Сайт "Диалог XXI век"

Главная страница сайта congress2008

Секции конгресса

Список российских участников

Доклады по алфавиту участников

Доклады по секциямимпозиумам, круглым столам конгресса

 

 

Симпозиум “Конфликт и толерантность”

 

ТЕОРИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОЛЯРНЫХ СИЛ

(пролегомены)

 

Виктор Павлович Дурин

ДВГУПС, г. Хабаровск

durinvp@mail.ru

 

 

 

 

С самого своего возникновения живое реагирует на неоднородность мира и различает однородность и неоднородность окружающей среды. Уже низшие животные и растения благодаря обмену веществ со средой различают благоприятные и неблагоприятные условия: тепло и холод, наличие пищи и ее отсутствие и т. п., а также резкие изменения среды обитания. Это приводит к тому, что для определенного вида существуют экологические ниши с четко очерченными границами выживания, т. е. с определенными полюсами (крайними точками) жизни, за которыми смерть. Полюс и определяется в науке как крайняя точка чего-либо, его предельная граница. Полюса диаметрально противоположны друг другу. Два полюса составляют ту ось, вокруг которой и осуществляется определенная деятельность. В переводе с латинского языка – polus – ось.

Между полюсами среда воспринимается более высокоорганизованными живыми существами так же, как неоднородная, поляризованная, т. е. ориентированная в пространстве и времени в зависимости от полюсов (более или менее благоприятные условия для существования и т. д.). Эта поляризованность проявляется не только в среде, но и в самом живом организме, поскольку полярность среды приводит к возникновению на противоположных концах клетки, тканей, органов и организма в целом морфологических различий – полярно противоположных иерархических структур[1].

Полярность и процесс, к нему приводящий, – поляризация, существуют и в неорганической природе: приобретение дипольного момента, например, но в живом веществе оно более значимо и динамично. В связи с поляризацией организм постоянно поставлен в ситуацию выбора: убежать или обороняться и т. п. У высших животных возникает система опережающего отражения действительности: например, улететь до наступления холодов или остаться и т. д. Человек получил это в наследство от животных. Но в отличие от остального животного мира он, обособив и поставив себя в противоположность к нему, – получил способность отражать полярность мира осознанно и сознательно делать свой выбор.

Ребенок повторяет путь живого и сначала различает однородность и неоднородность мира (свет и тьму), затем обособленность и различие вещей. После он определяет полюса своего жизненного пространства, далее – поляризованность этого пространства (плохое – хорошее). Он постоянно производит выбор, в этом ему помогают родители. У человека возникает в процессе трудовой деятельности способность сравнивать предметы, выявлять их сходство и единство. На этой основе появляется возможность более широкого выбора и использования полярности мира в своих целях. Человечество стремится уменьшить значения различий в мире, снять наиболее острые формы его полярности.

В динамическом аспекте различаются содействие и противодействие человека и мира, а также различные типы взаимодействия вещей. Здесь приоритет опять же отдается содействию, противодействие стремятся уменьшить. Для обозначения полярности мира, взаимопротиводействия  полярных сил человечество применяет различные термины: «разногласия», «разнобой», «конфликт», «противоречие» и др.

К осознанию того, что противоречие выражает полярность мира, приходит, например, английский философ К. Поппер. Он пишет: «Если мы приглядимся немного к этим так называемым противоречивым фактам, то обнаружим, что все примеры подтверждают, что в мире проявляется иногда структура, которую можно описать с помощью слова "полярность»[2]. Н.А. Бердяев употребляет как взаимосвязанные понятия полярности и противоречивости. Он подчеркивает: «Русский народ есть в высшей степени поляризованный народ, он есть совмещение противоположностей. По поляризованности и противоречивости русский народ можно сравнить лишь с народом еврейским»[3].

Проблема разрешения противоречий и конфликтов встала перед человечеством с первых дней его существования. Деятельность человека, если ее рассматривать в этом аспекте, есть активность его, направленная на разрешение противоречий и конфликтов как внешнего мира, так и собственного мышления. В целом можно говорить о непреходящей потребности человечества: преодолеть все противоречия. Для этого на практике первоначально применялись следующие приемы: игнорирование противоречий, снятие обострений противоречий (конфликтов и пр.), приглушение противоречий, попытки уничтожения или игнорирования одной из противоположностей и тому подобные методы.

