|
Секция “Философия образования” РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ Ф.Т.Валишин (г.Казань, Россия) |
|
|
«И
дух естественных наук (Властей
ввергающий в испуг) Здесь
был религии подобен» А.Блок |
|
|
Начну
с формулировки главной мысли: на Земле господствует такая стратегия, а именно
стратегия устойчивого развития, что образование не несет свою онтологическую
нагрузку, и потому до сих пор земная цивилизация так и не встала на Путь. Для
того, чтобы выразить свою главную мысль, я буду использовать в качестве
философского сюжета такую Историческую Единицу как Российская цивилизация. Итак,
Российская цивилизация – она возникла на евразийских просторах, имеет свою
историю и проходила ряд своих исторических
формообразований, а теперь имеет шанс выхода к своим цивилизационным
задачам, одна из которых состоит в постановке и решений Проблемы Образования.
1.
Российская
империя. Столица
– г.С.-Петербург. Стратегия.
Без Стратегии цивилизации не бывает, и Образование «сидит» внутри Стратегии.
Российская империя стала цивилизацией благодаря русской литературе – она и
была носителем стратегии, на ней держалась уваровская триада, на ней
держалось и образование. Характерный
Исходный Творец – Николай Лобачевский. Воображаемая Геометрия Лобачевского –
это, прежде всего, требование присутствия в земных делах всего космического
пространства. Только тогда можно говорить о свободе – свобода предполагает
присутствие всех миров. Только тогда открывается вдохновляющий Горизонт… Характерный
сдерживающий фактор подъема цивилизации – это можно выразить как «комплекс
академика Остроградского». Как известно, он написал от имени Имперской
академии наук уничижительную рецензию на Геометрию Лобачевского, что привело
к усилению пренебрежительного отношения к его изысканиям и далее к их
замалчиванию [1]. Это
случилось потому, что Остроградский, хотя он и был известным российским
математиком с мировым именем, но не выдержал того Испытания, которого требует
природа Образования – он потерял разрешающие способности Ученого. Дело в том,
что ему было неведомо, что в Математике, в частности, в Геометрии, есть
структуры, недоступные не только для его восприятия, но и для восприятия всей
мировой математики, находящейся в состоянии кризиса своих оснований, и что
могут появиться Творцы, которые делают эти структуры прозрачными для
Математики – и для того, чтобы их освоить, надо подходить к этим Исходным
Творцам как Ученик к Учителю. Здесь,
забегая вперед, приведем онтологическую формулу Человека от стратегии
динамизма [2]: Учитель – Человек
– Ученик Каждый
конкретный Человек есть Учитель в том, что ему дано от Природы в качестве
Дара (Зерна), и каждый конкретный Человек одновременно есть Ученик во всем
том, что ему не дано – и только тогда он открыт для Сотрудничества. Задача
Образования – пробуждение Учителя в Человеке, пробуждение того Зерна, с
которым он появился на свет. В противном случае, человек превращается в
Обывателя: Раб – Обыватель –
Господин Т.е.
здесь происходит потеря онтологической независимости и одновременно
происходит и потеря онтологической зависимости, потеря пространства, потеря
разрешающих способностей. Возвращаясь
в русло контекста российской империи, следует отметить, что не все удалось
реализовать из того, что несла русская литература, но в сухом остатке можно
зафиксировать вклад российской империи в зарождающуюся Российскую Традицию: формирование тела
российской цивилизации через монархическое правление – формирование государственной
структуры. 2.
Советская
цивилизация. Столица
– г.Москва. Стратегия
– диалектический материализм (диамат), высшее формообразование позитивизма.
Наличие такой стратегии привело к тому, что в структуру образования в
качестве сквозной пронизывающей линии вошли не только литература, но и
математика, физика – возникло знаменитое советское образование, в недрах
которого затем американцы проницательно усмотрели корень успеха советского
прорыва в околоземное пространство… Характерный
Исходный Творец – Ленин. Ленин осуществил Переход российской цивилизации от
одного формообразования в другое, новое формообразование и спас Россию,
обеспечив новое продолжение Российской Традиции. В
итоге в структуре Российской Традиции кроме тела цивилизации явно
обозначилась ее душа – цивилизационная система в форме советской системы.
Российская Традиция выходила на свою Мощь… Но,
к сожалению, позднесоветская элита впала в тотальный «комплекс академика
Остроградского», т.е. показывала низкую разрешающую способность и потеряла
ощущение Традиции – это привело к разрушению советской цивилизации и заодно
лучшей в мире системы образования тоже. Хотя она на своей траектории могла
еще долго просуществовать, как это показывает китайская цивилизация,
прокладывающая свою, конфуцианскую, траекторию уже несколько тысячелетий. 3.
Итак,
современная наличная Россия – что мы имеем? У современной наличной России нет
цивилизационного лица, Россия потеряла свое цивилизационное формообразование,
- но она может быть только цивилизацией и потому она продолжает падать, т.е.
