Главная страница сайта

Карта сайта

Библиотека сайта

Другие статьи автора в Библиотеке сайта

Написать автору статьи

e-mail: antonpet14@yandex.ru

 

 

Статья 29

Антонович Е.Н.

УДК 13 ББК87.22

 

 

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ, МОРАЛИ – УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ СУВЕРЕНИТЕТА РОССИИ

 

Природа дала человеку в руки оружие – интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону; поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих … инстинктах (Аристотель)

Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни (Дистервег)

Культура- это то, что создано человеком и направлено на его духовное развитие (А. Блок)

Культура не развивается, а накапливается…Культура воспитывает нравственность, духовность, радость жизни. У нас этого нет (Д.С.Лихачев)

 

Аннотация

Предлагается универсальный метод познания – генодрево ФТС, синтезирующего в единое целое не только дух и материю, единое и многое, но идеализм и материализм, на основе которого рассматриваются условия сохранения суверенитета России.

Ключевые слова:

 культура, мораль, общество, духовные потребности, тезис, антитезис, генодрево, логика, противоположности, дух, материя, эволюция.

 

Antonovich E.N. member of the philosophical society

A HIGH LEVEL OF SPIRITUAL CULTURE, OF MORALITY –

THE CONDITION OF PRESERVATION OF THE SOVEREIGNTY OF RUSSIA

Abstract: We propose a universal method of cognition – gendruwo FCS, synthesizing into a whole, not only the spirit and matter, one and many, but idealism and materialism, on the basis of which the conditions of preservation of Russia's sovereignty.

Key words: culture, morality, society, spiritual needs, thesis, antithesis, gendruwo, logic, opposites, spirit and matter, evolution.

 

Все древние философии и учения были основаны на принципе единства духовного и материального, при приоритете первого над вторым, что давало эволюции устойчивость развития, а обществу длительность существования.

Сегодня верность древних знаний о единстве духовных и материальных факторов, приоритете первых над вторыми подтверждают ряд ученых.

Дфн Обухов В.Л. утверждает: "Реалистическая философия призвана преодолеть известный разрыв материи и духа, материального и идеального и восстановить ту гармонию между ними, которая в действительности им присуща … дух … нематериальная составляющая мира, связанная с материей и без нее не существующая, но определяющая активность материи, ее способность к самоорганизации, порядку и гармонии" [1].

Сухонос С.А. пишет о приоритете духовности, нравственности в обществе: "Тезис о нравственности, как об основе прочности любого общества, имеет историческое подтверждение. Чем выше нравственность в обществе, чем строже она выполняется, тем сплоченнее общество, тем сильнее она, и тем большего успеха оно добивается, как внутри себя, так и во внешней политике … воплощение его (высокого уровня,- Е.А.) в жизнь придает устойчивость обществу, формирует его внутреннюю гармонию" [2].

Беспомощность современных мировоззрений, идеологий и религий, основанных на узости и половинчатости их учений, привела не только к беспомощности власть имущих, не способных силовыми методами остановить терроризм и религиозный фанатизм, но и через приоритет материальных потребностей - к духовно-нравственному кризису и деградации человечества.

Только следуя истине, синтезируя в единое целое противоположные взгляды: идеализма и материализма, монизма и плюрализма, терпимости и нетерпимости, создав единое мировоззрение, систему нравственного воспитания и образования, можно сохранить не только целостность окружающего мира, но и возможность его преобразования через духовно-нравственную эволюцию, дающую приоритеты духовному над материальным.

Мы предлагаем основные положения единой философии, обладающей универсальным методом познания – генодревом ФТС (философии триединого синтеза), синтезирующем в единое целое не только духовное и материальное, единое и многое, но идеализм и диалектический материализм (ДМ), древнее и современное знание [3,4,5]. ФТС дает научное обоснование теории конвергенции, третьего (мирного) пути развития человечества, способного синтезировать в единое целое все религии и идеологии.

Структура генодрева - симметричный граф, развитие которого идет через диалектический принцип раздвоения единого, аналогична структуре ИЦЗИНа.

Структура ИЦЗИНа представляет собой двоичное дерево комбинаторной диалектики древних. Одно-Единое (Великий Предел) раздваивается на две монограммы: Ян, целая черта и Инь, прерывистая черта. В философии за Ян древние китайцы приняли Небо (духовное начало), за Инь – Землю (материальное), за единство (синтез) - Человека. На следующем уровне Ян и Инь разделяются на новые Ян и Инь, образуя четыре диаграммы, каждая из которых уже состоит из двух черт нижней и верхней (новых Ян и Инь), а последние, после накладывания новых черт превращаются в восемь триграмм.

