На главную страницу сайта Е.Б. Агошковой

Список статей

Библиотека сайта «Диалог XXI век»

На главную страницу сайта «Диалог XXI век»

 

 

 

 

Агошкова Е.Б., Новосёлов М.М.

Интервальность в структуре научных теорий

 

Агошкова Е.Б., Новосёлов М.М. Интервальность в структуре научных теорий // Вопросы философии 2013. № 4. С. 44 – 58.

Вопрос о необходимости допущений был и остаётся главным вопросом философии науки.

 

Аннотация

Принцип интервальности решает проблему белых пятен в методологии науки, кото­рые касаются границ познания и границ применимости научных теорий. Новое понима­ние теории как структуры из абстракций потребовало выработки и нового понятийного каркаса. Ключевым в этом методологическом течении стало понятие интервала абстрак­ции как выражения семантической полноты понятий и одновременной их “замкнутости в границах”. Это атрибут каждой абстракции, входящей в универсум теории.

Интервальный подход открывает возможность явного представления совокупности ограничений, определяющих применимость теории для объяснения и предсказания яв­лений реальности и её практические приложения в артефактах. Это позволит подойти вплотную к созданию новой гносеологической схемы научного познания.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: границы познания, универсум теории, структура из абстрак­ций, принцип интервальности, интервал абстракции, семантическая полнота, мера инфор­мационного содержания, замкнутость в границах, гносеологическая схема науки.

 

The question on the necessity of limits has been remaining the main question in the philosophy of science.

Abstract

The intervality principle might solve the problem of blind-spots in the methodology of science, which concern the limits of cognition and applicability of scientifi c theories. The new understanding of theory as a structure of abstractions has required elaborating a new frame of notions. The key notion in this methodological trend has become the notion of abstraction interval as an expression of the semantic completeness of the notions and, at the same time, their “being closed in limits”. This is an attribute of every abstraction, which is included in the universum of a theory.

The intervality approach opens the possibility to explicitly represent a cluster of limits, which defi ne the applicability of a theory for explaining and predicting the phenomena of reality and the practical applications of this theory in artifacts. This will allow to start creating a new gnoseological scheme of scientifi c cognition.

 

KEY WORDS: limits of cognition, universum of a theory, structure of abstractions, intervality principle, abstraction interval, semantic completeness, measure of informational content, applicability of a theory, gnoseological scheme of science.

 

Подобные новые термины в научной практике не могут объяснить факты, но помогают чётко формулировать мысли.

Э. Роджерс

Ниже мы на самом деле будем говорить о новых терминах, но не самих по себе, а в контексте традиционного понятия абстракции, понятия, которое уже давно “на полном основании входит в арсенал научной методологии” [Каганов, Любарский 2005, 7]. И под­черкнём – методологии научной, созданной самой наукой, а не методологии вообще. По­нимание теории как структуры из абстракций требует, чтобы наука в расширенной гносео­логической схеме учитывала характеристики всего семейства абстракций, и главное, – их интервальный смысл.

 

1. Методология вчера и сегодня

Проблемы научной методологии существуют столько же, сколько и сама наука. По крайней мере, так свидетельствует история европейской цивилизации. И всякий раз, с переходом из века в век, перед сообществом методологов ставится вопрос: завершился ли процесс совершенствования и выработки гносеологических (философских) оснований науки. Можно ли говорить об исчерпывающей гносеологической схеме науки?

Бесспорно, что с исторической точки зрения всякая эпистемология эволюционна, по крайней мере, в том смысле, что сама эволюция науки необходимо затрагивает как гносео­логические, так и методологические её основания; гносеологические – в контексте генеа­логии идей, методологические – в контексте всей исследовательской и экспериментальной работы. Умножая знания, наука параллельно, в порядке следствия, умножает и правила их получения. И поскольку, переосмысливаясь неоднократно, методология сопровождает науку веками, сама методологическая тема не может быть (в принципе) завершена. Новые понятия, объекты и явления (изменение предмета познания) требуют, как правило, изме­нения уже достигнутых (привычных) результатов. За последние сто лет проблемы кван­товой механики, электродинамики, общей и специальной теории относительности могли быть решены только при коренном изменении привычных классических познавательных установок, поскольку объект познания менялся как в сторону глубинных явлений мате­рии, так и в сторону сложных организованных объектов. На основе теоретических дости­жений форсированно создавались новые артефакты и новые технологии.

По существу, классическая методология оказалась перед лицом незнакомых пре­жде задач познания, а XX век стал временем напряжённого их обсуждения. При этом сам собою возникал вопрос о полноте охвата методами и критериями всех актов позна­вательного процесса. Поиск белых пятен в гносеологии и методологии науки вновь стал насущной задачей. Итогом явилось создание двух фундаментальных направлений в мето­дологии – системного подхода к объектам познания и интервального подхода к получен­ному знанию. Системное движение XX в. было обращено к проблеме познания сложного, организованного, междисциплинарного. Сформулированный Кантом “принцип система­тического единства” был пересмотрен с современных позиций. Это привело к формули­ровке принципа системности и разработке методов познания, опирающихся на системное представление объекта познания. Вся вторая половина XX в. прошла под знаком понятия “система” и разработки методологии подхода, опирающегося на собственный понятий­ный каркас [Системный подход… 2004; Агошкова 1998; Агошкова 1998; Агошкова 2009].

Второе направление решало проблему границ применимости полученного знания (границ его содержания) и одновременно его универсальности. Пристальное изучение процесса познания подсказывало ясно, что современная наука всё ещё не располагает адекватным понятийным аппаратом для оценки всего комплекса условий, при которых теоретическое знание может получить, с одной стороны, интерпретацию в сколь угодно изменяемых условиях реальности, а с другой, быть воплощенным в артефактах. Ина­че говоря, в научной методологии назрела потребность в новых полезных и глубоких понятиях [Лазарев 2005].

Эта ситуация и привела к утверждению ещё одного методологического принципа – принципа интервальности и соответствующих ему критериев для оценки теоретического познания [Новосёлов 2000; Новосёлов 2003].

Концепция интервальности, которую ниже мы предлагаем читателю, появилась не всуе. Это стремление ответить на ряд вопросов, которые являлись предметом широкого обсуждения в методологии науки второй половины XX в., и прежде всего вопросов, кото­рые касались границ познания и границ применимости научных теорий.

