Главная страница сайта

Карта сайта

Библиотека сайта

Другие статьи Акименко А.Д.

Написать автору статьи

e-mail: akimenko43@mail.ru

 

 

Статья 1

 

ОБРАЩЕНИЕ ЧЛЕНА РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО ОБЩЕСТВА АКИМЕНКО АЛЕКСАНДРА ДЕНИСОВИЧА К УЧАСТНИКАМ 7-го РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО КОНГРЕССА

Статья 1

О СОЗДАНИИ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ «ИДЕОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА»

 

Аннотация

Преодоление неуправляемости общества и счастье каждого человека связывается с социальным самоуправлением, которое предполагает наличие и реализацию Программы развития общества, основанной на определённой Идеологии, которую предлагается создать. Излагаются концепция Идеологии, её структура и исходные социально-философские положения. Перечисляются существующие предпосылки для создания общества лучшего будущего, противодействующие факторы и как цели прогнозируются его характеристики. Сформулированы задачи социальных структур и каждого человека по созданию общества будущего. Предложены этапы создания Идеологии развития общества.

 

Ключевые слова. Идеология развития человечества, Реальность, образование Реальности, онтологические законы, наилучшее состояние человека, социальное самоуправление, организованные коллективные разум и воля, общество будущего

 

 

Annotation

The struggle against the chaotic nature of the society is deeply related to the social self-government, which maintains the realisation of the Society Development Programme. The Programme is expected to be based on the existing Ideology, which should be developed in advance. I provide the general structure of the Ideology, its social and philosophical statements. I name the existing preconditions for the creation of the Better Society, counterforcing factors. I formulate the aims of social insitutes and aims of every single human towards the creation of the Better Society. I provide the exact steps to the development of the Society Development Ideology.

 

Key words: Society Development Ideology, the Reality, the Creation of the Reality, ontological regulations, the supreme condition of a human, social self-government, organised collective mind and will, the Future Society

 

УВАЖАЕМЫЕ УЧАСТНИКИ 7-го РОССИЙСКОГО ФИЛОСОФСКОГО КОНГРЕССА!

 

Для сохранения человечества и создания условий для наилучшего состояния (счастья в целом) каждого человека призываю Вас осуществить необходимые действия по формированию социально-философской «Идеологии развития человеческого общества и человека», указав в итоговом документе Конгресса о её создании. Под идеологией понимается определённая система идей, выражающих основные цели, методы и содержание деятельности человека и человечества в сфере своего развития.

«Идеология…» – это своего рода план совместных действий всех людей, всех социальных структур (государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных социальных общностей) по созданию организации общества, обеспечивающей наилучшее состояние (счастье в целом) каждого человека.

 

НЕОБХОДИМОСТЬ «ИДЕОЛОГИИ…».

Как показывает вся история человечества рост науки, техники, грамотности населения, материального благосостояния и богатства как отдельных индивидов, так и общества в целом не решает проблему достойного качества жизни каждого.

Периодически возникают войны, загрязняется окружающая среда, десятки миллионов людей не работают, усугубляются иные глобальные проблемы общества, складывается тенденция к самоуничтожению человечества. Подобные аспекты функционирования общества характеризуются как безумные. Общество в целом не управляемо. Отдельные элементы регулирования производства, некоторые международные договорённости в отдельных вопросах не устраняют господства стихийности, неуправляемости в обществе в целом.

Преодоление стихийности, неуправляемости общественного жизнесуществования в целом и создание условий для счастья каждого человека в моём представлении связывается с социальным самоуправлением на всех уровнях общества как способом организации общества с использованием организованных коллективных разума и воли. Самоуправление как сознательное коллективное регулирование существованием человечества в целом предполагает наличие и реализацию Программы развития общества, основанной на определённой «Идеологии развития человеческого общества и человека», которую призваны создать идеологи, философы.

В моём представлении общество лучшего будущего – это общество самоуправляющееся. Самоуправление (не представительное, а прямое, непосредственное управление) - организация жизнедеятельности человеческого общества на всех его уровнях (в трудовом коллективе, поселении, отрасли хозяйствования, стране, регионе, обществе в целом) и во всех сферах путём равноправного принятия всеми (совершеннолетними и дееспособными) совместно по определённым установленным алгоритмам управленческих решений по общим вопросам всех уровней только на основе договорённостей с использованием организованного коллективного разума. Самоуправление связывается с приоритетностью непосредственного управления всеми при подчинённости ему форм представительного управления.

Отсутствие общепризнанной единой «Идеологии развития человеческого общества и человека» лишает людей перспективы, не позволяет им заглянуть в будущее, а потому и более адекватно оценить настоящее и строить свои действия в настоящем. Наилучшее состояние человека и общества не может быть достигнуто путём кровопролитной борьбы между группами людей или иных форм насилия. Оно достигается путём целенаправленного и организованного решения всеми совместно на основе договорённостей всех частных и общих социальных проблем, исходя из существующих реалий.

Борьба за выживание человечества в условиях обострения глобальных проблем при растущей взаимозависимости народов мира обусловливает необходимость создания и принятия единой общечеловеческой Идеологии совместных действий.

«Идеология…» - система наиболее общих положений, которые необходимо знать каждому для обеспечения своего наилучшего состояния (счастья в целом). Адекватность деятельности по улучшению жизни требует всестороннего учёта соотношений множества процессов действительности в их конкретном изменении, а не выдёргивания кусочка одного, фрагмента другого.

«Идеология…» - одновременно тактический и стратегический план, ориентирующий всех людей как на ближайшие конкретные действия, так и на возможно обозримую перспективу.

«Идеология…» базируется и на данных наук, и на принципах общечеловеческой морали, и на постулатах, аксиомах, очевидных суждениях, которые строгих доказательств не имеют и иметь не могут, и выбор которых определяется практической полезностью, опытом, экспериментом.

«Идеология…» - это и начальный опыт создания единого общепризнанного обществом системного и целостного мировоззрения человека. Она открыта: всегда возможно включение в неё каких-либо иных необходимых положений.

Наличие «Идеологии…» вызвано именно необходимостью изменения способов организации жизнедеятельности общества с целью сознательного, целенаправленного, планомерного построения процесса счастливой жизни каждого человека.

Если все философские учения так или иначе объясняли жизнесуществование общества, но не могли научить, как должно быть организовано общество, чтобы сделать каждого человека счастливым, то единая целостная Идеология развития общества и человека на принципах самоуправления может стать первым в истории обоснованием методологии совместных действий всех людей, максимально способствующей счастью каждого.

Создание адекватной «Идеологии развития человеческого общества и человека» и её реализация позволит:

- исключить в человеческом обществе войны и все другие виды насилия,

- разрешить или минимизировать глобальные проблемы, предотвратить самоуничтожение человечества,

- целенаправленно обеспечить организацию жизнедеятельности общества с использованием организованных коллективных разума и воли,

- создать условия для обеспечения наилучшего состояния, счастья в целом каждого человека.

 

СОДЕРЖАНИЕ «ИДЕОЛОГИИ…»: ТРЕБОВАНИЯ, КОНЦЕПЦИЯ, ИСХОДНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

Существующая организация общества отнюдь не единственно возможная, вечная и наилучшая, отвечающая интересам всех его членов.

Цель «Идеологии…»: способствовать осуществлению счастливой жизни каждого человека.

Требования к «Идеологии…»:

- целенаправленность на достижение наилучшего состояния (счастья в целом) каждым членом общества, а не отдельными людьми, нациями, партиями, классами и иными социальными общностями,

- научность, частности, учёт онтологических законов Реальности,

- доступность для её понимания массами людей, а не отдельными, избранными,

- конкретность,

- достаточно подробное изложение,

- системность и целостность, а не набор каких-то разрозненных фрагментов,

- перспективность,

- возможность практического осуществления её задач и целей,

- соответствие принципам общечеловеческой морали,

- практическая поэтапная последовательная осуществимость не только в будущем, но уже в настоящем.

