Главная страница сайта

Карта сайта

Библиотека сайта

Другие статьи Акименко А.Д.

Написать автору статьи

e-mail: akimenko43@mail.ru

 

 

 

Акименко Александр Денисович

Статья 6

 

ВИДОВЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

 

 

Аннотация.

Многие люди не осознают свои многие видовые потребности, которые необходимо удовлетворять. Их оптимальное удовлетворение обеспечивает наилучшее состояние, счастье в целом человека. Трудности при удовлетворении потребностей усугубляются ещё и тем, что для их оптимального удовлетворения необходимо совершенствовать всю организацию жизнесуществования общества. В статье предлагается одна из классификаций всех видовых потребностей человека, знание и удовлетворение которых будет способствовать его наилучшему состоянию.

 

Ключевые слова.

Реальность, образование Реальности, наилучшее состояние человека, видовая потребность, оптимальность удовлетворения потребностей.

 

BASIC HUMAN NEEDS

Akimenko A.D.

 

Annotation.

Vast majority of humans does not realise what their basic needs are, does not consider the way to meet them. To meet these needs successfully relatively cause the improvement in the overall human conditions (welness, happiness). However, the difficulties on the way to meeting the needs stay actual due to the lack of the society modernisation results. In the article I present the classification of all basic needs, which should be considered as the line of steps towards the improvement of human overall condition.

 

 

Key words

the Reality, the appearance of the Reality, the supreme human condition, basic need, successful meeting needs.

 

 

Человек – это образование Реальности, под которой понимается всё существующее, познанное и непознанное человеком, человечеством.  К свойствам качественной определённости человека можно отнести следующие видовые характеристики бесконечного множества свойств-процессов, реализующих его жизнесуществование:

- появление (рождение), рост, зрелость, старение, продолжительность жизни,

смерть,

- занимаемая «ниша» в Реальности (в том числе и социальная),

- скоординированность процессов жизнесуществования,

- регулирование жизнесуществования, способы разрешение противоречий,

выбор,

- оптимальность жизнесуществования, стремление к лучшему,

избегание наихудшего,

- телесность, поддержание параметров организма, пол,

- возрастные периоды жизни человека, способность к росту до определённых

размеров, изменяемость структуры и морфологии,

- динамическое постоянство массы в течение определённого периода,

- производство потомства,

- видовые потребности как нужда в чём-либо, необходимом для поддержания жизнесуществования и развития организма индивида, социальной группы, общества в целом,

- питание, дыхание, выделение продуктов обмена веществ,

- психические феномены, нервно-психическая, мыслительная деятельность,

сознание, самосознание,

- органы чувств, чувства, эмоции, ощущения, влечения,

- способности, язык, речь, интеллект,

- моральные правила и «грехи»,

- производство, распределение, использование вещей и других факторов

жизнесуществования,

- деятельность в составе различных социальных общностей и человечества,

социальные «роли»,

- досуговая деятельность,

- неосознаваемые процессы, также реализующие существование человека,

- все другие, кроме вышеперечисленных, феномены, проявляющиеся процессами существования человека,

- изменение свойств качественной определённости,

- бесконечное множество сочетаний вышеуказанных и иных свойств качественной определённости.

Это одна из возможных классификаций характеристик человека, которые в различных связях «перекрывают» друг друга. Это свидетельствует о взаимосвязях, единстве с остальной Реальностью, «вписанности» всего мира в человека, относительности деления на внутреннее и внешнее, на главное и неглавное, существенное и несущественное, на причину и следствие.

Видовые характеристики качественной определённости человека можно сгруппировать и по таким основаниям (также во множестве связей перекрывающим друг друга):

- занимаемая «ниша» в Реальности,

- онтологические характеристики,

- анатомическое строение,

- физиологические характеристики,

- биологические характеристики,

- психика, мышление,

- нравственные характеристики,

- деятельность,

- социальные свойства,

- видовые потребности.

Это лишь некоторые из множества возможных классификаций характеристик качественной определённости человека.

Каждый человек, таким образом, обладает бесконечным множеством видовых и специфических свойств, которые проявляются в самых различных, в том числе социальных, ситуациях.