Здесь, как и в теории систем, новизна предлагаемого подхода потребовала выработки нового понятийного каркаса. С этой целью его создатели вернули в концептуальный обо­рот научной методологии почти забытый термин “абстракция” (в новой его формулиров­ке) и утвердили в самой общей форме мысль о гносеологической полезности целого се­мейства абстрактных понятий, в особенности тех, что претендуют на законы (аксиомы) науки. Ключевым в этом методологическом течении стало понятие интервала абстрак­ции как выражения семантической полноты понятий и одновременной их “замкнутости в границах”.

Ниже мы постараемся объяснить, почему указанные выше принципы мы кладём в ос­нование нашей работы. Но уже сейчас заметим, что такое (названными принципами сов­местное) восполнение пробелов в методологии науки (с позиций новой теории абстрак­ций) позволит подойти вплотную к созданию новой гносеологической схемы научного познания, включающей необходимую совокупность познавательных процедур, условий, ограничений, критериев и пр., позволит обеспечить и новый образ методологии как те­оретической дисциплины, ведь как ни суди, но сердцевина современной науки – теория. А для новых теорий нужен и новый замысел[1].

Разумеется, интервальность, связанная с названными принципами, не является само­стоятельным компонентом структуры теории. Она не входит в сигнатуру теории. Однако это атрибут каждой абстракции, входящей в эту сигнатуру; атрибут, который пронизывает (объясняет) главные этапы развёртывания теории: физическую и гносеологическую осно­ву теории, создание её исходных абстракций, её математическое представление с учётом особенностей такого представления, процедуры получения следствий теории и на её ос­нове теоретическое решение задач.

На некоторых аспектах использования интервальной концепции при анализе эписте­мологических и методологических проблем мы и сосредоточим наше особое внимание.

2. Теория. Возникновение и развитие

Наука стала возможна благодаря открытию особой (умозрительной) формы познания, которую греки назвали коротким словом “theoria”. Как замечает Э. Гуссерль, «только лишь у греков мы видим универсальный жизненный интерес в новой форме “теоретической установки”... Цель их упорных стремлений – theoria и только theoria, рост и постоянное совершенствование которой... рассматривается как бесконечная и универсальная задача» [Гуссерль 1986, 106–107].

То, что эти стремления первоначально были полностью оторваны от практических це­лей, не случайно. Менталитет древнего грека во многом определялся Космосом, который был первым полигоном, первой опытной лабораторией для греческого ума, первым при­мером отвлечённого умозрения на базе научных абстракций[2]. Объяснение небесных яв­лений требует недюжинного воображения. И античная теория неизменно сохраняет ис­ходный смысл интуитивно мысленного “всматривания” в Космос, восприятия идеальных сущностей “духовными очами”. В понятии theoria мы находим типичное для Платона и для всей античности взаимное слияние непосредственно данной и сознательно сконструи­рованной предметности [Лосев 1969, 462]. Так вместе с теорией зарождался и намёк на гносеологичность универсума, и одно­временно его интерпретация в непосредственно данной реальности. Платоновский мир идей становится языком (алфавитом) человеческого познания и строительными кирпича­ми науки[3].

Усиление познавательных мотивов вызывает развитие понятийной базы и культуры доказательства. Начиная с диалогов Сократа ясно вырисовывается проблема строгости определений, а совершенство логической составляющей у Платона подготавливает стро­гость научных рассуждений Аристотеля.

И всё-таки лишь Новое время обогащает возможности будущих теорий фундамен­тальными темами познания. Прежде всего это эмпирическое постижение. По существу оно начнётся с Галилея, который едва ли не первым внедрил в научное сознание идею экспериментальной проверки общих суждений. И хотя ещё Аристотель объяснял необхо­димость объективной (материальной) основы для абстракций, только Галилей соединил абстракцию (принцип относительности) и эмпирический опыт (от наблюдений к идеаль­ному случаю) в элементы единого метода для создания теории. Иначе говоря, переломный момент в развитии науки – осознание метода (Декарт).

Метод начинался с принципов как априорных и непреложных установок познания. И оставалось только воспользоваться искусством размышления, разъясняя и прилагая, каза­лось бы, вечные истины. Достаточно сказать, что “догма об окружности”, стала основным принципом в птолемеевской конструкции Космоса и прожила много столетий.

Конечно, освоенные практикой научного исследования принципы рано или поздно преобразовывались в метод. Но на это уходили века, пока абстрагирующая способность ума не нашла в науке благодатное поле. Решающим событием, которое определило путь нашей цивилизации, стал союз естественно-научной и математической мысли. Развитие математики давно опережало способность познания к установлению причин и следствий, и математика дала образец идеального знания в “Началах” Евклида. Это были суть и фор­ма, которые стали образцом. Позднее Ньютон скажет, что построил механику на логике евклидовой геометрии. Но хотя математика (числа и фигуры) была развита глубоко и вдох­новенно, до воплощения своей совершенной сущности (логическому выводу из уравне­ний) математическому естествознанию предстоял путь в две тысячи лет.

Но остановим пока на этом наши вводные рассуждения и попробуем с помощью не­скольких общих соображений предварить наш взгляд на структуру естественно-научной теории в её нынешнем понимании.

Начнём с того, что проблемы современных теорий – это не повторение прошлых про­блем. Прежде всего это новые проблемы, связанные с новым пониманием структуры тео­рии. Поэтому вполне закономерен вопрос: достаточно ли накопленного наукой налично­го методологического богатства для полной оценки предметной области познания или же ещё необходимы дополнительные усилия эпистемологии и философии науки?

К этому первому вопросу добавим и второй: в условиях каких допущений (и в ка­ких границах) рождается та или иная теория. Этот вопрос о необходимости допущений изначально был и остаётся главным вопросом философии науки вообще [Лазарев 2009]. Напомним, что уже Ньютон вполне сознавал творческий (абстрактный) характер своей теории, обусловив (предварив) выполнимость всех трёх её аксиом (законов движения) инерциальной системой отсчёта – гипотезой отнюдь не эмпирического порядка[4].

Наконец, остаётся ещё вопрос приложений: выполняются ли аксиомы теории при соз­дании новейших артефактов? Ответ на этот вопрос определяет обоснованность примене­ния новых научных достижений на практике. Взаимоотношение науки и технологии ста­новится, таким образом, ведущей проблемой технической реальности [Котенко 2009].

Обозначенные выше вопросы оправдывают заявку на более полное и детальное рас­смотрение структуры теории [Агошкова 2011; Агошкова 2001]. Они открывают путь к устранению “белых пятен” в методологии науки, путь к выявлению тех загадочных, но философски значимых моментов, которые присутствуют в ней неявно, “по умолчанию”.