Основные идеи «Идеологии…»:

- стремясь удовлетворить видовые потребности, многие из которых удовлетворяются только во взаимодействии индивидов, люди, не имея (по причине неразвитости и социально-антагонистической организации общества) возможности согласованного между собой их удовлетворения, удовлетворяют их стихийно, зачастую с применением насилия и в ущерб друг другу,

- в современных условиях для счастливой жизни в целом каждого человека необходим переход от представительного управления как стихийного способа организации жизнесуществования человечества к самоуправлению. Переход осуществляется целенаправленно, естественно, постепенно, поэтапно, без насилия и принудительных мер и всеми людьми вместе. Для этого необходимы соответствующая Программа и социально-философская идеология как обоснование этой Программы.

    Задачи «Идеологии…»:

- создание и внедрение адекватного единого общепринятого человечеством мировоззрения, дающего целостную картину всей действительности и включающего систему основополагающих общечеловеческих нравственных принципов,

- определение принципов и алгоритмов самоуправления, поэтапных мер его внедрения в жизнь человечества,

- научное прогнозирование обозримого и отдалённого будущего человечества и человека как одна из основ деятельности в настоящем.

Структура «Идеологии…», реализующая её целостность и системность, которые, в частности, обеспечиваются учётом в её положениях всеобщих законов Реальности, учётом принципиальной неполноты человеческого познания и, соответственно, открытости (незамкнутости) её положений:

    - излагаются цель и задачи «Идеологии…», приводятся оценки существующих способов организации жизнедеятельности индивида и общества, причины, противодействующие развитию общества и человека,

    - рассматриваются мировоззренческие вопросы, свойства, онтологические и иные законы Реальности (бытия) и её образования, проявления этих законов в существовании человечества, человека и другого живого существа как образований Реальности; приводятся общие оценки распространённых мировоззренческих положений и концепций,

- излагаются исходные мировоззренческие положения и нравственные принципы, при этом разрешается проблема их истинности,

    - рассматривается планета Земля, живая система на планете, человеческое общество, социальная общность и человек как образования Реальности, реализуемые бесконечным множеством её процессов; сравниваются некоторые характеристики качественной определённости человека, других живых и неживых образований,

- рассматриваются возможности решения проблем индивида и человеческого общества в целом, при этом излагаются необходимые предпосылки для практического осуществления непосредственного управления общими делами всеми людьми, которые (предпосылки) появились на современном этапе жизни человечества,

- излагаются некоторые характеристики прошлого и настоящего, а также возможные характеристики обозримого и отдалённого будущего человека и человечества.

Концепция «Идеологии…» исключает насильственные действия для дальнейшего развития индивида и общества по отношению к отдельным людям, социальным общностям и иным социальным структурам (в том числе принудительные изъятие собственности и изменение убеждений). Переход к более адекватной организации деятельности индивида и общества предполагается постепенным естественноисторическим процессом, путём вовлечения в сознательное, целенаправленное управление своими общими делами всё более широких масс, путём разъяснительной, пропагандистской работы и, главное, путём систематических практических действий с осуществлением социальных экспериментов, реализующих развитие без его искусственного, а тем более насильственного, принудительного форсирования.

«Идеология…» предусматривает обеспечение наилучшего состояния, счастья в целом каждого человека при обязательном условии его активного систематического участия в организации существования общества и организации собственной жизни.

«Идеология…» учитывает, в частности, следующие требования к адекватной философско-мировоззренческой идеологии (под её адекватностью понимается соответствие наилучшему состоянию, счастью в целом каждого человека и общества в целом, соответствие прогрессу общества):       

- создавать единую целостную картину Реальности,

- содержать открытую систему сформулированных онтологических законов Реальности,

- быть системной, содержать оценки наиболее распространённых мировоззренческих положений, идеологий; систематизировать виды и содержание распространённых неадекватных мировоззренческих положений,

- индивида, социальную общность, человечество в целом рассматривать как проявление всех онтологических и иных законов Реальности, образования Реальности,

- на основе онтологических и иных законов Реальности формулировать адекватную систему мировоззренческих положений и взаимосвязанных с ними общечеловеческих нравственных принципов,

- содержать сформулированные общие цели и задачи общества в целом и индивида,

- исследовать системно – какой должна быть организация жизнедеятельности индивида и общества, реализующая их наилучшее состояние,

- учитывать все факторы, влияющие на ход развития общества. Преодолеть односторонность психологических, биологических, экономических, географических, социальных и прочих частных объяснений процесса жизнедеятельности общества и его (процесса) мистификацию,

- исключать необоснованное отведение человеку в мироздании особой роли и центрального положения,

- исключать сакрализацию феноменов Реальности (предметов, процессов, явлений, некоторых людей и т.д.),

- исключать схоластику и необоснованную абстрактность и умозрительность философско-мировоззренческих положений,

- способствовать овладению каждым диалектического мышления, рассматривающего бесконечную Реальность во всеобщей связи и взаимодействии явлений, в постоянном изменении, противоречивости,

- признавать принципиальную непознаваемость бесконечной и многомерной Реальности и её образования в целом, и исходить из познаваемости лишь отдельных проявлений Реальности в отдельных связях,

- содержать системное и целостное определение всей совокупности характеристик качественной определённости человека, социальной общности и человечества. Системно исследовать потребности индивида (видовые и специфические), социальной общности и общества и их реализацию,

- формировать открытую систему факторов, обеспечивающих наилучшее общее состояние, состояние удовлетворённости, счастье индивида, здоровый образ жизни,

- способствовать максимальному удовлетворению всех разумных потребностей индивида и общества в их оптимальном, гармоничном сочетании,

- выявлять систему причин социальной пассивности масс людей и возможности, способы её преодоления,

- способствовать активной жизненной позиции человека. Отказаться от обоснования отрицательных социальных явлений действием сверхъестественных сил, по отношению к которым якобы бессильны не только отдельные индивиды, но и всё человечество,

- активность индивида по улучшению его жизни направлять и на

совершенствование общества, и на самого себя,

- улучшение жизни индивида и общества связывать не с волевыми, субъективистскими действиями «выдающихся» индивидов, руководителей, а с закономерностями бытия,

- способствовать воспитанию оптимизма,

- способствовать чувству сопричастности каждого к общим делам человечества,

- дать характеристику представительного управления в человеческом обществе как одну из основ стихийного жизнесуществования общества и человека, указать недостатки и заблуждения, связанные с этим типом социального управления,

- исследовать роль самоуправления как одного из главных способов достижения наилучшего состояния (счастья в целом) каждого, разрешения или минимизации всех глобальных проблем человечества, и рассмотреть возможные формы его осуществления,

- излагать и обосновывать общие правовые положения самоуправляющегося общества будущего,

- исследовать систему возможных форм, методов, алгоритмов самоуправления в обществе на всех уровнях и во всех сферах,

- рассматривать возможности максимального приведения общественных организованных коллективных разума и воли в действие,

- показывать, что человечество, все люди не смогут выжить и разрешать свои глобальные экологические, энергетические и прочие проблемы, не научившись совместно управлять социальными процессами,

- излагать возможные пути разрешения или минимизации глобальных проблем человечества; решение глобальных проблем человечества определять как актуальную задачу каждого человека,

- формировать достаточно полный и целостный единый общечеловеческий моральный кодекс,

- отказаться трактовать мораль как фактор, в основном искусственно привносимый и определяемый воспитанием, но не соответствующей организацией жизнедеятельности общества, не равноправным и непосредственным участием каждого в управлении общими делами всего человечества на всех уровнях,

- показывать, как самоуправление с необходимостью вызывает к жизни коллективистскую мораль без её искусственного и насильственного внедрения,

- прогнозировать лучшее будущее с целью выработки направлений и этапов его созидания, продвижения к нему,

- выявлять и исследовать способы организации общества, целенаправленно и планомерно интегрирующие, консолидирующие его в единую целостную, самоуправляемую систему. Способствовать, в частности, естественно-историческому, постепенному и поэтапному внедрению единого языка человечества. Предлагать порядок (алгоритм) проведения собрания людей,

- не должна утверждать об особой миссии какого-либо народа как призванного спасти человечество,

- преодолевать идеологию индивидуального, группового, классового и национального эгоизма; выражать (отражать, обосновывать) интересы всего общества в целом в его прогрессивном развитии к будущему, а не только специфические интересы тех или иных отдельных социальных общностей и индивидов,

- давать обоснованные общие и конкретные ответы на важные и актуальные вопросы общественной и индивидуальной жизнедеятельности,

- выявлять совокупность распространённых догм, предрассудков, предубеждений, суеверий и иных неадекватных представлений.

