Главная страница сайта

Карта сайта

Библиотека сайта

Другие статьи автора в Библиотеке сайта

Написать автору статьи

e-mail: antonpet14@yandex.ru

 

 

Статья 16

Антонович Е.Н.

 

ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ПРОТИВОРЕЧИЯ В СИСТЕМЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

 

Дао рождает одно, одно рождает два, два рождает три, а три рождает все существа …

… переход в противоположность – путь движения дао

(Лао Цзы)

Темное и светлое представляют соединение различного (темные и светлые частицы разделяю-

тся на твердые и мягкие), которое взаимодействует в великой пустоте … влияние – это взаимо-

влияние; темное оказывает влияние на светлое, и образуется форма, светлое оказывает влияние

на темное и образуется образ … два и одно – это отношения между противоположностями и

единством, представляющие единство противоположностей

(Ван Фуджи)

Незнание древности неизбежно приводит к вульгаризации, незнание современности неизбежно

приводит к непрактичности … все предметы состоят из противоположностей, представляющ-

их противоречия … в противоположностях одна сторона всегда главная, другая - второстепен-

ная

(Вэй Юань)

Истинно бесконечное есть единство самого себя и конечного, и такое единство и есть

категория, лежащая в основании философии, а следовательно, и философии природы… Природа

должна быть рассмотрена как система ступеней, каждая из которых необходимо вытекает из

другой …метод философии есть в одно и то же время синтетический и аналитический

(Гегель)

Три закона (диалектики,- Е.А.) были развиты Гегелем на его идеалистический манер лишь как

законы мышления … Ошибка заключается в том, что законы эти он не выводит из природы и

истории … Если мы перевернем это отношение, то всю принимает очень простой вид, и диале-

ктические законы … становятся простыми и ясными как день

(Ф. Энгельс)

Раздвоение единого и познание противоречивых частей его есть суть диалектики. Так именно

ставит вопрос и Гегель … Единство противоположностей условно, временно … борьба взаимо-

иключающих противоположностей абсолютна, как абсолютно развитие, движение (В. Ленин)

В простом процессе существует всего одна пара противоположностей; в сложных процессах

их больше…в каждом сложном процессе развития явлений существует целый ряд противоречий,

в числе которых всегда имеется главное противоречие

(Мао Цзе Дун)

 

Аннотация: Предлагается метод универсального, системно-диалектического, структурно-логического древа (иначе генодрева *) ФТС (философии триединого синтеза) формула которого: синтез-тезис-антитезис-анализ, основанная на единстве противоположностей: синтеза и анализа, тезиса и антитезиса (духа-материи, идеализма-материализма) отражает процесс развития противоречий. (* понятие генодрева – используется автором для расширения диалектического характера взаимодействия не только материалистических и духовных, но и биологическо-генетических и социальных, культурных и мировоззренческих начал в процессах эволюции человека и общества, открытых новой наукой социобиологией. Социобиология, - направление в социологии и философии, изучающее процессы и формы социального развития человека на основе принципов генетики и эволюционной биологии).

Ключевые слова: синтез-тезис-антитезис-анализ, дух, материя, противоположности, единство, генодрево, противоречия, процесс, эволюция, инволюция, теория, практика.

 

   Анализ приведенных цитат философов показывает, что уже в древности существовала диалектика, уровень познания противоречия в которой мог превышать современный. Фу Си (живший около 1600 г. до н.э.), считающийся создателем ИЦЗИНа (по другим источникам он существует более 9000 лет), Лао Цзы, годы жизни которого неизвестны (принято, что он был старше Конфуция), Ван Фуджи (1619-1692) и другие древнекитайские философы, развивали древнюю диалектику задолго до европейцев: Гераклита (544 - 483 г. до н.э.), Гегеля и других. Современная академическая философия изучает философию, начиная с древней Греции, древние учения ИЦЗИНа, Вед, Каббалы и др., как правило, привлекают ученых одиночек, энтузиастов.