На плоскости структура генодрева образует крест, который означает направления логики развития (познания): -вертикаль: духовное-материальное (эволюция-инволюция), -горизонталь: уровни глубины развития синтеза-анализа духовно-материального (единое-многое). Т.о., в отличие от ДМ, где процесс развития линейный, на генодреве он двойственен, идет от исходной точки по горизонтали (единое-многое, простое-сложное) и, одновременно, по вертикали (противоположности: тезиса - дух, сознание, и антитезиса - материя), что при дальнейшем развитии образует цикличность.

Горизонтали уровней генодрева (1-2-4-8-…) - иерархия 4-х логик: 1) логика синтеза И-И (целостности, единства противоположностей) или включенного третьего; 2) одномерная логика противоречий (2-х противоположностей) или логика анализа, разделения Или-Или; 3) двумерная логика (взаимодействия противоречий на 4-х ступенях вертикали развития); 4) трехмерная логика (8-м ст. развития) (подробнее см. [3] Рис 33, 34, 35).

Противоречие в ДМ – "категория диалектики, выражающая внутренний источник движения", основанная на одностороннем принципе развития (или-или), который не "видит" всех возможных направлений развития противоположностей и их структурных связей. ДМ признавая противоречие или-или (по логике Аристотеля) основой развития исторических процессов, т.о., отрицает не только диалектику дальнейшего развития структуры противоречия, но и затрудняет понимание дуальности процессов развития.

В ФТС (ИЦЗИНе) развитие противоречия идет одновременно в 2-х направлениях, не только между противоположностями тезиса-антитезиса (разрешаемыми вертикальным синтезом на каждом уровне познания системы), но и между различными (горизонтальными) уровнями глубины познания синтеза-анализа (различными уровнями структуры генодрева одной системы, взаимодействующими подсистемами единое-многое:1-2-4-8-…).

Т.к. в основе структуры генодрева (ИЦЗИНа) лежит логика синтеза (и-и), то примирение противоположностей является необходимым условием сохранения целостности системы. В ИЦЗИНе, ФТС противостояние противоположностей находится в движении, что говорит не только об их изменчивости, взаимопроникновении, но и в смягчении их крайних состояний в "золотой" середине (третьем пути). При этом внешние противоречия разрешаются внутри системы, придавая ей устойчивость.

Рассмотрим развитие противоречий на примере сфер общества. Система противоречий взаимосвязи сфер генодрева (Рис 1/47) на первом уровне имеет одно главное (вертикальное, духовное) противоречие – диада: тезис: духовная власть

(*,

*) Духовная власть – единство тезиса и антитезиса: философско-идеологической власти и власти культуры, СВО (системы воспитания и образования). В прошлом эта была религиозная власть (жрецов и др.), в наше время это должна быть власть органов самоуправления, где основную роль будут выполнять ученые, идеологи, а не обывательское большинство, которым манипулировала партийная бюрократия (ранее и сегодня).

антитезис-светская власть, которое определяет циклы развития противоречия на последующих горизонтальных уровнях. Цикличность развития противоречия одновременно ведет не только к: его углублению по горизонтали, но и расширению его вертикального (дух-материя) главного содержания, что неизбежно приводит, при не системном управлении духовно-нравственными процессами, к его обострению, усилению воздействия на систему. Что и происходит в социальных процессах развития. На 2-м, 3-м и последующих горизонтальных уровнях генодрево образует систему вертикальных противоречий: 2-й ур.–2 противоречия (4-х форм власти), 3-й ур.–4 противоречия (8-и сфер).

Разность противоречий тезиса и антитезиса – источник развития генодрева.

Стукова О.В. отмечает эту идею при формировании Культуры: "Пружиной, источником энергии творчества всегда был разрыв, разность потенциалов между статус кво и Идеалом, реальным и идеальным … . А довольство, успокоенность – как раз роняет эту разность потенциалов до нуля, обесточивая батарею. Чем же можно поднят ее снова? Двумя способами: углубив личную трагедию - или подняв планку идеала" [6].