Общие исходные философско-мировоззренческие положения «Идеологии…» должны включать рассмотрение:

- Реальности как всего существующего, познанного и непознанного человечеством, всеобщих (онтологических) законов Реальности и образования Реальности, способов существования Реальности и её образования,

- характеристик качественной определённости планеты Земля, живой системы на планете, человечества и человека как образований Реальности,

- человека (Возникновение человека как особи и вида. Видовые и иные характеристики качественной определённости человека. Видовые потребности. Способы сохранения его качественной определённости. Соотнесённость человека с Реальностью, образованиями Реальности. Формы проявления всеобщих законов Реальности в видовых потребностях и других свойствах человека. Адекватная организация жизнедеятельности человека и общества, здоровый образ жизни. Специфическое и общее в организации жизнедеятельности конкретных индивидов. Характеристики качественной определённости человека, препятствующие организации его познания и адекватной деятельности),

- содержания и способов достижения удовлетворённости, счастья в жизни в целом каждым человеком,

- процессов познания человеком Реальности (Извечные неясности для человека мировоззренческих феноменов. Трудности познания и определения истины. Критерии истинности знания, познания Реальности. Проблема истинности мировоззрения и «Идеологии…». Виды, содержание и причины заблуждений и иных неадекватных представлений, способы их устранения или минимизации),

- достижения согласованности действий всех людей на Земле в основных вопросах организации своей общей жизнедеятельности (Единство мировоззрения и морали. Ненасильственное разрешение социальных противоречий. Существующие и появляющиеся предпосылки, основания для достижения в основном взаимного согласия всех людей Земли),

- прогноза лучшего будущего человека и человечества (Условия, цель, способы достижения цели общества будущего. Направления, этапы, способы и иные условия перехода от стихийного жизнесуществования к сознательному и целенаправленному. Характеристики алгоритмов системы самоуправления в человеческом обществе в целом, в поселении, трудовом коллективе, семье и иной социальной общности. Характеристики человека будущего. Исчезновение или (и) преобразование в будущем некоторых характеристик общества и социальных общностей.),

- программы развития человеческого общества и человека.

 

ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ОБЩЕСТВА ЛУЧШЕГО БУДУЩЕГО И ПРОТИВОДЕЙСТВУЮЩИЕ ФАКТОРЫ.

В Конституции России (статья 7) установлено, что «Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь… человека». Достойная жизнь предполагает соответствующую организацию общества, которая в ст.3 Конституции определена соответствующей ролью народа в управлении, а именно: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». Другими словами, народ в России в соответствии с Конституцией управляет как непосредственно, так и через органы государственной власти и местного самоуправления.

Однако, как известно, предусмотренное Конституцией непосредственное выражение (осуществление) власти народом реализуется лишь эпизодически - один раз в несколько лет (в дни выборов и референдумов). В этом одна из главных причин, препятствующих в конечном счёте достижению наилучшего состояния (счастья в целом) каждым человеком.

Конституция России устанавливает власть народа в жизни общества. Тем самым по существу Конституция устанавливает самоуправление (управление народом своими общими делами). Таким образом, в этом отношении не надо сочинять чего-то особенно нового. Не хватает только разработанных (в том числе и идеологами) и установленных Законом алгоритмов самоуправления (то есть алгоритмов осуществления власти, управления народом). Поэтому если народ не может или (и) не умеет по каким-то причинам осуществлять свою власть и управлять, в основном полностью передоверяя это дело представителям, то больше виноваты в этом не представители, а сам народ. Давно ведь сказано: «народ имеет такое правительство, которое заслуживает».

Народ по Конституции – источник власти. Но почему исполнители его воли (органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления) не отчитываются перед народом-властителем? Почему народ этого не предлагает, не требует и даже не просит? Подотчётность органов власти и управления полностью соответствует смыслу норм статьи 3 Конституции России. Если бы повсеместно систематически (один раз в месяц, а не в год) проводились организованные собрания населения с отчётами руководителей об их работе за истекший период, с обсуждением на них принимаемых социальных планов и программ, с обсуждением актуальных социальных проблем и принятием оценок, рекомендаций и решений, социальная ситуация была бы совершенно иная. Систематическое проведение таких собраний – это одна из форм управления народом своими общими делами (форм самоуправления), причём гораздо более действенная, чем митинги, вооружённые восстания, противодействие властям в различных формах, войны с олигархами и борьба с коррупцией. Но народ не использует даже возможностей, предоставляемых Законом, а идеологи, философы не способствуют ему в этом.

В условиях современности уже существуют следующие реальные взаимосвязанные возможности и предпосылки, требующие дальнейшего развития, для продвижения к лучшему будущему, для реализации процесса счастливой жизни каждого человека:

- извечное желание каждого быть счастливым, осознанное и неосознанное стремление каждого к счастью,

- достаточный уровень материального благосостояния общества, позволяющий оптимально и разумно удовлетворять видовые потребности каждого,

- возможность формирования адекватной Идеологии организации жизни индивида и человечества в целом, вносящей необходимые элементы целенаправленности, планомерности и организованности в реализующуюся стихийно жизнедеятельность общества и человека,

- возможность формирования мировоззрения, адекватного наилучшему состоянию каждого,

- возможность осуществления каждым здорового образа жизни,

- возможность постоянного всестороннего развития индивида,

- достигнутый уровень научно-технического прогресса,

- приемлемые условия труда людей,

- необходимые ресурсы природы, пищи и энергии,

- возможность более продолжительной жизни,

- увеличение мобильности и достаточно свободного времени,

- широкое распространение и общедоступность высокоэффективных средств коммуникации и информации, обеспечивающих компетентность каждого в социальном управлении на всех его уровнях, позволяющих каждому в целях управления социальным развитием оперативно получать необходимую информацию, обмениваться мнениями, оперативно выявлять общественное мнение по различным социальным актуальным проблемам и принимать совместно решения по общим делам,

- достигнутый уровень общей образованности людей, понимания ими своей психологии, природы человека в целом,

- возможность получения каждым достаточного образования,

- достигнутый уровень демократии, то есть осуществления управления общественными процессами всё более широкими массами людей,

- необходимые правовые (юридические) нормы,

- наличие различных достаточно развитых форм самоуправления, самоорганизации индивидуальной и общественной жизни, возможности для развития новых форм самоуправления как прогрессивной организации жизнедеятельности общества,

- стандартизация управленческой деятельности на всех социальных уровнях и во всех сферах,

- создание наук об организации деятельности людей для осуществления поставленных целей с использованием организованных коллективных разума и воли общества, при которой (организации) решения принимаются только на основе договорённостей, но не насилия,

- понимание большинством населения важности и актуальности для выживания индивида и общества в условиях современности необходимости совместного разрешения глобальных и иных распространённых социальных проблем и дальнейшего развития индивида и общества,

- тенденции интеграции и консолидации человечества,

- возможности избежать многих гибельных ситуаций природного и антропогенного характера или минимизировать их с помощью науки и технологии.

