Главная страница сайта

Карта сайта

Библиотека сайта

Другие статьи Акименко А.Д.

Написать автору статьи

e-mail: akimenko43@mail.ru

 

 

 

Акименко Александр Денисович

Статья 3

 

ЧЕЛОВЕК КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ОНТОЛОГИЧЕСКИХ И ИНЫХ ЗАКОНОВ РЕАЛЬНОСТИ.

HUMAN AS THE RESULT OF COMBINATION OF ONTOLOGIC AND OTHERRULES OF THE REALITY.

 

Аннотация.

Учёт в деятельности человека онтологических законов способствует: определению всех факторов, обеспечивающих наилучшее состояние каждого человека, использованию общественных коллективных разума и воли, самоорганизации общества в целом на основе договорённостей, но не насилия, выявлению способов организации общества, целенаправленно интегрирующих его в единую самоуправляемую систему, исключающую социальные антагонистические противоречия. В статье показано как учёт онтологических законов позволяет выявлять новые возможности человека с целью реализации его наилучшего состояния.

 

Ключевые слова.

Реальность, образование Реальности, онтологические законы, организованные общественные коллективные разум и воля, наилучшее состояние человека

 

Annotation.

The consideration of ontologic factors in the life of the society supports the definition of all other factors, resulting in constant improvements of the mankind existence, leading to the effective usage of group intelligence and will. Thus, the society becomes self-oriented, solves diffent problems using diplomatic tools instead of military forces, the number of antisocial elements diminishes constantly. In the article I illustrate the connections between ontologic rules and the supreme human condition.

 

Key words

the Reality, the appearance of the Reality, Ontologic rules, supreme human condition, the organised group intelligence and will

 

 

 

Возникшие на одном из образований бесконечной Реальности - планете Земля - живая система, а затем человеческое сообщество как её элемент, функционируют по специфическим, общим законам и всеобщим (онтологическим) законам Реальности, образования Реальности. В частности, противоречия существования человеческого сообщества, индивида обусловлены не только социальными условиями общественного устройства, а «вечными законами природы», то есть онтологическими законами Реальности.

Человека, как и любое образование Реальности, можно рассматривать как в тех связях, в каких он является проявлением данного онтологического закона, так и в тех связях, в каких он является проявлением его противоположности. Человек в отдельных связях познаваем индивидом, человечеством, но человек в его бесконечной целостности – непознаваем.

Использование онтологических законов способствует познанию человека в бесконечной множественности его характеристик, связей, отношений, то есть более адекватному познанию, и тем самым способствует деятельности человека, более адекватной его наилучшему состоянию.

 

Ниже изложены некоторые (из бесконечного множества) характеристики бытия человека как проявление онтологических и иных законов Реальности, её образования.

1. Человеческий индивид как образование Реальности является формой её существования, проявления. Возникновение человека – результат естественного и закономерного самоизменения всей Реальности.

Образованием Реальности является также и мышление человека, посредством которого Реальность в некоторых связях как бы приходит к осознанию самой себя. На основе определённого понимания Реальности строится методология теоретической и практической деятельности индивида.

Реальность не отождествляется с окружающим человека миром – она включает человека со всеми его свойствами как процессами Реальности. То есть трудовая, половая и иная деятельность, мышление, функционирование психики, все другие характеристики жизнесуществования человека – это процессы, образования Реальности. Рассматривая эти феномены во взаимозависимости, взаимосвязях, взаимообусловленности, взаимодействии всех процессов Реальности, следует признать их итогом процессов всей Реальности, а не только итогом действий человека как одного из её образований.

Адекватное мировоззрение – система представлений о Реальности в целом, о человеке и месте человека в ней, об отношении человека к Реальности (включающей и самого индивида), способствующих наилучшему состоянию, счастью в целом человека и прогрессу общества. Мировоззренческое представление о человеке как образовании Реальности целесообразно создавать не на основе какой-то одной идеи, а на базе как можно большего множества принципов, отражающих понимание человеком множества аспектов Реальности.

В связи с бесконечностью Реальности принципиально неполно, не точно, не строго любое мировоззренческое суждение человека. С бесконечностью Реальности, в частности, связаны и неизбежные недостатки единолично принимаемых даже «выдающимся» властвующим руководителем управленческих решений. Однако во многих отношениях они могут минимизироваться коллективным управлением.

2. Человек существует бесконечным множеством различных проявлений, свойств, явлений, состояний, измерений как образований Реальности.

Человек как образование Реальности обладает определённой внутренней упорядоченностью и системной организацией, что позволяет рассматривать его отграниченным, вычлененным в Реальности, целостным.

Люди как образование Реальности – это и разновидность живых организмов на планете Земля, и вид животных, и результат функционирования общества и т.д. Действия человека, образ его мыслей и чувств определяются всеми образованиями (явлениями) Реальности, включая процессы в космосе, функционирование живой системы на планете Земля, исторические условия, в которых он живёт, и особенности той социальной группы, которую он сознательно или бессознательно представляет. Каждый отдельный человек представляет собой неповторимую, уникальную индивидуальность и вместе с тем содержит в себе некие видовые характеристики. Человек как результат бесконечного множества процессов Реальности не сводится к какой-либо сущности (биологической, социальной, биосоциальной, духовной, психической и т.д.).

