На предыдущую страницу
|
||
«Круглый стол» по проблемам глобализации
|
||
Кафедра философии, культурологии и права Московского
государственного индустриального университета и Межвузовский центр по
философскому образованию Министерства образования РФ, организованный в МГТУ
«Станкин», провели «круглый стол» по философским проблемам глобализации,
который состоялся 21 ноября 2002 г. на базе МГИУ. В работе «круглого
стола» приняли участие д.ф.н., проф. Овчинников Г.К.; д.и.н., проф. Чистяков
В.Б.; к.ф.н., доценты Ильина Т.А., Лебедева О.П., Рябчун Н.П. и др. |
||
С докладом выступил д.ф.н., проф., зав. кафедрой философии
Московского государственного технического университета «Станкин»
А.И. Уваров. Темой доклада, в качестве постановки проблемы, стала
глобалистика как второе осевое время, сущность которого состоит в
формировании планетарного разума. |
||
В своем докладе А.И. Уваров указал на формирование
планетарного разума как сущностной черты современной цивилизации. Этот разум,
по определению самого докладчика, – суть глобальная идеология и философия
современной интеллигенции, имеющая прикладной характер. Проблемы современной
цивилизации настоятельно требуют всесторонней разработки вопросов, связанных
с пониманием методологии, гносеологии и структуры планетарного разума, его
места и роли в современном познании. |
||
Докладчик рассмотрел основные этапы становления и эволюции
планетарного разума, что позволило выделить его формы – умозрительную,
субстанциальную и глобальную. К современности относится глобальная форма,
трактующая проблемы нашего времени. |
||
Сущность и специфику планетарного разума А.И. Уваров определяет
через ключевую, по его представлениям, категорию кооперации. Он
противопоставляет кооперацию идее синтеза в вопросах о соотношении восточного
и западного стилей мышления, естественного и искуственного интеллектов. |
||
Задачи и функции планетарного разума видятся докладчиком в
развитии научной стратегии, геоментальной функции, в понимании. В качестве
философского метода, отвечающего запросам современности, А.И. Уваров предлагает
рассмотреть нелинейную диалектику с такими ее первоочередными принципами, как
холизм, эволюция и нелинейность. В этих принципах раскрывается практический
срез философии Планетарного разума, связанный с целостным и многомерным
пониманием и решением проблем, а также прогнозированием развития. |
||
Таким образом, философскому методу приписываются три основные
функции — целеполагающая (связанная с научной стратегией), кооперативная
(ориентирующая на многообразие приемов и методов познания), императивная
(требующая принятия решений на основе сделанных выводов). |
||
Докладчик особо указал на то, что в современном мире прикладная
математика перерастает рамки конкретной науки, превращаясь в ведущую науку
нашей эпохи, своего рода философию науки или прикладную философию. Здесь
важно сформулировать основные положения эпистемологии глобалистики, к которым
докладчик относит кооперацию, коммуникативность, диалог. |
||
В заключение А.И. Уваров выразил надежду на то, что
подобные встречи станут традиционными и приведут к организации межвузовской
лаборатории по проблемам глобалистики. Отвечая на вопросы, докладчик
конкретизировал свои представления о содержании планетарного разума, в
которое входят не только естественнонаучные знания, но и моральные установки.
Важно разрабатывать духовно-ценностные ориентиры этого знания, исторические
аспекты глобализации. |
||
В ответ на выступление докладчика, Г.К. Овчинников
(д.ф.н., проф., зав. кафедрой философии, культурологии и права МГИУ)
подчеркнул необходимость более глубокой разработки онтологических проблем
глобализации, их комплексного исследования в единстве с глобальными проблемами
современности как явлений взаимосвязанных друг с другом. |
||
Т.А. Ильина (к.ф.н., доц.) отметила перспективность предложенной
тематики, и указала на ряд сложных проблем, в частности, проблемы кооперации
западного и восточного стилей мышления, кооперации естественного и
искусственного интеллектов. |
||
Н.П. Рябчун (к.ф.н., доц.) высказала суждение о процессах,
характеризующих новую действительность. По ее мнению – это прежде всего
взаимонаправленность таких тенденций, как централизация управления в
глобальных масштабах и формирование обособленности, культивирования
самобытности в противовес всеобщей культурной стандартизации. |
||
О.П. Лебедева (к.ф.н., доц.) выразила мнение о
необходимости анализа деструктивного содержания современной глобалистики. |
||
В.С. Никольский (к.ф.н.) предложил рассмотреть возможности
практического приложения данной проблематики в сфере образования. Сегодня
назрела необходимость построения основ новой образовательной парадигмы,
учитывающей глобальные сдвиги системы ценностей современной цивилизации. |
||
В целом, философские проблемы, затронутые в докладе
А.И. Уварова, относятся к числу наиболее злободневных, что было
подтверждено тем откликом, который они породили среди присутствующих. |
||
С материалами «круглого стола» можно ознакомиться в Вестнике
МГИУ. Гуманитарная серия. №2, 2002. |
||
|
||
В.С. Никольский, к.ф.н.,
зам. декана гуманитарного факультета МГИУ (Москва) |
||
|