К взаимосвязанным факторам, противодействующим развитию и наилучшему состоянию индивида и человечества, то есть реализации процесса счастливой жизни каждого, следует отнести:

- стихийность, неуправляемость существования человечества, отсутствие сознательного целенаправленного управления обществом в целом,

- нездоровый образ жизни,

- разобщающую людей организацию общества, препятствующую также и созданию единого мировоззрения,

- классовую, расовую, религиозную, национальную, территориальную, языковую, имущественную и иную неодинаковость и разобщённость людей,

- отчуждение индивида от общества и самого себя, общества от самого общества,

- отсутствие отношений полной сопричастности каждого к общим делам социальных общностей, общества в целом,

- недостаточный уровень развития общества. В прошлые века многие люди критиковали общественное устройство, осуждали, проклинали его, мечтали об уничтожении его, фантазировали о лучшем строе, убеждали богатых в безнравственности эксплуатации. Но всё это не могло указать действительного выхода, поскольку не сложились необходимые исторические условия для перехода к социально-неантагонистическому обществу. Невозможно построить совершенную социальную систему, исходя только из высокоморальных принципов разума, справедливости, свободы, равенства, братства и иных благих пожеланий,

- отсутствие единых адекватных мировоззрения и идеологии организации деятельности общества и человека,

- рыночный, непланируемый в целом способ организации общественного труда и производства,

- разделение в обществе на господ (руководителей, управляющих, работодателей, а также их приближённых и апологетов) и подчинённых, наличие господствующих над другими индивидов и групп,

- неумение масс участвовать в управлении делами социальной общности и общества в целом,

- отсутствие в системе управления на всех уровнях и во всех сферах установленных нормативными правовыми актами управленческих алгоритмов, предусматривающих осуществление управления всеми совместно,

- неразвитость форм непосредственного осуществления населением управления делами коллектива, поселения, региона, страны и мира,

- отсутствие свободного и оперативного доступа каждого человека к информации, необходимой для участия в управлении, отсутствие системы информатизации, обеспечивающей участие органов управления, должностных лиц, всего населения в управлении общими делами на всех уровнях,

- недостаточность общедоступных эффективных средств обучения, информации и коммуникации, позволяющих оперативно получать необходимую информацию, обеспечить достаточную мировоззренческую компетентность каждого и оперативно обеспечивать разрешение противоречий интересов, принятие решений по всем общим вопросам,

- умышленное противодействие в некоторых общезначимых ситуациях определённых социальных структур (олигархов, должностных лиц, органов государственной власти и местного самоуправления и др.) участию масс в непосредственном управлении общими делами. В частности, некоторые нынешние руководители всех уровней активно противодействуют: озвучиванию другого мнения, которое противоречит их узкокорыстным интересам, информированности всех в вопросах управления, объединению народов, народа, коллектива,

- низкий уровень массового правосознания,

- пренебрежение законами, их систематическое нарушение органами государственной власти и местного самоуправления и должностными лицами,

- недостаточное использование государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами на всех уровнях современных достижений науки управления,

- громоздкость управленческих процессов,

- войны и другие виды насилия при взаимодействии людей,

- природные и антропогенные катастрофы,

- глобальные и иные распространённые проблемы человечества,

- низкий уровень нравственности, игнорирование необходимости целенаправленного развития общественной нравственности,

- некоторые психические, психофизиологические, возрастные и иные характеристики людей и особенности данного человека,

- множество заблуждений и иных неадекватных представлений,

- умышленную целенаправленную дебилизацию господствующими

группами остальных масс населения,

- ограниченность возможностей человеческого познания и некоторые другие его свойства,

- сложность для познания феноменов, называемых Реальностью, образованием Реальности, в том числе человека и общества. Трудности познания обусловлены, в частности, бесконечностью множества процессов, образующих в любой момент человека, общество и любое другое образование Реальности,

- невозможность абсолютной истинности единых ответов на мировоззренческие вопросы,

- отсутствие у некоторых людей достаточно выраженной способности к абстрактному мышлению,

- недостаточный уровень общей образованности многих людей,

- незнание основной массой людей творческих способов решения различных, в том числе и социальных, задач,

- противоречивость всех процессов, образующих человека, общество и

любое другое образование Реальности, в том числе противоречивость интересов людей,

- неумение людей договариваться в процессе решения своих общих проблем, разрешать противоречия интересов мирным, ненасильственным путём,

- манипуляцию определёнными социальными структурами сознанием, психикой и поведением масс людей,

- сопротивление нововведениям. Его некоторые причины:

а) большая инерционность организационных структур,

б) отсутствие необходимой информации или её непригодный для использования вид,

в) отсутствие необходимых организационных, экономических, политических, материально-технических, финансовых и других условий для нововведений,

г) отсутствие необходимого социально-психологического климата,

д) привычки и инерция мышления,

е) боязнь нового, неизвестного,

ж) сложность достаточно точной предсказуемости новых направлений развития общества, социальных общностей,

з) страх перед возможным изменением сложившихся социальных отношений,

и) предложенные изменения становятся угрозой для будущей жизни,

к) неверие в возможность лучшего устройства общества,

л) нежелание части общества осмысливать решения мировоззренческих проблем, - значительное расслоение людей по уровню материального благосостояния и доступности к материальным и иным факторам жизнесуществования,

- недостаточный уровень материального благосостояния части людей,

- болезни,

- отрицательные характеристики так называемой «массовой культуры»: стереотипизация, стандартизация, воспитание некритичности, воспитание потребительства, индивидуализма, воспитание социальной апатии, мифологизация, создание имиджей, харизматизация, эффект сиюминутности, потребление, не заставляющее думать, воспитание простоты восприятия, вульгаризация, примитивизация, воспитание жестокости, пропаганда секса, аморализм,

- социальную пассивность, нежелание масс участвовать в управлении общими делами на всех уровнях общества.

К причинам социальной пассивности масс, нежелания участвовать в целенаправленной адекватной организации деятельности индивида и общества относятся:

- отсутствие у человечества единого общепризнанного и общепринятого мировоззрения, единообразных ответов на мировоззренческие вопросы, отсутствие общепринятых единых норм общечеловеческой морали,

- отсутствие сформулированной Идеологии адекватной организации жизни индивида и общества,

- управленческая некомпетентность в сфере управления общими делами организации, поселения, региона, отрасли хозяйствования, страны, общества,

- отсутствие технических возможностей,

- отсутствие необходимых управленческих алгоритмов,

- психофизиологические факторы (пессимизм, возраст, болезнь и т.п.),

- множественность правовых норм,

- противодействие ряда социальных структур участию масс в управлении,

- умышленное создание господствующими группами социальной неразберихи и оглупления масс,

- вера, надежда на хорошего руководителя, хорошую партию, всемогущего творца, 

- манипуляция сознанием, психикой и поведением масс,

- отсутствие веры в возможность счастливой жизни.

Однако абсолютной социальной незаинтересованности людей в участии в управлении общими делами не существует – каждый как минимум имеет мнение о путях решения общих проблем. Практически все указанные факторы, противодействующие наилучшему состоянию (счастью в целом) каждого человека, в современных условиях реально могут быть преодолены или минимизированы, поскольку на современном этапе жизни человеческого общества появились необходимые вышеперечисленные предпосылки для дальнейшего развития индивида и общества. Следовательно, возможна и необходима новая организация жизнедеятельности общества, позволяющая всем совместно целенаправленно и сознательно разрешать индивидуальные и общие социальные проблемы в интересах каждого человека и всего общества, а не только в интересах отдельных лиц и структур. Поэтому надо осуществлять соответствующие действия, а не только констатировать факты.

Сохранение целостности образования Реальности, включая человеческое общество, – необходимость, онтологический закон. Сохранение целостности человека как образования Реальности путём разумного удовлетворения видовых потребностей – необходимость. Оптимальное удовлетворение потребностей – необходимость.

Стремление каждого к наилучшему состоянию – необходимость, закономерность. Все эти необходимости-закономерности реализуются также и посредством самоуправления. В этой связи самоуправление – необходимость как проявление онтологических законов Реальности.