Главное противоречие (ГП): духовная – светская власть на 2-м уровне развития общества выделяет 2 противоречия между 4-я сферами (уровнями) власти: 1) бытия-экономики (4) и государственной власти (СУ-2), духовной власти (1) и уровнем культуры (3). Основное противоречие (ОП) 2 ур. –3-2 (Культура- Госвласть).

На 3-м уровне развития общества возникают 4-е вида противоречий между сферами: 1) экономики и политики (где возникли и начали развитие классовые противоречия); 2) образа жизни (большинства) и воспитания, образования; 3) БСУ (бюрократической системой управления) и системой самоуправления (ССУ); 4) идеологи, религии и духовностью философии, морали (в наше время обострились противоречия внутри различных идеологий и религий). ОП 3 ур. идеология-политика (4-5).

3-й ур. генодрева дает цикличность развития сфер в последовательности:1-5,2-6,3-7,4-8.

Противоречия общества в процессе его развитии неизбежно расширяются и углубляются, т.е. обостряются. Но, содержание ГП 1 ур. (духовная-светская власть) сохраняется: на 2 ур. в ОП (власть культуры-госвласть), на 3 ур. в ОП (идеология-политика). Понимание этого процесса ДМ до сих пор не только не понято, но и не развито системно.

Обострение ОП 2-го уровня (культура-госвласть) снимается триединством: 1) горизонтальным синтезом высшего 1-го уровня,- обеспечением единства духовной и светской власти (при приоритете духовной над светской); 2) двойным вертикальным синтезом – приоритетами нравственной философии над культурой, СУ (госвласти) над экономикой; 3) Эволюционно-опережающим развитием сфер 3-го ур.: Культуры, СВО и ССУ (законодательной власти).

Выводы: Сфера Культуры и СВО для устойчивого развития и сохранения суверенитета общества должна иметь опережающее духовное развитие.

Решение противоречий 3-го уровня требует циклического снятия противоречий (вертикальным синтезом) 3-й сферой: 1-5-2, противоречие между экономикой и политикой снимается образом жизни, культурой бытия (2); 2-6-3, противоречие между образом жизни, низким ур. культуры и системой воспитания, образования снимается БСУ (3)- государство должно давать приоритет развития сфере воспитания, образования; 3-7-4, противоречие: БСУ-ССУ разрешает идеологии, дающая приоритет ССУ; 4-8-5, противоречие: идеология-философия должно разрешаться политикой единства социально-классовых интересов общества. ОП 3-го ур. – политика-идеология (5-4) решается нравственным мировоззрением (8). Вертикальные противоречия общества начинаются и разрешаются социально-нравственной политикой. Политика – средство, цели и путь развития дают мировоззрение и идеологии видов обществ.

Противоречие в ФТС – логика диалектического развития отношений (взаимосвязей): не только единства, борьбы (как у ДМ) двух начал, но и направлений последующего взаимодействия между новыми противоречиями (2-го уровня) - источник цикличности, многоуровневости процессов. Любое противоречие, развиваясь в глубину (тезиса-антитезиса), рождает новые уровни противоречий (с удвоением количества элементов): 1 (2)-2(4)-…,- иначе систему триад. На 2-м уровне (вертикаль: внутреннее-внешнее) возникают 4-е вида взаимодействий: 1) внутреннее-внутреннее,- развитие без перемены направления; 2) внутреннее-внешнее (перемена направления развития,-1-е отрицание); 3) внешнее-внутреннее (2-е отрицание, снятие); 4) внешнее-внешнее.

Т.о., разрешение противоречий общества по уровням горизонтали (4-2-1) идет от ОП-й к ГП (от сложного к простому): идеология-политика (3 ур)- культура-госвласть (2 ур)- духовная-светская власть (1ур) требует приоритетов: мировоззрения над идеологией, идеологии над политикой, культуры над СУ, духовной власти над светской (ГП).

В ДМ существовало два неразвитых понятия эволюции: общепринятое, узко-материалистическое и широкое, малоизвестное и редко используемое философами (для понятия революции такого исключения нет): "Эволюция и революция (лат. evolutio – развертывание; revolutio – поворот, изменение) – неразрывно связанные стороны развития, соответствующие нарастанию количественных изменений в развитии явления (Э.) и более или менее быстрому качественному изменению (Р.)…Понятие Э. употребляется… для характеристики развития в широком смысле этого слова, и в таком случае под Э. понимается движение, включающее в себя и количественные и качественные изменения" [7].

