|
Осмысление понятия «СИСТЕМА» в процессе обучения Е.Б. Агошкова Осмысление понятия «СИСТЕМА» в процессе
обучения // Труды VI международной конференции «Современные
технологии обучения». изд-во СПбГЭТУ, 2000, с. 17 - 20. Санкт-Петербургский электротехнический
университет «ЛЭТИ» Оглядываясь на достижения научного
познания в XX веке, можно с уверенностью сказать, что развитие научного
познания шло под знаком понятия «система». Число работ, посвященных системной
проблематике поистине необозримо. В целом достижения мирового системного
движения подготовили предпосылки для развития системного мышления (R.L. Ackoff, 1973; Е.В. Agoshkova, 1998) и системного видения мира (Е. Laszlo, 1996). Соответственно, важнейшей задачей
образования в XXI веке является освоение в учебном процессе системной
терминологии и системной методологии науки. Это явится наиболее активным
методом формирования категориальной базы системного мышления. Первой задачей
в этом ряду является осмысление содержания понятия «система». Однако, не
только на уровне обыденного мышления, но и в среде широкой научной
общественности понятие «система» выступает скорее как метафора, как имя для
сложного объекта, лишенное той глубины содержания, которое вкладывается в это
понятие современной философией и методологией науки. Изложим кратко основные позиции для
осмысления понятия «система». 1.
Понятие система базируется на понятиях
«целое» и «часть» и отражает факт порождения свойства целого свойствами его
частей. 2.
Так как всякий объект имеет бесконечное
число свойств, то в объекте можно выделить множество систем, каждая из
которых отражает порождение конкретного свойства целого через свойства
соответствующих частей. 3.
Соответственно, следует говорить:
“система на объекте А относительно свойства “К” объекта». 4.
Так как реальный объект обладает
бесконечным числом свойств, то понятие система не приложимо к реальному
объекту. Система есть продукт познания, некоторый выделяемый в объекте
абстрактный объект, который формируется исследователем в процессе познания. 5.
Этот абстрактный объект представляет
собой набор частных свойств объекта и отношений между этими свойствами.
Принято говорить, что система есть совокупность элементов и отношений. Тогда
под элементом следует понимать элементарный абстрактный объект, обладающий
определенностью свойства, которая позволяет указать на определенность
отношения данного элемента с другими элементами. 6.
Познание оперирует только абстракциями.
Система, являясь одной из абстракций человеческого ума, связана с теми
задачами научного познания, когда мы ищем объяснение (предсказание) свойств
целого через свойства частей. Для определенного класса задач система дает нам
структурированное причинно-следственное отношение. 7.
Так как система должна объяснить
свойства целого через свойства частей, то, следовательно, набор свойств и
отношений, составляющих систему, должен порождать интегральное свойство Кс этого
набора. Это интегральное свойство Кс по замыслу исследователя будет
представлять свойство К целостного объекта, относительно которого мы и
формируем систему. 8.
Наличие интегрального свойства является
главной отличительной особенностью системы как набора свойств и отношений. На
объекте мы можем выделить произвольный набор свойств и отношений. Если этот
набор не порождает интегрального свойства, значит, мы сформировали
не-систему. 9.
Тогда оказывается, что для интегрального
свойства системы мы имеем двоякое представление: с одной стороны это есть
интегральное свойство Кс, а с другой стороны это же самое свойство
представлено набором частных свойств и отношений - системой. Значит,
относительно интегрального свойства Кс эти два представления есть «одно и то же». 10.
А это означает, что в системе
выполняется отношение тождества (через абстракцию) двух представлений: набора
элементов и отношений с одной стороны и интегрального свойства этого же
набора с другой стороны. Таким образом, набор элементов и отношений в системе
должен включать отношение тождества. Это второе главное отличительное
свойство системы. 11.
Здесь мы имеем дело с отношением
гносеологического тождества, с отождествлением через абстракцию (Г. Фреге,
1879; А. А. Марков, Так, когда мы представляем треугольник набором двух сторон и углом между
ними или набором из трех сторон, мы в обоих случаях порождаем этими наборами
интегральное свойство «быть треугольником». Указать один из этих наборов или
сказать «треугольник» - это одно и то же. И в этом смысле эти представления
тождественны. 12.
Таким образом, система выступает как
универсальная форма (Е.Б. Агошкова, Б.В. Ахлибининский, 1998), как типовой
абстрактный объект в научном познании. Это есть конечный набор свойств и
отношений, включающий отношение тождества через абстракцию. Именно этим
определяется способность системы объяснять порождение свойства К целостного
объекта через свойства его частей. 13.
С какой степенью близости интегральное
свойство Кс системы будет представлять свойство К целостного объекта - этот
вопрос решается по разному, в зависимости от того, строится ли система на
объекте в процессе теоретических исследований, или в процессе обобщения
эмпирических данных. Но в обоих случаях следует основываться на абстракции
неразличимости (М.М. Новоселов, 1984), введя критерий 8 - неразличимости
объекта и представляющей его системы. Таким образом, осмысление понятия
«система» требует освоения в учебном процессе исходных понятий: объект
исследования, абстрактный объект как представление реального объекта, целое,
часть, набор свойств, набор отношений, система, не-система, интегральное
свойство системы, система на объекте относительно свойства К объекта,
абстракция, отождествление через абстракцию, гносеологическое тождество
объекта и системы на объекте. При этом будет происходить постепенное
смыкание гносеологии как раздела философии с научным познанием. Преподавание
естественнонаучных и технических дисциплин будет приучать к гносеологической
формулировке проблем, чем будет обеспечен наибольший уровень строгости
решения научных и технических проблем. . |
|
|