 Давайте, с помощью метода генодрева ФТС, попробуем разобраться в процессах развития противоречия, и, отделив зерна от плевел, понять почему «переворачивание» привело не к развитию, а к кризису знания, в т.ч. ДМ (диалектического материализма).

 Вселенную можно представить как некую целостную систему структурных сгустков, вихрей энергетической субстанции, одним из проявлений которой служит плотная материя, а другим – волновая форма материи (поле, дух, сознание). В философии Дао эта триединая целостность (единство-дух-материя) изменчива, подвижна. Мы придаем свойство изменчивости и триаде Гегеля: тезис-антитезис-синтез, превращая ее в универсальный процесс развития: синтез-тезис-атитезис-анализ. Если вместо синтеза на первое место триады поставить понятие материи, то отношение: материя-единство (изменчивость)-дух, говорит о том, что материя – измененная форма поля (духа). И наоборот: дух (сознание) – измененная форма материи. Дух первичен, если его высокие вибрации уменьшаются, материализуются (инволюция). Материя первична, если низкие вибрации увеличиваются, одухотворяются (эволюция). Сегодня эти простые истины не способны понять догматики идеализма и материализма, немалое число которых вышло из системы обучения ДМ (диалектического материализма) в СССР, для них – это психологический барьер в познании, требующий интеллектуальных усилий. Но без его преодоления – осознания единства (синтеза) духовного и материального современная философия не способна выйти их кризиса познания, а человечество – из кризиса развития! Исходя из того, что теория – идеальна, а практика – материальна, мы считаем, что истину в аксиоматике следует искать в диалектическом единстве аксиом (принципов) идеализма и материализма.

 Мы в ФТС предлагаем универсальную структурно-логическую модель исследования (метод познания) – генодрево единства логически взаимосвязанных противоположностей: принципов, понятий, в начале которого лежит обратная триада Гегеля: синтез (единство,- логика «и-и») - тезис – антитезис (дух, причина - материя, следствие, - логика «или-или»).

 На генодреве ФТС (построенном как симметричный граф, в ИЦЗИНе – система: монограмм – диаграмм – триграмм -… ) процесс диалектического раздвоения единого (системного анализа) начинается с деления исходной точки (вершины графа) на дуальные противоположности: тезиса (дух, сознание, добро, волновые свойства материи, теория) и антитезиса (материя, зло, корпускулярные свойства материи, практика). Далее деление идет на основе принципа дополнительности (корпускулярно-волнового дуализма) духовное должно иметь материальное основание (воплощение), а материальное –

духовное. Например: тезис – электромагнитное поле, антитезис – электроны, материальные частицы, синтез - электрический ток.

 При дальнейшем развитии генодрева, делении образованных частей целого на новые пары логических противоположностей работает принцип множественной дополнительности результатом которого является образование многоуровневой системы, структуру которой можно представить в виде прогрессии: 1-2-4-8-16-… . Где цифры – число элементов на каждом уровне системы противоположностей. При этом, генодрево образует систему противоречий: 0-1-2-4-…, где цифры - число противоречий на каждом уровне.

 Структура диалектических процессов развития генодрева ФТС (Рис 1/34 [1] Рис 35) основанная на вертикали логики системы противоречий: Я-неЯ (тезис-антитезис: духовное, поле–материальное, эволюция-инволюция), направляет развитие и по уровням горизонтали: единое-многое (простое-сложное). В пространстве структура генодрева образует крест, который у древних означал направления развития: вертикаль - духовное, горизонталь – материальное. Структура противоречий генодрева: синтез-тезис-антитезис-анализ - двоичная древнекитайская система ИЦЗИН (единое – 2 монограммы – 4 диаграммы – 8 триграмм -…). (*

 *) структура ИЦЗИНа представляет собой двоичное дерево комбинаторной диалектики древних. Одно-Единое (Великий Предел) раздваивается на две монограммы: Ян, целая черта и Инь, прерывистая черта (в[7]Рис 20). На следующем уровне Ян и Инь разделяются на новые Ян и Инь, т.е. две монограммы (по одной черте) превращаются в четыре диаграммы, каждая из которых уже состоит из двух черт нижней (старой) и верхней (новой и противоположной), а последние, после накладывания сверху еще новых противоположных черт превращаются в восемь триграмм. Структура генодрева ФТС: -отличается от ИЦЗИНа наличием зеркальной симметрии, черты, со знаком: плюс находятся выше оси генодрева, минус – ниже; - соответствует пониманию процесса развития древними знаниями, где вертикаль креста – духовное, горизонталь – материальное.

