Сайт "Диалог XXI век"

Главная страница сайта congress2008

Секции конгресса

Список российских участников

Доклады по алфавиту участников

Доклады по секциям,симпозиумам, круглым столам конгресса

 

 

Секция “Философская антропология

 

Маслихин Александр Витальевич, д.филос.н., профессор

Обыденная и цивилизованная жизнь человека

 

maslikhin@yandex.ru

 

 

.

Философия различает жизнь вообще, присущую всем живым объектам, и социальную жизнь – жизнь человека в условиях общества. Последняя означает многочисленные отношения человека к природе, обществу, ко всем другим людям.

Знание жизни будет недостаточным, если мы будем подходить к ней только с физико-химических и биологических закономерностей ее развития. Поэтому нами поставлена задача – раскрыть высшую форму жизни – социальную и ее принципиальное отличие от биологической.

В свою очередь, чтобы понять социальную жизнь, следует рассмотреть ее в двух уровнях: во-первых, как повседневную, обыденную и, во-вторых, как «цивилизованную», более высокую по своему содержанию. И повседневная жизнь, и «цивилизованная» – органически взаимосвязаны между собой и в тоже время отличаются друг от друга.

Предварительно отметим их отличия в самом общем аспекте. Повседневная, обыденная жизнь характеризуется тем, что люди здесь занимаются делами ежедневно, постоянно. Это – реальная, практическая, биолого-социальная жизнь каждого человека: ребенка и взрослого, мужчины и женщины, простого человека и великого деятеля. Люди в повседневной жизни руководствуются, главным образом, «обыденным сознанием», «здравым смыслом», методом «проб и ошибок».

«Цивилизованная жизнь» – это жизнь более высокого порядка; она пронизана теорией, более осмыслена и систематизирована; базируется на научных и юридических законах, философских истинах и нравственных категориях. Поэтому люди здесь на основе философских и научных законов, закономерностей, тенденций знают прошлую жизнь, правильно оценивают настоящую и могут предвидеть будущую. Без обыденной жизни она существовать не может.

Повседневная жизнь (повседневный мир), ее конкретные проблемы исследуются и описываются многими науками: этнографией, историей, культурологией, социологией, а также философией. Причем, повседневность стала объектом внимания философов только в ХХ веке, хотя фрагментарно ее отдельные проблемы исследовались еще в глубокой древности (Сократ, Эпикур, Сенека и др.). Наибольший вклад в осмысление содержания обыденной жизни внесло философское течение экзистенциализм. В нашей стране «экзистенциальные» идеи продолжительное время не поощрялись и рассматривались как связанные с «упаднической» проблематикой – одиночеством человека и его страданиями. Хотя это не означало, что в повседневной жизни не было экзистенциальных проблем – они существуют всегда, в любом типе общества. Особенно они обострились в России сейчас, в переходный от социализма к рыночной экономике период.

Что представляют собой содержание и сущность повседневной жизни человека? Иначе говоря, каков мир для человека, погруженного в повседневность?

Повседневный мир – это мир, в котором мы живем каждый день. В нём люди рождаются, развиваются, становятся взрослыми, пожилыми, затем наступает время, когда они уходят в небытие. Именно в земном мире люди радуются и печалятся, ссорятся и мирятся, любят и ненавидят, поэтому повседневность как бы вовсе не замечается людьми, словно воздух, которым они дышат.

Повседневная жизнь имеет и ряд других особенностей. Прежде всего она является для них самой главной. Ни простой человек, ни академик, ни государственный деятель не могут миновать повседневность. Повседневный мир – это прежде всего существующая реальность и достоверность. Своими органами чувств люди непосредственно его ощущают и постоянно с ним связаны. Он давит на нас ежедневными практическими заботами. Люди с утра до вечера заботятся о себе, семье, о добывании хлеба насущного. Они постоянно проявляют заботу о собственном выживании. (Забота – это способ повседневного человеческого бытия).

Здесь действует, главным образом, обыденное сознание. В народе оно именуется здравым смыслом: люди постоянно оценивают им меняющуюся ситуацию, руководствуются в соблюдении нравственных норм и правил, осуществляют выбор, принимают практические решения по достижению поставленных целей. Кроме того, они действуют, как правило, не на основе познанных законов, а эмпирическим путём – путем «проб и ошибок».