Одно из качественных отличий человеческого сообщества от популяций других животных заключается в возможности целенаправленной планомерной организации управления в обществе на основе договорённостей на всех уровнях с применением организованных коллективных разума и воли как специфическими свойствами, присущими только сообществу людей в отличие от сообществ других животных. Пока же в организации человеческого общества, как и в сообществах других животных на планете Земля, в целом царит стихия с вытекающим из неё множеством серьёзных глобальных и иных социальных проблем.

Переход к общественному самоуправлению как реализация направленности на сохранение и повышение степени целостности общества – это переход от нынешнего общественного коллективного безумия (стихийности) к коллективным организованным разуму и воле на основе принципов общечеловеческой морали. Самоуправление – это прежде всего адекватный способ жить вместе на основе договорённостей во всех сферах жизнесуществования.

Самоуправление позволяет существенно повысить степень единства общества, максимально развивает все способности, интеллект, творчество, активность, ответственность индивида. Самоуправление стало возможным и необходимым именно на данном этапе существования человечества.

 

НЕКОТОРЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЩЕСТВА ЛУЧШЕГО БУДУЩЕГО.

Некоторые положительные характеристики и преимущества самоуправляющегося общества будущего:

- максимально быстрое общее развитие общества, которое становится сознательным, планомерно и научно направляемым процессом,

- реализация каждым наилучшего состояния (счастья в целом),

- смысл жизни как деятельность на своё и всеобщее благо обретён каждым,

- оптимальное и разумное удовлетворение всех видовых потребностей индивида в оптимальном сочетании с интересами, потребностями существования и развития социальных общностей и общества в целом,

- глобальное распространение отношений взаимопонимания, доброты, дружбы и любви,

- развитое у каждого сознание общественного долга, вызывающее глубокие, светлые чувства, которых не знает человек, замкнутый в узких бытовых рамках нынешнего разобщённого общества,

- гармонизация общественной жизни на основе выявления идеалов лучшего общества, заложенных априори в душе, подсознании каждого человека,

- межчеловеческая солидарность, справедливость и равенство во взаимоотношениях людей, отсутствие антагонистических социальных противоречий,

- отсутствие войн и иных насильственных способов разрешения социальных противоречий на всех уровнях и во всех сферах общества,

- наивысшая нравственность и её целенаправленное развитие. Использование коллективного разума «автоматически включает» и коллективистскую, общечеловеческую мораль,

- развитое чувство причастности каждого к общим делам человечества,

- максимальны социальная активность и творческое отношение людей к процессам жизнесуществования,

- развитость всех форм сотрудничества в сочетании с соревновательностью,

- ускоренная реализация тенденций интеграции и консолидации человечества,

- отсутствие отчуждения человека от коллектива и общества, «войны всех против всех»,

- повсеместное использование общедоступных высокоэффективных средств массовой коммуникации и информации,

- осуществляются и развиваются все формы равноправного участия масс в управлении общими делами на всех уровнях и во всех сферах. Это является надёжной гарантией наиболее правильных, оптимальных решений, отвечающих интересам всего общества,

- все люди умеют управлять социальными процессами, отсутствуют люди (должности), профессионально управляющие общественной жизнью, ибо все занимаются управлением как одним из видов своей деятельности. И это не вторая профессия индивида, а его долг, его общественная обязанность и вместе с тем одна из его видовых потребностей. Общество не нуждается в выдающихся способностях отдельных организаторов-руководителей, поскольку управление осуществляется по определённым установленным алгоритмам, в основном безлично, с использованием организованных коллективных разума и воли,

- люди видят перспективы, а потому более адекватно действуют в настоящем,

- систематическое организованное обсуждение на собраниях общих проблем,

- стандартизация управленческой деятельности,

- интересы всего общества выражает само общество в целом, а не какой-либо его представительный орган,

- создание условий, способствующих максимальному развитию адекватных способностей и разумному удовлетворению видовых потребностей человека,

- максимальный уровень общей образованности населения,

- дети (и взрослые) быстрее и лучше учатся. Они (и взрослые) не капризничают, ибо коллективизм исключает подобные и иные проявления эгоизма,

- труд является не только средством для жизни, а одной из потребностей жизни, свободной творческой деятельностью,

- отсутствие безработицы, социальной незащищённости, социального неравенства, отношений господства и подчинения, семейных конфликтов, обусловленных нынешней стихийной организацией жизни общества,

- отсутствие конкуренции, нынешних тревог конкурентов (в том числе и о деньгах, личной безопасности, сохранности собственности и т.п.), смертельной взаимной ненависти конкурентов,

- отсутствие существующего при нынешней организации общества феномена бездумной вечной спешки, торопливости людей,

- максимально возможная продолжительность жизни и другие наилучшие показатели здоровья индивида,

- эффективное лечение всех заболеваний,

- исключение использования наркотических веществ, пищевых суррогатов, лекарств и загрязнения среды, вызывающих непредсказуемые мутации человека как биологического вида,

- отсутствие проблем жилья, образования, медицинского обслуживания, воспитания и ухода за детьми, неуверенности в завтрашнем дне, преступности,

- отсутствие умышленной манипуляции какими-либо индивидами или социальными структурами сознанием, психикой и поведением масс людей, умышленного введения их в заблуждение, умышленной социальной неразберихи и оглупления масс,

- отсутствие самовредительства индивидуального и общественного. То, чего может позволить себе отчуждённый от общества нынешний отдельный индивид (например, лень, экстремизм, алкоголизм, наркотизацию и т.п.), в коллективистском обществе человек никогда не допустит,

- разрешение или минимизация глобальных и иных распространённых проблем человечества,

- стала согласной жизнь 7 миллиардов людей планеты Земля, которые говорили более чем на 1000 языках, жили более чем в 150 странах, трудились в сфере 40 тысяч профессий, принадлежали к различным социальным системам, классам, находились либо на вершине достижений мировой культуры или прозябали в невежестве, живя в обществе, недалеко ушедшем от первобытной общины.

Общество, освободившееся от социального неравенства, производящее все блага в достаточном изобилии, обретает безграничные возможности для развития и достойной жизни каждого человека. Социальная однородность и общественное богатство являются базой развития нового, несравненно более богатого многообразия, связанного с различиями в деятельности человека на благо общества и себя.

Многообразие такого рода неисчерпаемо. Наши потомки, люди будущего общества, умеющие сами совместно управлять общественными процессами на основе развитой нравственности, найдут, наконец, способы разумного решения всех своих проблем в интересах каждого индивида и общества в целом.

Человек будущего:

- является самоцелью, поэтому смысл его жизни – в реализации постоянно своего наилучшего состояния в гармоничном сочетании с благом человечества,

- обладает высочайшим интеллектом,

- ведёт здоровый образ жизни,

- постоянно и активно участвует в управлении делами всего общества,

- обладает высокой самодисциплиной,

- физически сильный и здоровый и в преклонном возрасте. Нет людей некрасивых, с физическими недостатками благодаря всему образу жизни, а также косметическим, пластическим и другим хирургическим операциям,

    - оптимист,

    - счастлив,

    - адекватно разрешает противоречия бытия,

    - коллективист, общественное ставит превыше индивидуального,

    - постоянно работает над своим совершенствованием,

    - добр и коммуникабелен,

- своевременно преодолевает заблуждения и иные неадекватные представления,

- живёт более 100 лет. Его смерть как естественное завершение жизни происходит в состоянии относительного умиротворения и спокойствия, с чувством хорошей усталости от всех событий, треволнений жизни, с чувством исполненного долга перед родными, близкими и всем человечеством. Он «по-деловому» относится к проблеме окончания жизни. И после смерти он остаётся жить в результатах своего творчества.

Качественно новые взаимодействия людей между собой и средой в будущем породят новые характеристики индивидов, которые не свойственны современному человеку и которые сейчас даже трудно предположить.

В самоуправляющемся обществе будущего отсутствуют:

- постоянные размышления о добыче средств существования и постоянное стремление к личному комфорту как о главных целях, а главными стали цели реализации доброты, любви, творчества,

- всякая надобность в насилии над людьми вообще, в подчинении одного человека другому, одной части населения другой его части.

