Главная страница сайта

Карта сайта

Библиотека сайта

Другие статьи автора в Библиотеке сайта

Написать автору статьи

e-mail: antonpet14@yandex.ru

 

 

Статья 51

Антонович Евгений Николаевич, член РФО

 

УДК16

Пространство и время в многомерной геометрии и методе генодрева ФТС

 

Великий предел породил два начала (Ян-Инь), два начала породили четыре стихии, четыре стихии породили восемь триграмм … Здесь одно делится на два, и так… повсеместно, (Чжу Си)

 

Как планиметрии недостаточно для исследования вопросов стереогеометрии, так стереогеометрии недостаточно для четырехмерного пространства … обыкновенно изображают измерения степенями, первой, второй и третьей, т.е. если линию называют a, то квадрат-a2, и куб-a3 … четырех измерений, a4 (П. Успенский)

 

Пространство само по себе, как и время само по себе, обречены на то, чтобы отойти в прошлое, … действительностью является только их единство (Г. Минковский)

 

Мы не можем воспринимать 4-мерный мир при помощи наших чувств, наблюдая лишь его 3-мерные фотографии. Если бы мы могли увидеть, услышать, ощутить при помощи данных нам чувств 4-мерное пространство, парадоксы исчезли бы навсегда (Ф. Капра)

 

Единство материи, пространства и времени, материи и движения реализуется без приказов «сверху», а голографическим принципом кодирования структуры ПСИ-волн движения, иерархически вложенных друг в друга (В.И. и Н.А. Ставицкие)

 

Аннотация.

Предлагается графический метод познания – генодрево ФТС (философии триединого синтеза), формула которого: синтез-тезис-антитезис-анализ, позволяет синтезировать в единое целое противоположности: не только синтеза и анализа (единого и многого), сознания (духа) и материи, но и времени и пространства, энергии и движения.

 

Ключевые слова. противоположности, система, логика, противоречия. дух, материя, анализ, синтез, развитие, взаимодействие, энергия, движение, пространство, время, генодрево.

 

Yevgeny Antonovich, member of the Russian Federation. antonpet14@yandex.ru

Space and time in multidimensional geometry and the FTS gene tree method

 

Abstract.

We propose a new geometrized method of cognition-the genodrevo FTS, whose formula: synthesis-thesis-antithesis-analysis, allows you to synthesize into a single system whole opposites: not only synthesis and analysis (the one and many), consciousness (spirit) and matter, but also time and space, energy and movement.

 

Keywords. opposites, system, logic, contradictions. spirit, matter, analysis, synthesis, development, interaction, energy, movement, space, time, genodrevo.

 

1.   Введение. Постановка проблемы и цели исследования.

 

Существует множество определений философских категорий сознание (дух), материя, пространство, время, движение, энергия. Как правило, в диалектическом материализме (ДМ) и современных философиях, определение каждого понятия дается без структуры и логики (и-и, или-или) взаимосвязей понятий, через отношения слов разговорного языка. Так в формальной логике (ФЛ) отношения понятий выражаются связками разговорного языка (есть, - это, и, и др.). Например, пространство есть движение материи, время есть движение материи, пространство – это частный случай времени, пространство и время - формы бытия материи, движение есть следствие взаимодействия вещей (явлений) между собой и др..

В ДМ категории: материя, движение, время, пространство и др. не были связаны логикой не только между собой, но и с развитием системы противоречий.

В. Ленин указывал на недостатки ФЛ и на необходимость отражать логикой движение понятий: «формальное мышление…низводит противоречивое содержание, находящееся перед ним в сферу представления, в пространство и время, в которых противоречивое удерживается одно вне другого … мышление должно охватить все "представление" в его движении (выделено мною,- Е.А.), а для этого мышление должно быть диалектическим … принцип развития надо соединить, связать … с всеобщим принципом единства мира … вопрос не о том, есть ли движение, а о том, как его выразить в логике понятий» [1].

Мы считаем, что кризис в философии возник не только из-за отсутствия научного метода познания, системно-логически проникающего в глубину проблемы, но и узости семиотики языка, не использующего геометрию схем, таблиц, рисунков.

Следует отметить отсутствие научной новизны и самой науки в диссертациях и книгах по философии: "Заслуживает внимания … отмеченный М.Т. Андрющенко "интенсивный рост числа докторов в философии, какой неизвестен ни в математике, ни в физике … в авторефератах многих философских диссертаций отсутствует… раздел "Новые научные результаты". Описывается актуальность работы … И все. Процесс налицо, а результатов нет … не хотят философы с "высот" своих "на землю спускаться". Раскроем наугад любую книгу по философии, - монографию, учебник … Сотни страниц и сплошной текст, - слова, слова, слова. Без рисунков, диаграмм, таблиц …во всех этих руководствах …отсутствуют примеры" [2].

Неприятие нового и догматизм в теории (ДМ) и практике, при таком количестве докторов наук, привели идеологию к кризису и СССР к распаду.

Известно, что семиотика языка (учение о знаках) находится в системном кризисе. Мы считаем, что в семиотике языка самым слабым звеном являются узость системы символов, знаков, слов разговорного языка, исключающих использование геометрических фигур, графиков, диаграмм и др., системно объясняющих научную сторону и логику процессов познания (развития).