 Т.о., в отличие от ДМ, где процесс развития линейный, на генодреве он двойственен, идет от исходной точки по горизонтали (единое-многое, или простое-сложное) и, одновременно, по вертикали (противоположности: тезиса - дух, сознание, волновые свойства материи и антитезиса - материя, корпускулярные свойства материи).

 В основе структуры генодрева ФТС (вертикальной и горизонтальной иерархии: 1-2-4-8-…) лежит универсальный механизм мышления, состоящий не только из системы монад, диад и триад (два смежных уровня структуры генодрева), но и перехода от троичности к четверичности (3-й уровень структуры генодрева), до сих пор, не понятых и не используемых в процессах познания. Многие философы не понимают единства, отличий и связи между философиями монизма, дуализма, тетризма и др., т.к. не видят единства и различий между монадой, дуадой, триадой и кватернером, впервые данных системой двоичного счисления ИЦЗИН (подробнее см. Рис 59 [1]).

 Система познания метода гендрева ФТС, созданная на основе логики метода познания (Рис 1/34), состоит из: 1) принципов диалектического развития ([1] Рис 49); 2) взаимосвязанной системы основных категорий философии ([1] Рис 65); 3) структурно взаимосвязанных логикой процессов познания и развития, частей системы: уровня, подсистемы, элемента; 4) структурных взаимосвязей, прямых и обратных процессов взаимодействия в системе.

 Мы, исходя из того, что первичным принципом должен быть принцип целостности мира, единства противоположностей: духа и материи и взаимосвязи всего со всем, логично приходим к структурно взаимосвязанным категориям: движения и энергии, пространства и времени. В процессе деления на генодреве целое (материя-сознание) рождает дуальные противоположности (части) и их свойства (категории второго уровня) низшего и высшего структурного единства. Низшее (материальное) единство – единство Энергии и Движения. Можно утверждать, что Материя - движущаяся Энергия, а Энергия – движение материи в пространстве. Сознание обладает дуальными структурными свойствами высшего и низшего единства - Времени и Пространства, Энергии и Движения. Исходя из взаимосвязи категорий генодрева, можно дать такие определения. Время и пространство – основные формы существования (движения) материи-сознания. Время – мера активности сознания и форма его движения в изменяющемся пространстве. Время и пространство не существуют вне движущейся (энергетически изменяющейся) материи-сознания (подробнее см. примечания к Рис 65 [1]).

 Мы выделяем 9 принципов логики ФТС, необходимо выводимых друг из друга противоречий, понятий, образующих механизм (метод) целостного системного познания, мышления - генодрево ФТС (Рис 1/34 [1] Рис 35): 1) единства духовного и материального, абстрактного и конкретного, системно дополняющих друг друга до целостности (логики синтеза и-и) ; 2) последовательного раздвоения единого, - анализа, начала процессов познания, на основе прогрессии: 2-4-8-…, отражающего логику борьбы (или-или), взаимодействия; 3) триединства: синтез-тезис-антитезис, образуемого из первых двух уровней генодрева (0-1); 4) единства системного синтеза и анализа (единства и множественности): синтез-тезис-антитезис-анализ, с приоритетом синтеза в познании; 5) единства процессов развития (истории) и логики; 6) единства индукции и дедукции, одномерной логики и аналогии; 7) единства опыта и предметно-образных представлений, логических понятий и идей. 8) единства противоположностей на 2-м и 3-м уровне генодрева соответствует двумерной (двухслойной) и трехмерной (трехслойной) логикам, где возникают внутренние (2-х и 3-х слойные) противоречия 4-х и 8-и элементов системы логики; 9) единства философий, учений монизма и плюрализма, вытекающих из целого: монизма (логики синтеза И-И)– дуализма: идеализма-материализма (логики разделения или-или, где тезис и антитезис могут образовать синтез-триединство) – тетризма (2-х значной логики, в ИЦЗИНе – 4 образцов диаграмм) – октавизма (3-х значной логики, в ИЦЗИНе – 8 символов триграмм).

