Сайт "Диалог XXI век"

Главная страница сайта congress2008

Секции конгресса

Список российских участников

Доклады по алфавиту участников

Доклады по секциям,симпозиумам, круглым столам конгресса

 

 

Секция “ Философия общественных наук”

 

Э.С. Демиденко

Философское осмысление глобального перехода жизни на Земле

Российский государственный университет им. И.Канта (Калининград)

 

DemidenkoES@mail.ru

 

 

 

Резюме:

В статье ставится вопрос о необходимости философского осмысления новых явлений в эволюции общества и Универсума в связи с начавшимся глобальным переходом жизни на Земле. Как показывает анализ, под воздействием техногенного общественного развития происходит нарастающее разрушение биосферы, человека и биосферной жизни, на смену земной естественной, биосферной метасистеме жизни приходит искусственная, техносоциоприродная. Эта формирующаяся новая целостность включает в себя глобализирующийся метасоциум (техногенный социум), техносферу, трансформированные на основе искусственного отбора и биотехнологий живые организмы, материальную и духовную культуру, многогранный духовный мир человека, биологически обедненное географическое земное пространство, сохранившиеся элементы биосферы. Такому развитию событий на планете должна противостоять философия, формируя основные принципы и рекомендации по сохранению биосферной жизни и человека, разрабатывая далее и внедряя элементы устойчивого развития общества и биосферы в соответствии с решениями Конференции ООН по окружающей среде и развитию (1992 г.) осуществляя и другие разумные мероприятия.

 

 

 

Социальной философии предстоит существенно переосмыслить в XXI веке многие свои важнейшие положения, связанные с переходом человечества и нашей планеты к особому этапу развития жизни – техногенному, начавшемуся в XVII-XVIII веках в Европе. Техногенное развитие общества на основе достижений науки, техники и технологий привело не только к процессам глобализации, но и формированию метаобщества, которое характеризуется как сложнейший техносоциоприродный организм на основе интеграции «био», «социо» и «техно». Развившиеся в таком метаобществе научно-технические производительные силы используются человечеством для удовлетворения своих стремительно растущих потребностей, интересов и прихотей, не сообразуясь с возможностями биосферы и земной природы в целом.

Действительно, как показал Р. Фаззораль, уже в 1980-е годы такими благами цивилизации, как дом или квартира, медицинское обслуживание, транспорт, связь, образование, регулярный отдых и социальное обеспечение, вместе взятыми, пользовались примерно 40% землян, тогда как в начале XX века – всего лишь 1% (Fazzorale R. Energy // The Biosphere Catalogue. – London, 1985. – P.121). Как показывают расчеты автора данного доклада, рост богатств землян в таких масштабах за восемь десятилетий сопровождался уничтожением активных составляющих биосферы – живого вещества, гумусного слоя в обрабатываемых почвах и органики в недрах планеты – примерно на 20-25%, если не более. За всю историю развития человечества такие потери оцениваются сейчас примерно в 40%, в том числе за последние два века техногенного развития – в 30-35%. При этом сами темпы разрушения биосферы сейчас, как свидетельствуют научные данные, примерно в 10 раз превосходят возможности биосферы к ее самовосстановлению.

Заметные потери биосферы начались еще в период формирования современного человека, уничтожившего основную базу своего питания – крупных животных, что заставило людей перейти от присваивающего хозяйства к производящему – земледелию и скотоводству, одомашниванию животных. Это привело за 10 тыс. лет к существенному сокращению пахотнопригодных земель. По данным ЮНЕП, общая площадь деградированных и разрушенных земель, некогда биологически продуктивных, составляет около 2 млрд га. Из этой площади 0,7 млрд га потеряны за последние три столетия разворачивающегося индустриального развития, в том числе 0,3 млрд га за последние 5 десятилетий XX века, характеризующихся жестким техногенным прогрессом. По расчетам автора, в течение XXI века практически будут израсходованы биосферные почвы в сельском хозяйстве, и человечество вынуждено будет перейти на искусственные почвы и биотехнологические производства для получения продуктов питания, которые пока что вызывают в высокой степени аллергические, онкологические и другие заболевания и ведут к разрушению половой, эндокринной и иммунной функциональных систем человека. Особую заботу вызывает и опустынивание земель, которым затронуто около 4,5 млрд га, потери лесов, использование земель под техносферные застройки. Сейчас 55% суши планеты покрыто уже техногенными грунтами.

