Сайт "Диалог XXI век"

Главная страница сайта congress2008

Секции конгресса

Список российских участников

Доклады по алфавиту участников

Доклады по секциям,симпозиумам, круглым столам конгресса

 

 

Секция “Философия образования”

 

Чувственное и рациональное в развитии образования.

Грехнёв Вадим Сергеевич

д.ф.н., проф

 философский факультет МГУ имени М.В.Ломоносова.

Россия, Москва

grehnvv@mail.ru

 

 

 

 

Сегодняшнее образование – система формирования и подготовки людей к современным реалиям общественной жизни решает чрезвычайно сложную и ответственную задачу. Эта задача определяется тем, как в условиях современных процессов глобализации будет развиваться институт образования в каждой стране: станет ли образование в своем развитии ориентироваться на единые (общие) для всех стран принципы, или будет по-прежнему опираться на собственные национальные приоритеты. Понятно, что в зависимости от того, как решается эта задача, зависит не только будущее образовательных процессов, но и дальнейший ход мирового развития в целом. Конечно, решение этой задачи – следствие не только ускоренных процессов научной, технической и культурной глобализации в мире, но и крайне острых проблем, с которыми сталкивается современная система образования. Это и проблема увеличения объема и скорости движения информации, возможностей ее отбора, переработки и усвоения людьми. Одновременно это еще и проблема противоречивого соотношения частного, специализированного и общего фундаментального мировоззренческого научного знания в осуществлении профессиональной подготовки кадров, и, наконец, проблема массовости образования и, связанного с этим процессом, снижения его качественного уровня.

Ясно, что никто не хочет остаться позади научно-технического и социального прогресса, ибо все прекрасно понимают, что общественное развитие во многом определяется интеллектуальным потенциалом людей. Именно поэтому каждая страна вынуждена решать эти проблемы, так или иначе реформировать, совершенствовать свою образовательную систему, адаптируя ее к динамике мировых общественных процессов. Однако адаптация к значимым образцам образовательных процессов в мире современной цивилизации неизбежно ведет к подрыву национальной культурно-образовательной обособленности. Естественно, это не может не вызывать определенного опасения со стороны части людей, настроенных против глобализации, утраты страной своей национально - культурной идентичности. Именно противники глобализации делают все возможное, чтобы ограничить, сдержать развитие тенденций поликультурного образования. Хотя разумнее было бы не глушить поликультурное образование, а с его помощью устранять противоречия между теми или иными нормами в системах образования. Не состоятельна и идея, когда некоторые наиболее ретивые сторонники процессов глобализации стремятся отказаться от хорошо зарекомендовавших себя, апробированных в течение длительного времени, традиционных норм в национальных образовательных системах. И тот, и другой подходы чреваты серьезными издержками в развитии современных образовательных процессов.

На наш взгляд, необходимым условием решения современных проблем обучения и воспитания может стать стратегия оптимального выстраивания гармонического соотношения чувственного и рационального подходов в организации и ведении процессов образования. Ведь всякий образовательный процесс есть неразрывное единство чувственного и рационального, поскольку подготовка человека к жизни в обществе необходимо включает в себя как приобретение им разносторонних и глубоких знаний, умений, навыков, так и определенное личное отношение (чувство, поведение) его к миру, другим людям и самому себе.

Чувственное (эмоциональное) в образовании – детальное воссоздание образа эмпирической картины мира, складывающееся на основе сочленения различных кусочков (частей) практического знания этого мира. Точно также осуществляется и формирование самого человека, его действий и поведения в их строгом соответствии с полученными конкретными знаниями и объективно сложившимися обстоятельствами его жизни и опыта. Такая образовательная стратегия формирует единство, слитность человека и природы, мира. Однако одновременно она и приковывает сознание человека к реальному, но достаточно ограниченному опыту окружающей его действительности. В этом случае человек крайне редко поднимается над этим конкретным опытом, ему трудно выйти из него, ибо в такой системе образовательной стратегии всегда довлеет ориентация на прямой опыт людей и их созерцательное отношение к действительности. Все это, несомненно, ограничивает кругозор человека и творческие мыслительные порывы его деятельности. Однако хотя такая образовательная стратегия в основном ведет лишь к механической кумуляции фактического знания об окружающем мире, она вместе с тем дает человеку ощущение почвы, поскольку формирует в нем уверенность, что его действия основаны на стабильных, проверенных его личным опытом, знаниях и умениях. Естественно, обладая такой совокупностью знаний и опыта, человек практически всегда находит устойчивую нишу применения своих способностей, и это может продолжаться в течение всей его жизнедеятельности.