Для жизнесуществования, здоровья, излечения от тяжёлых заболеваний, лучшей судьбы человеку целесообразно знать свои видовые свойства (включая видовые потребности) и их недостатки, знать их необходимость и закономерность, минимизировать или устранять недостатки и иные отрицательные факторы бытия. Но познать видовые свойства – тоже проблема, не все они очевидны и конкретны (как, например, многие видовые потребности или неосознаваемые, бессознательные процессы индивида).

Для всестороннего понимания человека целесообразно его рассмотрение и как вычлененного, отдельно существующего, конечного образования, и как постоянно порождаемого различными системами: социальной общностью, человечеством, живой системой на Земле, всей Реальностью. Рассмотрение человека как любого образования Реальности позволяет выявить его характеристики как проявление всеобщих (онтологических) законов бытия. Это позволяет понять любой его поведенческий акт (трудовой, отдыха, физиологический, психический, мыслительный, пищевой, коммуникационный, речевой и т. д.) как закономерность, как необходимость, как форму, вид проявления процесса реализации качественной определённости, процесса постоянной оптимизации состояния, а не как результат его свободной воли, каприза или субъективизма.

Существование человека – протекающий с необходимостью процесс также и постоянной оптимизации его состояния. Это объясняет постоянное стремление человека к лучшему состоянию.

Оптимальность состояния человека есть также результат противоречивого процесса: она обеспечивается взаимодействием и разрешением противоречий тенденций сохранения и разрушения процессов, составляющих бытие человека, человечества, живой системы, всей Реальности. Реализация оптимального состояния индивида с необходимостью подчинена (и это осуществляется через различные процессы) требованиям оптимальности состояния человечества, всей живой системы планеты. Более того, в определённый момент оптимальное состояние системы высшего уровня, то есть человечества, всей живой системы, с необходимостью обусловливает отмирание отдельного индивида и другого животного.

Все влечения, потребности, желания, интересы человека – необходимые способы реализации его жизнесуществования. Это обусловливает неприемлемость представления о потребностях человека, любых поведенческих актах, желаниях, волеизъявлениях и иных видовых свойствах только как о субъективных феноменах. В частности, целесообразно понимание роли сознания и разума в существовании человека при бесконечности множества неосознаваемых процессов его бытия:

- как позволяющих познать лишь ограниченную часть процессов его бытия из бесконечного их множества,

- как имеющих относительную самостоятельность и влияющих, как и множество других характеристик индивида, на протекание других процессов его существования.

Это позволяет понимать сознание, разум как хотя и специфические, но «равноправные» (с точки зрения реализации качественной определённости человека) с другими (трудовыми, физиологическими, воспроизводящими и др.) процессы, реализующие его жизнесуществование. Довольно развитое (в сравнении с другими высшими животными) сознание – уникальное свойство человека, однако и оно не отменяет необходимости оптимального удовлетворения всех его видовых потребностей, реализации других свойств его качественной определённости.

С необходимостью осуществляющиеся действия людей в составе различных социальных общностей, человечества в целом часто оправдываются, обосновываются, объясняются целесообразностью, сознанием, мышлением, разумностью, логикой, свободным выбором как исходными причинами. Однако, например, тараканы, вши, пчёлы и другие живые твари не обосновывают логически (сознательно), для чего они передвигаются, для чего они питаются, для чего они объединены, для чего они воспроизводят потомство и т.д. Тем не менее и без целеполагания, мышления они существуют, функционируют, их органы работают, сами они существуют совокупностями и достаточно успешно (с точки зрения умения сохранять какой-то период своё жизнесуществование) реализуют видовые свойства качественной определённости, удовлетворяя, в том числе, свои видовые потребности.

Человек сам по себе также целостность. Его свойства, поведение поэтому рассматриваются и как проявление способов существования целостности. Вместе с тем, человек – элемент различных целостностей. Его жизнесуществование можно рассматривать как составляющий процесс множества других целостностей. Он одновременно и разновременно может входить, например, в состав некоторых из таких целостностей, реализуя их существование, как: семья, трудовой коллектив, «болельщики» на стадионе, совокупность пассажиров в автобусе, воровская шайка, общественная организация, собрание, компания, профессиональная группа, класс, армия, нация, страна, всё человечество, живая система, общество вместе с планетой Земля, Вселенная, вся Реальность. Это лишь одна из классификаций целостностей, в которые человек может входить.

