Сайт "Диалог XXI век"

Главная страница сайта congress2008

Секции конгресса

Список российских участников

Доклады по алфавиту участников

Доклады по секциям,симпозиумам, круглым столам конгресса

 

 

Секция “Онтология”

 

В.С. Данилова, Н.Н. Кожевников

 

Онтологические основания современного универсализма

Якутский государственный университет, Россия

nikkozh@gmail.com

 

 

 

Cultures in the modern world have two tendencies in its development. From one side cultures must finish its self-identification for explication boarders, typical characteristic and transparent for other cultures.  With another side its promote integration of humankind. It contradiction may be solved on foundation of noobiogeoshere – system of all stability civilization-planetary webs and its main elements: noobiogeocenooses, noobiogeoshere’s personalities. Processes of globalization need in back-connection mechanism – a regional responses which realize the system corrections of these processes. Processes of stability globalization and its correlation with the noobiogeoshere are possible in the case of calculation of all these responses. The spiritual and unity of humankind may be realized in planetary scale only. In these paper the problem forming of the new cultural paradigm is investigated. According to it “homo sapiens” replace “homo web”, which open himself in the culture web and will become the nearest stage evolution of the whole mankind.     

Development of the web Universalism together with its planetary scientific and cultural conceptions are main “antidote” against anti-science, simulacres, negative situations in the future development of our humankind.  

 

 

 

1. Окружающий мир изменяется быстро, нелинейно, допуская хаотические процессы - так что  конец XX, начало XXI веков называют «эпохой бифуркации» или периодом кризиса современной цивилизации. Преодолеть этот кризис можно только если сам человек и все виды его деятельности окажутся связанными с новым универсализмом и если дальнейшее развитие нашей цивилизации будет происходить целостно, ориентируясь, прежде всего, на планетарные ценности. К середине текущего столетия сформируется общечеловеческий  универсум, который будет представлять собой систему взаимосвязанных общепланетарных сетей-оболочек (социальных, научных, технических, экономических, финансовых и т.п.), основанием которых станут предельные основания культуры и науки. Во многом эти сети будут пересекаться, дополняя, развивая друг друга, формируя общепланетарное бытие, объединяющее в себе природное и духовное, материальное и идеальное, существующее и виртуальное, а также постоянно создаваемую систему координат для их самоорганизации.

Люди развивали универсалистские идеи во все эпохи, сначала на основе мифа, первобытных верований. Постепенно универсализм мифа уступил место универсализму религий, а затем философии. В настоящее время основанием универсализма становится культура, приобретающая  статус знаковой Вселенной и  вмещающей в себе все сферы человеческого духа. Культура как суперсистема способна направить формирование планетарного универсализма, всех его подсистем,  уравновесив в пределах земных оболочек природные процессы с техносферой и совокупностью артефактов всех возможных типов.

На определенных этапах развития философии существовали различные  универсальные понятия (категории бытия, трансценденталии, экзистенциалы, общенаучные понятия). Однако наиболее гибкими и наиболее подходящими в этом ряду являются культурные универсалии, которые заключены в понимании человеком, его деятельности, природы, пространства, времени, причинности, справедливости, свободы, истины, добра, зла и т.д. Универсалии выступают системообразующим фактором культуры, выполняя в ней три основные функции: обеспечивают селекцию, отбор и включение в поток культурной трансляции постоянно развивающегося социального опыта; усваиваются людьми в процессе обучения,  воспитания и становятся категориальной структурой их сознания; своими  сцеплением и взаимодействием задают целостный образ жизненного мира  человека.

2. Формирование планетарной культуры предполагает выявление  многослойно-сетевой структуры этой суперсистемы, в которую в качестве элементов должны войти ядра традиционных культур и чем больше этих  культур будет сохранено, тем устойчивее будет общечеловеческая культура. Конечно, все они должны быть толерантными, гуманистически ориентированными, уникальными, взаимодополнительными. Никакой избранной культуры нет, как нет и  культурного релятивизма (равноправности всех культур). В настоящее время  необходимо обеспечить фундаментальные взаимодействия между личностным и планетарным уровнями современной  культуры,  сформировав личностную и планетарную сети. Первая способна уравновесить все процессы в пределах душевной и духовной сфер индивидуума, планетарная сеть, предполагает гармоничное взаимодействие аналогичных уровней для человечества, включая все виды его деятельности. Кроме того, важнейшей задачей становится формирование в отдельных культурах «стыковочных узлов - модулей», позволяющих составить представление об этих культурах и способствовать взаимодействию между ними. Каждый современный человек должен активно взаимодействовать с несколькими культурами, способствуя их замыканию в единый общепланетарный цикл. Это обеспечит максимальное  самоопределение всех существующих культур, четкое выявление их границ, характерных черт, прозрачность для других культур. Всех культурные универсалии должны опираться на личностные основания – с одной стороны и общепланетарные основания – с другой.