- повелители и исполнители, начальники и подчинённые, работодатели и работники,

- такие ныне существующие человеческие недостатки, как эгоизм, ненависть, жестокость, агрессивность, презрение, неуживчивость, непомерная гордость, обидчивость, зависть («чёрная»), жадность, невежество, лень, боязнь будущего, пессимизм, поскольку взаимоотношения людей строятся на основании договорённостей на всех уровнях и во всех сферах общества,

- недостатки слишком тесного принудительного общения людей в социальных общностях, в том числе и в семье, вызывающего множество конфликтов,

- политические организации (партии, профсоюзы и т.д.),

- необходимость во многих видах современных материальных затрат при осуществлении жизнедеятельности индивида и общества, в частности, необходимость в нынешнем натуральном хозяйстве семьи.

Стали ненужными и исчезли при самоуправлении: государство, его институты и структуры, институты нации, наций, армии и оружие, институты принуждения (тюрьмы, налоговые органы и т.д.), нотариат, банки, денежная система, семья в форме брака и супружества, институты отношений частной собственности, торговля, жилища с индивидуальными кухнями и водоснабжением, многокомнатные квартиры для одного индивида, личный транспорт и его хранение, эксплуатация и ремонт, драгоценные украшения, «информационный мусор», границы между странами, некоторые профессии (должности): руководитель, начальник, военнослужащий, работник сферы финансов и сферы отношений собственности и торговли, охранник (ныне более 500 млн. человек).

В самоуправляющемся обществе будущего исчезли проблемы:

- межнациональных, межгосударственных, межрегиональных, межпоселенческих, межрасовых, межконфессиональных взаимоотношений и обусловленные ими проблемы,

- приобретения в частную собственность вещей, их эксплуатации и ухода за ними, хранения и т.д.,

- охраны частной собственности (в т.ч. хранилища, упрочнённые двери, замки, заборы, сейфы, собаки, технические системы охраны, охранники и т.п.),

- обороны, вооружённого насилия групп людей друг над другом,

- семьи. Обучение, воспитание детей и уход за ними, содержание других категорий населения, нуждающихся в помощи, осуществляется в основном специальными общественными структурами,

- социального страхования,

- внешнеэкономической деятельности,

- таможенного дела.

Исчезли многие другие проблемы, кажущиеся сегодня вечными и неразрешимыми.

Возникли новые и преобразованы некоторые прежние характеристики и тенденции общества:

- осуществляемое на основе договорённостей определение и решение социальных задач, включая производство и распределение факторов жизнесуществования,

- постепенное отмирание некоторых функций государства (сокращение государственных органов, аппарата принуждения, армий, судов, системы уголовных наказаний, товарно-денежных отношений и т.д.),

- постепенное исчезновение отношений руководства (которое в некоторых связях является господством) и подчинения в межчеловеческих взаимоотношениях,

- осуществление глобального, в масштабе общества в целом социального прогнозирования и планирования,

- осуществление каждым деятельности в системе общественного разделения труда не более 4-5 часов в сутки, и использование остального времени для участия в социальном самоуправлении, других творческих дел, отдыха, развлечений и т. д.,

- расширение общественных фондов потребления предметов, товаров и услуг. Люди не обременяют себя лишними личными вещами, как сейчас. Потребности в личных вещах разумные, - постепенное, поэтапное, без искусственного и необоснованного форсирования существенное сокращение непроизводительных затрат (прекращение создания различных видов оружия, ликвидация армий, сокращение товарно-денежных операций и связанных с ними затрат, сокращение органов государства и расширение использования нравственных регуляторов, переход к единому языку человечества и т.д.),

- широкое распространение во всех сферах жизни, деятельности людей эстетического фактора (музыкальность, гармоничность, приятные запахи, цвета и

т.п.),

- постоянное, в течение всей жизни, образование каждого. Человек (ребёнок и взрослый) усваивает знания в несколько раз быстрее благодаря оптимальной методике обучения. Кроме очного обучения осуществляется постоянное дистанционное обучение,

- растущее многообразие жизни и деятельности, всеохватывающее распространение научного знания. Новые научные открытия дают человечеству не только новые источники энергии, материалы, средства производства, но и новые виды деятельности, новые многообразные интересы, стимулируют новые увлекательные поиски. Жизнь индивида и общества наполняется новым глубоким содержанием,

- создание нового общества как ассоциации, построенной на основе социального равенства, единства, в соответствии с принципами разума и требованиями природы, осуществляется только путём договорённостей, убеждения, социальных экспериментов и мирных реформ.

Появившееся в обществе будущего новое:

- система самоуправления в обществе в целом,

- целенаправленное регулирование численности человеческого сообщества,

- население живёт и работает в основном в экологически лучшей зоне Земли,

- единые транспортные магистрали, опоясывающие всю Землю,

- норма Основного правового закона (Конституции) общества, Устава каждой организации и должностных обязанностей каждого - обязанность каждого принимать участие в управлении общими делами на всех уровнях,

- единое мировоззрение, единая общечеловеческая мораль,

- высокое чувство ответственности у каждого за свою деятельность, за жизнь общества,

- общественная дисциплина эффективно реализуется и нравственными нормами,

- отсутствие денег,

- все дети живут в детских домах, в которых располагаются общеобразовательные школы, общение родителей с детьми беспрепятственное, по желанию родители могут жить вместе с детьми,

- содержание обязательного общего образования каждым усваивается за 5-6 лет,

- новые методы обучения, обеспечивающие максимально возможный интерес к обучению и знаниям,

- обязательные дисциплины для изучения каждым в системе общего образования на первом этапе жизни (философия, мировоззрение, мораль, логика, психология, самоорганизация жизни, управление /организация/, экология, коммуникология, безопасность, информатика, здоровый образ жизни, футурология, наука творческого решения задач, а также биология, физика, химия, энергетика, техника, математика, культура),

- высшее профессиональное образование, приобретаемое за 1-2 года, у каждого,

- образование (обучение и воспитание) осуществляется в течение всей жизни,

- несколько основных профессий за всю жизнь,

- занятость каждого в системе общественного разделения труда в течение всей жизни, отсутствие пенсионеров,

- все трудятся и умственно, и физически,

- обязательные общественные работы для всех, особенно для молодёжи (бытовое обслуживание, уборка мусора и т.п.),

- глобальная система информации, связи, коммуникации, общения,

- формы общения,

- единый язык человечества, оптимизация знаково-языковой системы,

- новое правовое законодательство, значительное изменение существующих законов или их отмена,

- стандартизация жилищ, быта, многих вещей, безопасности,

- жилище обычно рядом с работой. Заводы, учреждения, фабрики и другие производства находятся, как правило, в едином территориальном комплексе с жилищами их работников,

- здоровый образ жизни каждого,

- экологические и иные условия позволяют людям вне зданий часто ходить босиком,

- новое в образе жизни,

- систематические организованные дискуссии и опросы на разных социальных уровнях,

- проникновение науки во все сферы жизни,

- новые способности и иные свойства человека,

- отсутствие знаменитостей, харизматических личностей, гениев,

- в соответствии с правовыми нормами возможна эвтаназия по желанию.

Самоуправление создаёт новую структуру общества: все – работники, включая управленцев-организаторов, отсутствуют начальники, подчинённые, крестьяне, интеллигенция и работодатели.

Постоянно функционируют центры коммуникации, информации и управления. В каждой организации - оборудованный соответствующей техникой зал для:

- осуществления в определённое время собраний с отчётами исполнительных органов самоуправления об их деятельности за истекший период, с обсуждением на них актуальных социальных проблем, проектов законов и иных управленческих решений, принимаемых социальных планов и программ и отчётов об их реализации, с принятием оценок, рекомендаций и решений,

- получения необходимой для управления информации, выработки общественного мнения по проектам и другим проблемам, и сообщения об этом мнении в соответствующие структуры самоуправления. В зале находятся также необходимые технические средства и осуществляются условия для жеребьёвок, рейтинговых оценок и голосования.