Т.о., ДМ понимая эволюцию (количество) узко материалистически (только по горизонтали: простое-сложное), вынужден разделять противоречия на двойные виды: антагонистические, - для эксплуататорских, классовых обществ, и неантагонистические – для социализма, разрешаемые путем: борьбы нового и старого, экономических и социальных преобразований (относящиеся, т.о., и к материальному и духовному началам). Ряд авторов успешно развивают общепринятое, узкое понимание Э. и Р.

Мы понимаем эволюцию и инволюцию в широком смысле, как двойственные процессы вертикального развития противоречия, образующих 2-а вида эволюции и 2-а инволюции духа и материи: эволюции: духа (+,+), материи (-,+); инволюции: духа (+,-), материи (-,-) ([3] Рис 66). Т.о., мы, развивая древние учения, исходя из широкого понимания (что не отрицается и ДМ) процессов эволюции (или инволюции), считаем, что она может быть духовной (качественной) и материальной (количественной). Следует различать два вида революции: прогрессивную (эволюция) и регрессивную, контрреволюционную (инволюция).

Определения. Эволюция – развитие (внутреннее и внешнее), идущее от низшего к высшему, от материального к духовному, отражающее количественную (материальную) и качественную (духовную) сторону. Инволюция – развитие, идущее от высшего к низшему, от духовного к материальному, отражающая качественную (духовную) и количественную (материальную) его сторону.

Разжиревшее от материального изобилия население ряда западных стран не замечает за собой нравственной деградации (пропаганду однополой семьи, раннего сексуального воспитания детей, сексуальных извращений, инцеста и т.п.). Видимо, этому способствует и материализм западной, в т.ч. и российской науки. Так, например, РАН вместо изучения явлений невидимого духовного мира создала комитет по борьбе с лженаукой.

На западе и в России в философских словарях понятия эволюции и инволюции, прогресса и регресса не отражают духовной-нравственных сторон развития общества.

Анализ логики многоуровневого процесса развития общества, обеспечивающего его прогрессивную эволюцию (Рис 94 [3]) показывает необходимость единства не только материальных (достигаемых, как правило, через революцию), но и духовных ее условий, которые на втором уровне генодрева приводят к единству 4-х видов (этапов) эволюции и революции: 1) политико-экономическая революция; 2) социально-управленческая революция; 3) культурно-научная эволюция; 4) духовно-нравственная эволюция (подробнее см. [5]).

Между 2 и 3 этапами должно происходить снятие - перелом сознания от индивидуальной к общественной морали, иначе – качественный (духовный) скачок в развитии общества, переход революционного развития - экономическо-социального к эволюционному, -культурно-духовному. Если первые два вида не требуют длительного периода развития (видимо, поэтому зачастую революции инспирируются извне, что характерно для нашего времени), то вторые два – наоборот, невозможны без длительного процесса духовно-нравственного воспитания и саморазвития общества.

Классики ДМ, исходя из приоритетов материализма и вульгарной критики религии, недооценили важность духовно-нравственного развития общества. Очевидно, поэтому причину смены видов обществ они видели не росте уровня морали общества, а в смене частной собственности общественной; но ведь последнее- это следствие, а не причина.

Перелом сознания от индивидуальной к общественной морали, качественный скачок, -сложный процесс, основание (причина) для развития личности, должен происходить во всех сферах и уровнях развития общества. Начавшись в семье, с дошкольного воспитания, процесс воспитания продолжается в коллективе, с юношеского воспитания, и заканчивается в зрелом возрасте на производстве и в обществе. Внешние условия, национальный образ жизни, накладывают свой отпечаток на процесс воспитания личности.

К сожалению, в СССР так и не сумели за три поколения, довести процесс воспитания до логического завершения,- воспитания нравственной и социально активной личности.

Вывод: революции, совершенные без необходимого предварительного и, особенно, последующего духовно-нравственного развития человека и общества (мировоззрения, идеологии, морали, культуры общества и т.п., которые должны отрабатываться в программах политических партий) будут недолговечны и вредны для прогресса общества. Критерием недолговечности отличаются современные «бархатные», «оранжевые» и др. революции, совершаемые с целью захвата власти (смены неугодного режима), не ставящие перед собою долгосрочные цели эволюционного развития общества. Основными причинами относительно недолговечного существования СССР, следует признать недостаточный уровень эволюционного, духовно-нравственного развития общества, его: мировоззрения, идеологии, морали, культуры и ССУ - системы самоуправления, как важнейшей части единой системы управления (см. ст. "…единство эволюции и революции"[4, 5]).