В отличие от современной семиотики, в древних философиях широко использовались символы геометрических понятий: точки, линии, треугольника, квадрата и др. Древняя система ИЦЗИН, в отличие от ДМ и современных философий, основанная на использовании символов геометрии (точки, линии, фигур монограмм, диаграмм, триграмм и др.) наглядно и просто отражает логику процесса развития системы понятий. В структурной симметрии ИЦЗИНа (по горизонтали и вертикали) системы противоречий отражается не только логика и-и и или-или, но и взаимосвязи элементов (частиц) в процессе развития по прогрессии раздвоения единого: 1 (логика и-и) - 2 (логика или-или) - 4 - 8 - … .

В ИЦЗИНе Ян - положительные частицы уравновешиваются структурной логикой противоречий с Инь - отрицательными частицами (Рис 1/19).

Структурная логика ИЦЗИНа представляет собой двоичное дерево комбинаторной диалектики древних. Древние китайцы рассматривали Вселенную, как динамическое единство двух противоположных начал (подвижного и неизменного): Ян (целая черта) и Инь (прерывистая черта), управляемую вечными переменами, вовлеченную в извечный круговорот от потенции (УЦЗИ - ничто) к проявлению (ТАЙЦЗИ – одно-единое). Древние китайцы видели в генезисе смены Ян и Инь логику универсальных связей понятий, развитие всех явлений от природы до общества, психики человека.

Структурная логика системы противоречий ИЦЗИНа представляет собой двоичное дерево комбинаторной диалектики древних. В философии за Ян китайцы приняли Небо (духовное начало), за Инь – Землю (материальное), за единство - Человека. На следующем уровне Ян и Инь разделяются на новые Ян и Инь, образуя четыре диаграммы, каждая из которых состоит из двух черт нижней (старой) и верхней (новых Ян и Инь), а, после накладывания сверху новых черт образуется восемь триграмм.

рис19(1)

ИЦЗИН -наиболее полная философская система, основанная на структурной логике древней диалектики раздвоения единого, представляющей собой методологию познания мира, заключающуюся в развертке Единого через последовательность монограмм, диаграмм, триграмм … гексаграмм к «тьме вещей».

Цель исследования –развитие структуры древней двоичной системы ИЦЗИНа, разработка универсального научного метода познания, генезиса взаимосвязи системы логических противоречий (понятий) в процессах развития систем. Мы исследуем структурой генодрева ФТС уровни мерности (измерения) систем и связи элементов в многомерной геометрии (МГ) (подробнее ниже).

 

2. Универсальный научный метод познания - генодрево ФТС.

 

Метод генодрева ФТС (Рис 2/34) - единство логики синтеза (и-и) и анализа (или-или)- системно-комбинаторный анализ-синтез, отражает процесс развития системы противоречий (раздвоения единого) структурной логикой, как универсальную систему взаимосвязи принципов познания: целостности, дуализма, триединства, тетризма, единства синтеза и анализа, - научная теория познания, основанная на синтезе духа (сознания) и материи, идеализма и материализма [3,4,5].

На генодрее ФТС, построенном как симметричный граф (в ИЦЗИНе – система: монограмм – диаграмм – триграмм -…), процесс диалектического раздвоения единого (системного анализа) начинается с деления исходной точки (вершины графа) на дуальные, попарно связанные противоположности: тезиса (дух, сознание, волновые свойства материи, теория) и антитезиса (материя, корпускулярные свойства материи, практика). Тезис и антитезис: 1) исключают друг к друга в процессе анализа (по логике или-или, см. стрелку на оси генодрева слева-направо); 2) взаимно дополняют друг друга до целого (чем больше одного, тем меньше другого) в процессе синтеза (по логике и-и, см. стрелку справа-налево).

Механизм развития генодрева – раздвоение единого, деление целого (понятий) на новые пары логических противоположностей, иначе - принцип множественной дополнительности (ПМД). ПМД ведет к образованию многоуровневой системы, структуру которой можно представить в виде прогрессии: 1-2-4-8-16-… (иначе: 2 в степени n, где n – номер уровня системы: 0,1,2,3…, а цифры прогрессии - число элементов на каждом уровне системы).

Взаимодействие тезиса-антитезиса (Я-неЯ), направляет развитие по горизонтали его оси: влево-синтез, вправо-анализ, образуя формулу: синтез-тезис-антитезис-анализ, единства синтеза и анализа (единство-множество). Генодрево – система структурной логики развивающихся противоречий: 1) ур.: Я- неЯ; 2) ур.: Я-Я (логики: дедукции), Я-неЯ (индукции), неЯ-Я (аналогии), неЯ-неЯ (опыта). Противоречие Я-неЯ можно заменить любой парой однородных противоречий (дух-материя, причина-следствие, …). Уровни целостности движутся, отражая взаимосвязи принципов (логик): 1 (целое, логика и-и) - 2 (дуализм, -логика или-или)

- 4 (тетризм, -логика или-или)- … .  