Любой из целостностей, существование которых реализуется также и человеком, присущи как всеобщие, общие, так и специфические способы сохранения её качественной определённости: у нации – онтологические законы, патриотизм, национализм, государственное регулирование и т.д., у воровской шайки – онтологические законы, круговая порука, соответствующие влечения, идеология, действия и т.д.

Поэтому жизнесуществование, поведение, видовые потребности и иные характеристики человека для их понимания целесообразно рассматривать также и как необходимость существования различных целостностей (общностей, уровней). Каждая из целостностей реализует своё существование самыми различными способами. Включённость индивида одновременно в несколько целостностей также обусловливает и противоречивость его поведения. Способы существования различных целостностей вступают между собой во взаимосогласованное взаимодействие и в противоречия, то есть реализуют сохраняющую и разрушающую тенденции.

Видовые потребности человека, таким образом, являются результатом бесконечного множества взаимодействующих, взаимосвязанных и взаимозависимых процессов Реальности.

Отличие видовых потребностей от потребностей вообще в том, что последние могут быть специфическими, ситуативными, разумными, неразумными, а видовые потребности – неотъемлемая характеристика любого и каждого человека как представителя вида живых существ. Видовые потребности подлежат удовлетворению как необходимости, и поэтому для реализации наилучшего состояния каждому их надо выявлять, знать и удовлетворять.

Реализация видовых потребностей осуществляется путём их непосредственного удовлетворения, а при отсутствии такой возможности – путём подавления или замещения данной потребности другой. Неудовлетворение (неоптимальное удовлетворение) тех или иных видовых потребностей ускоряет или обусловливает физическую смерть индивида. Из всей совокупности видовых потребностей человека нельзя исключить ни одной, казалось бы, несущественной, ибо в некоторых связях она может оказаться очень значимой для жизнесохранения индивида.

 Важная социальная задача – формирование разумных потребностей на основе видовых, которые (разумные потребности) способствуют наилучшему состоянию, счастью в целом человека и соизмеримы с имеющимися ресурсами и благами.

Вор, царь, китаец, монах, олигарх, христианин, президент, проститутка, еврей, артист, негр, женщина, рабочий удовлетворяют по существу одни и те же видовые потребности, только различными способами и в различных формах, которые также взаимосвязаны и со способностями. Человек постоянно несвободен от необходимости удовлетворять видовые потребности. Однако люди не осознают наличия и содержания многих своих видовых потребностей как таковых и их общности для всех.

Потребности (содержание, формы, появление новых, размеры, способы их удовлетворения и т.д.) социальных субъектов (человека, социальной общности, человечества в целом) зависят, в частности, от уровня развития общества, его исторической стадии и от специфических условий деятельности субъектов. Однако видовые потребности людей в древности по существу мало чем отличаются от нынешних.

Удовлетворение исторически развивающихся форм потребностей человека приводит к возникновению на основе видовых новых специфических потребностей и форм их удовлетворения. При этом необходимость удовлетворения потребностей стимулирует развитие производства и общества в целом, которое (развитие) приводит к возникновению новых форм общественных и индивидуальных потребностей.

Способы удовлетворения потребностей имеют всеобщие, общие и специфические, индивидуальные закономерности.

Видовые потребности человека в конечном счёте могут быть удовлетворены только при наличии определённых условий среды. Это означает зависимость человека от остальной Реальности. Если индивид находится в таком зависимом положении, то в этой связи вряд ли можно сказать, что он настоящий хозяин своей судьбы. Он вынужден держаться источников желаемого удовлетворения, подчиняться их правилам и законам, вынужден удовлетворять чьи-то желания, ибо в противном случае не сможет существовать.

Каждый индивид в любой социальной роли стремится удовлетворять свои видовые потребности. Но поскольку это удовлетворение потребностей не регулируется (не управляется) сознательно всеми совместно, то способы и результаты удовлетворения потребностей часто приобретают гипертрофированный характер (переходя, в частности, в алчность, жадность, насилие). В отсутствие сознательного совместного регулирования удовлетворения потребностей индивиды, их группы вынуждены максимизировать удовлетворение своих потребностей (иначе блага жизнесуществования перехватит другие). Социальное самоуправление как способ удовлетворения потребностей на основе договорённостей (а не насилия) обеспечивает согласованное оптимальное удовлетворение видовых потребностей и их разумное содержание.