 Генодрево ФТС – метод целостности диалектических принципов - модель процессов познания, развития, основанная на аксиоме целостности мира, имеет 9 взаимосвязанных структурно-логических принципов ([1] Рис 49): 1.1. Аксиома (принцип) целостности (единства вибраций) двойственного мира: духа и материи (тезиса и антитезиса) и всеобщей взаимосвязи явлений, всего со всем, равнозначности процессов анализа и синтеза, единства и борьбы противоположностей. Следствия аксиомы 1.1.: 1. Окружающий нас мир – динамическое равновесие двух, дополняющих друг друга начал (вибраций единой сущности), отражающее принцип диалектического монизма, единства: духа и материи. 2. Все материальные и идеальные объекты, составляющие подвижное единство находятся во взаимодействии друг с другом (взаимосвязи которых отражаются ритмами прогрессии: 1-2-4-8-…). 3. Взаимодействие идеальных и материальных объектов, понятий осуществляется через категории движения, изменения, которое в равной мере свойственны не только материальному, но и духовному началу. 4. Условие развития (движения, изменения) – разность потенциалов (вибраций) тезиса и антитезиса (духа и материи). Активизация одного из начал приводит к двум направлениям развития: эволюции (приоритеты духовного, общественного начала) и инволюции (приоритеты материального, индивидуального начала). 5. Развитие (движение, изменение) дискретно (в форме объектов и полей), ступенчато и иерархично, циклично (ритмично) и спирально, одновременно происходит в четырех направлениях (синтеза и анализа, тезиса и антитезиса), в объемном плане составляя расширяющийся и сужающийся конус. 6. Ступенчатые процессы развития имеют одностороннюю направленность (во времени): от целого к части, многому. Двойственность процесса познания требует обратного движения сознания от анализа к системному синтезу. 7. Цикличность ритмов развития неизбежно рождает не только мировой кругооборот излучения (поля) и вещества, но и превращение одного в другое. 8. Мир одновременно имеет начало во времени и ограничен в пространстве (тезис) и не имеет начала во времени и границ в пространстве (антитезис), бесконечен во времени и пространстве.

1.2. Генетической, иерархической взаимосвязи противоположностей тезиса и антитезиса (дающий начало процессам развития при ассиметрии, активизации вибраций одного из начал). 1.3. Двойственности направлений процесса развития (эволюции и инволюции). 1.4. Множественности и цикличности (ритмичности) процессов развития. 1.5. Отмирания старого, разрушения (инволюции материального начала). 1.6. Восприятия, рождения нового, новых форм материи-сознания (эволюции материального начала). 1.7. Преемственности в развитии, сохранения старого в новом (догматизма, инволюции духовного начала, первичного синтеза). 1.8. Создания высшего уровня единства (эволюции духовного начала). 1.9. Циклическо-ступенчатого эволютивно-инволютивного развития.

 В отличие от ДМ, абстрактно постулирующего взаимосвязи принципов познания, мы выделяем конкретно взаимосвязанные логикой структуры генодрева не только принципы познания, но и системные принципы: от целостности (логика И-И); двойственности, деления целого на парные противоположности (логика ИЛИ-ИЛИ), до циклически-ступенчатого (спирального) эволютивно-инволютивного развития и др., которые разделяется на генетически взаимосвязанные принципы: - структурности; - иерархичности; - первичного анализа; вертикального синтеза и анализа; системного анализа; системного синтеза ([1,2,3,4,5]).