Повседневный мир – это и мир переживаний. В нем проявляются не только обыденные знания, но и «чувства», «страсти», «радость», «восхищение», «гнев», «страх», «грусть». Главным законом обыденной жизни является то, что человек должен есть, пить, одеваться, иметь жилище, осуществлять обмен веществ между собой и природой.

Значение обыденной жизни состоит и в том, что в его лоне зарождаются все феномены духовности – мифы, религия, философия, наука, политика, право, искусство.

Перед обыденным сознанием человека окружающий мир предстает как единственный и единый. Он единственный потому, что никакие другие миры человека, занятого обыденными делами, просто не интересуют; ему все равно, есть они или нет. Все другие миры для человека гипотетичны, вероятностны, а этот (обыденный) – реален, дан чувственно и переживаем непосредственно.

Являясь единственным, повседневный мир одновременно выступает как единый. Это не значит, что повседневное сознание лишено научных или религиозных представлений. Но они для него не имеют самостоятельного значения. Даже Бог для повседневного сознания выступает, прежде всего, помощником в житейских делах.

Повседневность – это мир человеческий и практический. В обыденности человек выступает центром мира. Поэтому, например, пространство строится вокруг человека. «Вправо – от меня», «влево – от меня». Антропоцентричность находит свое выражение и в языке: «вершина горы», «подножье горы» и т.д. Время повседневности также насквозь человечно. Это время природных циклов (весна, лето, осень, зима), с которыми связан труд человека в аграрных обществах; время трудовых циклов (день – ночь). Обыденное сознание ориентируется, главным образом, на настоящее время и на ближайшее будущее (прошлое его меньше интересует). Главное для обыденного сознания – прожить жизнь и желательно полно пройти все ее этапы: детство, юность, зрелость, старость.

Обыденная картина мира порождает множество экзистенциальных проблем, то есть проблем существования человека. К ним, прежде всего, относятся вопросы: что такое жизнь? что такое небытие? что такое свобода? что такое любовь? и многие другие. Главной из них является проблема самой жизни. Философы и мыслители давали различные оценки жизни.

По сравнению с обыденной цивилизованная жизнь более сложна по своей структуре, значимости и своим функциям. Это теоретический уровень человеческой жизни – он связан с природой, обществом, миллионами людей и их взаимодействием. Здесь функционируют, как правило, не обыденное сознание, не «здравый» смысл, не «метод проб и ошибок», а, во-первых, стройная система форм общественного сознания; во-вторых, система нравственных категорий; в-третьих, теоретическая деятельность людей. К формам общественного сознания относятся: философская, научная, политическая, правовая, эстетическая, нравственная, религиозная, экономическая. К основным понятиям этики относятся: добро, справедливость, долг, совесть, свобода и другие.

Люди должны знать не только сложный и противоречивый мир, но и свое отношение к нему. Отношения людей к миру многообразны, но наибольшее значение для их жизни имеют три основных типа: познавательный, практический и ценностный.

Познавательный тип отношений. Познание мира представляет собой исключительно сложный и противоречивый процесс – это зависит как от самого мира, так и познающего субъекта, т.е. человека, людей. Недаром из века в век философы совершенствуют и создают вновь теории познания. Практическое отношение к миру. В соотношении «человек – мир» первичным выступает природный мир. Он «предлагает» человеку все необходимое для существования и развития: вещество и источники энергии, воду, воздух и т.д. Но естественный мир не в состоянии непосредственно удовлетворить потребности человека, его следует (через материальное производство) преобразовать, изменить, улучшить. Поэтому практическое освоение мира – это первая и главная форма отношений людей к объективной реальности. Практическая деятельность человека и отношения между людьми породили социальный мир – человеческое общество – материально-духовную систему. Кроме того, практическая деятельность человека породила и духовную сферу – философию, науку, искусство, религию и т.д.

В то же время материально-производственная (практическая) деятельность человека привела к негативной экологической проблеме, ставшей в ХХ веке угрозой жизни человека. Из истории философии известно, что XIX век выдвинул теорию изменения мира, прежде всего социального, а ХХ век – идею сохранения мира как природного, так и социального. При реализации идеи сохранения мира в XXI веке становится возможным дальнейшая практическая деятельность человека, а следовательно, и существование самого человечества.