Все потребности в целом и каждая в отдельности обусловлены бесконечной всеобщей связью и взаимодействием явлений Реальности, в том числе взаимосвязью и взаимодействием самих потребностей.

Многие люди порой избегают глубокого осознания своих потребностей, ибо это нередко ведёт к неприятным переживаниям. Однако подобный уход от неприятных мыслей и чувств оставляет эти потребности неудовлетворёнными. Это оказывает неосознаваемое отрицательное воздействие на психическое, и тем самым, на физическое состояние человека, на его здоровье.

Если необходимость чего-либо для осуществления своего оптимального состояния человек не осознаёт, то является это «что-либо» потребностью? Очевидно, что да. Например, человек многие тысячелетия не осознавал как таковую видовую потребность в чистом воздухе – однако она, тем не менее, была его витальной видовой потребностью. Другое животное многое не осознаёт как потребности, однако это многое тем не менее является его витальными потребностями.

Люди не осознают наличия и содержания многих своих видовых потребностей. Лишь некоторые видовые потребности осознаются человеком как таковые, но многие из них не охватываются сознанием.

Потребности обнаруживают, проявляют себя в осознанных и неосознаваемых влечениях и мотивах поведения.

Для чего надо выявлять, осознавать потребности? Видовая потребность – это необходимость. Поэтому видовые потребности каждому человеку надо постоянно выявлять и удовлетворять для реализации наилучшего состояния, счастья в целом. Незнание и нереализация каких-то отдельных видовых потребностей может даже прекратить жизнь человека «досрочно».

Каждая потребность диалектически сочетается со своей противоположностью. Множество одновременно существующих потребностей и их противоположностей делает весьма сложным выбор при их удовлетворении.

Существующая стихийная организация жизнесуществования общества, основанная на принципах господства и подчинения, отчуждения, разобщения, антагонистического противопоставления интересов индивидов и их общностей, не позволяет индивиду осуществлять адекватное наилучшему состоянию, счастью в целом управление своим жизнесуществованием, оптимальное удовлетворение всех видовых потребностей и испытывать удовлетворённость всей жизнью в целом.

В целях данной работы можно назвать, в частности, следующие видовые потребности человека (и некоторые их противоположности), многие из которых не осознаются индивидами как потребности-необходимости:

- в жизни, переживании наилучшего состояния в целом, и в смерти, спокойном уходе из жизни с умиротворением (неудовлетворённость жизнью в целом также не позволяет уходить из жизни спокойно, с умиротворением),

- в счастье своём и других, способствование ему,

- в постоянном стремлении к более прекрасному будущему данного человека и человечества,

- в действиях, изменении, развитии и в расслаблении, отдыхе, покое, сне, апатии,

- в гармонии мира, среды обитания, общества и в дисгармонии, хаотичности, безобразном,

- в необходимости существования образований Реальности,

- в единстве противоположностей,

- в наличии противоречий и в их отсутствии,

- в единстве и гармоничном взаимодействии и взаимосвязи с другим

индивидом, социальной общностью, всем человечеством (сказано: «общество без тебя обойдётся прекрасно, но ты без общества не обойдёшься»), живой системой на Земле, со всей Вселенной и иными образованиями Реальности, Реальностью и в обособлении от них,

- в притяжении и контакте с Землёй (эта потребность обнаруживается, в частности, космонавтами) и в преодолении этого притяжения, например, при передвижении,

- в излучении Солнца и в избегании его,

- в преодолении, минимизации всех видов негативного отчуждения человека от процессов Реальности,

- в сопричастности к культуре, человечеству, всей Реальности. Сопричастность (как любая другая потребность) – это проявление в бессознательном, чувствах, мыслях, разуме индивида онтологического закона всеобщей связи и взаимодействия явлений Реальности,

- двигаться, ходить и осуществлять иное пространственно-временное перемещение, стоять, сидеть, лежать, смотреть, слушать, говорить, размышлять и т.д.,

- в занятости какой-либо деятельностью,

- в общественно полезной деятельности, в труде как потребности здорового организма,