Бесконечностью Реальности, непознаваемого в Реальности объясняется необходимость возникновения феномена веры (как образования Реальности), под которой понимается принятие индивидом какого-либо знания без непосредственно эмпирических и рациональных обоснований.

С феноменом веры связано множество заблуждений. Например, антропоцентризм и геоцентризм необоснованно исходят также и из веры в особую роль и центральное положение человека, человечества и планеты Земля в Реальности. Многие люди верят в особую миссию, избранность своего народа (русского, еврейского, американского, немецкого, английского и т.д.). Осуждая в принципе войны, некоторые люди верят, что милитаристские чувства и инстинкты глубоко укоренены в человеческой природе. В связи с бесконечностью Реальности распространена также слепая вера в харизму – исключительную одарённость, наделённость какого-либо лица, действия, института или символа особыми качествами исключительности, сверхъестественности, непогрешимости или святости.

Сакрализация как основанное на вере наделение предметов, вещей, явлений, людей и других образований Реальности «священным» содержанием затрудняет постижение множества явлений Реальности.

3. Человек как образование Реальности изначально никем не запрограммирован, не предзадан (это не доказано, но некоторые идеологи также бездоказательно утверждают противоположное).

4. Человек как образование Реальности ни для кого и ни для чего не предназначен. Всякий человек - самоцель. Вопрос о предназначении жизни человека как и любого образования Реальности, поставленный как вопрос: для чего человек живёт – не имеет смысла.

5. Человек как целостность не имеет отдельных исходных движущих, побудительных сил, отдельной исходной причины (исходных причин), субстанции как чего-то, лежащего в основе Реальности, образования Реальности. Во всеобщей связи и взаимодействии явлений для объяснения процессов Реальности представляется бессмысленным поиск подобного источника как некоего одного исходного. В частности, поиск первопричины, перводвигателя – это отказ от онтологического закона всеобщей связи и взаимодействия явлений (ибо первопричина уже не зависит ни от чего другого). Иллюзорность попыток поиска первопричины обусловлена соответствующей трактовкой Реальности.

6. Человек бесконечен в бесконечном множестве измерений.

7. Человек – целостный феномен. Под целостностью индивида понимается

его интегрированность, самодостаточность, автономность, связанные с внутренней активностью. Целостность характеризует качественную определённость человека как обусловленную присущими ему закономерностями функционирования. Человек - совокупность бесконечного множества процессов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определённую целостность, единство.

Некоторые характеристики целостности человека как образования Реальности:

- направленность процессов Реальности на сохранение целостности человека, повышение степени (уровня) его целостности,

- самосохранение,

- самоорганизация,

- неаддитивность,

- зависимость каждого элемента, свойства и отношения человека от его места, функций и т.д. внутри целого,

- многоуровневость,

- структурность,

- взаимозависимость процессов, реализующих человека, и иных процессов Реальности,

- иерархия образующих его процессов,

- разрешение противоречий существования человека как целостности, реализуемое превалированием сохраняющей её тенденции.

Целостность человека как образования Реальности реализуется в его поведении также и стремлением, направленностью к наилучшему, оптимальному состоянию. Потребности, интересы данного человека, групп индивидов во многих связях противоположны, противоречат существованию, сохранению целостности общества как образования Реальности. Однако в результате разрешения этих противоречий, в том числе и путём насилия, пока превалируют интересы сохранения общества как некой целостности, как образования Реальности. Общество как целостность не существовало бы, если бы не было превалирования «интересов», тенденций «насильного» сохранения существования его как общего над интересами отдельных индивидов.

Поэтому для повышения степени целостности общества необходима совместная целенаправленно организованная деятельность людей всех вместе по выработке правил, алгоритмов сохранения и повышения степени целостности общества по всем его характеристикам, включая совместное равноправное участие каждого в управлении общими делами общества на всех уровнях и во всех его сферах на основе договорённостей (а не насилия) с использованием организованных коллективных разума и воли человечества в целом. В таком случае подчинение каждого общему остаётся, но его (подчинения) необходимость становится осознанной каждым и добровольно, без насилия реализуемой. И это будет уже не подчинение одних людей другим (господам), а осознанное подчинение каждого общественной целесообразности и необходимости, обществу в целом, совместно выработанным правилам.

8. Структура человека как образования Реальности неисчерпаема.

9. Во многих связях человек как вид и как индивид постоянно изменяется.

10. Закономерностей, свойств существования человека бесконечно много.

Учёт в деятельности человека возможно большего множества законов Реальности позволяет сделать её (деятельность) более адекватной. Свойство человека не есть только его свойство как отграниченного феномена, оно – результат взаимодействия. Так, у человека как такового нет свойства агрессивности. Это свойство (как и другие) появляется в соответствующих взаимодействиях. Не будет соответствующих взаимодействий – не будет и агрессивности.