Главной задачей было устранение тревожащего фактора, связанного с появлением противоречия или конфликта. В ходу и до наших дней положение о том, что неуничтоженное противоречие (конфликт) дезориентирует человека. Да, без выбора приоритетов любая деятельность невозможна, но, выбрав направление, мы не можем игнорировать противоположную тенденцию. Невнимание к ней дорого обходится человечеству. Так, долгая недооценка природы как достойной людям противоположности привела их на грань экологической катастрофы. Поэтому постепенно человечество отказывается от игнорирования и подавления противоречий и отдельных противоположностей и переносит центр своего внимания на методы, позволяющие сохранить и использовать противоречия (конфликты): приглашение посредников, примирение сторон и др.

Мышление, отражая отдельные случаи разрешения противоречий, обобщает их и этим снимает ограниченность практики. Формируются обобщенные методы и формы разрешения, которые позволяют не изобретать каждый раз методы и формы, а использовать обобщенные как алгоритм разрешения новых противоречий. Такие обобщенные формы и методы закрепляются прежде всего в «здравом смысле», обыденном сознании людей, навыках, приемах хозяйственной деятельности и т. п. Польский философ Т. Котарбиньский предлагал даже на этой основе создать праксиологию – теорию рациональной деятельности, составной частью которой была бы агнология, или техника борьбы[4].

Общие методы разрешения выражены также в народных поговорках, пословицах, сентенциях и т. п. Однако по самым сложным темам (семья, брак, взаимоотношения мужчины и женщины) пословицы и поговорки дают либо противоречивый рецепт («Мой (мужчины) верх, а ее (жены) макушка»)[5], либо дают два противоречивых рецепта, например, «Не кайся, рано вставши; кайся рано женившись» и «Не кайся, рано вставши да рано женившись»[6]. Здесь непонятно, надо или не надо каяться, рано женившись. Кроме того, пословицы и поговорки привязаны в основном к сельской жизни, в более сложных сферах жизни (политической, научной и др.) они не всегда срабатывают.

Здесь вступают в действие обобщенные методы, заложенные в искусстве, морали, праве, религии. В художественной литературе, например, даются образцы успешного (комедия) и деструктивного (трагедия) разрешения конфликтов. Военная и историческая литература анализирует опыт разрешения государственных и военных конфликтов. Необходимо отметить, что сражение – очень наглядный и динамичный пример разрешения противоречия (конфликта). Недаром такая форма всегда импонирует решительным людям. Литература о развитии науки и техники рассказывает о разрешении противоречий (конфликтов) между научными направлениями, учеными, изобретателями и т. д.[7].

Для каждодневного употребления наиболее подходящими являются формы и методы разрешения социальных противоречий (конфликтов), заложенные в моральных нормах. Соответствие этим формам и методам оценивается общественным мнением, которое поддерживает людей, поступающих согласно моральным нормам, и осуждает их, когда они нарушают общепринятые способы регулирования отношений. При недостаточности общественного мнения в дело вступает следующий механизм разрешения социальных противоречий (конфликтов) – право. Правовые нормы – это закрепленные законом формы и методы разрешения противоречий (конфликтов) между коллективами и личностями. Сама процедура суда представляет собой процесс разрешения противоречий (конфликтов) во всем богатстве фаз: противостояние истца и ответчика, защитника и обвинителя, привлечение свидетелей (развертывание системы дочерних противоречий), опосредующим звеном между противостоящими сторонами являются судья и присяжные.

Движение противоречия (конфликта) здесь имеет переломным моментом определение победы одной из сторон. Затем следует исполнение приговора: изоляция обвиняемого или его освобождение из-под стражи, определение дальнейших взаимоотношений между сторонами, участвующими в судебном процессе (развод, штраф и т. п.) Главной задачей суда является стремление придать разрешению противоречия затухающий, окончательный характер. Это не всегда удается – противоречие может пронизывать всю судьбу участвующих в судебном процессе.