Универсальный метод познания, - гендрево ФТС (Рис 2/34), состоит из:

1) принципов диалектического развития ([3] Рис 49); 2) взаимосвязанной системы основных категорий философии (ниже Рис 2/65); 3) уровней логик сознания (Рис 35 [3]); 4) структурно взаимосвязанных логикой процессов развития, частей системы: уровня, ступени, подсистемы, элемента; взаимосвязей, прямых и обратных связей в системе (подробнее о логике ФТС см. [4]).

В отличие от ДМ, абстрактно постулирующего взаимосвязи понятий, принципов познания, мы выделяем конкретно взаимосвязанные логикой структуры генодрева не только систему понятий, принципов познания, но и системные принципы: целостности, двойственности, деления целого на противоположности.

 

3. Система логики взаимосвязи основных категорий ФТС.

 

Генодрево взаимосвязи основных философских категорий (Рис 3/65), исходя из принципа единства и взаимосвязи всего со всем, структурной логики раздвоения единого, конкретизирует взаимосвязи однородовых противоречий (понятий) по уровням в процессе развития системы. Ось генодрева разделяет понятия: выше оси – понятия духовного, положительного (+) начала, ниже – материального, отриц-го (-).

На генодревве понятие Единой субстанции по логике раздвоения единого делятся на Дух, Сознание (тезис, +) и Материю (антитезис, -). Аналогично единство Сознания делится на понятия Времени (+) и Пространства (-). Время отражает духовное начало Сознания, а Пространство - материальное. Понятие Материи отражает его содержание – единство Энергии (+) и Движения (-). Энергия отражает духовное (невидимое) начало Материи, а Движение – материальное (видимое). Время, пространство, энергия и движение- взаимосвязанные понятия формы существования единой сущности материи-сознания. Пространство- сформированная сознанием среда 4-х мерный ОМ (окружающий мир), где движение видимых и невидимых сущностей (полей, материальных частиц) - отражение явлений ОМ.

На генодреве Рис 3/65 показано единство на: 1 уровне – сознания и материи; 2-м уровне: движения, изменения и энергии, времени и пространства. В примечании даны определения:

1. Сознание и Материя – две противоположности единого целого. (*

*) Философские категории (ФК) материи и духа –это абстрактные понятия разума, зависящие от уровня развития физического знания и логики познания. Открытия физики привели к необходимости пересмотра понятий материи, сознания, времени, пространства и др. М. Планк показал, что излучение может быть в форме волн (поля) и квантов (частиц). Из квантовой механики известно, что фотону, квантовой частице свойственен корпускулярно-волновой дуализм: он проявляет одновременно свойства частицы и волны. В физике поле - излучение заряда, с частотой колебаний, независимой от материи. Мы считаем, что частота вибраций духа еще выше.

Дух (сознание) – субстанция, отражающая высокий уровень частоты вибраций, энергии поля ЕМС (единой материи-сознания), дуализм которой проявляется как в физических полях, так и в биополях, полях сознания, мышления человека.

Материя – субстанция, отражающая низкий уровень частоты вибраций, энергии поля ЕМС, дуализм которой проявляется как при регистрации изменений в ОМ, так и ощущениями человека, выражаемыми в чувственных представлениях и логических понятиях.

Сознание первично при эволюции духа, материя – при инволюции материального начала.

2. Мир триедин. В религии: Отец – Св. Дух-Сын. В науке: материя – единство волны (поля) и корпускулы. (ЕМС должно обладать единством, взаимосвязью всего со всем: духа и материи, В. и П., Э. и Д., причины и следствия, непрерывности и дискретности).

3. Время-пространство, энергия и движение – взаимосвязанные формы существования единой сущности материи-сознания (ЕМС), которые не способны на отдельное бытие. Признание этого принципа существенно расширяет понятие взаимосвязи, лежащее в реляционной концепции (Энгельса, Эйнштейна). Кратко. П.- мера движения материальной энергии материи-сознания во времени. В - мера активности энергии, изменения (движения) материи-сознания в пространстве. Движение -пространственная энергия материи-сознания во времени. В. - движение ЕМС в П. П. –движение ЕМС во В. Т.о., В. и П. взаимно обратимы и связаны с ЕМС.

По Вейнику В.А. Н. Козырев, изучая внутреннее строение звезд, подтверждает связи материи, энергии и времени: «в звезде все силы настолько сбалансированы, что энергии взяться-то просто не откуда. Оставалось только одно –время… Опыты доказывают существование воздействия через время одной материальной системы на другую… Время осуществляет связь между явлениями природы и в них активно участвует … Можно сказать, что время по Козыреву, было третьей, «как бы особого рода субстанцией», существующей наряду с веществом и физическими полями. Но оно обладало весьма странным букетом свойств: конечным ходом, плотностью, потоком, да еще переносило энергию и момент вращения» [6].

На Рис 3/65 структурно, логикой отражаются связи и отношения всех категорий: В. - логикой связано со всеми категориями, и выше остальных; В -сознание-материя-энергия; В –сознание -П; В -сознание-материя-движение.