Конечно, в любой науке существуют неразрешимые или неразрешенные пока зада­чи. Существуют они и в методологии науки. Некоторые из них таковы, что их неразрешимость a priori очевидна и не требует доказательств. Тем не менее это не снимает такие задачи с повестки дня. Напротив, их историческая судьба накладывает на них неизглади­мую печать вечности. И никто не возражает, если время от времени их всё же пытаются обсуждать. Так, в частности, и обозначенные выше вопросы оправдывают заявку на бо­лее полное и детальное рассмотрение структуры теории. Они открывают путь к устране­нию “белых пятен” в методологии науки, путь к выявлению тех загадочных, но философ­ски значимых, моментов, которые, как мы сказали выше, присутствуют в ней неявно, “по умолчанию”. И это тем более важно, поскольку при длительном применении теории мно­гие из них отбрасываются как “строительные леса” и могут даже вовсе исчезнуть из поля зрения науки.

Заметим, что, обращаясь к теории, мы будем использовать два способа рассмотре­ния – “взгляд изнутри” и “взгляд снаружи”. При рассмотрении “изнутри” нас будет инте­ресовать теория как таковая, как она развёртывается в задачах предметной области. При рассмотрении “снаружи” мы сосредоточили внимание на компонентах, внешних по отно­шению к собственно теории. Это компоненты, сформированные до создания теории, ком­поненты обслуживающие процесс создания и проверки (верификации) теории.

 

3. Компоненты структуры теории

Оговоримся сразу, понятие “структура” слишком многозначно, чтобы претендовать на корректное определение. За последние 50 лет его исходное точное значение (в абстрак­тной алгебре) сменило вывеску: “структура” превратилось в “решетку” [Биркгоф 1984][5]. И хотя слово “структура” мы ввели в наш третий раздел, значит, в последующем изло­жении понятие структуры не будет ключевым. Зато новое (раскрепощённое) понимание структуры, которое сложилось за эти годы, позволило нам яснее понять и выделить глав­ное в исходном замысле теории – быть богатым источником абстрактных идей.

Итак, обратимся теперь к обозначенной выше теме. Как правило, мы будем её ил­люстрировать на примере физических представлений. Конечно, структуру, подобную структуре таких представлений, имеют и другие дисциплины, но физика первая среди фундаментальных наук создавала своё содержание на философских (онтологических и гносеологических) основаниях. Именно эти основания и составляют предмет наших по­следующих обсуждений. Что касается самих физических теорий, то их формальная струк­тура (математическая физика) менее значима для наших целей, чем содержательная их сторона (теоретическая физика), с предельной ясностью открывающая простор для фи­лософского анализа, который приводит нас к заключению, что границы познания рожда­ются не снаружи, а внутри структуры теории.

К такому заключению мы пришли не сразу. Это потребовало углубленного понимания теории как структуры, развёртыванием которой управляет логика абстракций.

Между тем на пути новых практических достижений науки сам факт происхожде­ния её теорий через абстракцию почти забылся и сохраняется в методологии по сей день больше “по умолчанию”. Однако, обращаясь к фактам, понять не трудно, что теория со­здаётся не для физической ситуации, а для ситуации гносеологической, которая вбирает в себя совокупность допущений (гипотез), принимаемых при создании теории, позволяя включить в её структуру тончайшие нюансы процесса познания. В результате абстракт­ные объекты теории, множества их свойств, их количественные характеристики, их свя­зи и отношения получают (обычно неявное) представление в границах ситуации, которую мы называем интервальной [Новосёлов 2010а].

Попробуем теперь, глядя со стороны, обозначить некоторые из тех, и возможно не всем понятных, шагов, которые ведут в структуру физической теории.

3.1. Эмпирический базис теории

В широком смысле – это то, что лежит вне теории и подлежит теоретическому осмыс­лению; в узком смысле – это совокупность событий, побудивших к созданию теории. Мы говорим “событий, а не вещей” не из любви к афоризмам. Просто такое выражение здесь более уместно: ведь мы говорим о физике, а события это то, что происходит в простран­стве и во времени. Это тот эмпирический уровень познания, который рано или поздно за­полняется (или вытесняется) абстрактными объектами, составляющими ядро теории на пути к её аксиоматическому построению. Иными словами, в процессе познания не сразу, а постепенно, мы преобразуем мир событий в мир абстрактных объектов и «такая перера­ботка и усвоение повседневного опыта в терминах ‘объектов’» – весьма важный процесс логики абстракций [Кемпфер 1972, 29].

 

3.2.Теоретический базис

Это группа основных понятий и суждений, включая языки (средства) материнских теорий (логики и математики), лежащая (по смыслу) на стыке эмпирического и теоретиче­ского базиса и сформировавшаяся по размышлению о событиях и их объектах. Поскольку ни одна теория не является нам готовой в одночасье, эта фаза исследования предполага­ет своим итогом общие содержательные соображения об эмпирических закономерностях (эмпирических законах), из которых и сложится будущая теория. В этой фазе исследова­ния можно говорить о частичной её математизации и формализации, о переходе от рас­суждений к вычислениям[6].

И действительно, уже на первых шагах к созданию дедуктивных основ теории содер­жание её общих индуктивных посылок переводится в формальную (математическую) за­пись будущего закона (аксиомы), для чего необходимо описать и объяснить (осмыслить) в абстрактных понятиях те объекты реальной ситуации, для которых формулируется закон. В отличие от объектов реальной ситуации именно эти абстрактные объекты становятся объектами универсума теории, универсума, который мы отныне будем называть гносеоло­гическим. Это обстоятельство важно не забывать хотя бы потому, что в отличие от чистой арифметики (или анализа), уравнения, входящие в теоретический базис, к примеру, фор­мула второго закона F = ma, это не только формальное отношения величин, но также и отношения смыслов абстрактных объектов теории. А это означает, что профессиональ­ному взгляду открыт и гносеологический смысл этой формулы – возможность её опера­циональной проверки в разных условиях разного опыта.

И, наконец,

3.3.Методологический базис

Это то, без чего у любого теоретика возникает “чувство пустоты”, когда он обнару­живает отсутствие метафизического взгляда в результатах своей теоретической работы (Э. Шрёдингер).

Итак, отмеченные выше три компоненты нашей структуры абсолютно неформальны, если к ним подходить по строгим меркам формализации (“изнутри”). Но они более или менее формальны и абсолютно необходимы, если к ним подходить “снаружи”.

Во-первых, необходимы затем, чтобы физическая ситуация и познавательная задача естественно-научной теории оказались на пересечении темы дискурса и темы эксперимен­та (то есть, чтобы вообще могла возникнуть теория), а во-вторых, затем, чтобы получила развитие и реализовалась гносеологическая ситуация (ради чего и создаётся теория).