 Мы понимаем эволюцию и инволюцию как двойственные процессы вертикального (духовного и материального) развития, образующих 4-е вида эволюции и инволюции духа и материи ([1] рис 66). Материалистическая наука сегодня понимает эволюцию только по горизонтали (простое-сложное).

 ФТС, соединяя в единое целое дух и материю, идеальное и материальное, не отрицает материализм и идеализм, а на основе метода генодрева, развивает их в более совершенное системное единство – структурно-логический синтез-анализ (по горизонтали: единое-многое, или простое-сложное, и вертикали: тезиса и антитезиса, духовное-материальное), способное расширить и углубить понимание процессов познания и развития.

 Т.о., на основе логики системного синтеза-анализа философию необходимо понимать как целостно-системную философию единства идеализма и материализма, из которой диалектическим методом раздвоения единого образовались философии: идеализма и материализма, триединства (где тезис и антитезис образовали синтез-триединство) и тетризма.

 Из вышесказанного можно сделать два системных вывода: 1) новое знание (теория, философия) должно включать в себя все старые виды знаний (теорий, философий), как системное целое свои логически и структурно взаимосвязанные части; 2) «перевертывание» тезиса и антитезиса (идеального и материального) может привести только к приоритету материального над духовным, и утере моральных приоритетов в обществе, что и подтверждается развитием духовно-нравственного кризиса в мире (начавшегося в СССР развалом КПСС).

 Многие философы и ученые вплотную подошли к системному пониманию процессов познания и развития. Гегель, знакомый с древними знаниями, был родоначальником системного подхода, которого нельзя считать объективным идеалистом. Он, как и многие древние философы, исходил из единства духа и материи, субъекта и объекта, теории и практики, синтеза и анализа.

 Огурцов А.П. автор послесловий и примечаний к Философии Природы Гегеля выделяет такие принципы его натурфилософии: «исходный принцип гегелевской натурфилософии – единство теоретического и практического отношения к природе, реализующееся в единстве объективного и субъективного, физических стихий и чувств человека. Второй принцип … заключается в требовании рассматривать природу в ее целостности … Это означает, что философский подход синтетичен в противовес аналитичности естественнонаучного исследования» [6].

 Исследуя циркулярно-круговую теорию знания Гегеля, Пушкин В.Г., делает близкие нам выводы: “«Каждая часть философии,- отмечает Гегель,- есть философское целое, замкнутый в себя круг … особенный момент целого….» Философия существует только как круг из кругов, как система из подсистем с дальнейшими подсистемами и т.д.” [7].

 Мы ранее показали, что развитие целого идет через раздвоение единого к процессам циклическо-спирального развития, о круге может идти речь только на первом диадном уровне, логике тезиса – антитезиса (или-или).

 Подтверждение верности выбранной нами системы принципов, исходящей из принципа целостности, приводит и Пушкин В.Г., ссылаясь на Фихте: “Он (Фихте,- Е.А.) называет свою философию «учением о науке». Наука отличается от ненаучных представлений благодаря своей систематической форме. Однако систематичность – необходимое, но недостаточное условие научности знания: истинность всей системы базируется на истинности ее исходного основоположения. … Фихте считал, что философия должна быть наукой, исходящей из одного высшего основоположения, из которого необходимо выводятся все определения. Важное значение имеет это единство принципа и попытка научно последовательно развить из него все содержание сознания или, как это тогда выражали, конструировать весь мир. Как заметил Гегель, «над этим издевались, но философия нуждается в том, чтобы содержать в себе единую живую идею. Мир есть цветок, извечно вырастающий из одного зерна»“ [8].

