Сайт "Диалог XXI век"

Главная страница сайта congress2008

Секции конгресса

Список российских участников

Доклады по алфавиту участников

Доклады по секциям,симпозиумам, круглым столам конгресса

 

 

Секция “Философия образования

 

РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Ф.Т.Валишин (г.Казань, Россия)

 

 

 

 

 

«И дух естественных наук

(Властей ввергающий в испуг)

Здесь был религии подобен»

                                          А.Блок

 

 

 

Начну с формулировки главной мысли: на Земле господствует такая стратегия, а именно стратегия устойчивого развития, что образование не несет свою онтологическую нагрузку, и потому до сих пор земная цивилизация так и не встала на Путь.

Для того, чтобы выразить свою главную мысль, я буду использовать в качестве философского сюжета такую Историческую Единицу как Российская цивилизация.

Итак, Российская цивилизация – она возникла на евразийских просторах, имеет свою историю и проходила ряд своих исторических  формообразований, а теперь имеет шанс выхода к своим цивилизационным задачам, одна из которых состоит в постановке и решений Проблемы Образования.

1.              Российская империя.

Столица – г.С.-Петербург.

Стратегия. Без Стратегии цивилизации не бывает, и Образование «сидит» внутри Стратегии. Российская империя стала цивилизацией благодаря русской литературе – она и была носителем стратегии, на ней держалась уваровская триада, на ней держалось и образование.

Характерный Исходный Творец – Николай Лобачевский. Воображаемая Геометрия Лобачевского – это, прежде всего, требование присутствия в земных делах всего космического пространства. Только тогда можно говорить о свободе – свобода предполагает присутствие всех миров. Только тогда открывается вдохновляющий Горизонт…

Характерный сдерживающий фактор подъема цивилизации – это можно выразить как «комплекс академика Остроградского». Как известно, он написал от имени Имперской академии наук уничижительную рецензию на Геометрию Лобачевского, что привело к усилению пренебрежительного отношения к его изысканиям и далее к их замалчиванию [1].

Это случилось потому, что Остроградский, хотя он и был известным российским математиком с мировым именем, но не выдержал того Испытания, которого требует природа Образования – он потерял разрешающие способности Ученого. Дело в том, что ему было неведомо, что в Математике, в частности, в Геометрии, есть структуры, недоступные не только для его восприятия, но и для восприятия всей мировой математики, находящейся в состоянии кризиса своих оснований, и что могут появиться Творцы, которые делают эти структуры прозрачными для Математики – и для того, чтобы их освоить, надо подходить к этим Исходным Творцам как Ученик к Учителю.

Здесь, забегая вперед, приведем онтологическую формулу Человека от стратегии динамизма [2]:

Учитель – Человек – Ученик

Каждый конкретный Человек есть Учитель в том, что ему дано от Природы в качестве Дара (Зерна), и каждый конкретный Человек одновременно есть Ученик во всем том, что ему не дано – и только тогда он открыт для Сотрудничества.

Задача Образования – пробуждение Учителя в Человеке, пробуждение того Зерна, с которым он появился на свет. В противном случае, человек превращается в Обывателя:

Раб – Обыватель – Господин

Т.е. здесь происходит потеря онтологической независимости и одновременно происходит и потеря онтологической зависимости, потеря пространства, потеря разрешающих способностей.

Возвращаясь в русло контекста российской империи, следует отметить, что не все удалось реализовать из того, что несла русская литература, но в сухом остатке можно зафиксировать вклад российской империи в зарождающуюся  Российскую Традицию: формирование тела российской цивилизации через монархическое правление – формирование государственной структуры.

2.              Советская цивилизация.

Столица – г.Москва.

Стратегия – диалектический материализм (диамат), высшее формообразование позитивизма. Наличие такой стратегии привело к тому, что в структуру образования в качестве сквозной пронизывающей линии вошли не только литература, но и математика, физика – возникло знаменитое советское образование, в недрах которого затем американцы проницательно усмотрели корень успеха советского прорыва в околоземное пространство…

Характерный Исходный Творец – Ленин. Ленин осуществил Переход российской цивилизации от одного формообразования в другое, новое формообразование и спас Россию, обеспечив новое продолжение Российской Традиции.

В итоге в структуре Российской Традиции кроме тела цивилизации явно обозначилась ее душа – цивилизационная система в форме советской системы. Российская Традиция выходила на свою Мощь…

Но, к сожалению, позднесоветская элита впала в тотальный «комплекс академика Остроградского», т.е. показывала низкую разрешающую способность и потеряла ощущение Традиции – это привело к разрушению советской цивилизации и заодно лучшей в мире системы образования тоже. Хотя она на своей траектории могла еще долго просуществовать, как это показывает китайская цивилизация, прокладывающая свою, конфуцианскую, траекторию уже несколько тысячелетий.