11. Все процессы, образующие человека, находятся во всеобщей связи и взаимодействии – они взаимодействуют, взаимосвязаны, взаимообусловлены, взаимозависимы (непосредственно и опосредованно).

Рассмотрение свойств человека как существа, принадлежащего к физической, биологической, социальной системам, выявление оснований всех его качеств в этих системах без рассмотрения его взаимодействий в системе всей Реальности имеют в мировоззренческом плане ограниченное применение, ибо в ходе подобного анализа не объясняется или неадекватно объясняется множество его характеристик. Поэтому для целостного, всестороннего понимания свойств человека надо выйти за пределы индивида и рассматривать его не только как элемент коллектива, общества, всей живой системы, но и прежде всего как процесс-явление всей Реальности.

Понимание человека недостаточно сводить и к вопросу отличия людей от других высокоорганизованных животных и объяснению этого отличия, как это делается, например, при исследовании проблемы биологического и социального. Вопрос должен ставиться предельно широко – что есть человек, и каковы законы его существования во всеобщей связи и взаимодействии явлений Реальности.

Свойства человека как образования Реальности могут появиться, проявиться и быть познанными только во взаимодействии с другими образованиями Реальности.

Во всеобщей связи и взаимодействии явлений следует признать односторонность социальных, психологических, биологических, географических и прочих частных объяснений человека и исторического процесса, необоснованность их мистифицирования. В этой связи, в частности, исследование марксизмом человека, главным образом, в плане его социальной сущности, или ограниченность анализом внутренней жизни человека в экзистенциализме следует признать также односторонними.

12. Человек как образование Реальности существует с необходимостью, закономерно. В частности, все индивидуальные и общественные действия индивида в конечном счёте (или изначально) взаимосвязаны, закономерны, необходимы. Необходимость взаимосвязана с закономерностью: необходимость проявляется как закономерность, закономерность проявляется как необходимость.

Некоторые закономерности-необходимости:

- человек вынужден жить, существовать, при этом он вынужден есть, пить, дышать и т.д.,

- человек вынужден быть альтруистом, то есть в некоторых связях в ущерб интересам своего существования способствовать существованию других явлений Реальности,

- человек вынужден спать примерно треть жизни,

- человек несвободен и в выборе. Он вынужден выбирать. Совокупность всех причин, обусловливающих, детерминирующих его выбор, он никогда не знает и не познает. Выявление же некоторых очевидных причин выбора создаёт иллюзию свободы его выбора.

Выявление в феноменах жизнесуществования человека, другого животного и неживого образования всеобщих способов существования позволяет не мистифицировать их у человека и давать им естественное объяснение. Так, от желаний данного человека не зависят его рождение и содержание видовых способов функционирования. Они – проявление необходимости как онтологического закона, закона Реальности. Человек вбрасывается в мир без его знания, согласия или желания, и изымается из него также, как правило, без его согласия и желания.

Видовые потребности человека представляют собой закономерную необходимость. Вор, царь, китаец, монах, олигарх, христианин, президент, проститутка, еврей, артист, негр, женщина, рабочий, ребёнок удовлетворяют по существу одни и те же видовые потребности, только различными способами и в различных формах. Однако многие люди не осознают (не знают) наличия и содержания многих своих видовых потребностей.

Важная и непростая задача общества – формирование разумных видовых потребностей, способствующих счастью в целом каждого и соизмеримых с имеющимися ресурсами и благами.

Жизнесуществование человека устроено таким образом, что исполнение им необходимости (например, удовлетворять видовые потребности) во многих связях (не во всех) доставляет ему чувство удовольствия – например, исполнение необходимости есть, дышать, общаться с половым партнёром, альтруизм и т.д.

Поскольку индивид – результат всех процессов Реальности, то он не виноват в совершении любых «злых» действий, ибо они изначально совершаются не по его воле, а по необходимости. Но значит ли это, что к ответственности его нельзя привлекать? Привлекать всё-таки приходится в связи с необходимостью сохранения целостности общности, в которую индивид включён. То есть необходимости индивида и общности вступают друг с другом в противоречия, которые разрешаются с позиций интересов существования «вышестоящего» уровня, то есть общности. Таким образом, ответственность человека обусловливается не свободой, а необходимостью сохранения качественной определённости других индивидов, социальной общности, всего человечества как образований Реальности в процессе разрешения их противоречий.

13. Взаимодействующим процессам, образующим человека, в одних связях присуща иерархия, в других – хаотичность.

14. Человек, его существование, целостность, временная устойчивость, качественная определённость реализуются, в частности:

- бесконечностью образующих процессов и одновременно конечностью в пространстве, времени и ином измерении как единого (одного) целостного процесса,

- уникальностью,

- взаимосвязанностью со всеми другими феноменами Реальности,

- динамической устойчивостью, которая выступает как характеристика некоторого состояния изменения,

- организацией, структурностью, направленностью, избирательностью, инвариантностью, иерархией, повторяемостью, инерционностью, противоречивостью тенденций жизнесуществования и другими всеобщими способами бытия Реальности, образования Реальности, а также относительными их моментами – самостоятельностью, отграниченностью, активностью, оптимальностью, свободой выбора и т.д.