 Система принципов, принятая нами в ФТС, соответствует не только философии Фихте, Гегеля, но и китайскому И ЦЗИНу, и универсальным идеям синархии русского философа Шмакова. В. Шмаков, понимая принципы целостной системой горизонтальных и вертикальных взаимосвязей (духовного и материального), считал, что их отсутствие ведет к плюрализму «обожествленного» хаоса (который и привел современную науку к кризису): “Если органическая целостность присуща феноменальной природе, то это проистекает именно из того, что мир принципов сам представляет собой органическое целое. Принципы связаны между собой не только по вертикали, т.е. одни вытекают из других, но и по горизонтали, т.е. все принципы взаимно отражены и соподчинены друг в друге … «каждая часть есть и часть и целое», а потому во всяком принципе заключены связи и взаимоотношения со всеми другими… всякая эманационная теория предполагает … распадение первичного единства на множество частных … получается плюрализм, который … приводит … к обожествлению хаоса”[9].

 Противоречие – отношения между противоположностями, исходное основание процессов познания и развития. Противоречия могут возникать не только между противоположностями тезиса-антитезиса (разрешаемыми методами вертикального синтеза на каждом уровне познания системы), но и между различными (горизонтальными) уровнями глубины познания синтеза-анализа (различными уровнями глубины одной системы или взаимодействующими системами). Понимание сущности системы противоречий, возможное при единстве 2-х направлений мышления, дает универсальный метод системного синтеза-анализа – генодрево ФТС.

 Рассмотрим процесс развития противоречий подробнее. Построим систему противоречий генодрева (0-1-2-4-…см. ниже аналогию с Рис 2/47), которая развивается: - горизонтально (по уровням: 0,1,2,3,4,…) и – вертикально (по ступеням каждого уровня, где цифра – число противоречий). На первом (0-1) уровне – одно главное (вертикальное, духовное) противоречие – диада (тезис-антитезис: дух-материя, абстрактное-конкретное, причина-следствие, духовная-светская власть, …), которое определяет развитие противоречия на последующих горизонтальных уровнях. Развитие противоречия одновременно ведет не только к: его углублению по горизонтали, но и расширению его вертикального (дух-материя) главного содержания, что неизбежно приводит, при не системном управлении духовно-нравственными процессами, к его обострению, усилению воздействия на систему. Что и происходит в социальных процессах развития.

 На 2-м, 3-м и последующих горизонтальных уровнях генодрево образует систему вертикальных противоречий: 2-й ур. – 2 противоречия (4-е ступени, элемента), 3-й ур. – 4 противоречия (8 ступеней), … Главное противоречие в итоге образуют систему логически взаимосвязанных противоречий, развивающих систему противоречий (духовное-материальное) по вертикали.

 ДМ, «перевернув» диаду (духовное-материальное) Гегеля, относит к главным противоречиям экономические, материальные; а духовные - к второстепенным. При этом, различение противоречий осуществляется субъективно, не на основе логических структур, а на основе опыта и интуиции автора.