3.              Итак, современная наличная Россия – что мы имеем? У современной наличной России нет цивилизационного лица, Россия потеряла свое цивилизационное формообразование, - но она может быть только цивилизацией и потому она продолжает падать, т.е. с разрушением советской цивилизации ее падение не закончилось, падение продолжается…

Что осталось на исторической арене современности? – так называемый многополярный мир: западная цивилизация; исламская цивилизация; китайская цивилизация; индийская цивилизация. На Земле господствует стратегия устойчивого развития и каждый из этих цивилизаций представляет свой вариант этой стратегии. А господствующий вариант идет от западной цивилизации. Но это одна и та же стратегия, и кивок на многополярный мир не спасет земную цивилизацию, поскольку именно стратегия устойчивого развития является источником глобального системного кризиса, который и представляет главную внутреннюю опасность для земной цивилизации.

Стратегия устойчивого развития не позволяет земной цивилизации встать на Путь и осваивать открывающиеся Горизонты. Просто для этой стратегии природа Пути не прозрачна, не доступна, - а нет Пути, нет и Горизонта. Здесь господствует система «Торгаш впереди Творца» и все загоняется под требования Торгаша, в том числе и Образование.

Торгаш – это представитель Существования. Но есть Существование в рамках Реальности, и есть существование в рамках реальности, сведенной к существованию – происходит подмена Реальности на реальность. Это уже стратегия Обывателя, - и стратегия устойчивого развития есть стратегия Обывателя, где устойчивость – фиксация существования, а развитие есть сущность существования. Так и возникает трагизм наличной истории, которая есть не что иное, как история перманентного кризиса сущесвования.

4. Творец – это представитель Сущности, представитель Пути, т.е. Путь имеет природу Сущности Реальности. И здесь уже вступает на историческую арену стратегия динамизма, и Российская Традиция обретает, наконец, свою собственную форму – новое продолжение Исходной Мировой Традиции, а именно Монистической (Онтологической) Традиции [3] – отсюда и раскрытие тайны Российской Традиции и миссии российской цивилизации: спасая себя, спасти всю земную цивилизацию.

Итак, новое формообразование российской цивилизации – Динамическая цивилизация.

Казань – восточная столица российской цивилизации, ее стратегическая высота.

Стратегия – стратегия динамизма. Здесь природа Стратегии совпадает с природой Онтологии (Монизма) и имеет одно и то же название – Динамизм.

Появляется Онтология на Земле как Философско-Методологический Центр (ФМЦ) в соответствии с природой самой Онтологии [4]:

Философия – Онтология – Методология

Характерный Исходный Творец – ФМЦ-Динамизм.

Дело в том, что Онтологическая (Монистическая) Традиция только тогда жива и только тогда обнаруживается, когда она заново рождается: [ФМЦ-Ведантизм] – [ФМЦ-Даосизм] – [ФМЦ-Пифагореизм] – [ФМЦ-Суфизм] – [ФМЦ-Динамизм] - …

Миссианская роль российской цивилизации заключается в том, что она в лице динамической цивилизации запускает онтологические, т.е. исходные структуры всей земной цивилизации. При этом каждая Историческая Единица (конкретный Человек, конкретная Цивилизация, конкретная Эра) обретает свою онтологическую полноту:

Учитель – Динамизм Человека – Ученик

Образование – Динамическая цивилизация – Федерализм

Ритм – Эра Динамизма – Экологизм

И соответственно Проблема Пути получает разрешение в целом для всей земной цивилизации через раскрытие онтологической структуры Ритма (Движения), или что то же самое, через раскрытие тайны Космического Зерна, которую предоставляет Философия, несущая в составе Онтологии снятое Единое, снятую Сущность Реальности. Сам термин «Динамизм» исходит от природы Движения, и оно несет волновую структуру Единого, пронизывающей каждую Природную Единицу: физическую природу, химическую природу, биологическую природу, человеческую природу и любую другую природу – они и составляют Экологизм (Систему) Эры Динамизма.

В стратегии динамизма природа Философии и природа Образования в русле Бритвы Оккама несут одну и  ту же онтологическую нагрузку: если Философия несет Космическое Зерно Эры Динамизма, то Образование Динамической цивилизации обеспечивает пробуждение того Зерна, которое внутри каждого конкретного Человека, запускает в нем свой собственный Монизм, а именно Динамизм Человека, что в свою очередь обнажает в Человеке состояние Ученика и приводит к формированию поля Сотрудничества – так образуется Система альтернативная Глобализму, а именно: Федерализм [5].

Литература

1.Изотов Г.Е. Казанское физико-математическое общество. Казань, 2003.

2.Комаров В.Н., Валишин Ф.Т. Динамизм человека и главная проблема образования //Концепция философии образования и современная антропология. Новосибирск, 2001.

3.Валишин Ф.Т. Проблема Начала и Монистическая (Онтологическая) Традиция//XIX World Congress of Philosophy.М., 1993.

4.Валишин Ф.Т. Онтологические истоки преодоления мирового системного кризиса// «Философия лицом к мировым проблемам». Доклады российских участников XXI ВФК. М., 2004.

5.Комаров В.Н., Валишин Ф.Т. Главная дилемма современности: стратегия устойчивого развития или стратегия динамизма?//Суверенитет Татарстана: позиция ученых. Казань, 2000.