15. Возникновение, существование и элиминация человека, его свойства – результат всех процессов Реальности, способ существования Реальности, а не результат только некоторых отдельных причин или движущих сил.

Часть процессов Реальности, создающих человека, представляется человеку существенной, в частности, потому, что постоянно находится в поле зрения, осознания. Другие же процессы, часть из которых осознаваема, но не находится в данный момент в сфере внимания (почему-то не интересует человека), а другая часть (бесконечное множество) просто не познана, кажутся человеку несущественными или само собой разумеющимися, ибо протекают без участия его воли, сознания, желаний.

В связи со статусом человека как итога всеобщей связи и взаимодействия явлений всей Реальности ему с необходимостью присуще влечение к сопричастности ко всей Реальности.

16. Содержание качественной определённости человека на данный момент – итог самоизменения всей Реальности.

В частности, содержание самих видов деятельности человека также обусловлено процессами возникновения и существования человека в составе Реальности. Человечество эти виды не планировало для себя (в качестве видов своей деятельности) целенаправленно, сознательно; они естественно появились в процессе его бытия в составе Реальности.

17. Человек обладает бесконечным множеством характеристик, связей и отношений, составляющих его качественную определённость (однако былинка не менее сложна, чем человек).

Самостоятельность существования человека во многих связях лишь относительна. Все характеристики, свойства, относимые обычно к индивиду, итог не только его действий, процессов.

18. Количество связей человека с другими образованиями Реальности бесконечно.

19. Человек бесконечен, неисчерпаем как имеющий бесконечное число свойств-взаимодействий, и конечен как единый (один) целостный процесс. Бесконечность человека связывается также с бесконечным множеством измерений (точек отсчёта).

20. Человек одновременно существует и как обособленный феномен, отграниченный от других явлений, и как сочетание, результат всех процессов Реальности, всеобщей связи и взаимодействия явлений. Такой способ существования противоречив. Ему адекватны и противоречия способов познания. В процессах, образующих человека, можно выявить множество противоречивых, противоположных, взаимоисключающих тенденций, аспектов, однако существующих неразрывно и одновременно.

Эгоизм - тип поведения, сутью которого является в конечном счёте абсолютизация отграниченности отдельного индивида в его противопоставленности обществу, причём не какому-то определённому социальному слою, а обществу вообще, Реальности в целом. Эгоизм бывает индивидуальный, групповой, классовый, национальный. Преодоление эгоизма связывается с организацией жизнесуществования человечества в целом на принципах коллективизма.

21. Рассматриваемые автономно (в одной или только в нескольких связях) отдельные образования Реальности познаваемы человеком; образование же Реальности, вся Реальность в их целостности – непознаваемы.

22. Любое свойство качественной определённости человека – итог взаимодействия всех процессов Реальности, проявление взаимодействия всех онтологических законов Реальности. В этой связи всякое его свойство имеет относительный характер (например, сознание – не свойство только человека).

23. Сохранение качественной определённости человека осуществляется различными (но не любыми) сочетаниями образующих процессов (в этой связи оно инвариантно и избирательно).

В оценке человека, человечества существует оптимальность для человека его состояния (т.е. наилучшее для человека, человечества состояние).

Инвариантность человека проявляется его вынужденностью в каждый момент осознанно или неосознанно выбирать одну из возможных совокупностей образующих его процессов. Избирательность в действиях индивида проявляется необходимостью выбора.

Все желания, потребности, влечения, цели, интересы человека – виды, способы реализации необходимости существования его качественной определённости.

Адекватное социальное управление (самоуправление) – одно из необходимых условий наиболее оптимальной реализации качественной определённости человека как образования Реальности.

24. Качественная определённость человека - совокупность всех его характеристик (в том числе и обусловливающих уникальность). Эти характеристики постоянно изменяют свои состояния. Наилучшее состояние, счастье в целом каждого человека, в частности, достигается:

- оптимальной реализацией всех свойств качественной определённости индивида и общества,

- здоровым образом жизни, предполагающим, в частности, оптимальное удовлетворение всех видовых потребностей индивида,

- оптимальными условиями внешней среды,

- реализацией необходимых неосознаваемых факторов.

25. Выбор действий человеком осознанно и неосознанно обусловлен необходимостью реализации наилучшего для него состояния. Человек постоянно несвободен от этой необходимости.

Непознаваемость всех причин выбора обусловливает мистификацию феномена свободы выбора. О свободе выбора человека можно говорить лишь в каких-то определённых связях. Жить в составе Реальности и быть свободным от Реальности невозможно. Признание абсолютной свободы выбора человека хотя бы в некоторых сферах жизнедеятельности неадекватно и в некоторых связях даже опасно (например, признание абсолютной виновности человека во всех его действиях), ибо является одним из обоснований волюнтаризма, крайне негуманных форм разрешения социальных противоречий как способов совершенствования жизнесуществования.