с разрушением советской цивилизации ее падение не закончилось, падение
продолжается… Что
осталось на исторической арене современности? – так называемый многополярный
мир: западная цивилизация; исламская цивилизация; китайская цивилизация;
индийская цивилизация. На Земле господствует стратегия устойчивого развития и
каждый из этих цивилизаций представляет свой вариант этой стратегии. А
господствующий вариант идет от западной цивилизации. Но это одна и та же
стратегия, и кивок на многополярный мир не спасет земную цивилизацию,
поскольку именно стратегия устойчивого развития является источником глобального
системного кризиса, который и представляет главную внутреннюю опасность для
земной цивилизации. Стратегия
устойчивого развития не позволяет земной цивилизации встать на Путь и
осваивать открывающиеся Горизонты. Просто для этой стратегии природа Пути не
прозрачна, не доступна, - а нет Пути, нет и Горизонта. Здесь господствует
система «Торгаш впереди Творца» и все загоняется под требования Торгаша, в
том числе и Образование. Торгаш
– это представитель Существования. Но есть Существование в рамках Реальности,
и есть существование в рамках реальности, сведенной к существованию –
происходит подмена Реальности на реальность. Это уже стратегия Обывателя, - и
стратегия устойчивого развития есть стратегия Обывателя, где устойчивость –
фиксация существования, а развитие есть сущность существования. Так и
возникает трагизм наличной истории, которая есть не что иное, как история
перманентного кризиса сущесвования. 4.
Творец – это представитель Сущности, представитель Пути, т.е. Путь имеет
природу Сущности Реальности. И здесь уже вступает на историческую арену
стратегия динамизма, и Российская Традиция обретает, наконец, свою
собственную форму – новое продолжение Исходной Мировой Традиции, а именно
Монистической (Онтологической) Традиции [3] – отсюда и раскрытие тайны
Российской Традиции и миссии российской цивилизации: спасая себя, спасти всю
земную цивилизацию. Итак,
новое формообразование российской цивилизации – Динамическая цивилизация. Казань
– восточная столица российской цивилизации, ее стратегическая высота. Стратегия
– стратегия динамизма. Здесь природа Стратегии совпадает с природой Онтологии
(Монизма) и имеет одно и то же название – Динамизм. Появляется
Онтология на Земле как Философско-Методологический Центр (ФМЦ) в соответствии
с природой самой Онтологии [4]: Философия – Онтология – Методология Характерный
Исходный Творец – ФМЦ-Динамизм. Дело
в том, что Онтологическая (Монистическая) Традиция только тогда жива и только
тогда обнаруживается, когда она заново рождается: [ФМЦ-Ведантизм] – [ФМЦ-Даосизм]
– [ФМЦ-Пифагореизм] – [ФМЦ-Суфизм] – [ФМЦ-Динамизм] - … Миссианская
роль российской цивилизации заключается в том, что она в лице динамической
цивилизации запускает онтологические, т.е. исходные структуры всей земной
цивилизации. При этом каждая Историческая Единица (конкретный Человек,
конкретная Цивилизация, конкретная Эра) обретает свою онтологическую полноту: Учитель – Динамизм Человека – Ученик Образование – Динамическая цивилизация – Федерализм Ритм – Эра Динамизма – Экологизм И
соответственно Проблема Пути получает разрешение в целом для всей земной
цивилизации через раскрытие онтологической структуры Ритма (Движения), или
что то же самое, через раскрытие тайны Космического Зерна, которую
предоставляет Философия, несущая в составе Онтологии снятое Единое, снятую
Сущность Реальности. Сам термин «Динамизм» исходит от природы Движения, и оно
несет волновую структуру Единого, пронизывающей каждую Природную Единицу:
физическую природу, химическую природу, биологическую природу, человеческую
природу и любую другую природу – они и составляют Экологизм (Систему) Эры
Динамизма. В
стратегии динамизма природа Философии и природа Образования в русле Бритвы
Оккама несут одну и ту же онтологическую
нагрузку: если Философия несет Космическое Зерно Эры Динамизма, то Образование
Динамической цивилизации обеспечивает пробуждение того Зерна, которое внутри
каждого конкретного Человека, запускает в нем свой собственный Монизм, а
именно Динамизм Человека, что в свою очередь обнажает в Человеке состояние
Ученика и приводит к формированию поля Сотрудничества – так образуется
Система альтернативная Глобализму, а именно: Федерализм [5]. Литература 1.Изотов Г.Е. Казанское
физико-математическое общество. Казань, 2003. 2.Комаров В.Н., Валишин Ф.Т. Динамизм
человека и главная проблема образования //Концепция философии образования и
современная антропология. Новосибирск, 2001. 3.Валишин Ф.Т. Проблема Начала и
Монистическая (Онтологическая) Традиция//XIX World Congress of Philosophy.М., 1993. 4.Валишин Ф.Т. Онтологические истоки
преодоления мирового системного кризиса// «Философия лицом к мировым
проблемам». Доклады российских участников XXI ВФК. М., 2004. 5.Комаров В.Н., Валишин Ф.Т. Главная дилемма
современности: стратегия устойчивого развития или стратегия динамизма?//Суверенитет
Татарстана: позиция ученых. Казань, 2000. |
|