Примем как факт, что объяснению предшествует описание, в котором по возможности уже используется совокупность научных понятий, отчего наблюдаемое (к примеру, раз­ряд молнии) с его переводом на язык научной дисциплины (электрический разряд в газах) становится физическим объектом или физической величиной. В целом эту фазу работы по созданию теории называют описанием физической ситуации [Матвеев 1986], и спра­ведливо говорят, что научное знание теоретично с самых своих основ.

Уточним немного эти основы.

 

4. Физическая ситуация и познавательная задача

Физическая ситуация это первое, что стоит на пути к созданию естественно-научной теории, и её следует отличать от ситуации реальной. Реальная ситуация – это задача объ­ективная (разряд молнии в многообразии условий Земли), а её перевод с житейских поня­тий на понятия физические преобразует житейский образ наблюдаемого явления в образ (описание) физической ситуации[7].

Как правило, в контекст физической ситуации (при описании реальной) и для собы­тий (или объектов), и для среды вводится ряд предикативных характеристик, таких как признаки события, признаки среды, характеристики признаков (качественные и количест­венные), формулировка физической задачи: определить, какая зависимость между призна­ками события (объекта) и среды подлежит исследованию и т.п.

Предикативное описание, вообще говоря, не исключает избыточности физической картины события (как в силу учтённых, хотя и посторонних факторов, так и в силу избы­точности языка описания)[8]. Но избыточный характер физической ситуации сам по себе не мешает точности описания. Позднее он может породить даже избыточную определён­ность теории (известное число свободных параметров, характеризующих дополнитель­ные свойства системы). Но это, конечно, не объясняет, почему для физической ситуации ещё нельзя сформулировать теоретическую задачу.

И тут мы готовы предположить, что такая формулировка вообще невозможна, пока не учтена допустимая логика абстракций теории, и предмет познания не преобразован в объект познания (абстрактный объект), который, восполняя за счёт творческого вообра­жения пробелы чистого описания, уже допускает теоретическое объяснение и теоретиче­скую постановку задачи[9].

К примеру, так было при создании СТО. Проблемная ситуация была налицо, но не было гносеологической основы для объяснения новых фактов, связанных с постулатом относительности. Известная гипотеза, объясняющая опыт – лоренцево сокращение (как назвал её А. Пуанкаре) лежала, как и все другие подобные ей, целиком в онтологической (а не в гносеологической) плоскости. И только тогда, когда А. Эйнштейном была сформу­лирована необходимая логика понятий, открылась дорога для постановки новых теорети­ческих и экспериментальных задач.

Вот почему в этой связи гносеологическую ситуацию следует назвать в качестве важ­нейшего компонента структуры теории. Гносеологическая ситуация может быть получена из физической только системой абстракций. И здесь в свои права вступает абстрагирую­щая работа мысли, помогая на начальном этапе создания теории, с одной стороны, исклю­чать постороннее, а с другой – сводить “многое к одному”, сопоставляя различным пред­метам физической ситуации один и тот же абстрактный образ.

 

5. Гносеологическая ситуация

Промежуточный (по сути буферный) характер физической ситуации осознаётся дале­ко не всегда, и, как мы уже отметили выше, не всегда понимается, что теория создаётся не для физической ситуации, а для ситуации гносеологической. Теория и начинается, по сути, с описания гносеологической постановки задачи. Особенность перехода от физи­ческой ситуации к гносеологической состоит прежде всего в ограничении многообразия характеристик физической ситуации (нейтрализация “безразличных” параметров систе­мы). На этом шаге формой описания становится интервальное описание как форма оп­ределённости условий задачи [Новосёлов 2010б]. Последовательно конкретизируются и, возможно, сужаются (ограничиваются) избыточные характеристики, а гносеологическая ситуация дополняется характеристиками, которые входят в научную картину мира эпохи (например, введение инерциальной системы отсчёта). Тем самым гносеологическая ситу­ация уже содержит творческий элемент теоретического воображения[10].

Таким образом, теоретическое оформление задачи осуществляется на усечённой базе свойств среды и свойств объектов. Это гносеологический подтекст теории. Он пронизы­вает всю естественно-научную теорию (со времён Аристотеля, который первым указал на этот процесс познания in actu[11]). А это означает, что гипотезы необходимы не только до (и для) рождения теории, но и в процессе всей её жизни. К примеру, фундаментальное до­пущение (ограничение) в квантовой механике (понятие кванта) родилось в процессе много­летних усилий создателей теории, хотя первоначально оно выступало как гипотеза. Имен­но в силу этого естественно-научные теории и называют гипотетико-дедуктивными.

Итак, обозначим первый итог нашего подхода к неформальному анализу структуры теории. Он даёт основание заявить, что только гносеологическая ситуация ответствен­на за полноту теории. И только при таком подходе найдётся достаточно оснований утвер­ждать, что всё наше теоретическое познание – это, по выражению Дэвида Бома, – струк­тура из абстракций.

 

6. Интервальные характеристики теории

Кажется, что за последние полвека, усилиями интервального анализа, аппарат абс­тракций получил более полное (чем прежде) теоретическое оформление. Поэтому стоит, хотя бы бегло, взглянуть на то, как проблема ограничений (и утончения) теоретического знания (путём абстракций) формулируется в терминах интервального подхода и его фун­даментального принципа интервальности [Новосёлов 2010а][12].

Рассмотрим случай, когда абстрагирование сыграло свою позитивную роль – гносео­логическая постановка задачи привела к существенному упрощению и уточнению фи­зической постановки. Из необозримого ряда свойств в задачу (для формулировки закона классической механики движения) включены только четыре – масса, время, расстояние, сила. Остальные свойства отброшены как посторонние. Очевидно, что оставшееся мно­жество составит многомерное (n-мерное) пространство свойств, каждое из которых имеет количественную характеристику (физическую величину). Соответственно, для каждой та­кой величины в рамках гносеологической постановки задачи существуют свои “ограничи­вающие условия” на точность и область применимости.

Так, уже Галилей указывает, что падение тел исследуется им при условии, что со­противление воздуха мало. Ньютоновский закон тяготения требует, чтобы размеры при­тягивающихся тел были много меньше расстояния между ними. Закон отражения света получен при условии, что шероховатость поверхности много меньше длины волны. Эти примеры можно умножать до бесконечности. Следовательно, числовое значение каждой из физических величин, на которых строится теория, лежит в некотором интервале до­пустимых значений. Иначе говоря, множеству n свойств объекта, учитываемых теорией, соответствует (или может соответствовать) обычная интервальная характеристика в чис­ловом многомерном (n-мерном) пространстве. Такому же интервальному рассмотрению подлежат связи и отношения между свойствами. И те, и другие должны рассматриваться в контексте их постороннего или их релевантного характера. Фиксируя только определён­ные типы связей и отбрасывая остальные, теория представляет реальные объекты с точ­ностью до этих связей[13].