В отличие от чувственного, рациональное в образовании – формирование целостного образа мира, складывающегося на основе некоторых всеобщих, нередко умозрительных принципов познания и отношения человека к действительности. Единая картина мира, целостное представление о нем разложены на измеряемые составляющие, на основе которых каждая наука (учебный предмет), строит свои искусственные конструкции знания. Так, изучение человека, например, сведено школьной системой преподавания к набору упорядоченных во времени дисциплин, зачастую никак не увязанных между собой. Чаще всего они представляют человека как двухуровневую закрытую систему, в которой первый уровень - это биологическая модель физиологических рефлексов, а второй - социальная модель общественных функций. При таком понимании человека, трудно себе представить, что у него может быть еще и душа, стремящаяся найти свой особый смысл существования. Ориентация исключительно на рационалистические подходы к обучению и воспитанию в своей основе ведет к тому, что человек склонен превозносить универсалии и ставить целое выше части. Напротив, ориентация на эмпирические подходы и методы преподавания строит свой объяснительный принцип на части, элементе, индивиде. Целое же в этом случае рассматривается как собрание частей, а универсалии выступают нередко голыми, а то и пустыми, нежизненными абстракциями. Рационально организованное знание с его абстрактными формулами служит для учащихся источником познания мира, что воспринимается как само собой разумеющееся. Однако вместе с тем у многих из них часто растет ощущение неполноценности своего бытия. Не всегда помогают в этом случае и попытки рационализма компенсировать бессвязность учебного материала устранить его изолированность, добавив в него некоторые абстрактные сущности – разного рода идеологические построения, жесткие методологические принципы оперирования знанием и прочие рациональные факторы и силы. Естественно, это не означает, что образовательный процесс полностью уходит от эмпирии, опытного построения содержания образования. Однако опытное (чувственное) здесь как бы занимает подчиненное место. В такой стратегии образования акцент делается исключительно на формировании интеллекта человека, развитии его способности целостно охватить и интерпретировать больший объем информации. В этом случае человек, хотя и знает практически все обо всем, сталкиваясь с конкретной сложной эмпирической проблемой, он не всегда может ее решить, так как не готов (не подготовлен) прочувствовать проблему, принять и оценить ее значимость, применительно к условиям своей особой сферы жизнедеятельности. Ведь опора преподавания на чувственное, то есть, прежде всего, на личность человека, форму его отношений с окружающей действительностью – это стремление приобщить студента к культурным ценностям. Это способ позволить ему пережить, прочувствовать учебный материал в связи с непосредственными обстоятельствами и условиями развития жизни его вместе со своей страной, своим народом. Такая образовательная стратегия дает возможность студенту познавать любой учебный предмет, идя к нему из себя, из внутренних своих потребностей и интересов, и на этой основе видеть и определять смысл своей не только профессиональной, но и общественной жизнедеятельности. Это значит, что студент будет внутренне пребывать в том надындивидуальном единстве бытия, которое объединит его с предметом, позволит изживать объективное, отстраненное отношение и к знанию бытия, и к самому бытию познания.

