все больше появляется сетований на то, что глобализация пагубно влияет на состояние культуры, разрушает ее традиционные формы, «нивелирует», «обезличивает», а то и вовсе «стирает с лица Земли» ее самобытность и неповторимые черты. В то же время, виновником появления глобализации, как и вызываемых ею проблем, нередко объявляется «цивилизация», понимаемая по большей части как «западная», «техногенная» цивилизация. Ей инкриминируются излишний динамизм и наступательный характер, бездушный технологизм и экспансионистские устремления, наступление на природу и загрязнение окружающей среды, наконец, унификация ценностей и уничтожение «естественной природы» человека. Другими словами, цивилизации приписывается деструктивный, демонический, характер и активное начало в пробуждении разрушительных сил глобализации, тогда как культура выступает в пассивной роли, в качестве страдающего от глобализации явления, принуждаемого ею к изменениям, разрушающим сами основы культуры. При этом и культура, и цивилизация, и глобализация рассматриваются обычно как отдельные, самодостаточные явления, находящиеся по большей части в ситуации серьезных противоречий и противоборства, устранение которых видится посредством выстраивания заслонов на пути «бездушной» «техногенной цивилизации» и непримиримой борьбы с глобализацией. В книге отмечается, что подобные, и как считает автор, глубоко ошибочные взгляды, лежат в основе многих популярных теперь, а по существу неконструктивных неоруссоистских призывов: «сохранить природу», «защитить культуру», «сменить тип цивилизационного развития», «обуздать глобализацию», «окончательно преодолеть глобальные проблемы» и т.п. Именно на этой мировоззренческой платформе формируются изоляционистские настроения и неприятие космополитизма, разворачивается бескомпромиссная борьба в защиту «национальных интересов», возникают массовые протестные движения, в частности, выступления «антиглобалистов», «альтерглобалистов» и т.п. Одной из причин такого положения дел, полагает автор, является то, что абсолютное большинство людей видят современный мир все еще линейно-плоскостным, тогда как за последнее столетие он окончательно стал нелинейным и объемным. И этот новый, изменившийся мир пытаются понять, объяснить, описать с помощью привычных, но, в данном контексте явно устаревших понятий и представлений. Автор особо подчеркивает, что предлагаемая работа не является специальным исследованием по истории культуры или цивилизации; не ставит она своей задачей и построение еще какой-то одной, новой системы периодизации или схемы исторического процесса в контексте глобализации, как то может показаться на первый взгляд. Основная цель ее совсем иная – соединить в одном подходе к пониманию истории и современного состояния общества три их составляющие или, если взять другой угол зрения, три их измерения: культуру, цивилизацию и глобализацию, которые уже сложились и активно используются в общественной науке, но пока только по отдельности, ибо они еще никак не воспринимаются все вместе, все три в одном контексте сразу, т.е. неразрывно, целостно, по принципу дополнительности. И время для этого, полагает он, уже пришло, ибо культурологический и цивилизационный подходы уже практически исчерпали свою эвристическую ценность и в значительной мере «ходят кругами» в попытках отыскать новые варианты своего приложения к пониманию общественных процессов. Лейтмотивом в книге звучит та мысль, что рано или поздно людям придется изменить свое представление о мире, если они хотят справиться с обрушившимися на них проблемами глобального характера. Адекватно меняющемуся миру, должны меняться и наши представления о нем точно так же, как в результате «коперниканского переворота» они поменялись в свое время относительно положения нашей планеты в космическом пространстве. Теперь пришло время и в глобалистике по-новому посмотреть на, казалось бы, незыблемые положения и переосмыслить некоторые устоявшиеся представления, активно используемые в научном и обыденном языке, но уже устаревшие и явно не соответствующие быстро изменяющемуся современному миру. Книга затрагивает широкий круг философских, гуманитарных, научно-исторических проблем и, несомненно, не только даст богатую пищу для размышлений научным работникам и специалистам, обеспечит ценной и актуальной информацией преподавателей и студентов, но также привлечет внимание значительного круга читателей, которые интересуются современными мировыми процессами и перспективами развития глобализации. Книгу (с пересылкой наложенным платежом) можно
заказать по Email: chumakov@logic.ru или по
адресу: 119992,
Москва, ул. Волхонка, д. 14, к. 102, Президиум РФО. См.: www.globalistika.ru |
|
[1] См.: Чумаков А.Н.
Глобализация: контуры целостного мира. – М.: Издательство «Проспект», 2005.–
432 с.