В обществе, где большое значение имеет религия, люди в качестве образцов разрешения противоречий (конфликтов) обращаются к священным писаниям. В них зафиксированы случаи разрешения сверхъестественными существами: Христом, Аллахом, Буддой. Однако все божества разрешают противоречия средствами, не всегда доступными для людей (творят чудеса).

Для динамичного представления движения противоречий изобретено моделирование этого процесса в театре, спортивных играх и других состязаниях. Например, в шахматах есть два противостоящих «войска», между ними развертывается система различного рода противоречивых отношений, и их разрешение в зависит от силы фигур. Имеется ведущее противоречие: между королем и противостоящими ему фигурами, которое разрешается взятием короля в плен – матом. Интерес к подобного рода состязаниям имеет место потому, что человеку весьма нужны переживания, связанные с разрешение противоречий, не слишком затрагивающие его здоровье и состояние и позволяющие ощутить полноту жизни.

В математике также имеются попытки проанализировать взаимодействие противоположностей. В рамках теории антагонистических игр в книге «Оптимальный поиск в условиях конфликта» разработана стратегия взаимодействия двух конфликтующих игроков[8]. Известный математик и специалист в области кибернетики Т.Л. Саати в книге «Математические модели конфликтных ситуаций» пытается просчитать конфликтные ситуации и, в частности, выявить закономерности противостояния ядерных сил супердержав[9]. Он приходит к выводу, что это противостояние должно быть устойчивым и оптимально равновесным. Под устойчивостью он понимает состояние системы, когда она после незначительного возмущения стремится вернуться в исходное состояние. Равновесие понимается им как состояние, когда каждая из сторон считает свое положение наилучшим. Наиболее приемлемым способом разрешения конфликтов Т.Л. Саати считает совместные одновременные согласованные действия сторон по выходу из конфликтной ситуации (дилеммы «Узник», «Трус», «Петухи»).

Teoрия катастроф и входящая в нее теория перестроек исследуют цикличность взаимодействия противоположностей, устойчивые состояния этого взаимодействия (аттракторы), точки раздвоения путей дальнейшего взаимодействия (точки бифуркации) и т. д.[10]. Исследованиями цикличности и ритмичности в различных природных, социальных и мыслительных процессах занимается новая область науки – ритмология. Здесь накоплена масса эмпирического материала (в медицине и фармакологии, геологии и тектонике, ихтиологии и экономике, психологии и психиатрии выявлены цикличность и повторяемость процессов)[11].

Как видно из вышеизложенного, человечество выработало множество приемов и процедур разрешения противоречий и конфликтов, но все они привязаны к конкретным областям действительности и часто взаимоисключают друг друга. Теоретический уровень обобщения форм и методов разрешения, исключающий их неоднозначное определение и применение, впервые был осуществлен в формальной логике. Законы и фигуры формальной логики есть ни что иное, как общие, достаточно действенные методы разрешения противоречий мышления. Они позволяют в сокращенном виде разрешать противоречия, не разворачивая их полностью. Противоречия разрешаются здесь путем объявления ложным и устранения (элиминации) одного из противоположных высказываний, промежуточных значений, установление зависимости между суждениями различной степени общности, вида и т. п. Этим устраняются препятствия на пути познания, оно становится непротиворечивым.

По мере развития познания человечеством противоречивого мира все труднее становится отражать его «непротиворечивым» способом. Классическая логика с ее сокращенными формами и методами разрешения противоречий уже не успевает удовлетворять потребностям познания. Необходимы более развернутые методы и формы разрешения, позволяющие изучить противоречия, прежде чем их устранят. Это возможно сделать двумя путями. Первый путь – совершенствование формальной логики. Он включает в себя создание неклассических логик (вероятностной, конструктивной и др.). Они предполагают многозначность значений истины, снимается закон исключенного третьего, ослабляется действие закона отрицания отрицания и т. д.).

В обыденном и политическом сознании также осознается недостаточность разрешения противоречий по правилам традиционной логики: «кто не с нами, тот против нас» и т. п. Новое мышление пытается найти промежуточные ступени, злом и добром, подчеркивает момент единства между противоположными системами, классами, людьми.

Второй путь, уже имеющий свою историю, – это создание методологии разрешения противоречий и конфликтов, напрямую отражающей противоречивость мира. Одной из составляющих этого пути является конфликтология – научное направление, занимающееся разрешением социальных противоречий и их обострений (конфликтов и т.п).