Некоторые проблемы общества будущего:

- всеобщее глобальное планирование жизнедеятельности общества,

- организация глобальной системы общественного разделения труда, трудовой занятости,

- распределение общественных фондов потребления и других факторов жизнесуществования между регионами, поселениями, коллективами, индивидами,

- алгоритмы самоуправления,

- новые процедурные вопросы и нормы законодательства,

- виды и формы ответственности,

- виды социальных санкций и их применение,

- регулирование распространения информации,

- возможное проявление отрицательных сторон развития комфортных условий обитания людей, которые часто противоречат биологическим свойствам человека, требующим систематических физических нагрузок, тренировки органов чувств и т.д.,

- человек приспосабливается жить в искусственно созданной техногенной среде, без существования и функционирования которой он во многом не может обходиться. Это во многих связях делает его зависимым от этой среды и трансформирует самого человека, приспосабливая его к жизни только в этой среде,

- технический прогресс, способствующий объединению людей, увеличивает в некоторых связях их зависимость друг от друга, причём чем выше уровень технического прогресса, тем больше эта зависимость, тем уязвимее в некоторых отношениях становится как всё общество в целом, так и отдельные его члены.

- истощение необходимых человечеству природных ресурсов Земли.

 

ЗАДАЧИ ВСЕХ СОЦИАЛЬНЫХ СТРУКТУР И КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА ПО СОЗДАНИЮ ОБЩЕСТВА ЛУЧШЕГО БУДУЩЕГО.

В обществе существовали и существуют формы представительного управления общественными процессами – монархия, диктатура, выборная демократия, президентская форма правления, партийное управление, теократическое правление т.д. Однако представительные органы управления (вождь, монарх, группа аристократов, депутатов, членов правительства, элита, лидеры, начальники, руководители, выборные и назначаемые должностные лица, работники аппарата руководящего, властного органа и т.п.) не обеспечивали, не обеспечивают и не обеспечат сознательной целенаправленной управляемости общества в целом.

Важная неотъемлемая характеристика представительного управления – неуправляемость, стихийность организации жизнесуществования общества в целом, во множестве связей обусловливающая, в частности, антагонизм при разрешении социальных противоречий со всеми вытекающими последствиями, а также множество иных отрицательных свойств общества.

Наиболее распространённые идеологии совершенствование общества и человека связывают в основном с 2 вариантами: 1) устранение или минимизация «эгоистической природы человека», 2) появление, создание великого руководителя (великих руководителей) или высокоэффективного руководящего органа (руководящих органов). Вариант их совершенствования волей творца или иных всемогущих надмировых сил рассматривать бессмысленно, поскольку их планы и воля человеком, человечеством принципиально неопознаваемы и потому неизвестны.

По первому варианту устранение или минимизацию «эгоистической природы человека» предполагается осуществить путём воспитания, хирургических и иных анатомических операций, вживления в организм человека различных технических приспособлений, генетического воздействия, применения химических веществ и т.п. Однако надежда на устранение или минимизацию так называемой «эгоистической природы человека» подобными способами иллюзорна, поскольку, в частности, противоречит онтологическому закону сохранения целостности образования Реальности, которая (целостность) в любом случае обеспечивается во многих связях противоречивыми и противоположными факторами.

Незнание или игнорирование онтологического закона, утверждающего, что свойства образований Реальности есть результат их взаимодействий, но никак не атрибут данного образования как отграниченного, также обусловливает выводы многих так называемых «учёных» об «эгоистической природе человека», в то время как эгоизм – свойство взаимодействий индивидов, находящихся в определённых социальных условиях, которые порождают их антагонистическую разобщённость и противопоставленность друг другу. Организация взаимодействий тех же самых индивидов на принципах и алгоритмах сотрудничества и коллективизма, присущих социальному самоуправлению, порождает коллективистские характеристики, высшую нравственность. Об этом свидетельствует множество исторических фактов. Так, безнадзорные молодые люди, совершавшие множество преступлений, но организованные в СССР в 30-е годы 20 века А.С.Макаренко в самоуправляющийся коллектив, без каких-либо дидактических нравоучений и вживлённых в мозги хитроумных приспособлений в кратчайшие сроки неузнаваемо преображались в нравственно достойных людей, эффективно работающих на общее благо. Рабочие с выраженными эгоистическими характеристиками, будучи организованными в самоуправляющиеся коллективы в системе так называемой бригадной формы организации труда в СССР в 80-е годы 20 века, в течение нескольких дней преображались в высоконравственных людей, показывающих небывалую производительность труда. Утверждения различных «философов», «социологов» и прочих подобных «учёных» о неустранимости «эгоистической природы человека» - всего лишь эмоции, апологетика статус-кво, но никак не научные выводы. Они вольно или невольно лишь способствовали и способствуют оправданию, распространению и применению в течение многих веков множества форм насилия для «обуздания» эгоизма в межчеловеческих отношениях.

Второй вариант способа совершенствования человека и общества - создание великого руководителя или руководящего органа, осуществляемое путём выведения, отбора или выборов наиболее развитых во всех отношениях людей, реализации надежд на появление харизматических личностей. Однако многовековая история человечества убедительно показала бесперспективность подобных надежд на великих, элитных и харизматических руководителей.

Подобные предложения по совершенствованию общества и человека так или иначе связаны с незнанием или игнорированием тех или иных онтологических законов Реальности. Эти предложения, методы и попытки заведомо обречены на провал, ибо, в частности, игнорируют закон противоречивости явлений Реальности, закон единства и борьбы противоположностей, закон, утверждающий, что свойства образований Реальности есть результат их взаимодействий. Эти попытки никак не устраняют проявлений с необходимостью этих и иных онтологических законов в жизни человека и общества, в частности, в виде социальных противоречий, которые в неуправляемом в целом обществе носят антагонистический характер. Кроме того, эти попытки игнорируют появившиеся уникальные возможности и способности человека и человечества на современном уровне его развития для создания системы социального самоуправления.

Качественно иной вариант подхода к совершенствованию человека и общества связывается именно с переходом от представительного социального управления к социальному самоуправлению. В самоуправляющемся обществе социальные противоречия также будут существовать всегда, но они: 1) не будут иметь антагонистического характера и 2) будут разрешаться договорённостями, но не насилием.

Социальное самоуправление вовсе не чьё-то современное изобретение или открытие. Разными народами в различные периоды истории человечества было реализовано множество элементов и алгоритмов самоуправления, включая такие формы, как: самоуправление в древних племенах, общинное управление у разных народов, новгородское вече, общее собрание любой социальной общности с принятием общих решений, так называемую бригадную форму организации труда в СССР в 80-е годы 20-го века, которая была задушена управляющими чиновниками, поскольку подрывала основы их господства, трудовые коммуны, организованные в СССР в 30-е годы 20 века А.С.Макаренко и его последователями, самоуправление в некоторых общеобразовательных школах разных стран, системное управление организацией, описанное в одноимённой книге Янга Смита.

Общими чертами практики социального самоуправления в указанных локальных социальных общностях являются: наивысшая для данных исторических условий производительность труда и эффективность иной общественной деятельности, отсутствие в общности отношений господства и подчинения, развитые отношения сотрудничества и взаимопомощи, высокая нравственность.

Однако относительно низкий общий уровень развития общества, включая уровень познания Реальности и её образований, уровень грамотности населения, отсутствие необходимых для самоуправления технических средств оперативной глобальной информации, связи, коммуникации и других необходимых факторов, не позволял осуществлять глобальное социальное самоуправление. Необходимые предпосылки для этого появились лишь в современных условиях.

Применение и развитие существовавших форм социального самоуправления с использованием современных средств связи, информации и коммуникации в условиях достаточно высокого образовательного уровня населения, уровня материальной обеспеченности и наличия других факторов прогресса общества позволяют внедрить социальное самоуправление в современном мире, а тем самым, сохранить жизнь человечества, разрешить или минимизировать его глобальные проблемы и осуществлять прогресс.