- в досуговой, в том числе культурной, деятельности, в игре как деятельности, характеризующейся переживанием удовольствия от самой деятельности,

- в творчестве (осуществлении изменений Реальности), творческом отношении к делу, вдохновении и в механических, монотонных, однообразных, автоматических действиях, движениях,

- в удовлетворённости жизнью в целом,

- в постоянном, в любых ситуациях, состоянии, переживаемом как оптимальное, как удовлетворённость, как наилучшее состояние (включая морально-психическое), как наименее худшее, как счастье,

- в оптимальных темпах (темпе) и ритмах (ритме) жизнедеятельности, оптимальном функционировании, в реализации биоритмов (включая сон), то есть в оптимальном жизнесуществовании и его разумной организации,

- в оптимальной реализации всех свойств качественной определённости, включая реализацию и развитие способностей,

- в оптимальном удовлетворении всех видовых потребностей человека и общества как осознаваемых, так и неосознаваемых,

- в здоровом образе жизни,

- в управлении окружающим миром, включая управление различными общественными процессами, делами социальной общности и человечества в целом,

- в управлении обстановкой, любой ситуацией вообще, контроле её и в отдыхе от управления,

- в активном равноправном участии в управлении общими делами человечества, социальной общности (которое и для руководителей различных уровней тоже неравноправное),

- в индивидуальной и социальной активности,

- в ориентации в Реальности,

- в мировоззрении как ориентирующем факторе,

- в наличии мировоззрения, адекватного наилучшему состоянию, счастью в целом,

- в адекватных наилучшему состоянию идеологии и методологии действий,

- в свободе, понимаемой как свобода движений, действий, мышления, выбора, свобода от обязанностей, ответственности, неудобств и других негативных факторов,

- в свободном выборе для себя области приложения сил,

- ставить и достигать желаемые цели,

- в смысле жизни как в чём-то удовлетворяющем в целом, в вечном, непреходящем (ибо при достижении преходящих целей и смыслов жизнь в целом опять теряет смысл) и в бессмыслице,

- в оптимизме и в пессимизме,

- во всестороннем жизнесуществовании и развитии (в том числе своих способностей, знаний, интеллекта, ума, положительных свойств характера, талантов, творчества, навыков, умений и возможностей), в осознании своих недостатков и самоценности,

- в систематической работе над собой и в периодическом отдыхе от неё,

- в самоконтроле и самооценке,

- в истине и в избегании её, в истине, которую человек любит и ищет. Однако часто одновременно он боится знать истину, ибо в определённых случаях такая истина автоматически налагает ответственность или порождает тревогу. Не допустив же истину в сознание, можно попросту избежать ответственности и тревоги. Подобную диалектику можно обнаружить и для других потребностей,

- в получении и распространении знаний, необходимой информации, в обмене информацией и в отдыхе от неё,

- в освобождении от заблуждений и иных неадекватных представлений,

- в умении работать с информацией,

- в упорядоченном получении информации и получении её неупорядоченно,

- в объяснении, понимании явлений и в таинственном, необъяснимом, неизвестном,

- в нерешённых проблемах,

- в смысле, осмысленности, разумности Реальности,

- в уюте, телесном и душевном комфорте и в дискомфорте, трудностях,

- в страдании («Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать» /А.С.Пушкин/),

- в определённых необходимых бытовых условиях (жилище, тепло, энергия, чистота и т.д.),

- в достаточной материальной обеспеченности, обладании вещами, использовании вещей и в освобождении от взаимодействия с ними,

- в праве личной собственности на определённые факторы жизнесуществования,

- в изготовлении и использовании более качественной продукции, вещей, продуктов,

- в здоровом состоянии (телесном и психическом),

- в оптимальном осуществлении физиологических процессов,

- в сохранении целостности телесности, в необходимой температуре тела,

- в соблюдении техники безопасности,

- в безопасности (в том числе физической, пожарной, радиационной, трудовой, экологической, психологической), избегании опасности, самосохранении и во встрече с опасностями,

- в гармоничном взаимодействии с половым партнёром и в исключении полового общения,

- в воспроизводстве и выращивании детей (которое не осознаётся как потребность сохранения вида), в заботе о детях, их воспитании,