На разных этапах человеческой истории можно было видеть, как чувственная, либо рациональная сторона обычно доминировала в образовательном процессе. В результате имел место перекос в решении тех или иных, стоящих перед системой образования, задач. Изначально в древних культурах проникновение в природу объектов, их понимание выстраивалось через "одушевление" через чувствование (переживание), через "диалог". Такое познание позволяло в равноправном диалоге выявлять и переживать в многообразных феноменах природы и жизни людей гармоническую упорядоченность мира, приобретать чувственный опыт знакомства с мерой, как основой гармонии. Так, в эпоху, скажем, Возрождения стратегии образования в основном направлялись в сторону конкретно-чувственных оснований знания. Однако, начиная, пожалуй, с эпохи Просвещения рационалистическая сторона в образовательных стратегиях практически повсеместно начинает доминировать. Собственно, можно сказать, что менее или более успешно «борьба» за доминирование чувственного или рационального в ведении образовательных процессов имела место во все исторические эпохи и продолжает сохраняться и в наше время. В жизни современного человека нередко наблюдается разрыв между личной жизнью и знаниями, полученными в процессе образования. Присутствуют два слабо связанных между собой образа мира: личная и научная модели. Причина такого разрыва во многом объясняется доминированием именно рациональных подходов к обучению и воспитанию людей в современной нам школе. Это, кстати, часто является и причиной появления самых разных личностных проблем, преодолеть, которые далеко не всем удается. Предъявляя требования лишь к интеллектуальной стороне человеческой личности, и мало обращая внимание на развитие этических, эстетических и иных переживаний у студентов, сегодняшняя высшая школа мало способствует их духовному развитию, появлению у них любви и чувства сопереживания к миру и восхищения перед истинными плодами человеческой культуры. Кстати, это касается как высшей школы, так и основной школы, где ребенок получает среднее общее образование. Эта школа сегодня также игнорирует воспитание чувств ребенка, по крайней мере, так построены программы обучения, а поэтому его эмоциональная жизнь протекает под влиянием других факторов: телевидения, поп-групп, футбола, эротических журналов. Конечно, все эти факторы – элементы хорошо налаженной индустрии развлечений, но одновременно они являются и результатом чрезмерной рационализации образования. Изъяны в духовном (чувственном) развитии молодежи значительно снижают уровень ее этического сознания, порождают антигуманизм, иждивенчество, эгоцентризм. (Неслучайно, что сегодняшний мир переживает вспышку наркомании, алкоголизма, преступности особенно среди молодежи).

Рационализация и обезличивание процесса образования приводит к утрате способности доверять собственному чувству, боязни показаться смешным из-за несоответствия собственных представлений навязанным извне. Однако понятно, что без обращения к самому себе, без осознания глубинной тайны в себе, человек, будучи носителем бездушных формул, оказывается беспомощен в разрешении многих проблемных ситуаций, прохождение которых и формирует жизненный путь человека и требует большой затраты личностных сил и душевной энергии. Именно поэтому в сегодняшнем образовании важно будить и развивать чувство людей. Для этого необходимо идти, в том числе, и по пути дифференциации образования для различных групп людей. Важно включать в образование широкий спектр учебно-организационных мероприятий, направленных на удовлетворение самых разнообразных интересов и способностей учащихся. Однако, усиливая чувственную сторону в образовательной стратегии формирования и развития современного человека, это не значит, что следует всячески третировать рационализм и рациональное, как это пытаются делать представители философской школы современного постмодернизма. Исключение или ущемление чувственного или рационального моментов в образовательном процессе ведет к существенным диспропорциям в знаниях, убеждениях и поведении людей, теряется эффективность предпринимаемых усилий образовательной системы в их профессиональной подготовке и гражданской социализации. Понятно, что проблема формирования нравственных качеств человека: формирование чувства гуманности, сострадания, взаимопомощи и т.п., то есть всего того, что составляет важнейшую часть образования людей, не может быть решена лишь с помощью рациональных подходов, отдельно от условий развития национальной культуры и ее истории. Всякая культура всегда субъектная, ее носителями могут быть только люди. Без приобщения к ценностям своей культуры, человек становится «глухим» к ее завоеваниям. Вместе с тем, унифицирующая тенденция современного образования, нацеленная на формирование личности человека, в значительной мере требует рационалистических подходов в формировании и самих чувств людей. Современное образование не может не осваивать ценности культуры других народов, а это значит, что оно должно строить свои процессы, ориентируясь на взаимосвязи разных культур, на межнациональное взаимодействие, формирование чувства солидарности и взаимопонимания людей.

Чувство сопричастности к своей культуре, равно как и понимание культуры других народов является неотъемлемой стороной развития коммуникативных процессов. Коммуникации, диалога между людьми не будет, если отсутствует связь личностного состояния духовных качеств человека и его чувственной предрасположенности к принятию информации с рациональной оценкой и сопоставлением ее содержания. Все это можно достигнуть, если образование дает не только знания, но и помогает человеку стать субъектом культуры, учит жизнетворчеству, формирует личностный смысл, т.е. гармонически сочетает чувственное и рациональное в своих подходах.