Поэтому всем людям необходимо самим приняться за устройство своих общих дел и управление ими, а не передоверять полностью это дело представителям – органам государственной власти, органам местного самоуправления, царям, королям, президентам, министрам, депутатам, партиям, председателям, генеральным секретарям, лидерам, элите, учёным, специалистам, заслуженным людям, героям, начальникам, руководителям, просто хорошим людям.

Невозможно улучшение жизни, если не допускать его возможность. А не допускать его возможность нелогично хотя бы потому, что человек о будущем достоверно ничего не знает.

Что делать для создания самоуправляющегося общества будущего? Надо:

- поверить в возможность организации счастливой жизни,

- добиться понимания всеми людьми важности и актуальности для выживания и дальнейшего развития индивида и общества необходимости совместного разрешения глобальных и иных социальных проблем, а не самоустранения от общественных и государственных дел,

- сформировать адекватное мировоззрение, общепризнанные системные и целостные ответы на исходные мировоззренческие вопросы,

- сформировать единую Идеологию адекватной организации жизни индивида и человечества в целом, вносящую необходимые элементы целенаправленности, планомерности и организованности в жизнедеятельность общества и человека,

- осуществить постепенный поэтапный переход к самоуправлению в

человеческом обществе во всех сферах и на всех уровнях, для чего, в частности, осуществить поэтапные социальные эксперименты и необходимые организационные мероприятия. При этом не требуются, бесполезны и вредны войны, перевороты, захват власти, забастовки, акции протеста, оппозиционность, погромы, преследование и уничтожение инакомыслящих, насильственное изъятие частной собственности у состоятельных граждан, принудительное насаждение чьей-либо идеологии, поскольку все решения принимаются только путём договорённостей между всеми людьми,

- активно содействовать развитию таких форм участия всех людей в управлении общими делами, как систематические организованные собрания населения с отчётами руководителей органов законодательной, исполнительной и судебной власти об их работе за истекший период, с обсуждением на них актуальных социальных проблем, законопроектов, принимаемых социальных планов и программ и отчётов об их реализации, с принятием оценок, рекомендаций и решений. Подобные собрания – один из крайне эффективных способов использования организованных коллективных разума и воли на основе договорённостей. Добиться исключения манипуляции какими-либо индивидами и социальными структурами сознанием, психикой и поведением масс людей, выявлять и преодолевать разного рода заблуждения,

- обеспечить умение масс участвовать в управлении делами общества на всех уровнях и во всех сферах. Общественное образование должно включать на всех этапах изучение философии, психологии, логики, информатики, коммуникологии, направлений здорового образа жизни, футурологии, науки творческого решения проблем, науки управления и организации общественного жизнесуществования,

Идеологии и Программы развития человеческого общества и человека. Каждому знать основные правовые акты (Конституцию всего общества и своей страны, уставы поселения и иной социальной общности, в которую он включён), все направления здорового образа жизни, видовые потребности человека, общечеловеческий моральный кодекс, принципы и алгоритмы управления. Преодолеть слепую веру в харизматичность президентов, министров и прочих начальников-руководителей.

Далеко не все короли, цари, президенты, министры, мэры, конгрессмены, депутаты, начальники, руководители и прочие управленцы обучались в университетах управления. Управленческие знания, умения, навыки и опыт быстро приобретались ими в процессе повседневной управленческой практики. В процессе самоуправления необходимые управленческие знания, умения, навыки и опыт каждый будет приобретать также достаточно быстро,

- каждому систематически практически участвовать в различных формах в управлении общими делами. Добиваться создания управленческих алгоритмов, обеспечивающих массовое равноправное участие населения в управлении. Разрешать общественные противоречия только путём договорённостей, но не насилия,

- обеспечить свободный и оперативный доступ каждого к информации, необходимой для участия в управлении и реализации наилучшего состояния (счастья в целом),

- активно содействовать созданию в каждом поселении, в каждой организации постоянно функционирующих и оборудованных средствами связи, информации и коммуникации помещений для общения, где люди ежедневно собираются, обсуждают важнейшие события и принимают решения по социальным проблемам,

- инициировать обращения ко всем народам, правительствам и иным государственным органам, органам местного самоуправления, общественным объединениям, иным социальным структурам всех стран с конкретными предложениями по развитию общества и решению глобальных проблем, по разработке органами власти и управления с участием всего человечества Программы развития человеческого общества и человека и её реализации,

- вести здоровый образ жизни,

- активно содействовать развитию и расширению общественных фондов потребления продуктов, товаров и услуг,

- исключить: стихийность, неуправляемость деятельности общества в целом, социальное неравенство, общественные отношения господства и подчинения, социальной иерархии, целенаправленное социальное разобщение людей, войны и другие формы насилия как способ разрешения социальных противоречий.

Такая деятельность предполагает не эпизодические действия, а систематическую каждодневную работу всех социальных структур и каждого человека. При этом необходимо использовать и развивать все предоставляемые законодательством возможности участия масс в управлении во всех сферах и на уровне всех социальных структур – коллектива, поселения, региона, страны, общества.

Организаторами решения этих задач могут быть международные и межгосударственные структуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения и иные социальные общности, а также отдельные люди, объединившиеся для этой цели.

 

ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ «ИДЕОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА».

В Резолюции или ином итоговом документе 7-го Российского философского конгресса:

- указать рекомендацию Институту философии Российской Академии Наук разработать проект «Идеологии…». Разработка проекта может осуществляться и под эгидой иной структуры,

- призвать международные и межгосударственные организации, органы государственной власти и управления и органы местного самоуправления, общественные объединения и иные социальные общности, всех людей к участию в создании «Идеологии…».

Я готов участвовать в разработке её проекта. Некоторые требования к «Идеологии…», её структуре и некоторые её положения изложены в настоящем «Обращении…».

Возможные этапы, направления и способы создания и реализации «Идеологии…»:

- формирование проекта «Идеологии…» и его доработка (после всеобщего обсуждения) под эгидой ИФ РАН или иной структуры,

- распространение в человеческом обществе его текста,

- организованное проведение изучения и обсуждения проекта «Идеологии…» во всех странах, населённых пунктах мира,

- внесение изменений в проект «Идеологии…» в соответствии с результатами обсуждения,

- определение задач лиц, организаций и иных структур, организующих внедрение «Идеологии…»,

- принятие необходимых нормативных правовых актов и изменений в правовые акты в связи с внедрением «Идеологии…»,

- создание необходимых для внедрения самоуправления учебных пособий и документов, в частности, таких, как: «Основы мировоззрения», «Программа развития человека и общества», «Основы индивидуального и общественного самоуправления», «Алгоритмы самоуправления», «Основы здорового образа жизни», «Основы общечеловеческой нравственности», «Порядок проведения собраний, дискуссий, опросов, референдумов и информационного обеспечения самоуправления», а также иных необходимых пособий и документов,

- публикация рекомендаций по внедрению «Идеологии…» и передача их лицам, организациям и иным структурам, организующим внедрение «Идеологии…»,

- осуществление социальными структурами, каждым человеком практических мер, предлагаемых в «Идеологии…»,

- выявление проблем, появляющихся при внедрении «Идеологии…», и их разрешение,

- распространение локального опыта внедрения «Идеологии…»,

- постепенный поэтапный переход к самоуправлению на всех уровнях и во всех сферах в масштабе всего общества.

    Органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления и иными структурами при этом осуществляется и иное необходимое идеологическое, экономическое, организационное, методическое, информационное обеспечение реализации «Идеологии…».

 

В целях сохранения жизни человечества, достойной жизни нас и наших потомков призываю коллег-философов, всех людей к созданию «Идеологии развития человеческого общества и человека» как одной из основ сохранения и дальнейшего развития человечества и счастья каждого.

 

Акименко А.Д. (akimenko43@mail.ru)

 

 

 

 

К началу страницы