Системный анализ хода общественного развития показывает не только единство революции и эволюции (материального и духовного фактора), но и взаимосвязи сфер общества в процессах развития. Развитие общества - циклическое чередование материальных (1-5, 3-7: политико-экономических и социальных), разрешаемых, как правило, через революцию (слом старых материально-социальных форм, не уступающих дорогу новому) и духовных (2-6, 4-8) процессов, решаемых эволюцией. В эволюции быстрое изменение (слом) старых (духовных) форм (культуры, убеждений, морали) невозможен, т.к. развитие сознания (индивидуального и общественного) требует времени.

Для более глубокого понимания процессов развития общества (эволюции-революции) построим генодрево. 1–й ур. - изменчивость (чередование периодов революционной борьбы и медленной эволюции): антитезис – экономико-социальные изменения (решаемые революцией); тезис – культурно-духовные изменения (решаемые эволюцией). 2-й ур. - цикличность (порядок сменяемости циклов эволюции): 1) цикл экономики; 2) социальный цикл, 3) культурный цикл, 4) духовно-нравственный цикл. 3-й ур.- формы борьбы в революции и виды эволюции (нумерация соответствует сферам общества на Рис 1/47): 1) экономическая борьба (видов собственности, укладов экономики, …) – результат - 5) политические изменения (эволюция) - эволюция политических изменений требует разрешения проблем - 2) революционной борьба наций за самоопределение, которая, в свою очередь, требует решения проблемы - 6) культурной эволюции – развития системы воспитания и образования на новом уровне-, что ведет к необходимости 3) революционных изменений в системе исполнительной власти (БСУ)- выражающихся в ее эволюционных изменениях создании – 7) широкой системы законодательной власти народа – самоуправления (ССУ), результатом которой должны быть революционные изменения в сфере идеологии (религии) и общественной морали – создание - 4) единой социально-нравственной идеологии (религии), которая в свою очередь, вызовет дальнейшее развитие (эволюцию)– 8) духовно-нравственного мировоззрения, культуры и общественной морали.

В проекте "Глобального духовного и социального развития человечества и России", исходя из единства процессов эволюции-революции, продолжения Революции 1917г. в духовно-нравственной сфере на основе опережающего развития Культуры и СВО, сделаны выводы: "1. С 2017г. Мир и Россия для самосохранения на основе единой нравственной идеологии третьего пути развития, - синтеза двух крайностей (конвергенции, давно забытой на западе) должны начать проходить этап бескровной глобальной духовно-нравственной революции", 2) Россия для самосохранения глобального мира должна первой, показав пример всему миру, провести духовно-нравственное преобразование общества [8].

 

Литература:

1. Обухов В.Л. Манифест реалистической философии. СПб. Химиздат. 2004, ч. 21.

2. Сухонос С.И. Вселенская сила нравственности. М. Новый Центр. 2005, с. 173.

3. Антонович Е.Н. Третий путь развития. кн.1. Философия триединого синтеза (ФТС). СПб. Деан, 2007, 542 с., (книгу можно скачать на сайте автора: www.spb-antonovich.ru).

4. Антонович Е.Н. 28 статей на сайте РФО: Самое слабое звено в познании- философия, в философии – логика. http://www.dialog21.ru., 27 ст. на сайте ВИПЕРСОН, см. ст. на сайтах: СПб философского клуба (philklub1.narod.ru), kovcheg.ucoz.ru, автора: spb-antonovich.ru.

5. Антонович Е.Н. Процесс развития общества- единство эволюции и революции. Российско-китайский журнал Содружество. Научно-теорет-е конференции. №1- 2016.

6. Стукова О.В. Цивилизация или культура? Кн.8. Цели и смысл Бытия и Пути к нему. Другая Наука. СПб. 2009, с 44.

7. Философский словарь. М. ИПЛ. 1972.

8. Антонович Е.Н. Какой должна быть государственная идеология (ст. № 13 Проекта). http://www.dialog21.ru/biblio/konf_ant_ovch/13.%20Antonovich.pdf.

 

E-mail: antonpet14@yandex.ru. Антонович Евгений Николаевич.

 

 

 

 

К началу страницы