- в создании наилучших условий жизни детей и других последующих поколений,

- в пище, воздухе, воде, поступлении иных образований Реальности в организм и в выделении веществ из организма, отказу от них при насыщении,

- в необходимых факторах внешней среды (чистых почве, атмосфере,

оптимальном уровне радиации и температуры, санитарно-эпидемиологических условиях и т.д.),

- в определённом пространственном удалении от других предметов, индивидов,

- в мыслительной деятельности, адекватном мышлении,

- в выработке и отстаивании убеждений,

- в подсознательной деятельности, в адекватном формировании подсознания,

- в адекватном восприятии и учёте неосознаваемого,

- во внушении и самовнушении,

- в интуитивной деятельности,

- в совместных с другими индивидами действиях и в самостоятельности,

- в приоритете общественного (в одних связях) и индивидуального (в других связях),

- во вхождении в коллективы в различных сферах жизнедеятельности общества,

- в исполнении определённых общественных обязанностей,

- в принятии на себя ответственности и в избегании её,

- в наличии законов, правил взаимодействия, прав и обязанностей в процессе жизнедеятельности общества,

- в выполнении законов, общечеловеческих моральных норм, традиций и в их нарушении,

- в совместном формировании общих для социальной общности, человечества в целом правил и алгоритмов взаимодействия их членов,

- в мире, отсутствии конфликтов, спокойствии, стабильности, тишине,

- в альтруизме, филантропии и в эгоизме (в альтруизме есть момент эгоизма),

- в осуществлении действий на благо социальной общности, всего человечества (т.е. общезначимых дел, включая труд как производство вещей, благ и услуг) и на своё личное благо,

- в активной деятельности и её эффективности для себя и других,

- в коллективизме,

- в превосходстве в различных формах и ситуациях над другими и в подчинении. В частности, чувство превосходства испытывает вообще любой здоровый человек в сравнении с больными (даже близкими людьми). Стремление к превосходству проявляется и в форме боязни насмешки. Так, даже «трудные» подростки и другие люди, рисующиеся своим бесстрашием, боятся выглядеть смешными,

- в признании общности интересов всех людей и народов,

- в нетерпимости к национальной, религиозной, расовой и иной социальной неприязни,

- в заботе о сохранении и умножении общественного достояния,

- в передаче другим результатов своей деятельности,

- в гуманных отношениях и взаимном уважении между людьми,

- в отсутствии эксплуатации и угнетения,

- в непримиримости к тунеядству и стяжательству,

- в гармоничном общении с образованиями Реальности, в том числе со всеми другими живыми существами (с растениями, животными), и в уединении, одиночестве,

- в выращивании других животных, растений, труде на природе (сад, огород),

- в общении с достойными людьми (честными, работящими, добрыми),

- в общении со всеми народами человеческого сообщества,

- говорить, в том числе и на своём языке,

- в дружбе. Люди, у которых много друзей, чувствуют себя более счастливыми,

- в покровительстве,

- в помощи,

- в заботе со стороны общества, других людей, включая получение лечебно-профилактической помощи, в поддержке, защите, опеке,

- в социальном равенстве,

- в справедливом распределении продуктов питания, жилья, вещей, средств передвижения, других условий для наилучшего жизнесуществования, необходимых факторов внешней среды,

- в использовании природных ресурсов,

- в доброте к другим,

- в доброте других по отношению к себе,

- в деятельной доброте, любви к себе, к Реальности в целом,

- любить и быть любимым, в любви и отторжении. К важнейшим факторам приносящих счастье человеческих связей можно отнести любовь. Она вызывает наиболее сильные положительные (и отрицательные) переживания. Однако вопреки глубоко коренящейся потребности любви, почти всё иное многими людьми считается едва ли не более важным, чем любовь: успех, престиж, материальное богатство, власть. Много энергии используется людьми на обучение достижению этих целей, и почти никакой – на обучение искусству любви. Любовь – это активность, труд. Если индивид не созидателен в других сферах, то он не будет созидателен и в любви,

- в улучшении Реальности, жизни человечества, социальной общности, другого человека, своей жизни, конкретной ситуации, отношений, вещей,