Таким образом, можно сказать, что теоретическая постановка задачи осуществляется a priori для усечённых физических свойств среды и свойств объекта, что можно рассмат­ривать как интервалы на полных линейных упорядоченных множествах свойств элемен­тов предмета познания. Остаётся только уточнить, какой смысл мы будем вкладывать в термин “интервал” в рамках философской концепции, связанной с этим понятием.

 

6.1. Интервал абстракции и интервальность. Уточнение первое

Для начала напомним, что в двух величайших науках (математике и физике) значе­ние термина “интервал” уже занято. В теоретико-множественной математике оно занято под простейшее множество точек на прямой (отрезок), ограниченное сверху и снизу, а в интервальном анализе это уже не множество, а число, оценённое аналогичным образом. В свою очередь, в физике, наряду с понятиями пространственного, временного, частотно­го и т.п. интервалов, введено понятие четырехмерного релятивистского интервала. Это ве­личина, характеризующая причинно-следственную связь между двумя событиями, разде­лёнными пространственным расстоянием и (возможно бесконечно малым) промежутком времени. Поскольку в релятивистской ситуации (больших скоростей) уравнение для ин­тервала определяется выбором инерциальной системы отсчёта, интервал становится от­носительным понятием, тогда как в классической механике интервал, напротив, понятие абсолютное. Но это истолкование термина “интервал” в словаре точных наук. В филосо­фии место для интервала пока свободно. Попробуем его заполнить.

Прежде всего избавимся от смешения значений. Не будем связывать с философским термином “интервал” какой-либо зрительный образ. Скажем просто интервал абстрак­ции, подчёркивая этим терминологическим сращением (мысля его как единый термин), что речь идёт о ключевом понятии только одной философской концепции, которую назы­вают интервальным подходом.

Согласно этой концепции, применяя метод абстракции, мы исходим обычно из по­сылки, что для любой разумной абстракции ставится определённая познавательная зада­ча. При этом мы естественно предполагаем, что смысл абстракции определён уже с мо­мента её формирования, то есть, возможно, ещё до постановки указанной задачи. И в этом случае мы говорим, что интервал абстракции в его гносеологическом аспекте, сводится, во-первых, к содержанию (неделимому значению) самой абстракции, а во-вторых, к реше­нию поставленной перед ней задачи. Следовательно, сделать содержание абстракции яв­ным, a priori дать полное описание условий, при которых абстракция непротиворечивым образом принимается (допускается в теорию), это основное требование интервального подхода к понятийному и формальному аппарату научной теории (равно как и организа­ции знания вообще).

Подчеркнём, что интервальный подход к абстракции – это не интерпретация формаль­ных понятий, не сравнение их на точность или полноту с некой объективной реальностью. Это аналитический подход, решающий задачу экспликации собственного (в особенности неявного) содержания абстракции в условиях (и в целях) только предполагаемой или толь­ко воображаемой их связи. Вместе с тем это и анализ абстрактных объектов теории как носителей смыслов, “когда не делается никаких допущений, которые не содержались бы в самом понятии” [Риман 1948, 281].

Удовлетворить последнему требованию очень нелегко. Но именно эта задача подво­дит нас к главному вопросу об интервале абстракции, – к вопросу о мере свободы отвле­чения или же к вопросу о мере информационного содержания абстракции. Понятно само собой, что ответ на эти вопросы зависит от ответа на вопрос о том, какое содержание вкла­дывается в термин “интервал абстракции”.

Скажем откровенно, дать прямое аналитическое определение этому термину (как и всякому понятию метафизики) вряд ли возможно. Но если речь идёт о той или иной кон­кретной абстракции, то следует задать себе ещё один (последний) вопрос: для решения каких именно задач предназначена абстракция? Очевидно, что ответ на этот последний вопрос позволит нам надеяться на возможность явного указания границ интервала абст­ракции и рассматривать саму абстракцию (её содержание) как функцию его границ.

Поскольку абстрактные объекты теории, в той мере в какой они играют в ней свою теоретическую роль, демонстрируют одновременно и воображаемую их связь с реаль­ностью, постольку их формальные особенности (в частности, как объектов математиче­ских) предполагают возможность логического анализа структурных особенностей как са­мой теории в целом, так и её основных частей (ср. матричную и волновую особенность квантовой теории). При этом существенно сохранение того, о чём абстракция не высказы­вается явно, поскольку в этом случае особенно велик риск утратить важнейшую приклад­ную компоненту теории – совокупность ограничений, определяющих применимость тео­рии для объяснения и предсказания явлений реальности и её приложений в артефактах.

В качестве примера к сказанному укажем на второй закон классической механики. Этот закон первоначально ошибочно толковался как определение силы. Однако не это со­ставляет его физическое содержание, и, следовательно, интервал этой абстракции. Физи­ческое содержание закона состоит в том, что сила определяет вторые производные коорди­нат по времени. Ускорение является определяющей величиной процесса. Такая трактовка возможна при неявных допущениях, что скорость является безразличным параметром (за­кон справедлив при любых скоростях), а масса выступает как мера инерционных свойств в виде константы.

В релятивистском случае уравнение движения меняет форму и физический смысл: сила определяет производную по времени от импульса. Импульс становится определяю­щей величиной. Снимаются оба допущения классического закона, а релятивистская масса зависит от скорости. Поэтому уравнения классической физики в двух формах (через коор­динаты или через импульс) различаются при малых скоростях просто формальными обоз­начениями, а при больших – физическим содержанием [Матвеев 1986, 107–117].

Наконец, касаясь качественного аспекта интервала абстракции, отметим, что он, по сути, имеет чисто логическую природу – в контексте сказанного интервал абстракции де­монстрирует свою логическую (аксиоматическую) природу. Это своего рода полная “рас­крутка” собственного содержания абстракции. Во всяком случае, кажется естественным определить интервал абстракции либо как совокупность всех её логических следствий, либо как совокупность всех решаемых ею задач. Очевидно, что в этом случае одна из границ интервала будет открыта в бесконечность. И понятно, что в силу весьма нефор­мального характера естественно-научных теорий, такое понимание должно отличать­ся от чистой логики разнообразием средств получения следствий. В частности, опытная проверка (верификация) и интуиция (эксперимент) включаются в число средств эмпири­ческой дедукции. Таков, к примеру, и метод угадывания закона по данным наблюдений (измерений). Это означает, что если утверждение (по предположению, заключённое в по­сылках абстракции) подтверждается на опыте, оно включается в число следствий, входя­щих в интервал этой абстракции, даже если оно и не было выведено дедуктивным путём. Выше мы уже указали характерный пример. Получить такое следствие простой дедукци­ей из формулы F = ma невозможно, – необходим эксперимент, то есть в конечном счете индукция[14].

