На главную страницу сайта Е.Б. Агошковой

Список статей

Библиотека сайта «Диалог XXI век»

На главную страницу сайта «Диалог XXI век»

 

 

 

 

Осмысление понятия «СИСТЕМА» в процессе обучения

 

Е.Б. Агошкова

 

Осмысление понятия «СИСТЕМА» в процессе обучения // Труды VI международной конференции «Современные технологии обучения». изд-во СПбГЭТУ, 2000, с. 17 - 20. Санкт-Петербургский электротехнический университет «ЛЭТИ»

 

Оглядываясь на достижения научного познания в XX веке, можно с уверенностью сказать, что развитие научного познания шло под знаком понятия «система». Число работ, посвященных системной проблематике поистине необозримо. В целом достижения мирового системного движения подготовили предпосылки для развития системного мышления (R.L. Ackoff, 1973; Е.В. Agoshkova, 1998) и системного видения мира (Е. Laszlo, 1996).

Соответственно, важнейшей задачей образования в XXI веке является освоение в учебном процессе системной терминологии и системной методологии науки. Это явится наиболее активным методом формирования категориальной базы системного мышления. Первой задачей в этом ряду является осмысление содержания понятия «система». Однако, не только на уровне обыденного мышления, но и в среде широкой научной общественности понятие «система» выступает скорее как метафора, как имя для сложного объекта, лишенное той глубины содержания, которое вкладывается в это понятие современной философией и методологией науки.

 

Изложим кратко основные позиции для осмысления понятия «система».

1.             Понятие система базируется на понятиях «целое» и «часть» и отражает факт порождения свойства целого свойствами его частей.

2.             Так как всякий объект имеет бесконечное число свойств, то в объекте можно выделить множество систем, каждая из которых отражает порождение конкретного свойства целого через свойства соответствующих частей.

3.             Соответственно, следует говорить: “система на объекте А относительно свойства “К” объекта».

4.             Так как реальный объект обладает бесконечным числом свойств, то понятие система не приложимо к реальному объекту. Система есть продукт познания, некоторый выделяемый в объекте абстрактный объект, который формируется исследователем в процессе познания.

5.             Этот абстрактный объект представляет собой набор частных свойств объекта и отношений между этими свойствами. Принято говорить, что система есть совокупность элементов и отношений. Тогда под элементом следует понимать элементарный абстрактный объект, обладающий определенностью свойства, которая позволяет указать на определенность отношения данного элемента с другими элементами.

6.             Познание оперирует только абстракциями. Система, являясь одной из абстракций человеческого ума, связана с теми задачами научного познания, когда мы

ищем объяснение (предсказание) свойств целого через свойства частей. Для определенного класса задач система дает нам структурированное причинно-следственное отношение.

7.             Так как система должна объяснить свойства целого через свойства частей, то, следовательно, набор свойств и отношений, составляющих систему, должен порождать интегральное свойство Кс этого набора. Это интегральное свойство Кс по замыслу исследователя будет представлять свойство К целостного объекта, относительно которого мы и формируем систему.

 

8.             Наличие интегрального свойства является главной отличительной особенностью системы как набора свойств и отношений. На объекте мы можем выделить произвольный набор свойств и отношений. Если этот набор не порождает интегрального свойства, значит, мы сформировали не-систему.

9.             Тогда оказывается, что для интегрального свойства системы мы имеем двоякое представление: с одной стороны это есть интегральное свойство Кс, а с другой стороны это же самое свойство представлено набором частных свойств и отношений - системой. Значит, относительно интегрального свойства Кс эти два представления есть «одно и то же».

10.         А это означает, что в системе выполняется отношение тождества (через абстракцию) двух представлений: набора элементов и отношений с одной стороны и интегрального свойства этого же набора с другой стороны. Таким образом, набор элементов и отношений в системе должен включать отношение тождества. Это второе главное отличительное свойство системы.

11.         Здесь мы имеем дело с отношением гносеологического тождества, с отождествлением через абстракцию (Г. Фреге, 1879; А. А. Марков, 1954, М.М. Новоселов, 1978), когда два разных объекта отождествляются только в отношении какого-то определенного своего проявления. В случае системы мы отождествляем систему как набор свойств и отношений и систему как целостность с интегративным свойством Кс.

Так, когда мы представляем треугольник набором двух сторон и углом между ними или набором из трех сторон, мы в обоих случаях порождаем этими наборами интегральное свойство «быть треугольником». Указать один из этих наборов или сказать «треугольник» - это одно и то же. И в этом смысле эти представления тождественны.

12.         Таким образом, система выступает как универсальная форма (Е.Б. Агошкова, Б.В. Ахлибининский, 1998), как типовой абстрактный объект в научном познании.

Это есть конечный набор свойств и отношений, включающий отношение тождества через абстракцию. Именно этим определяется способность системы объяснять порождение свойства К целостного объекта через свойства его частей.

13.         С какой степенью близости интегральное свойство Кс системы будет представлять свойство К целостного объекта - этот вопрос решается по разному, в зависимости от того, строится ли система на объекте в процессе теоретических исследований, или в процессе обобщения эмпирических данных. Но в обоих случаях следует основываться на абстракции неразличимости (М.М. Новоселов, 1984), введя критерий 8 - неразличимости объекта и представляющей его системы.

 

Таким образом, осмысление понятия «система» требует освоения в учебном процессе исходных понятий: объект исследования, абстрактный объект как представление реального объекта, целое, часть, набор свойств, набор отношений, система, не-система, интегральное свойство системы, система на объекте относительно свойства К объекта, абстракция, отождествление через абстракцию, гносеологическое тождество объекта и системы на объекте.

При этом будет происходить постепенное смыкание гносеологии как раздела философии с научным познанием. Преподавание естественнонаучных и технических дисциплин будет приучать к гносеологической формулировке проблем, чем будет обеспечен наибольший уровень строгости решения научных и технических проблем.

.

К началу страницы