Успенский, опираясь на Канта, относит пространство и время к чувствам: «Кант установил, что все, что мы познаем чувственным путем, мы познаем во времени и пространстве … Пространство и время … сами по себе только формы нашего восприятия, категории нашего рассудка, призма, через которую мы смотрим на мир … пространство и время не представляют собой свойств мира, а только свойства нашего познания мира (выделено нами, - Е.А.) при помощи органов чувств. Следовательно, мир, пока мы не познаем его, не имеет протяжения в пространстве и бытия во времени» [7].

На Рис 3/65 нами показано, что логика сознания (тезис) рождает единство В. и П., при этом познание двойственного окружающего мира (ДОМ) идет двояко через: В-духовно-активное восприятие ДОМ, П–материально-пассивное восприятие ДОМ.

 

4. Трехмерность и четырехмерность пространства по Успенскому и ФТС

 

Успенский описывает ощущение двойственности взаимосвязи пространства, времени и движения: «время … заключает в себе две идеи: некоторого неизвестного нам пространства (четвертого измерения) и движения по этому пространству … Причем движения этого в действительности не существует, а оно представляется нам существующим только потому, что мы не видим пространства времени. Т.е. ощущение движения во времени … возникает у нас потому, что мы смотрим на мир как бы через узкую щель … глубоко неверна обычная теория, что идея времени, выводимая нами из наблюдения движения, и есть не что иное, как идея последовательности, наблюдаемой нами в движении … При этом нужно помнить, что через эту щелку, через которую оно видит мир, сознание смотрит на себя как на часть мира … не время выводится из движения, а движение ощущается благодаря чувству времени» [7, с.66-73].

Успенский, исследуя истоки проблемы трехмерности и четырехмерности пространства, задается вопросом почему приняты три измерения пространства: «Почему их три? … Обыкновенно изображают измерения степенями, первой, второй и третьей, т.е. если линию называют a, то квадрат … a2 , и куб … a3 … Геометрия … построение для разрешения задач на условных данных, выведенных, вероятно, из свойств нашей психики. …

Метагеометрия рассматривает сферу трех измерений как разрез высшего пространства … Мы должны в нашей психике, в нашем воспринимательном аппарате найти условия трехмерности мира – и там найти условия возможности мира высших измерений … Если ощущение есть нечто низшее по отношению к представлению, представление – нечто низшее по отношению к понятию, понятие нечто низшее по отношению к идее – то это значит, что должно существовать … нечто высшее по отношению к понятию и идее … Интуиция, может быть, самое подходящее слово. …

Т.о., экспериментально идея Канта была бы доказана, если бы мы убедились, что для существа, обладающего одними ощущениями, - мир одномерен; для существа, обладающего ощущениями и представлениями, - мир двумерен; и для существа, обладающего сверх понятий и идей еще высшими формами познания, - мир четырехмерен» [7, с.105-121].

На Рис 2/34, Рис 77 [3] нами показаны уровни развития (мерности) восприятия сознания: 1) ур. измерения, опыт, ощущения; 2) ур. представления; 3) ур. понятия, 4) ур. идеи (интуиция), в целом совпадающие с мнением Успенского. Как известно, генодрево основано на прогрессии: 1-2-4-8-16-… (иначе: 2 в степени n, где n – номер уровня системы: 0,1,2,3,4, …).

Михайлова М.И., исследуя в многомерной геометрии гиперкуб, нашла в нем прогрессию (1-2-4-8-16-…), и формулу развития системы (2 в степени n): «"Многомерная геометрия – один из самых сложных разделов науки". И до сих пор решение этой темы не давалось профессиональным математикам … профессиональным математикам удалось теоретически рассчитать количество единичных элементов (вершин, ребер, граней и кубов) в четырехмерном гиперкубе … Спустя ровно 100 лет (!), - в 2010 году - я определила "Универсальный метод построения (черчения) трёхмерных проекций гиперкубов любых n- мерных измерений в любых проекциях и ракурсах".... В n-мерной геометрии, где n = 0, 1, 2, 3, 4, ..., геометрическим символом каждого измерения служат так называемые единичные геометрические фигуры. Так, геометрическим символом 0-мерного измерения является точка, 1-мерного измерения – отрезок прямой, 2-мерного измерения – квадрат, 3-мерного измерения – куб. Геометрический символ 4-мерного измерения получил удачное название "гиперкуб"…

В работе выведены алгебраические формулы для определения количества единичных геометрических элементов, составляющих n-мерные гиперкубы и их проекции (вершин, ребер, граней, кубов). Эти данные приведены в таблице 1.1.» [8].

Таблица 1.1

Т.о. геометрия структуры генодрева и гиперкуба в многомерной геометрии, имеют аналогичную прогрессию (1-2-4-8-16-…), и формулу развития системы (2 в степени n), где уровни генодрева и мерности измерения гиперкуба совпадают.

О 4-м измерении во Вселенной см. Приложение 1.

 

5. Понимание категории время в ФТС и выводы.

 

Используя структурную логику генодрева ФТС, на Рис 4/61 нами показан процесс двойственного восприятия времени двойственным сознанием человека. Первый уровень генодрева – единство будущего, причины (тезис) и прошлого, следствия (антитезис). Второй уровень процесса развития противоположностей дает 4-е направления хода времени: - замкнутость (материальность) времени (прошлое в прошлом), - открытость времени (прошлое в настоящем), - конечность времени (будущее настоящем), - бесконечность времени (будущее в будущем).