Параллельно с нарастающими потерями биосферных пространств быстро разрастается техносфера как неживой искусственный вещественно-предметный и электромагнитный мир. Техника (включая и технологию) составляет первооснову техносферы (гигантских городов, поселений, производства и т.п.), поскольку благодаря ей создается, усложняется и расширяется на планете весь многослойный мир техносферы, материальный фундамент техногенного общественного организма.

Техносфера выполняет множество необходимых социальных функций и востребована человеком: 1) она сама по себе представляет богатство людей – от места трудовой, высокоэффективной и комфортной деятельности до благоустроенного жилья и предметов роскоши; 2) благодаря ей происходит сжатие социального пространства и ускорение процессов социализации, образования, получения профессии, развития сознания человека; 3) ее активная часть – средства производства – служит основой удовлетворения растущих потребностей людей за счет переработки земных ресурсов; 4) она является своеобразным катализатором ускорения и повышения качества социальных процессов и в целом человеческой жизнедеятельности; 5) в техносферно-технологических условиях происходит целенаправленное ускорение биологических процессов, особенно при выращивании продуктов питания; 6) качественно сформированная техносфера служит эффективной средой для протекания разнообразных жизненных процессов человека и т.п.

В ходе глобального техногенного развития техносфера превратилась в особую оболочку планеты, в которой осуществляется не только предметно-историческая деятельность человечества, но и вся совокупность жизнедеятельности абсолютного большинства людей. Техносфера представляет собой и стремительно возрастающую искусственную среду обитания населения, которая не только потесняет природную среду, но и разрушает биосферу. Рост техносферы особенно ярко отражается в процессах урбанизации. В 1800 г. в городах проживало 45 млн (5,1%) землян, в 1950 г. – 0,73 млрд (28,9%), в 2007 г. – 3,4 млрд (более 50%). Если за 50 лет (1950-2000 гг.) городское население планеты возросло примерно на 2,2 млрд человек, то за последующие 30 лет (2000-2030) оно еще возрастет настолько. Сейчас под городскими и крупномасштабными застройками находится свыше 3% суши, в 2020 г. будет 4-5%, к концу XXI века 13-14%, или более 20% жизнепригодного пространства. К этому времени сложится первичный техносферный геополис.

Вместе с тем техногенное развитие общества отрицательно воздействует на биосферное развитие и многие стороны человеческой жизни, поскольку происходят: 1) сокращение биосферного пространства и возможностей активной биосферной жизни; 2) загрязнение и подавление естественных биологических процессов на планете; 3) химическая составляющая техносферы (искусственно созданные химические вещества) ведет к деградации биосферных организмов и к нарастающему ухудшению здоровья человека; 4) замещение техносферными объектами биосферных и загрязнение отходами производства земельных, водных и атмосферных пространств и т.п.

Что касается человека, то, во-первых, десятикратное снижение физической нагрузки на его организм за последние два века привело к гиподинамии и нарастанию разрушения сердечно-сосудистой системы; болезни последней и с нею связанные занимают 50-55% в структуре заболеваний населения развитых стран. Во-вторых, в ходе техногенного развития человек практически вышел из сферы естественного отбора, что ведет к наследованию болезней и ухудшению здоровья рождаемых детей. Если в конце XIX века в России умирало 43% детей в возрасте до 5 лет, то сейчас менее 2%, а это приводит к ослаблению организма человека от поколения к поколению. В-третьих, с загрязнениями биосферной природы отходами производства и быта стремительно ухудшаются условия природной жизни, что ведет к нарастанию онкологических заболеваний; последние занимают более 20% в структуре заболеваний населения техногенных стран. В-четвертых, техносфера наполняет человеческий организм искусственными включениями, насчитывающими до 2000 различных химических, лекарственных и иных веществ, изменяющих и трансформирующих человеческое тело. В-пятых, обедненное питание в связи с техногенной деградацией почв вызывает нехватку в организме природных компонентов, микроэлементов, витаминов. В-шестых, в городской техносфере особенно сильно нарастают патологические явления в человеческом организме. В-седьмых, загрязнение и деградация организма человека в связи с курением, употреблением алкоголя и наркотиков приводит ко многим болезням, занимающим в составе общих заболеваний 25-30%. В-восьмых, в городской среде практически полностью деградирует живая природа, что не может не сказаться и на природе человека. И это далеко не полный перечень городской и других техногенных трансформаций форм человеческой и в целом биосферной жизни.

Эти и многие другие факторы техногенного развития способствовали тому, что за два столетия средняя продолжительность жизни в наиболее развитых странах мира выросла в 2 раза и более, население «подросли» более чем на 20 см, а вес только за 2 последних десятилетия увеличился у мужчин на 8 кг, а у женщин – на 6 кг. Однако, стремительно развивающиеся цивилизационные (техногенного порядка) болезни уже во второй половине XXI века приведут к резкому сокращению жизни и вымиранию населения.