Перерастание социального противоречия в конфликт и в преступление привлекает внимание исследователей, так как это дает возможность предотвратить преступления. Преступления изучаются в криминологии, криминалистике и уголовном праве. Возникла необходимость создания смежных с конфликтологией наук – юридической конфликтологии и ее раздела – криминологической конфликтологии, а также выделения соотношения «противоречие – конфликт – преступление» в отдельный предмет изучения.

Конфликтология в состоянии создать смежную с криминологией науку – криминалистическую конфликтологию. Последняя выступит как часть юридической конфликтологии, а криминология – как сопредельная конфликтологии наука. Конфликтология имеет своей методологической основой  теорию противоречия (современную форму диалектики), которая изучат все виды противоречий, Представляется, что найдется общие точки изучения в этих науках взаимодействия полярных сил в форме противоречий, конфликтов и преступлений.

Противоречие, конфликт или преступление развивается и разрешается путем прохождения крайних несоответствий в отношениях противоположностей. Циклы как бы пульсируют, доходя до предельных значений, до размера «предельных циклов»[12]. При предельном цикле возможен срыв противоречия, гибель предмета. Такой срыв возможен как при максимально, так и минимально предельном цикле, например, при минимальном предельном и при максимально предельном размерах производственных,  денежных и других циклов.

Предельный цикл выражает одно из проявлений обострения противоречий. Другим проявлением служит асимметрия циклов, смещение центра цикла и неритмичность следований циклов. Предельность циклов и их асимметрия вызывается двумя причинами: чрезмерной (слишком большой или слишком малой) количественной асимметрией и чрезмерной качественной асимметрией (чрезмерным обособлением или недопустимым сближением противоположностей). Напряженность противоречия, конфликта или преступления и, соответственно, его обостренность складывается таким образом из степени обособленности противоположностей и степени их количественной асимметрии. Снять обострение, разрешить конфликт возможно путем воздействия на противоречие с целью устранения крайних степеней обособления и (или) регулирования количественной асимметрии, а также соответственно путем ухода от предельных размеров циклов, исправления их формы и ритма следования. Итак, имеется 5 параметров взаимодействия противоположностей: относительная самостоятельность, обособление, количественная, качественная асимметрия, цикличность и ритмичность. Для успешного взаимодействия противоположностей они должны быть оптимальны: ни слишком большие, ни слишком малыми, в границах меры.

Противоречие поэтому может быть определено как оптимальное взаимодействие противоположностей, конфликт как неоптимальное, чрезмерное взаимодействие противоположностей, как обостренное противоречие. Преступление может быть определено как чрезвычайное («переступившее» границы меры) взаимодействие противоположностей. Преступление выступает как незаконное проявление конфликта. Оптимизация социального взаимодействия – основной метод современной российской конфликтологии. Перспективой исследований может быть создание общей теории взаимодействия полярных сил. Последняя явится методологической основой и вберет в себя основные положения диалектики, конфликтологии, праксиологии (агнологии как теории борьбы социальных сил),  криминологии и других подобных наук.

 

 

 

 



[1] Бердников В.А. Эволюция и прогресс. Новосибирск, 1991.

[2] Popper К. Cojektures and refulations. NY. L., 1963. p. 317.

[3] Бердяев Н.А. Русская идея. М.: Вопросы философии. 1990. 1. с. 78.

[4] Котарбиньский Т. Трактат о хорошей работе. М., 1975.

[5] Даль В. Пословицы русского народа. М. В 2 т. т. 1. с. 293.

[6] Там же. т. 2. с. 213.

[7] Сухотин А.К. Превратности научных идей. М., 1991.

[8] Петросян Л.А., Зенкевич Н.А. Оптимальный поиск в условиях конфликта. Л., 1987.

[9] Саати Т.Л. Математические модели конфликтных ситуаций. М., 1977.

[10] Арнольд В.И. Теория катастроф. М., 1990.

[11] Ритмология: проблемы и процессы современного развития. Хабаровск, 1991.

[12] Арнольд В.И. Теория катастроф. М., 1990. С. 21–22.