Время - философская категория, отражающая логику структуры дуального строения мира в сознании человека, как дуального процесса, воспринимающего окружающий мир: как видимое движение сознания от прошлого к будущему, и как невидимое движение подсознания от будущего к прошлому. Двойственная структура времени отражает процесс логики взаимосвязи не только причины и следствия (1 ур.), но и 4-х качеств в его развитии: замкнутости-открытости, конечности- бесконечности (2 ур.).

Анализ диалектической структуры философской категории время на генодреве Рис 4/61 позволил выявить следующие дополнительные свойства (кроме указанных Козыревым): -время обладает общим и частным триединством; -время имеет дуальную структуру, отражающую дуальное строение мира в сознании человека; -движение времени происходит по кругу (против часовой стрелки).

Общее триединство времени заключается в том, что миг времени (настоящего) - процесс единства (синтеза) прошлого и будущего. Частное триединство времени заключается в том, что прошлое и будущее также обладает триединством: прошлое - синтез замкнутого прошлого (прошлого в прошлом) и конечного будущего в настоящем; Будущее - синтез открытого прошлого в настоящем и вечного будущего (будущего в будущем).

Прошлое в настоящем - (на Рис 4/61 издатель перепутал прошлое в настоящем с будущим в настоящем) характеризуется открытостью времени, как динамической (активной) стороны настоящего, выражающегося в его способности к восприятию нового (см. У1 принцип, рождения нового Рис 49 [3]). Будущее в настоящем характеризуется конечностью времени, пассивными свойствами настоящего, выражающимися в его способности сохранения старого в новом (У11 пр. преемственности в развитии Рис 49 [3]).

Выводы. В эволюции будущее преобладает над прошлым (духовное над материальным). Вечность будущего (будущее в будущем) характеризуется бесконечностью времени и выражается в активности будущего. Прошлое в прошлом – замкнутость (материальность) кругового хода времени (пассивность прошлого). Психологически человек живет в настоящем, но управляет процессом эволюции (развития, познания) прошлое в настоящем (восприятие нового) и будущее в настоящем (сохранение нового в старом).

 

6. Диалектическая сущность категории пространство, выводы

 

Структура взаимосвязей элементов категории пространство (Рис 5/60).

Диалектическая сущность категории Пространство - единство противоположностей: поля (структура волновых свойств материи) - тезис, и частиц материи (структура форм материи) - антитезис, которые на 2-м уровне развития противоположностей характеризуют пространство системной логикой взаимосвязи двух пар противоречий: бесконечность- конечность, открытость- замкнутость. Т.о. пространство обладает как бы двумя структурами: - полевой (внутренней) и вещественной (материальной, внешней). Со стороны поля (внутренней части) можно характеризовать как обладающее свойствами бесконечности и конечности, а с внешней стороны (вещества, материи) - открытостью и замкнутостью.

Мы даем еще широкое определение философской категории Пространство. Пространство - философская категория, обозначающая дуальную логику его структуры: полевой (внутренней) и материальной (внешней), обладающей волновыми и корпускулярными свойствами единой и изменяющейся реальности материи-сознания в которой раскрываются противоположные качества развития (изменения): - внутреннего - бесконечность и конечность, - внешнего - открытость и замкнутость.

Под бесконечностью пространства следует понимать не только бесконечную скорость распространения волнового (в т.ч. и торсионного, см. Рис 6 [3]) поля, но и множественность уровней его структурной организации. Конечность пространства существует для каждого иерархического уровня и обозначает конечную скорость распространения волнового поля или его взаимодействия с другими полями, телами. Замкнутость пространства - движение энергии извне - внутрь. Открытость пространства - движение энергии изнутри - наружу.

Выводы из анализа Рис 6 [3] и 5/60. Дуальность пространства: бесконечности пространства соответствуют - торсионные поля, конечности - электромагнитные, открытости - гравитационные, замкнутости – внутриядерные. Торсионное поле - излучение невидимой структуры пространства, а ядерное поле - излучение материальной структуры. Пространство – материальное излучение поля, время –духовное (сознательное).

 

7. Положение оси времени и пространства на структуре древа Пифагора

 

Реальное положение оси времени и пространства мы даем на структуре древа Пифагора (Рис 6/16).

А. Мартынов сравнивает представления Ньютона и современных ученых: "В представлении механики Ньютона время не зависит от пространства. Это обстоятельство можно показать геометрически, откладывая время по четвертой координатной оси, перпендикулярно пространственным координатным осям. Но этот геометрический прием- только иллюстрация независимости времени, он не представляет реального объединения пространства и времени в четырехмерное многообразие, где один и тот же момент наступает сразу для всего пространства. Геометрия же, связывающая пространство и время в четырехмерное многообразие, была разработана … Г. Минковским в соответствии с преобразованиями Лоренца и другими следствиями специальной теории относительности. С точки зрения реальности такого мира все, что может произойти, уже существует в будущем и продолжает существовать в прошлом (это отражено на Рис 4/61,- Е.А.). Перемещаясь по оси времени, мы только сталкиваемся с событиями в своем настоящем"[9].