Как известно, крупнейшие мыслители планеты В.И. Вернадский, Э. Леруа, П. Тейяр де Шарден, Н.А. Бердяев впервые заявили в XX веке о существенном качественном переломе в эволюции природы, всей жизни на нашей планете, о переломе, который связан с генезисом и развитием человеческого разума и науки, основанного на них человеческого труда. Исследуя вслед за В.И. Вернадским вопросы изменений в биосфере, Э. Леруа выделил два крупнейших события за всю историю планеты Земля: 1) витализацию неживой материи, образование жизни и 2) гоминизацию (т.е. социализацию) жизни под совокупным воздействием человечества. Этот второй процесс он рассматривал как решающий фактор перехода биосферы в ноосферу. П. Тейяр де Шарден не только принял предложенное своим соотечественником понятие ноосферы для описания восходящего нового земного бытия, но и в своей книге «Феномен человека» обратил внимание на то, что на смену естественному бытию приходит бытие искусственное. В свою очередь, размышляя над изменениями, которые вносит в земной мир машинная техника и техногенное развитие на ее основе, Н.А. Бердяев в своей статье «Человек и машина» отмечает творение нового космоса на нашей планете и отрыв человека от своей праматери-земли, отрыв от былого биосферного существования человека.

В.И. Вернадский в своих трудах отмечает, что генезис ноосферы, величайшего изменения жизни начался на планете Земля, он имеет вполне закономерный характер, но переоценивал роль человеческого разума и науки. Ноосфера рассматривается им  как более высокий уровень развития биосферы, последнее ее состояние, определяемое коллективным разумом человечества, его наукой. Но как показывает практика техногенного развития человечества, люди пока что используют разум для удовлетворения своих растущих потребностей и богатств, а не сохранения и улучшения биосферы как основы земной и человеческой жизни. Обращаясь к фактам, можно с полной уверенностью сказать: биосфера нарастающе уничтожается, а ноосфера развивается как искусственное бытие, то есть как техно-ноосфера.

Формируемая на планете глобальная техносоциоприродная система жизни, приходящая на смену биосферной системе, включает в себя: 1) метасоциум, превращающийся в глобальный; 2) техносферу как неживой искусственный вещественно-предметный и электромагнитный мир; 3) техно-ноосферные живые организмы – трансформированные искусственным отбором биосферные и формируемые на основе биотехнологий и генетических модификаций постбиосферные; 4) материальную и духовную культуру; 5) духовный мир человека во всех его проявлениях; 6) обедненное географическое земное пространство; 7) оставшиеся и становящиеся заповедными биосферные растения, животные, микроорганизмы. Биосфера теряет свои воспроизводственные функции, и эти функции переходят к метасоциуму с его научно-технологическим способом производства общественной жизни.

В третьем тысячелетии завершает свое существование, если человечество не изменит жесткого техногенного развития, и сама биосфера. Ее последняя эра – эра кайнозоя, вполне возможно, перейдет уже в начальный этап искусственного прогресса планеты Земля, в первую эру искусственной жизни, которую вполне оправданно будет назвать эрой ноозоя.

Происходящие на нашей планете изменения, связанные с формированием техносоциоприродной системы жизни на основе техногенного развития, требуют и соответствующего переосмысления и всей структуры социальной философии, как части философского знания, и научной картины мира, и глобалистики, поскольку последняя ограничивает свои исследования только социально-экономическим аспектом, упуская из виду глобальный социоприродный переход жизни от ее биосферных форм к постбиосферным, порождаемых метасоциумом. Сама философия в условиях техногенного развития земного мира не может не учитывать этого нового явления в развитии жизни – искусственного бытия и порождаемого им сложных законов эволюции Универсума. В своих исследованиях философия не может не опираться на достижения наук, не может их игнорировать, отражая усложняющуюся современную картину земного мира. В своей рефлексии она все больше и больше опирается на достижения и выводы естественных, общественных, гуманитарных и экологических наук, на новые социокультурные и природные ценности, на многовековой опыт развития человечества и самой жизни на нашей планете.

Понимая определившееся направление современного техносоциоприродного вектора эволюции жизни и осознавая угрозы, которые  это направление несет, человечество способно в силу организованности его политических и иных структур принять меры по формированию гуманистического и биосферного вектора развития планеты Земля. Философии вместе с наукой предстоит выработать систему таких социокультурных и природных ценностей, которой мог бы в своей жизнедеятельности руководствоваться каждый человек.