В этой связи стоит, конечно, напомнить о гипотетическом характере законов всех есте­ственно-научных теорий. Если проблема логической истинности, по сути, является, внут­ренним делом так называемой чистой логики, то вне рамок этой логики мы ценим, преж­де всего законы (высказывания), которые описывают фактические истины. Такие законы суть гипотезы, которые открыты в обе стороны. По крайней мере, всегда имеется что-то нетривиальное, что им предшествует, и что-то, также нетривиальное, что из них следует. Гипотезу мы предлагаем, но не имеем права утверждать её абсолютным образом, хотя она и заполняет пробелы в нашем познании. Гипотеза антиципирует факты, но именно факты должны служить оправданию гипотезы. В этом смысле гипотеза – это непосредственный участник эксперимента. Логика, напротив, в отличие от естествознания заявляет себя бес-предпосылочной (абсолютной) наукой. В её словаре понятие “гипотеза” лишено аромата условности, тайны предугадывания действительного положения вещей, выработанного, по словам Канта, под строгим надзором разума. Но по отношению к истинам логики каж­дое высказывание есть гипотеза, а следовательно, и ни одно.

Теоретически не исключено, конечно, что одним только логическим анализом (как вывод следствий из гипотез) мы можем выяснять физическое содержание абстракций, за­ключённое в их формальном выражении, то есть выяснять их интервал не только снаружи (как это обычно случается в историческом плане развития физических идей[15]), но главное изнутри (хотя бы и вкупе с экспериментом).

Хорошим примером такого анализа абстракции, содержащей в себе априорную спо­собность к предсказанию, служит проведённый Фридманом математический анализ урав­нений Эйнштейна, анализ, которым Фридман установил, что они несут в себе информа­цию о расширении Вселенной [Фридман 1923][16].Однако, надо сказать, что задача дедуктивного разыскания следствий для естествен­но-научных теорий (и не только) очень трудна. А потому, следует признать, что дедуктив­ный поиск интервалов это слишком сильная идеализация, чтобы она могла иметь широ­кую практическую применимость. На практике трансцендентальную дедукцию заменяют дедукцией эмпирической – любой возможностью опытной проверки (Э. Мах).

И всё же в принципе не исключено, что одним только априорным анализом физическо­го содержания абстракций (хотя бы и вкупе с экспериментом) мы можем выяснять грани­цы их допустимой применимости, предусмотрев, таким образом, возможность модельной реализуемости, основанной на них теории. В такой постановке термин “интервал абс­тракции” приобретает определённую эвристическую ценность, характеризуя содержание любой научной абстракции как своего рода требование соблюдать те общие модельные условия, в которых выражается замысел абстракции. Можно сказать, – это именно те ос­новные теоретические установки, которые a priori накладываются абстракцией (или связ­кой абстракций) на законы природы.

В этой связи тема интервала абстракции соседствует с темой контрпримера и воз­никает тогда, когда речь заходит об истинности абстракции. Обычно здесь чётко просле­живаются либо границы, либо нестыковки интервалов, связанных общей темой. Так, се­мантическая определённость некоторых утверждений, связанных с понятием движения, выясняется (и восполняется) историческим развитием классической механики. В частно­сти, абстракция абсолютно твёрдых тел сводится к абстракции материальной точки, а по­нятие силы, напротив, разворачивается в целый спектр конкретизирующих понятий (сила инерции, сила магнитная, сила механическая, сила тяжести и др.). Иначе говоря, реали­зуемость формулы движения зависит от того, как обозначена конкретная форма (вид) дей­ствующей силы.

Возвращаясь к термину “интервал”, заметим, что с некоторой уступкой в терминоло­гии, понятие интервала (в рамках логики абстракций) можно мыслить как частный слу­чай общенаучного понятия, то есть просто как нечто, говорящее о границах смысловой составляющей абстрактного объекта. Для гносеологической ситуации это означает, что сами объекты, множества их свойств, их количественные характеристики, связи и отноше­ния должны допускать возможность их интервального представления (описания), то есть в целом выражать собой интервальную ситуацию в познавательной задаче.

 

6.2. Интервальность и теория. Уточнение второе

Построение гносеологической ситуации с помощью аппарата абстракций, которое мы рассмотрели выше, говорит о том, что теория имеет дело не с реальным объектом, а с объ­ектом абстрактным. Запомним: теория имеет дело только с абстракциями и абстракт­ными объектами. Это ведущее положение интервального подхода. Оно лежит в основе понимания теоретических результатов любых теорий.

Подчеркнём – рождение теоретического знания есть сложный и глубоко творческий процесс, который завершается созданием законов и зависимостей тоже в виде абстракт­ных объектов. Мы полагаем, что эти абстрактные объекты наполнены содержанием, кото­рое выходит далеко за рамки той эмпирической зависимости, которая породила создание теории. Это глубинное содержание теоретического знания коренится в математической природе теории.

Прежде всего создаётся исходный (эталонный) абстрактный объект, для которого устанавливаются все закономерности, которые может дать теория. В механике – мате­риальная точка, в электростатике – точечный электрический заряд, в электродинамике к нему добавляется бесконечно малый контур с током. Подобные исходные объекты теории и описывающие их поведение теоретические закономерности становятся основой для бо­лее сложных, но тоже абстрактных объектов, полученных аналогичным путём. Таковы ме­ханика твёрдого тела, механика сплошной среды, гидродинамика, которые строятся исхо­дя из механики материальной точки.

Отсюда следует, что теория и теоретические законы относятся не к реальным (предпо­лагаемым как реальные) объектам, но к объектам гносеологического универсума теории. Этот универсум наполнен геометрическими фигурами (а не склонами гор), статистически неровными поверхностями (а не рябью на воде озера), декартовыми координатами (а не направлением восток – запад), законом сложения скоростей, инертной и гравитационной массами, частотами и длинами волн (вместо цветов радуги) и т.д. и т.п.