«Пороки» индивида в межчеловеческом взаимодействии - закономерный результат соответствующего характера процессов, реализующих бытие и протекающих с необходимостью. Возможность их минимизации, устранения также базируется на закономерностях Реальности, а не только на субъективных свойствах индивида. Устранение, минимизация «пороков» людей поэтому связывается, главным образом, с изменением правил их взаимодействия между собой и с другими процессами Реальности путём создания соответствующих механизмов разрешения социальных и иных противоречий, а не только и не столько с перевоспитанием отдельных людей.

Влияют на человека и создаваемые им факторы жизнесуществования. Человек может влиять сам на себя.Однако влияния самого индивида на себя никак не отменяют всеобщих способов (онтологических законов) существования Реальности, индивида как её образования – ни необходимости, ни единства и борьбы противоположностей, ни стремления сохранять свою качественную определённость, ни инвариантности, ни инерционности и т.д.

26. Процессам, образующим человека, присущи причинно-следственные и иные зависимости и связи. Человек не может познать всю их бесконечность. Эти зависимости и связи реализуются также и как проявление бессознательного в человеке. Исследование и учёт бессознательного является необходимым условием большей адекватности жизнедеятельности человека.

27. Человек способен в некоторых связях воспроизводить (отражать) в своих свойствах характеристики других явлений Реальности в процессе взаимодействия с последними.

28. Человек обладает всеобщими и общими с другими образованиями способами существования.

Под общим понимаются общие свойства определённой группы явлений, под всеобщим – общие свойства всех явлений, образований Реальности. Но есть ли всеобщее? Есть ли, например, общие черты у камня и мысли? Характеризуется ли существование и камня, и мысли бесконечным множеством процессов (их реализующих), взаимозависимостью этих процессов, противоречивостью тенденций в этих процессах, инвариантностью, повторяемостью и т.д.? Очевидно, что да.

Смысл, цель, цели жизни нельзя обрести внутри себя, своего самосознания, своей автономности, отграниченности от всей Реальности. Эти феномены появляются как следствие выхода человека за свои пределы, когда он отдаёт себя обществу, коллективу, кому-то или чему-то вне его, то есть общему и всеобщему, всей Реальности, итогом процессов которой он является.

В частности, реализация видовой потребности в общезначимости, реализация единства с общим, с Реальностью как всеобщим с необходимостью оказывается общим целебным фактором для психически больных и здоровых людей.

29. Свойствам, способам существования всех образований Реальности присущи всеобщность, общность и уникальность. Человек также уникален. Свойств его уникальности бесконечно много.

Сознание – одно из уникальных свойств качественной определённости человека. Оно непосредственно не отражает множества процессов, реализующих жизнесуществование индивида. Поэтому оно, равно как и иное свойство человека, не может быть единственным исходным определяющим фактором. Оно может способствовать целенаправленной минимизации негативных для человека последствий разрешения противоречий Реальности. Существование живого существа (например, других животных, растений) как образования Реальности может осуществляться «успешно» и без сознания. И человек, например, может вступить в жизненно важные для жизни человечества половые отношения, не имея о них каких-либо знаний, инстинктивно.

Известное утверждение о том, что сознание – свойство мозга как высокоорганизованной материи – односторонне, хотя целесообразно для использования в различных конкретных практических ситуациях. Сознание – результат, свойство всех процессов Реальности, закономерность, образование Реальности.

Множество неосознаваемых процессов, реализующих существование человека, также свидетельствует о законах жизнесуществования как необходимостей. Акт сознания приобретает целеполагающую функцию только в совокупности и во взаимодействии с другими процессами существования. Любые логические выводы как результат сознания, мышления, разума распадаются, наткнувшись на неосознаваемые сильные влечения человека. Самоорганизация образования Реальности не требует обязательно осознанного целенаправленного всеобъемлющего плана или общего контроля и других специфически человеческих свойств. Так, множество муравьёв вместе строят целесообразно структурированный муравейник, взаимодействуя между собой, со своим окружением и иным факторами Реальности.

Однако только у людей, человечества благодаря языку, мышлению, сознанию, достигнутому уровню знаний, техники связи и коммуникации, достигнутому уровню материальной обеспеченности и другим факторам имеется в отличие от других животных и других живых существ уникальное свойство - способность и возможность разрешать общие противоречия путём совместных договорённостей (а не насилия) с использованием организованных коллективных разума и воли на основе общечеловеческих моральных принципов. Эту способность и возможность отдельные группы людей иногда используют в отдельных частных ситуациях, но в общественной жизни в целом – никогда.

Иногда отдельные уникальные особенности некоторых людей гиперболизируются и мистифицируются. Так, некоторым отдельным индивидам невежественными людьми приписывается харизма – наделённость данного лица (пророка, проповедника, политического деятеля, учёного, целителя) особыми качествами исключительности, сверхъестественности, непогрешимости или святости во всех сферах жизнесуществования.