3. Методология развиваемого универсализма в значительной степени основывается на системном, синергетическом, экологическом подходах и феноменологическом методе. Естественнонаучные подходы позволяют сформировать универсальный взгляд на происходящие культурные процессы, направляют формирование планетарных сетей как бы извне, тогда как методы феноменологии выявляют их внутренние особенности имманентно присущие развитию культуры.  Системность в современных условиях способна обеспечить взгляд на одно и то же понятие или концепцию с разных сторон (из самой системы, окружающей среды, с точки зрения полного времени жизни системы). Синергетический подход организует связь и устойчивое взаимодействие отдельных частей природы через ритмокаскады, самоорганизацию, когерентное взаимодействие, с основным упором на самоподобие, моделях эволюции для всех уровней организации природы. Здесь исследуются открытые, сложные, уникальные, исторически развивающиеся системы. Экологический подход предполагает гармонизацию существующих связей между отдельными ядрами, модулями и оболочками культуры, совершенствование и оптимизацию этих связей. Феноменологический  метод позволяет последовательно переходить от различных структур сознания соответствующих различным этапам становления культуры и общепланетарного бытия, сформировать комплекс диахроно-синхронических взаимодействий между отдельными культурами и их сущностями. Культуры уже  исчезнувшие и культуры существующие, используются в этом процессе равноправно, наряду с виртуальными и идеальными конструкциями, обеспечивающими коммуникации между ними. Основное достоинство феноменологического метода в том, что в любой момент можно восстановить естественную установку сознания, вернувшись к одному из первых этапов исследования, что позволяет уточнить ориентиры и инварианты сознания.

4. В современном глобальном мире культуры подвержены двум основным тенденциям. С одной стороны все они должны завершить процесс своей  самоидентификации, то есть четко выявить границы, характерные черты, что обеспечит им прозрачность для представителей других культур. Другая тенденция  - способствование интеграции человечества. Разрешение этого противоречия может быть осуществлено на основе «равновесия-паутины», обусловленного   взаимопереплетенностью культур, так что сама сеть взаимодействий оказывается важнее их источников, поскольку основные ресурсы информации, духовности содержатся в самой сети взаимодействий.  «Равновесие-паутина» формируется на основе нообиогеосферы - совокупности всех устойчивых цивилизационно-планетарных сетей и её фундаментальных элементов: нообиогеоценозов, нообиогеосферных личностей. Нообиогеоценозы обеспечивают допустимое взаимное развитие человека, техники и природы на основе устойчивых квазикруговоротов вещества, энергии, информации, соответствуя понятию «человекоразмерного комплекса». Нообиогеосферная личность гомоморфна всему нообиогеосферному человечеству, направляя процесс развития человека (человечества) на формирование ноосферы.

5. Процессам  глобализации в настоящее время не хватает механизмов обратной связи - региональных откликов, позволяющих производить системную  корректировку этих процессов. Только при учете всех подобных откликов возможно формирование целостной многоуровневой, взаимодополнительной глобальной системы, коррелирующей с процессами ноосферогенеза. Духовность и единство, о которых много говорилось в великих философских системах, религиях, культурах не могли состояться в непланетарных масштабах. Реализовать идеи солидарности, свободы, равенства, братства, справедливости, терпимости, ненасилия, сотрудничества вне рамок гармонизированой и гуманистически реализуемой глобализации невозможно. Это требует решения нескольких фундаментальных проблем связанных с отсевом избыточной информации, катализацией духовных процессов, самоорганизацией личности. Формирование необходимых критериев-фильтров для отделения огромных объемов вредной и избыточной информации затрудняется их многомерностью,  нелинейностью, разветвленностью. Ускорение  развития душевной и духовной онтологических сфер индивида посредством каталитических методов образования, предполагает постоянное совмещение различных масштабов исследования, углов зрения, степеней абстракции, а также наиболее полно идентифицировать любое понятие, связать его с другими в рамках непрерывного потока познания. Только когда любой элемент знания будет с одной стороны идентифицирован, а с другой – включен в систему знания более высокого структурного уровня, можно говорить о максимально возможной скорости образования и его качестве.

Самоорганизация личности должна опираться на принципы: 1) «самоидентификации индивида» и 2) «быть рядом». Первый из них нацелен на формирование личности, на каждом из уровней развития индивида, что обеспечивается системностью и целостностью получаемых знаний. Второй принцип сводит деятельность наставника к точечным направляющим воздействиям, поскольку он должен непрерывно взаимодействовать со своим подопечным, предварительно предоставляя ему полную свободу действий, а затем поправляя, дополняя, рекомендуя. Этому также важнейший элемент практической реализации  каталитических методов обучения.

В настоящее время формируется новая культурологическая парадигма согласно которой на смену человеку в современном его понимании идет «человек сетевой», сознательно растворяющий себя в культурных сетях. В некотором смысле подобное растворение существовало в течение многих тысяч лет, когда человек был, прежде всего, элементом мифологических, а затем религиозных сетей. Относительно недавно, в середине Нового времени человек сбросил с себя все сети, стал свободным и, по многим параметрам, начал деградировать. Если он не найдет для себя новых общепланетарных культурных сетей, то скорее всего он погибнет. Осознанное, растворение человека в сетях культуры происходит добровольно, однако это единственный выход для него сохранить свое реальное существование и в значительной степени определяется развитием природы и всех её онтологических сфер, то есть - «человек сетевой» - это ближайший этап эволюции человека и всего человечества. Развитие сетевого универсализма  вместе с  его планетарно-целостными научными и культурными концепциями  является основным противоядием от лженауки, симулякров, негативных сценариев будущего нашей цивилизации.