 Французский критик ДМ Л. Альтюссер, анализируя произведения классиков марксизма-ленинизма, приводит довольно слабые, сложные и абстрактные пояснения, комментируя «переворачивание» гегелевской диалектики, «разъяснения» классиков, и манипуляции различными понятиями для понимания специфики развития и различений противоречий: “в чем заключается «переворачивание» гегелевской диалектики, совершенное Марксом? Каково специфическое отличие, отделяющее марксистскую диалектику от гегелевской? – это проблема уже разрешена марксистской практикой (на деле эта практика закончилась кризисом, развалом КПСС и СССР,- Е.А.)… Диалектика есть «изучение противоречия, заключенного в самой сущности вещей», или, что то же самое, «теория тождества противоположностей». Благодаря ей, как говорит Ленин, «можно ухватить ядро диалектики, но это требует разъяснений и развитий». Мао цитирует эти тексты и переходит к «разъяснениям и развитиям», т.е. к содержанию этого «ядра», короче говоря, к определению специфики противоречия. Здесь мы внезапно сталкиваемся с тремя...понятиями…: 1. Различение между главным противоречием и противоречиями второстепенными; 2. Различение между главным и второстепенными аспектами противоречия. Наконец, третье понятие: 3. Неравномерное развитие противоречия. … Достаточно рассмотреть первое различение, чтобы увидеть, что оно непосредственно предполагает существование множества противоречий (в противном случае мы не смогли бы противопоставлять главные противоречия второстепенным) в одном и том же процессе. Т.о., оно указывает на существование сложного процесса. И в самом деле: «В простом процессе,- говорит Мао,- существует всего одна пара противоположностей; в сложных процессах их больше…»; поскольку «всякий сложный процесс заключает в себе более двух противоречий…»; тем не менее «в каждом сложном процессе развития явлений существует целый ряд противоречий, в числе которых всегда имеется главное противоречие…». Второе различение (главный и второстепенный аспекты противоречия) всего лишь отражает внутри каждого противоречия сложность процесса, т.е. существование в нем множества противоречий, одно из которых является доминантным … Когда Мао отбрасывает «простой процесс с одной парой противоположностей», он исключает его, по-видимому, на основании фактических соображений: он не относится к его объекту, обществу, которое содержит в себе множество противоречий … Не склоняется ли и Ленин к этому заключению, когда он заявляет: «Раздвоение единого и познание противоречивых частей его … есть суть (одна из «сущностей», одна из основных, если не основная, особенностей или черт) диалектики» … Этот вопрос – решающий. Поскольку этот «простой процесс с двумя противоположностями», в котором Единое разделяется на две противоречащие друг другу части, как раз и является матрицей гегелевского противоречия» [10].

 Альтюссер искажает понимание процесса развития и передергивает факты (см. ранее приведенную цитату Мао), когда утверждает, что Мао «отбрасывает процесс с одной парой противоположностей». Мао наоборот говорит, что процесс развития одной пары противоположностей продолжается далее в сложных процессах. Это более наглядно подтверждается системным анализом процессов развития на генодреве ФТС (подробнее ниже).

 Мао Цзе Дун в своей работе «Относительно противоречия», более подробно, чем Гегель, и отчасти Ленин, рассматривает процесс развития основного (первого, главного) противоречия от простого (единства противоположностей) к сложному (их множеству), указывая, как и Сталин, что развитие противоречий ведет их к обострению: «Основное противоречие в процессе развития явления и сущность процесса обусловленная этим основным противоречием, не исчезают до момента завершения процесса, однако, положение на различных этапах длительного процесса развития явления часто бывает различным. Это происходит потому, что хотя характер основного противоречия в процессе развития явления и сущность этого процесса не меняются, все же на различных этапах длительного процесса развития основное противоречие принимает все более острые формы. При этом … некоторые обостряются, другие временно или частично разрешаются или смягчаются, третьи возникают вновь. Именно поэтому в процессе и появляются различные этапы. Кто не обращает внимания на этапы процесса развития явления, тот не в состоянии должным образом разрешить присущие этому явлению противоречия» [11].

 Этот вывод мы подтверждаем анализом генодрева взаимосвязи сфер общества (Рис 2/47). ДМ разделяет противоречия на: антагонистические, характерные для эксплуататорских, классовых обществ, и неантагонистические – при социализме, разрешаемые путем: борьбы нового и старого, экономических и социальных преобразований.

 В любом обществе существует система противоречий, которую можно отобразить генодревом, аналогичным структуре развития общества (Рис 2/47). Главное противоречие, как и у Мао Цзе Дуна, – противоречие 1-го уровня: духовная-светская власть (на генодреве духовное-материальное разграничено линией некоторого уровня норм морали). На 2-м уровне развития общества (где-то до ХУ11 в.) возникают 2 вида противоречий между сферами: 1) уровня бытия (1У) и общественной (светской или государственной) власти (11) и 2) духовной властью (1) и уровня культуры (111). На 3-м уровне развития общества (около ХУ11- Х1Х, начало ХХ в) возникают 4-е вида противоречий (между уровнями развития сфер): 1) экономики и политики (где на новом уровне возникли и начали развитие классовые противоречия); 2) – образа жизни (большинства) и воспитания, образования, науки; 3) БСУ (бюрократической системой управления) и системы самоуправления (ССУ); 4) идеологии, религии (в наше время и здесь обострились противоречия внутри различных идеологий и религий) и мировоззрения, морали.