30. Процессы, реализующие существование человека как образования Реальности, характеризуются также единством и борьбой противоположностей. Взаимодействия человека в одних связях и отношениях противоречивы, в других - непротиворечивы (согласованны). Противоречий взаимодействия в различных связях существует бесконечное множество. Во всех способах существования человека имеются противоречия.

В Реальности нет ничего, что было бы всегда только полезно человеку. Полезность неразрывно сочетается с вредностью, добро всегда сочетается и одновременно борется со злом. При этом нередко случается, что то, что считается злом в некоторых ситуациях, может предстать добром в других связях. Избыток добра в некоторых связях тоже может оказаться злом.

Существуют с необходимостью две неразрывные противоположные тенденции в процессах (онтологический закон), реализующих существование человека – сохранения и разрушения, изменения его качественной определённости.

Разрешение противоречий этих тенденций существования осуществляется также и превалированием одной из них.

Некоторые способы разрешения противоречий жизнесуществования индивида:

- аскетизм – ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т.п.,

- конформизм – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т.д. Коллективизм же предполагает активное участие индивида в решении общих дел,

- наркомания – способ разрешения противоречий неудовлетворённости существующим положением, способ удовлетворения некоторых потребностей человека (в снятии психического напряжения, в преодолении болевых ощущений и т.п.),

- эгоизм, который в некоторых связях необходим для сохранения индивида, хотя в других связях он противоречит интересам существования общества и, тем самым, интересам индивида-эгоиста,

- договорённость между людьми.

Разрешение всех противоречий, полностью удовлетворяющее индивида, принципиально недостижимо, в частности, потому, что оно связано с противоречиями бесконечного множества процессов Реальности.

Разрешение одних противоречий влечёт за собой необходимый для дальнейшего жизнесуществования индивида переход к новым противоречиям, не менее сложным и трудным.

Существуют противоречия, требующие разрешения для целей человека, и есть противоречия, не требующие их разрешения для таких целей.

Осознание всеми людьми закономерности и необходимости противоречий процессов, реализующих существование человека, способствует более уравновешенному поведению, уважительным отношениям, сохранению здоровья, поиску адекватной организации общества и т.д. Совершенствование человека как образования Реальности связывается не столько с перевоспитанием отдельных людей, сколько с минимизацией негативных аспектов при разрешении социальных противоречий путём создания соответствующих механизмов их разрешения, включающих использование на всех уровнях общества организованных коллективных разума и воли на основе договорённостей и общечеловеческих моральных принципов.

31. Любое явление, свойство качественной определённости человека влияет на другое противоречиво – и сохраняет (в одних связях), и разрушает, изменяет второе (в других связях). Например, удовлетворение любой потребности в то же время в некоторых связях препятствует удовлетворению других потребностей.

Противоречия жизнесуществования не всегда очевидны для человека, их надо выявлять – но они существует с необходимостью и причём в бесконечном множестве связей.

32. Процессы Реальности в одних связях и отношениях направлены на сохранение качественной определённости человека, в других связях – на её разрушение.

33. Результат постоянного разрешения противоречий тенденций сохранения и разрушения, изменения существования человека как образования Реальности – направленность на сохранение его качественной определённости. Направленность не имеет причин, она - функциональное свойство, она – способ существования реального явления, она – итог, «пересечение» всех процессов Реальности, результат самоизменения всей Реальности. Направленностью реализуется существование человека в его данной качественной определённости.

Активность человека – момент направленности. Она (активность) реализуется всеми образующими его процессами в их взаимодействии и относительном делении на внутренние и внешние. Активность человека – свойство всей Реальности.

Активность как момент направленности реализуется бесконечным множеством процессов Реальности, осознаваемым человеком лишь частично. То есть все причины активности, побудительные причины жизнесуществования принципиально непознаваемы для человека.

Направленность на сохранение качественной определённости человека проявляется как его активность по самоорганизации, сохранению себя, своей качественной определённости. Направленность, а тем самым активность – это необходимость Реальности.

Закономерность-необходимость направленности, активности означает, в частности, то, что человек вынужден жить, то есть совершать акты, реализующие его качественную определённость: сохранять саму жизнь, добывать, потреблять и перерабатывать пищу, осуществлять физиологические процессы, заниматься трудовой и «духовной» деятельностью, отдыхать, мыслить, говорить, проявлять эмоции, вынужден удовлетворять иные потребности.

34. Активность человека реализуется всеми процессами Реальности, составляющими его существование, включающими процессы, принадлежащие самому человеку в его отграниченности (конечности). Активность человека – свойство всей Реальности, и свойство человека как отграниченного. Идея необходимости ничуть не подрывает идею активности личности (то есть самого образования Реальности) в истории, поскольку активность – тоже необходимость. Обыденные утверждения типа «это бесполезно», «ничего нельзя изменить» и т.п. – логически и онтологически несостоятельные утверждения, поскольку человек не осознаёт, не знает всё бесконечное множество причин, иных создающих его факторов и возможных последствий. В этой связи сказано: судьба согласного с ней ведёт, противящегося - тащит.