Угол между векторами (полей, материи) генодрева – 90 градусов, это отражено на Рис 6/16 (дереве Пифагора). Вершина генодрева находится в точке пересечения векторов 1 и 2. Соотнесем его структуру с Рис 2/65 и 4/61. Слева: вектор 3 – время, перпендикулярный оси генодрева (на Рис 4/61-будущее в будущем), другой вектор 3 – пространство, параллельный оси генодрева (будущее в настоящем); справа: вектор 3, параллельный оси генодрева- энергия (прошлое в настоящем), другой вектор 3, перпендикулярный оси - движение (прошлое в прошлом). 90 градусов между 2-я скалярами обеспечивает системе цикличность движения (вращения).

Выводы. Геометрия структуры генодрева, связывает пространство и время в четырехмерное многообразие, движущееся циклами в 2-х направлениях: время и движение – перпендикулярны оси генодрева, а пространство и энергия – параллельны. Направление настоящего (в будущем и прошлом) – параллельно оси генодрева, будущего и прошлого – перпендикулярны.

О трехмерно-четырехмерном пространстве в ФТС см. Приложение 2.

 

Приложение 1.

Развитие Вселенной идет через трехмерное измерение.

 

На генодреве эволюции материи Большого Взрыва в сознание (Рис 6 [3]) мы показали эволюцию материи Вселенной на 3 ур. от 1 ст. хаоса до 8 ст. торсионных полей сознания (при инволюции духа в материю первично сознание), которую можно соотнести с 4-м измерением.

Ирина Шлионская в статье «У Вселенной растет четвертое измерение?» во многом раскрывает процесс развития Вселенной со стороны четвертого измерения:

«Наша Вселенная постоянно находится в состоянии динамического развития, и в настоящее время в ней происходят процессы, которые приведут к появлению так называемого "четвертого измерения" … Как утверждают ученые, изначально Вселенная была одномерной. После Большого взрыва у нее возникло второе измерение, а позднее и третье. … Если считать составляющими трехмерной системы координат длину, ширину и высоту, то что же будет представлять собой условное четвертое измерение? ... Примером одномерного пространства может служить обыкновенная линейка. В нем существуют только двоичные понятия "да-нет", "0-1", … Аналогом двухмерного пространства является плоскость координат XY. Именно по этому принципу построены естественные и искусственные биполярные полимеры, в том числе молекулы воды. Привычное для нас трехмерное пространство можно описать координатами ХYZ. … В четырехмерном пространстве к трем постоянным добавляется координата времени. … Не исключено также, что четвертое измерение — отнюдь не последняя стадия. Неоднократно выдвигались теории, по которым Вселенная имеет гораздо большее число измерений….

Немецкий математик Герман Минковский предложил концепцию, согласно которой пространственно-временной континуум состоит из множества миров, следующих один за другим. … и прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно. Следовательно, если в прошлом что-то меняется, то изменяется и будущее. Физические доказательства в пользу теории "множественных измерений" можно получить, исследуя микромир. Может быть, рано или поздно мы прорвемся и в макромир — глубины Вселенной» [10].

Мы считаем, что Вселенная расширяется не только по горизонтали развития (что признают ученые), но и по вертикали – развития (эволюции-инволюции) сознания (торсионного поля –носителя сознания во времени) в 4-м измерении. Ступени развития сознания нами даны на 3 ур. генодрева: от 1) Я слабо выражено- сознания раба до 8) Я везде – сознания мудреца (Рис 35, [3]).

 

Приложение 2.

Трехмерно-четырехмерное пространство в ФТС

 

Структура пространства-времени сегодня - предмет острых дискуссий ученых, философов.

Ученые, психологи Ставицкие В.И. и Н.А. через голограмму обнаружили ПСИ-код, существующий в функциональном пространстве, лежащий в основе самоорганизации материи: «время (длительность) – «динамическая мера» процесса. Обнаруженный ПСИ-код существует в функциональном пространстве и лежит в основе самоорганизации материи. Выявленная структура естественного квантово-механического процесса, который исследовался без разрыва континуума, может послужить основой соответствующих представлений о сворачивании пространства и времени в «неразрывный союз» в континууме … четыре пространственных измерения затрудняются представить вместе. Наши чувства готовы принять только три, но в геометрическом пространстве. И если вводится время, то, как независимый аргумент движения, а не как единая 4-мерная точка … организация психограммы по ходу процесса позволяет рассматривать психограмму как функциональную модель «вложенности» геометрии пространства во время … которая и дает геометризацию времени … есть основания полагать, что континуум можно рассматривать как функциональную организацию материи по голографическому принципу …

Время жизни – это динамическая «длина» процесса … ПСИ-код не дает процессу «рассыпаться» в случайное распределение. Начало любого процесса связано с реализацией условий для конструктивного волнового взаимодействия процессов. При реализации этих условий время мгновенно обременяется пространством, которому навязана предопределенная структура в качестве внутреннего порядка … Структура «становится» по мере развития процесса по виртуальной оси времени, оси жизни … Известно, что биологи считают, что в основе поддержания жизни лежит способность клеток делиться определенным образом. Не отсюда ли легенда о делении Единой сущности на мужское и женское начала, которые вынуждены искать друг друга? Не это ли имел в виду Лао Цзы? (точнее см. см. афоризм Чжу Си, - Е.А.) …

Т.о., психографические исследования реально показали, что время и в квантовой механике может оказаться геометрическим, как это имеет место в теории относительности» [11].