 

 Развитие главного противоречия общества (происходящее через его раздвоение по горизонтали): духовная – светская власть (тезис-антитезис: духовное-материальное) с 1-го уровня противоречия, ведет к его углублению и обострению (это интуитивно уловили и отчасти поняли Сталин и Мао Цзе Дун). На 2-м уровне генодрева обострение снимается решением главного противоречия 11-111 (уровнем развития и взаимодействия госвласти-власти культуры). Вертикальное развитие, на 3-м уровне требует снятия уже 2-х основных противоречий (из 4-х возможных) 3-й сферой: 2-6-3, противоречие между образом жизни, низким уровнем культуры и - системой воспитания, образования – снимается БСУ- государством при приоритетном развитии 6 сферы (системы воспитания, образования); и 3-7-4, т.е. противоречие в управлении между: БСУ и - системой самоуправления – осуществляет сфера идеологии, при приоритетном развитии 7 сферы (ССУ).

 Эволюция общества двойственна, включает эволюцию: духовного – духовной власти, которая на 3-м уровне генодрева ведет к высшей духовно-нравственной философии и морали и материального начал – светской власти, ведущей к высшему уровню законодательной власти – самоуправлению народа. Начавшаяся эволюция (материальная) общества в СССР, после роспуска РАБКРИНа, отказа от развития ССУ и перехода к единоначалию в управлении, с 1929 г. перешла в стадию духовной инволюции, приведшей к саморазвитию БСУ, росту коррупции и постепенной деградации общества. Решение противоречий развития общества на базе ДМ в СССР с обратными приоритетами: сферам БСУ и идеологии (иначе силовым и идеологическим методам), в конечном итоге, закономерно, в соответствии с диалектикой системного развития генодрева ФТС, привело к кризису СССР. Это был системный кризис, основанный на узости 2-х взаимосвязанных частей: идеологии, базирующейся на неразвитости ДМ, и системы управления – на односторонности БСУ.

 Современное российское общество так же не понимает важности развития сфер: морали, воспитания, образования и системы самоуправления, что неизбежно в будущем приведет (при соответствующих условиях) не только к обострению общественных противоречий, но и к росту коррупции и очередной смене власти.

 

Литература:

1. Антонович Е.Н. Третий путь развития.ч.1. ФТС. СПб. Деан, 2007, 542 с., см. книгу: www.unisusmetod.ru.

2. Антонович Е.Н. Философия триединого синтеза как теория и методология познания процессов действительности. Научный журнал Общество-Среда-Развитие. СПб. № 2-2008.

3. Антонович Е.Н. Принципы познания и модель системного синтеза в ФТС. Научно-практический журнал Актуальные исследования. Екатеринбург. №1-2012.

4. Антонович Е.Н. Системный синтез принципов познания – метод генодрева ФТС. журнал Сознание и физическая реальность. № 9 -2012.

5. Антонович Е.Н. статьи в интернете: Логика синтеза, включенного третьего- основа познания. Самое слабое звено в познании- философия, в философии – логика: логика целостности- синтез единого и многого, духовного и материального. Целостность – логика единства множественности (системный анализ и синтез научной части философии – логики, самого слабого звена в познании) и др.. http://www.dialog21.ru.

6. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. т.2. Философия Природы. М. ИФАН. Мысль.1975, с 601.

7. Пушкин В.Г. Философия Гегеля: абсолютное в человеке. СПб. Лань. 2000, с. 90-91.

8. Пушкин, там же, c 79-80.

9. Шмаков В. Основы Пневматологии. К. София. 1994, с 37-38, 144-145.

10. Альтюссер Л. За Маркса. М. Праксис. 2006, с 258, 276-278.

11. Мао Цзе Дун. Относительно противоречия. Http//vikent.ru/ene.