Оценочные отношения. Мир – это и объект оценки. На протяжении истории общества взгляды людей на мир постоянно менялись, ему давались различные оценки (с точки зрения потребностей и интересов человека, добра и зла, блага, справедливости, человечности).

Все то, что в мире способствует существованию и развитию человека, является источником его жизни, радости и счастья, оценивается положительно. Отрицательную оценку получили такие явления действительности, как землетрясения, наводнения, ураганы, засухи и другие стихийные бедствия. Они, как известно, несут человеку страдания, разрушение материальных и духовных ценностей и даже гибель. В конечном итоге, философия дает возможность понять одну из важнейших ее проблем – соотношение «человек – мир»: что в мире исходит от людей, их сознания, деятельности (субъективности), а что – от самого материального, объективного мира (объективности). Поэтому о мире, в котором протекает жизнь миллионов людей, можно сказать, что он являет собой переплетение, сплав, единство материального и духовного, объективного и субъективного, закономерного и случайного, необходимого и целесообразного, бесконечного и конечного, вечного и мгновенного.

В цивилизованной жизни людей неоценимое место занимает истина. Она выступает не только главной категорией в теории познания, но и относится к абсолютным ценностям человечества, таким как свобода, наука (ее законы), добро, справедливость, любовь, красота. Ее роль в духовной, практической жизни людей огромна. В гносеологии истина занимает центральное, ключевое место – она является итогом познания мира и выступает диаметральной противоположностью лжи и обмана. Истина и нравственность в жизни неразрывно связаны между собой. Философы и мыслители в истине видели ее высший нравственный смысл, приравняв ее, по своей значимости, к правде и справедливости. (Следует иметь в виду, что правда – это нравственная истина). Позитивная роль истины в жизни людей проявляется в том, что она отграничивает добро от зла, справедливость от несправедливости, свободу от несвободы, любовь от ненависти и т.д. Истинное знание было, есть и всегда будет главным отличительным признаком науки. Истина через науку становится движущей силой цивилизованной жизни человека. Наука призвана облегчать жизнь и труд людей, утверждает власть человека над силами природы, способствует изменению и улучшению общественных отношений.

Законом цивилизованной жизни является единство и борьба противоположных начал в процессе самоорганизации человека с окружающей средой.

Жизнь вообще имеет свой смысл. Смысл жизни – это главная линия жизни индивида, существующая на основе определённых нравственных ценностей. Всякое общество задает своим членам определенную систему высших ценностей, способных придать жизни смысл. Это трансцедентные ценности: представления о Боге и богах, об абсолютных принципах, лежащих в основе мира. (Это ценности общества и культуры: политические идеалы, государство, его история, традиции, сохранение самобытности и т.д.).

Ценности личной жизни, протекающей в мире повседневности: здоровье и долгая жизнь, мудрое отношение к ней; успешная деятельность, достижение социального статуса, создание семьи и продолжение рода, добрые отношения с окружающим миром и т.д. Эти ценности играют в жизни человека роль ведущих смыслов. В древних и деспотических обществах ведущие смыслы строго заданы, люди усваивают их с детства, переживают как свои. В демократических обществах происходит утрата единых ценностей, но и в этом случае на передний план выходит личный выбор. Для каждого конкретного индивида эти ценности должны приобрести личностный смысл. Каждый человек интерпретирует общественный смысл, принимает его или не принимает. Поскольку смысл жизни всегда имеет личностный характер, то вполне справедливо утверждение: сколько людей, столько и смыслов жизни. Однако это многообразие может быть сведено к нескольким обобщающим тенденциям. Выделяются эгоистические и альтруистические концепции смысла жизни. Эгоистическая концепция смысла жизни эгоцентрична, замкнута на собственном «Я». Существование человека, выбравшего такую направленность, посвящено исключительно благополучию собственной персоны, личному благополучию, личному самоусовершенствованию, личному «спасению» и т.д. Альтруистическая концепция смысла жизни сводится к тому, что смысл человеческого существования выносится за рамки самого индивида и понимается как служение Богу (верующие), обществу, Родине, великой идее, научной философии, науке, делу и т.д.