Роберт Бартини (как и П. Успенский) доказал существование трехмерного времени: «в общем то, не удивительно, если Бартини теоретически доказал существование трехмерного временного пространства. Лобачевский, например, доказал возможность существования неевклидовой геометрии, однако, в силу своего восприятия, мы не то что понять, а даже представить себе не можем, как выглядит псевдосфера (сфера, вывернутая наизнанку). Человеческое восприятие очень ограниченно, но это не означает, что мир в том виде, в каком он нас окружает, существует в таком виде на самом деле. Мы просто так его воспринимаем. … Главный вывод - для путешествия по времени не обязательно делать "машину времени" или хитрые технические приборы. Достаточно поработать со своим восприятием» [12].

Все духовные практики основаны на развитии восприятия человека. Псаломщиков В. описывает опыты путешествия в прошлое: «В начале 90-хгг ХХ в. в СПб НИЦ «Сознание» были поставлены эксперименты по исследованию явления ретрокгниции (ясновидения прошлого) … Было исследовано10 чел. Группа состояла из 2 мужчин и 6 женщин … Степень детализации картин из прошлого всех испытующих оказалась высокой … Согласно отчетам испытуемых время и география наблюдаемых ими событий простирались с доисторических времен до Х1Х в, от Адриатики до Цейлона» [13] (автор во время учебы в НИЦ Сознание изучал азы ясновидения).

Бартини пришёл к выводу, что физические явления происходят в (3+3)–мерном континууме: число измерений времени равно 3, как и число измерений пространства: «Рассматривая положение, которое создалось при попытках установления… непротиворечивого синтеза всех явлений, можно придти к заключению, что основной преградой, не допускающей решение этой задачи, преградой, которая не была распознана и потому незыблемо стояла в веках как бастион застоя, является кардинальное утверждение … положения, что Всё, весь Мир, мы сами существуем в … рамках трехмерного пространства и одномерного времени. Эта (3+1)–мерная концепция аксиоматически принята всеми … философскими, научными …школами … Бартини отмечал, что восприятие размерности пространства–времени зависит от физиологии … живых существ … Поэтому реальное пространство– время, в котором происходят физические процессы, и его проекция на наше сознание могут существенно различаться.

Различие между реальным и физиологически воспринимаемым пространством–временем служило, по Бартини, источником многих противоречий и парадоксов в физике и философии, которые не могли быть устранены, пока мы в своих теориях не перейдём от воспринимаемой на данном физиологическом уровне пространственно–временной картины мира к реальной. «Все построения, как логические, так и физические, все учения и теории будут ложными, если снятие противоположений, которые порождены … ракурсом отражения в процессе познания действительности, если попытка раскрытия противоположений … переработки их в объеме объективно действительных измерений, физически не воспринятых нами на данном уровне физиологического развития человека

Шестимерное пространство. Бартини пришёл к выводу, что мир является (3+1)–мерным только в восприятии нашего сознания, а в реальности физические явления происходят в (3+3)–мерном континууме: число измерений времени равно 3, как и число измерений пространства. Модель 6–мерия он получил на основании определенных метафизических и статистических соображений, как наиболее устойчивую по некоторым параметрам относящихся к движению, т.е. в конечном счете ко времени.

Трёхмерное время. Существование дополнительных размерностей времени Бартини объяснял тем, что время должно характеризоваться не только одной координатой, «положением», но и «скоростью течения», а также «ускорением» … при переходе от одного времени к другому (в т.ч. от прошлого к будущему, - Е.А.) время будет менять свою скорость, ускоряться/замедляться. Квантованность пространства–времени. Своё шестимерное пространство–время Бартини считал квантованным. За квант пространства он принимал классический радиус электрона. Квант времени представлял собой время, за которое свет проходил квант пространства …

Шестимерную протяжённость можно рассматривать как топо-логическое произведение двух нечётномерных протяжённостей одинаковой размерности и противоположной ориентации, вложенных друг в друга. Таким образом, форма существования объекта является (3+3)–мерным комплексным образованием, состоящим из трёхмерной пространственноподобной и ортогональной к ней трёхмерной времяподобной протяжённости L и T, обладающих ориентацией (все выделено нами, - Е.А.).…

Вселенная обладает свойствами прерывности не только в «малом», в микрокосмосе, но и в «большом», в макромире» [14].

Пространство обладает и невидимыми свойствами: бесконечностью и конечностью (Рис 5/60). Построим генодрево пространства-времени. 0-й уровень – единство времени и пространства; 1-й ур.: тезис – время, антитезис – пространство; 2-й ур.: - от тезиса вниз: 4) духовное (невидимое) время - будущее (будущее в будущем, будущее в настоящем), 2) материальное (видимое) время – прошлое (прошлое в настоящем, прошлое в прошлом); - от антитезиса: 3) духовное (невидимое) пространство (бесконечность, конечность), 1) материальное пространство (открытость, замкнутость). Взаимодействие ступеней восприятия (сверху вниз): 4-2-3-1. Скачок перехода от времени к пространству идет от (2) видимого прошлого к духовному пространству (3) и обратно.