Люди, реализуя активность, постоянно стремятся достичь наилучшего состояния, переживаемого как удовлетворённость, при любом содержании конкретных поступков, целей, желаний, в любых ситуациях. Никогда, в любой момент человек не свободен от необходимости стремления к этому состоянию, он вынужден к нему стремиться.

Активность проявляется свойствами (в т.ч. влечениями, потребностями) человека. Активность у человека проявляется также стремлением жить (но в некоторых ситуациях - желанием смерти).

Наилучшее состояние реализуется также и оптимальным удовлетворением всех видовых потребностей как каждой в отдельности, так и их сочетаний. Оптимальность состояния в сознании и чувствах индивида характеризуется ощущением счастья. Однако стремление человека исключительно к личному счастью в отрыве от общественных целей вырождается в эгоизм, который попирает интересы других, и морально, а в некоторых связях и физически, калечит данного человека, и в конечном счёте вредит и обществу, а, тем самым самому данному человеку. Но счастье и не в пренебрежении личным во имя общего блага.

Счастье – не только состояние удовлетворённости существующим положением, а и постоянное стремление к лучшему будущему и преодоление препятствий на пути к нему. Оптимальное удовлетворение индивидом всех видовых потребностей, включая сознательное служение людям, деятельность по осуществлению идеалов социальной справедливости, по достижению лучшего будущего человечества, реализация всестороннего развития личности приносят ему ощущение счастья.

Наилучшее, оптимальное состояние реализуется также и феноменами оптимизма, прекрасного, комического, смеха, юмора. Оптимистическим является мировоззрение, выдвигающее идеал устройства общества, реализующего наилучшее, оптимальное состояние каждого.

Наилучшее состояние индивида реализуется противоречивыми действиями, взаимодействием противоположных тенденций.

Оценка и переживание лучшего состояния реализуются и безотносительно состояния других индивидов, и относительно – через сравнение с состоянием другого индивида.

Фрустрация, страх, страдание - противоположность наилучшему состоянию. Перспективы избавления от страданий, вызываемых существующей организацией общества, заключаются в его новой организации, основанной на договорённостях между всеми людьми (а не насилии) с использованием на всех уровнях общества организованных коллективного разума и воли.

Постоянная вынужденность индивида стремиться к наилучшему состоянию свидетельствует также и об относительности его так называемой свободы, свободы выбора. Свобода выбора человека – это необходимость выбора человека. Человек в одних связях свободен в выборе альтернатив, в других – он вынужден выбирать что-то.

Представление о воле как ничем заранее не обусловленной «конечной причине» морального действия предполагает разрыв причинного ряда явлений, означает непризнание единства и целостности Реальности.

У человека нередко создаётся впечатление, что его действия часто бывают случайными, непредвиденными. Однако, каждый шаг, каждое слово, каждое действие определяются стечением каких-то известных и неизвестных обстоятельств, которые тоже закономерны. Следовательно, любой выбор закономерен, а воля человека – лишь проявление необходимости, закономерности. Человек, в частности, постоянно несвободен от необходимости удовлетворять видовые потребности. Возвеличивание некоторыми идеологами так называемых «героев», выдающихся руководителей, харизматических личностей, якобы творящих историю благодаря «свободе» от законов Реальности, поэтому также не обоснованно.

Итак, во всеобщей связи и взаимодействии явлений нет случайности, есть только непознанная необходимость. Всё в Реальности детерминировано. Только всё содержание этой детерминированности в связи с его (содержанием) бесконечностью никогда не может быть познано человеком, человечеством.

35. Взаимодействие человека с Реальностью отражается в его восприятии, познании, знаниях как свойства Реальности. Познанием отражается не внешний мир, а взаимодействие всех процессов, составляющих Реальность. Выделяя образование Реальности как отдельное и конечное, отвлекаясь от бесконечности связей, взаимодействий, процессов, которая на самом деле присуща ему, человек существенно упрощает Реальность, но только так она, образование Реальности и становятся доступными для его познания. Делая образование Реальности предметом познания, человек в некоторых связях «отсекает» скрытую в нём бесконечность. При этом в познании фиксируется только некоторая совокупность конечных характеристик образования, проявляющихся в данной познавательной ситуации. Поэтому прогресс знания не приближает нас к познанию «вещей в себе», то есть к познанию бесконечной совокупности свойств их качественной определённости. В этой связи факторы, детерминирующие заблуждения и иные неадекватные представления, существуют всегда.

Бесконечные Реальность, её образование никогда не могут быть в полном объёме познаны людьми. В каждый данный период человек, человечество располагают относительной истиной – приблизительно адекватным, неполным, содержащим заблуждения, знанием. Однако в каждой относительной истине есть момент (зерно) абсолютной истины (момент абсолютности). Другими словами, относительная истина в некоторых связях является абсолютной истиной. Момент абсолютности придают относительной истине проявляющиеся в ней онтологические законы.