- в совершенстве (гармонии) себя, других, всего внешнего,

- в прекрасном (и безобразном), в художественном взаимодействии с миром (песни, танцы и т.д.),

- в порядке, упорядоченности, во внесении порядка и гармонии в хаос и неразбериху,

- в завершённости, полноте, цельности,

- в признании, значимости его для другого (включая значимость и для другого пола), других, социальной общности, всего человечества, живой системы, Реальности (то есть общезначимости). Стремление к общезначимости – это одно из проявлений бессмертия,

- в уважении других,

- в уважении к культуре, народам, истории, традициям, языкам, общественно полезной деятельности,

- в культурной деятельности, использовании достижений культуры,

- в счастливых финалах,

- в отсутствии зла,

- в справедливости,

- в правдивости, простоте и скромности в общественной и личной жизни,

- в самоутверждении, саморазвитии, самореализации, самоуважении,

- в ощущении самодостаточности,

- в наличии и развитии добродетелей у себя и других,

- в уверенности,

- в ощущении своей уникальности, индивидуальности,

- в ощущении уникальности образований Реальности,

- в успехе и в неуспехе,

- в испытании трудностей и в расслаблении, отдыхе,

- в отсутствии разочарований, боли, опасности и в их наличии. Полнейшее отсутствие разочарований, боли или опасности также таит в себе опасность. Чтобы стать сильным, человек должен выработать в себе умение выносить разочарования, переносить боль и опасность,

- в необычном, таинственном и в обычном, известном,

- в наступлении необыкновенных событий, риске и в обычном течении жизни,

- в новизне, новом опыте,

- в интересных захватывающих впечатлениях и в скуке,

- в переживании старого, пережитого (в частности, чувства ностальгии, при котором вполне заурядные события, отодвигаясь в прошлое и становясь далёким воспоминанием, обретают очарование утраченного невозвратимого счастья),

- в воображении – психической деятельности, состоящей в создании представлений и мысленных ситуаций, не воспринимавшихся человеком в действительности. Потребность в идеальном представлении результата деятельности до того, как он будет достигнут практически, в предвосхищении того, что ещё не существует в действительности. С воображением связана способность делать открытия, находить новые пути, способы решения возникающих перед человеком и человечеством задач. Вид творческого воображения – мечта, создание образа желаемого будущего, не воплощённого непосредственно в тех или иных результатах деятельности (потребность в мечте). Воображение может иметь различную степень произвольности - от спонтанных детских фантазий до длительных целенаправленных поисков изобретателя. Воображение может способствовать лучшей организации жизнесуществования индивида, оно необходимо и для построения лучшего будущего человечества,

- в эмоциональных контактах и переживаниях (в ощущении радости, грусти, цвета, звука, запаха, осязании и т.д.) и в отдыхе от них,

- в ласке другим человеком (например, иногда человек готов болеть, лишь бы его приласкали, погладили как больного в детстве),

- в искуплении мнимой или действительной вины,

- в спокойствии. Спокойствие – не равнодушие, не отсутствие, а высшее равновесие всех чувств,

- в комическом (в частности, для того, чтобы человечество и индивид весело расставались со своим прошлым). Смех во многом освобождает человеческое сознание от всякого рода чудищ – ложных страхов, навязанных культов отживших авторитетов и кумиров, харизмы, играет оздоровительную роль в жизнесуществовании индивида и общества,

- быть сильным,

- в подражании и в самостоятельности,

- в одинаковости повторяющихся процессов жизнедеятельности,

(стандартизации, стереотипизации и т.д.),

- в измерениях (точках отсчёта) Реальности, её образований,

- в таких положительных качествах, как: абстрактное мышление, бережное отношение к своему организму, вдохновление других людей, вежливость, великие цели, великодушие, вера в себя и свои силы, внимательность, восприимчивость нового, выдержка, высокий интеллект, дальновидность, деловитость, дисциплинированность, доброжелательность, добросовестность, жизнерадостность, здоровая терпимость и уступчивость, здоровый стоицизм и аскетизм, искренность, использование механизмов психологической защиты, использование принципов успешного управления собой, коммуникабельность, логичность, наслаждение настоящим, настойчивость, но иногда детская беззаботность, невосприятие негативно действующей информации, не быть заложником вещей, не стремиться к славе, нетерпимость к несправедливости, обаятельность, обязательность, опрятность, отсутствие самовредительства, планирование жизнедеятельности, прощение себя и других, различение пустяков и существенного, решительность, саморегуляция, скромность, солидарность со всем обществом, спокойное отношение к обидам, оскорблениям и другим неудачам, твёрдая воля, требовательность к себе, умение определять меру, умение организовывать себя и других, упорство, но не упрямство, целеустремлённость, чувство долга, чувство прекрасного, возвышенного, трагического и комического, чувство юмора и остроумия, энтузиазм,