Вот почему важнейшей темой теории познания до сих пор является проблема адек­ватности, то есть, по сути, проблема объективности абстрактных объектов теории. В ны­нешней (новой) ситуации это также одна из актуальных тем при создании артефактов на основе предсказаний теории. Мы ведь не можем не признать, что “совсем не обязательно природа должна быть устроена именно так, как о ней думают люди” [Орир 1966, 16]. Но тогда вполне очевиден кантовский вопрос: как возможна связь абстрактных объектов тео­рии с объектами объективной реальности?

Интервальная концепция на это отвечает так: эта возможность порождена тем, что в основание теории мы положили исходный эмпирический закон для идеального эталонно­го объекта теории (материальной точки, точечного заряда и т.д.). При этом формируется и определённый механизм построения знания, логика развёртывания его теоретического со­держания. Поэтому логика теории неразрывно связана с содержанием теории.

Так, материальная точка классической механики служит основой для создания меха­ники твёрдого тела, сплошной среды, гидродинамики. В итоге мы получаем развитие ис­ходной теории в систему взаимосвязанных теорий. Примером служит общая электроди­намика, которая получает развитие в теории электромагнитных полей в разных средах, далее – в теории распространения радиоволн, дифракции волн на телах и т.д.

Надо, однако, заметить, что теория это не просто сумма каких-то знаний, но система знания в данной области, представленная совокупностью мысленных конструкций, каж­дая из которых предполагает законченный в известном смысле фрагмент чего-то целого. Уравнения Ньютона и Максвелла, волновой пакет и спектральное разложение излучения – всё это абстрактные объекты теории. Поэтому, чтобы раскрыть их связь с реальностью, недостаточно одной ссылки на эмпирический закон.

Вот почему интервальная концепция основывается на принципе самодостаточности абстракций [Новосёлов 2005]. Она исходит из того, что хотя информация, извлекаемая из опыта, обусловлена его точностью, это не означает, что той же точностью однозначно обусловлено и информационное содержание абстракции, связанной с этим опытом. Если опыт в принципе не обеспечивает информационной полноты знания, то об абстракции этого сказать нельзя. Когда точность неопределённо растёт, абстракция, верная в пределах точности исходного опыта, может оказаться (и если эта абстракция хорошая, то, как пра­вило, и оказывается) верной в пределах более широкого опыта. Следовательно, энтропия опыта преодолевается именно за счёт абстракции. Методологически это исключитель­но важно. Чтобы обосновать право на истинность абстракции (на “абсолютность закона”), необходимо указать меру её полноты. Для абстракций эмпирических (физических) тео­рий (для их содержания) эта мера выражается интервальным числом, или, в нашей терми­нологии, соответствующим интервалом гносеологической точности (см.: [Каменоброд-ский, Новосёлов 2007]).

Соответственно, и вопрос о пределах знания, даваемого теорией, и ответ на него ле­жит через принцип интервальности знания.

Теория, как конструкция из абстракций, характеризуется интервалом условий, в кото­рых она создана, и интервалом содержания, которым она обладает. Как мы уже отмети­ли выше, теория строится для определённой гносеологической задачи. В ней оперируют уже не атомарными фактами (понятиями, описывающими разряд молнии в экваториаль­ных или приполярных широтах Земли), но фактами молекулярными (понятиями, описы­вающими разряд в газах с учётом электрических и магнитных полей, свойств газа и т.д.). Набор свойств ограничен и фиксирован, а их допустимые значения заданы в числовых ин­тервалах. Но любая теоретическая закономерность или зависимость, созданная на интер­вальном принципе, справедлива в интервале тех условий, для которых она создана, буду­чи абстракцией. Соответственно, и связь этих абстракций с реальностью раскрывается в их содержании. При этом нередко существенное значение приобретает анализ того, о чём абстракция умалчивает.

Вот два характерных примера на “умолчание о важном” (о роли концепции поля) в те­оретическом плане двух классических теорий.

Первый пример – из классической динамики, созданной на интервале свойств (гра­витационные массы, пространственное расстояние, сила тяготения). Её закон сообщает только о зависимости силы тяготения от масс и расстояния. Отсутствует зависимость вза­имодействия масс от конечной скорости распространения взаимодействий, то есть содер­жание закона предполагает принцип мгновенного проявления тяготения на любые рассто­яния (механизм дальнодействия).

Второй пример, напротив, из динамики релятивистской. Он утверждает, что никакое взаимодействие не может распространяться со скоростью, превышающей скорость света в вакууме, и, соответственно, поле тяготения формируется механизмом близкодействия.

Интервалы этих двух теорий разные. Отсюда, как следствие, различие гносеологиче­ских универсумов этих двух теорий. Характерно, что изменение гносеологического уни­версума меняет и понимание реального универсума: вводится концепция материального поля как посредника взаимодействий.

Следует, конечно, признать, что учёт гносеологической ситуации, для которой строит­ся теория, и содержание (теоретические зависимости) самой теории не всегда явно демон­стрируют их интервальный характер. Вопрос, однако, состоит в том, сохраняет ли теория её интервальную формулировку, или такая формулировка используется лишь как “строи­тельные леса”, которые бесследно исчезают в уже более зрелой теории. В последнем слу­чае теория на практике утрачивает свою важнейшую компоненту – совокупность огра­ничений, определяющих применимость теории для объяснения и предсказания явлений реальности и её практических приложений в артефактах.

При этом, как следствие принципа интервальности, выступает важное методологиче­ское требование: искать связь теоретического закона с реальностью только в интервале условий, в которых задумана и построена теория и только с точностью до интервала со­держания теоретического закона[17]. В этих интервалах (в пределах их гносеологической точности) теоретическое знание, как говорил А. Пуанкаре, является абсолютным на все времена, не требующим корректировки. Пытаться расширить применимость теории на ситуации, для которых теория не создавалась – бесплодные попытки. Развитие теории, её распространение на более широкую предметную область означает, что при построении новой теории мы рассматриваем уже иной интервал условий и, соответственно, получа­ем иной интервал содержания теоретических законов. Принцип соответствия как методо­логический принцип науки как раз и означает, что возврат к прежнему интервалу условий приведёт и к прежнему интервалу содержания теории. Закон Кулона может быть получен из законов электродинамики, а классические законы Ньютона – из релятивистской меха­ники.

ЛИТЕРАТУРА

Агошкова 1998 – Агошкова Е.Б., Ахлибинский Б.В. Эволюция понятия “система” // Вопросы фи­лософии. 1998. № 7. С. 170–178.

Агошкова 2001 – Агошкова Е.Б. Философское углубление естественно-научных дисциплин / Высшая школа XXI века: стратегия, обновление и традиции. V царскосельские чтения. Т. 4. СПб., 2001. С. 173–183.