Сопоставляем с Рис 2/34: видимое прошлое – 3 ст. представлений (восприятия) человека, духовное пространство – 2 ст. понятий, мышления (логики, метода познания) человека.

Т.о., восприятие и познание времени и пространства зависит не только от восприятия (представлений), но и мышления (понятия, логики познания), что не противоречит выводам Ставицких и Бартини. По Бартини «форма существования объекта является (3+3)–мерным комплексным образованием, состоящим из трёхмерной пространственноподобной и ортогональной к ней трёхмерной времяподобной протяжённости L и T, обладающих ориентацией». Протяженность и время во Вселенной могут заменяться друг другом (ранее мы показали, что В. и П. теоретически могут быть взаимно обратимы).

Исходя из гипотез, что Вселенная имеет большое число измерений (от атома до галактик) и признавая две формы мерности пространства по Бартини (3+1, 3+3), мы предлагаем свой вариант 4-мерности пространства. На Рис 7 нами показано время как расстояние между 2-я гиперсферами: земля- солнце в пространстве, мы время заменяем протяженностью, расстоянием между Землей и Солнцем (из-за взаимно обратимости В. и П.), что образует 4-х мерное пространство. К объему сферы земли: С-Ю (Z.-Z), З-В (X.-X), ур. глубины (Y.-Y), с 3-я показателями (X, Y, Z.), где 3 плоскости проекций (по 3-м осям) делят пространство на 8 частей (Рис 8/24), для расчетов следует добавить 4-й показатель- направление движения вокруг солнца (W.-W).

Рис 7. img-LxrlkSРис 8/24

Из данных таблицы 1.1.: земля – куб, имеющий 3 измерения (3-мерное пр-во) или 8 частей пространства (23 =8) и Рис 7 можно построить 4-х, 5-мерное (и т.д.) пространства. Система земля-солнце будет иметь 4 измерения (4-мерное пространство) и 16 частей пространства. Земля-солнце-галактика – система, имеющая 5 измерение (5-мерное пространство) с 32 частями пространства. Мы показали, что пространство Вселенной может быть многомерным (4,5-мерным и т.д.).

 

Литература:

1. Ленин В.И. Философские тетради. М. ПИ. 1990, с. 182, 203.

2. Бондаревский А.С. Нищета - потребительская бесполезность современной философии. ж. Современные концепции научных исследований. ч.3. № 8- 2015.

3. Антонович Е.Н. Третий путь развития.ч.1. ФТС. СПб. Деан, 2007, 542 с., книгу можно скачать на сайте автора: spb-antonovich.ru.

4. Антонович Е.Н. Многоуровневая логика системы диалектических противоречий. Пособие по изучению многоуровневой диалектической логики. Серебряная Нить. СПб. 2014. serebryanaya.nitb@mail.ru http://kovcheg.ucoz.ru/forum/64.

5. Антонович Е.Н. 50 ст. на сайте РФО: Самое слабое звено в познании- философия, в философии – логика: логика целостности … и др. http://www.dialog21.ru/biblio/antonovich, 71 ст. на сайте ВИПЕРСОН http://viperson.ru/people/antonovich-evgeniy-nikolaevich, более 100 ст. на сайте СПб философского клуба (philklub1.narod.ru), 35 ст.- www.trinitas.ru, еще см. ст. на сайтах: kovcheg.ucoz.ru, и автора: spb-antonovich.ru.

6. Вейник В.А. Время и пространство-философские категории или частные характеристики движения и материи. Veinik.ru.

7. Успенский П.Д. Tertium organum». Ключ к загадкам мира, М. ФАИР-ПРЕСС. 2000, с. 26.

8. Михайлова Л.М. - "Начала" геометрии многомерных измерений Многомерная геометрия https://im-possible.info/russian/articles/mihailova/chapter1.html

9. Мартынов А, Философия жизни. СПб. ЦиФ. 2009, с 68-69.

10. Ирина Шлионская. У Вселенной растет четвертое измерение? https://www.pravda.ru/science/1074785-chetvertoe_yzmerenie.

11. Ставицкие В.И. и Н.А. Путь к физике духа. СПб, ЕДОМ. 2005, с 154-157, 319.

12. Бартини Р. Шестимерное пространство и трехмерное время. https://sofyapremudraya.livejournal.com/1055486.html.

13, Псаломщиков В. Путешествие в прошлое. Hiromant.com.

14. Работы Р. Бартини по физике, космологии, философии. https://docviewer.yandex.ru/view/45553745/?page.

 

P.S.

Статьи автора не берут к печати догматики, отрицающие новое из «научных» журналов РФО (Вестник РФО, Логические Исследования РАН и др.), они не понимают, что неприятие новых научных идей и графики Рис, схемы, не снимают с них ответственности за догматизм и кризис в философии, который из-за отсутствия идеологии может привести к распаду и Россию (подр. см. др. статьи автора [5]).