- в устранении, минимизации, отсутствии у себя и других таких негативных свойств, как: агрессивность, безответственность, безразличие, боязнь будущего, гордыня (гордость гипертрофированная), грубость, жестокость, жадность, завистливость («чёрная»), застенчивость, злобность, злоупотребление наркотическими и токсичными веществами, лень, лживость, мелочность, мнительность, мстительность, небрежность, невежество, обжорство, презрение, равнодушие, раздражительность, гневливость, ревность, самодовольство, самоуверенность, уныние, упрямство, чувство своей особой значимости, эгоизм. В библии обращается внимание на неустранимость волей человека многих его антисоциальных свойств, которые присущи в той или иной мере каждому человеку: «нет человека, который не грешил бы». В этой связи А.С.Пушкин в поэме «Евгений Онегин» пишет: «Кто жил и мыслил, тот не может в душе своей не презирать людей». Однако человек может минимизировать перечисленные и иные подобные недостатки или вообще исключить многие из них – для этого, в частности, необходима соответствующая организация общественного жизнесуществования, то есть социальное самоуправление на всех уровнях общества с использованием организованных коллективных разума и воли.

Человеком также реализуется бесконечное множество сочетаний вышеуказанных и иных, в том числе неосознаваемых видовых потребностей.

Существуют также специфические потребности ребёнка, подростка, молодого человека, зрелого человека, пожилого человека, мужчины, женщины, здорового и больного, инвалида, индивида, находящегося в той или иной конкретной ситуации, в различных пространственно-временных, социальных и иных «нишах».

Для различных целей возможны классификации видовых потребностей человека по различным основаниям.

В иерархии потребностей осуществляется стремление человека обязательно удовлетворять, как правило, в первую очередь самые важные, жизненно необходимые, так называемые витальные или базовые потребности.

Однако разделение потребностей на витальные, базовые и второстепенные не всегда целесообразно и приемлемо. Для достижения наилучшего состояния, счастья в целом каждого необходимо оптимальное удовлетворение всех видовых потребностей без исключения. Удовлетворение только витальных или базовых потребностей само по себе наилучшего состояния индивида не обеспечивает. Более того, во многих ситуациях главными могут становиться не витальные или базовые, а потребности, нередко относимые к второстепенным. Поэтому каждому человеку важно знать содержание и осуществлять способы оптимальной реализации каждой видовой потребности и всех потребностей в целом.

Стремясь удовлетворить видовые потребности, многие из которых удовлетворяются только во взаимодействии индивидов, люди, не имея (по причине неразвитости и социально-антагонистической организации общественного жизнесуществования) возможности согласованного между собой их удовлетворения, удовлетворяют их стихийно, неразумно, зачастую с применением насилия и в ущерб друг другу.

Однако у людей, в отличие от других животных, имеется возможность с помощью мышления, познания и создаваемых ими факторов жизнесуществования сознательно, познавая и учитывая противоречивость потребностей, всех процессов жизнесуществования, разрешать эти неустранимые волей человека противоречия путём договорённостей, используя общественное самоуправление, то есть действовать гораздо адекватнее.

Именно эта возможность – возможность с использованием достаточно развитого (не примитивного) индивидуального и коллективного сознания (уникального свойства человека и человечества), знаний и создаваемых факторов жизнесуществования координировать действия по удовлетворению потребностей и при этом минимизировать, разрешать на основе договорённостей, а не насилия, многие неустранимые противоречия бытия – имеется только у сообщества людей, в отличие от сообществ других животных и живых существ.

Однако эта возможность человечеством пока не используется, хотя основные необходимые предпосылки для её реализации имеются.

 

 

 

 

К началу страницы