Агошкова 2002 – Agoshkova E. Philosophical Foundations of Systems Thinking / Christensen, Birgit (ed.): Knowledge. Power. Gender. Chronos Verlag. Zurich. 2002. C. 789–796.

Агошкова 2009 – Агошкова Е.Б. Категория “система” в современном мышлении // Вопросы философии. 2009. № 4. С. 57–71.

Агошкова 2011 – Агошкова Е.Б. Естественно-научные теории // Научные теории и конвергент­ные технологии. СПб., 2011. С. 166–187.

Биркгоф 1952 – Биркгоф Г. Теория структур. М.: Издательство иностранной литературы, 1952.

Биркгоф 1984 – Биркгоф Г. Теория решеток. М., 1984.

Бонди 1972 – Бонди Г. Гипотезы и мифы в физической реальности. М., 1972.

Гейзенберг 1982 – Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1982.

Гуссерль 1986 – Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Вопросы фило­софии. 1986. № 3.

Каганов, Любарский 2005 – Каганов М.И., Любарский Г.Я. Абстракция в математике и физике. М., 2005.

Каменобродский, Новосёлов 2007 – Каменобродский А.Г., Новосёлов М.М. О гносеологической точности и формировании интервалов неразличимости // Вопросы философии. 2007. № 11.

Кемпфер 1972 – Кемпфер Ф.А. Путь в современную физику. М., 1972.

Котенко 2009 – Котенко В.П. История и философия технической реальности. М.: Академичес­кий проект, 2009.

Лазарев 2006 – Лазарев Ф.В. Интервальная методология: ключевые понятия // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия “Философия. Социология”. 2005. Том 18. № 2. С. 3–13.

Лазарев 2009 – Лазарев Ф.В. Аналитика конститутивных оснований познания // Академия зна­ний. Симферополь. 2009. № 1.

Лосев 1969 – Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М., 1969.

Матвеев 1986 – Матвеев А.Н. Механика и теория относительности. М., 1986.

Новосёлов 2000 – Новосёлов М.М. Логика абстракций (методологический анализ). Ч. 1. М.: ИФ РАН, 2000.

Новосёлов 2003 – Новосёлов М.М. Логика абстракций (методологический анализ). Ч. 2. М.: ИФ РАН, 2003.

Новосёлов 2010a Новосёлов М.М. Абстракция в лабиринтах познания. Логический анализ. 2-е изд. М., 2010.

Новосёлов 2010б – Новосёлов М.М. Метафизика интервальности в контексте научного знания / Истина в науках и философии. М., 2010.

Орир 1966 – Орир Дж. Популярная физика. М., 1966.

Риман 1948 – Риман Б. Соч. М.–Л., 1948.

Розенблют, Винер 1945 – Rosenblueth A., Wiener N. The Role of Models in Science // Philosophy of Science. Vol. 12, № 4 (Oct. 1945). С. 316–321.

Системный подход… 2004 – Системный подход в современной науке (к 100-летию Людвига фон Берталанфи). М.: «Прогресс-традиция», 2004.

Философская энциклопедия 1970 – Философская энциклопедия. Т. 5. М., 1970.

Фридман 1923 – Фридман А.А. Мир как пространство и время. Петербург, 1923.

 

К началу страницы

 

 

***



[1] Спора нет, обсуждение проблемы абстракций стимулировалось развитием квантовой меха­ники и теории относительности. Однако фундаментальная гносеологическая роль абстракций как полноправного метода познания всё же не была достаточно осознана. Даже в самых выдающихся умах абстракция оставалась своеобразным чистильщиком ментального пространства, заменой ре­альности, моделью необходимой, но упрощённой [Новосёлов 2010; Розенблют, Винер 1945].

[2] Здесь впервые появилась абстракция как работающая идеализация (равномерное движениеи “нематериальный” центр в системе эпициклов, равно как и сами эпициклы. Гиппарх).

[3] Примечательно, что великий физик В. Гейзенберг при создании квантовой механики ищет подсказку у Платона [Гейзенберг 1982].

[4]В его Механике пересеклись два плана реальности; один – это инерционный наблюдатель – абстрактный наблюдатель в идеальных (абстрактных) условиях теории; другой – это формула F = ma (второго закона), полученная (как можно предположить) эмпирическим путём.

[5] Напомню, что первая книга этого автора на ту же тему называлась “Теория структур” [Биркгоф 1952].

[6] Заметим кстати, что рассмотрение физических явлений в логико-математическом контексте составляет абстрактную суть любой физической теории. Однако эта суть не проста для познания: “Сам выбор подходящих уравнений и переменных по существу представляет собой серию попыток, причём зачастую ошибочных” [Орир 1966, 42].

[7] Конфигурация и параметры ствола молнии, проводимость атмосферы, форма и проводимость земной поверхности, высота облачного покрова и т.д.

[8] Так, вид почвы, влияющий на проводимость поверхности земли, должен учитываться, а по­роды деревьев могут быть избыточны. На избыточность может влиять и язык описания, поскольку физическая ситуация описывается как в терминах физической дисциплины (научной дисциплины), так и в естественных и технических терминах (разряд в вакуумной трубке между катодом и анодом, распространение радиоволн вдоль поверхности морского дна).

[9] В данной работе мы применяем термины “предмет” и “объект” в том значении, какое принято в статье ”Тождество” [Философская энциклопедия 1970, 239].

[10] Цель теории понять реальность, но понять творчески. А это означает, что “процесс создания теории состоит главным образом в работе воображения” [Бонди 1972, 9].

[11] Аристотель. Метафизика. XIII. 3. 1078а.

[12] Тему “ограничения”, как и тему “соответствия” (в контексте прошлых дискуссий о них) в данной работе мы не обсуждаем.

[13] Тему “ограничения”, как и тему “соответствия” (в контексте прошлых дискуссий о них) в данной работе мы не обсуждаем.

[14] Равенство инертной и гравитационной массы было с большой точностью экспериментально доказано Л. Этвешем. Оно представляет собой весьма важное свойство материи и легло в основу (стало постулатом) теории гравитации А. Эйнштейна.

[15] Нужна была электродинамика, чтобы усомниться в универсальности механики.

[16] При этом, как обычно для случая дедуктивных или полудедуктивных систем, остаётся глав­ное требование, предъявляемое к характеристике интервалов абстракций, – это семантическая замкнутость (однородность) всех следствий системы и их непротиворечивость.

[17] Другое название – интервал гносеологической точности теории.