Объективной истиной часто считают такое содержание человеческих представлений, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Однако во всеобщей связи и взаимодействии явлений таких не зависящих от человека и человечества представлений не бывает; это утверждение верно лишь при рассмотрении человека автономным, отграниченным образованием Реальности.

Во многих случаях неполного, неабсолютного знания в некоторых связях достаточно для практики, для успешных действий. Поэтому при выявлении истины применяется принцип достаточного основания. К критериям достаточной для многих практических ситуаций истинности можно отнести, в частности, следующие феномены и их сочетания: чувственное познание, очевидность, имеющийся опыт и факты, достаточная обоснованность, логическая выведенность, высокая вероятность индуктивно выведенных знаний, наличие прецедентов («всегда так было»), вера, авторитет, относительно истинное, неосознаваемая реакция, условные и безусловные рефлексы, интуиция, необходимость, ценность, общественное мнение.

Критерий истины находиться не в мышлении самом по себе и не в действительности, взятой вне человека, а заключается в практике, которой, однако, в связи с бесконечностью Реальности тоже недостаточно для вывода об абсолютной истинности.

Адекватность деятельности предполагает конкретность истины, что означает прежде всего точный учёт всех условий, в которых находится объект познания, выделение главных, существенных (в оценке человека) для данной ситуации и данного субъекта (субъектов) характеристик, связей, тенденций его существования.

Определения сущности человека как нескольких его характеристик в качестве главных недостаточно для более адекватного построения его деятельности, ибо она (сущность) отражает лишь некоторые связи, отношения, процессы бытия индивида.

Оптимальным способом человеческой деятельности, например, в сфере организации жизнесуществования общества, в условиях принципиальной постоянной незавершённости знаний может быть экспериментальная организация жизнедеятельности индивида, общества на основе совместного равноправного принятия решений по общим делам, то есть путём социального самоуправления. Проверить действенность идеологии самоуправления можно только оценив на практике, насколько она помогает людям управлять системами и процессами реального мира с целью достижения наилучшего состояния, счастья в целом каждого. В частности, в связи со сложностью выработки управленческих решений масштабного, глобального характера также нельзя возлагать глобальное управление на отдельных лиц или группы лиц, а необходимо использовать самоуправление, основанное на коллективных разуме и воле всего человечества.

В этой связи актуальность приобретают: философский анализ возрастающей роли каждого человека в развитии общества, формирование алгоритмов равноправного участия каждого в управлении обществом на всех уровнях и во всех его сферах с использованием организованных коллективных разума и воли на основе договорённостей (а не насилия) и общечеловеческих моральных принципов. С разработкой этих проблем неразрывно связаны задачи формирования мировоззрения, адекватного наилучшему состоянию, счастью в целом каждого.

Борьба за выживание человечества в условиях обострения глобальных проблем, ведущих к самоуничтожению, в ситуации растущей взаимозависимости народов на планете Земля выдвинули необходимость формирования единой целостной Идеологии и Программы развития общества и человека. При этом идеал лучшего общества (как ориентир) как феномен сознания выступает как активная организующая сила, объединяющая всех людей для создания лучшего будущего. Для господствующих ныне в обществе групп и их апологетов, стремящихся увековечить изжившие себя социальные порядки с целью сохранения своего господства, характерна идеализация существующего общественного устройства, представление его вечным и безальтернативным. Однако существует система представлений, обосновывающая идеал будущего общества, который обусловлен не интересами какой-то части человечества (господствующей или подчинённой), а интересами всего человечества, извечно присущими всем людям нравственными принципами, например, идеал будущего как самоуправляющегося общества.

В этой связи общественное образование как система более адекватного и целенаправленного отражения характеристик Реальности в сознании человека с целью обеспечения его наилучшего состояния, счастья в целом должно включать изучение:

- философии как единой общечеловеческой мировоззренческой идеологии,

- Идеологии и Программы развития человека и общества,

- психологии как средства понимания психики людей,

- логики как средства правильного мышления,

- информатики как способов поиска и отбора необходимой информации, а не «информационного мусора»,

- коммуникологии как способов правильного общения людей,

- направлений здорового образа жизни как способа адекватной организации жизни индивида и общества,

- футурологии как учения об идеалах, ориентирах общества будущего,

- науки творческого решения проблем как средства максимального использования творческого потенциала каждого человека,

- науки управления и организации общественного жизнесуществования как способа осуществления самоуправления на всех уровнях общества с применением организованных коллективных разума и воли на основе договорённостей (а не насилия) и общечеловеческих моральных принципов.

36. Существует множество и других, в том числе непознанных и

непознаваемых, всеобщих законов существования человека как образования Реальности. Уже само понимание факта возможности существования этих законов даже без выявления их содержания создаёт возможность дальнейшего развития понимания человеком самого себя и более адекватной деятельности с целью достижения наилучшего состояния, счастья в целом каждого.

 

 

 

 

К началу страницы