Сайт "Диалог XXI век"

Главная страница сайта congress2008

Секции конгресса

Список российских участников

Доклады по алфавиту участников

Доклады по секциям,симпозиумам, круглым столам конгресса

 

 

Секция “Философия действия”

 

НАУКА О ПРОЕКТИРОВАНИИ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ТЕОРИЯ

 

Солодкий Валерий Викторович
г.Оренбург, член РФО с 1996 г.
Региональное Информационное Агентство "Априори",

начальник аналитического отдела

 

vvsolodky@yandex.ru, 

 

 

 

 

Попытки переосмысления философии и подходов к реконструкции философских идей  обусловлены, вероятно, не только внутрифилософскими проблемами и проблемами коммуникации и взаимопонимания внутри философского сообщества. За этим, вероятно, стоят и некоторые проблемы с реализацией философией определённой роли в современном мире, а также поиск тех свойств философии и тех объектов философского внимания, которые могли бы позволить эту роль усилить. Как для самой философии, так и для связанных с ней научных, консультационных, экспертных, проектировочных и других духовных практик. Тем более имея в виду ту пользу, которую переосмысление прошлого может давать для мира будущего и для места философии в этом будущем. Эта устремлённость и обращённость влияния  в будущее на основе вечных и непреходящих ценностей мышления самой философии во все времена и в различных смыслах уже указывает на некоторую проективность как свойство самой философии. Приобретение разными практиками существенного проективного акцента и попытка превращения проектирования в тотальное производство, мета-поиски и теоретические изыскания в проектировании делают, тем самым, проектирование, его теорию и методологию особо важным объектом для философии. Тем более, что попытки теоретических изысканий в области проектирования требуют дальнейшего уточнения оснований, разработки методологии и исследовательских программ.

Для современной науки вообще и в особенности для таких "потенциальных наук" как "теория проектирования" существование науки в культуре или ее бытие "как культуры", ее культурное значение и взаимовлияние с возможностями человека и с возможным человеком, с его существованием становится важным аспектом  ее культурного существования.  Более того, можно утверждать, что эта связь, это значение для науки становится обуславливающим и ее гносеологическую структуру, и основное содержание.

Выступая как апелляции к "практическому разуму" и как возможности его конкретизации, такого рода теории должны в своей разработке и реализации выступать прежде всего как социокультурные теории. С другой стороны, их предметом и материалом для исследования, объектным основанием является процесс и содержание рационализации. Как процесс разворачивания культуры в ее формировании, в ее переходах относительно форм. И этот процесс рационализации культуры требует для понимания и объяснения себя своей, особого типа теории, науки. А при этом именно формы этой рационализации выступают, внутри конкретно-исторического периода, основными онтологическими основаниями формирования ситуаций и, тем самым, основными источниками и носителями природы возникающих проблем. И, с этой стороны, определяющими тип необходимой науки вообще. Осмысленная в определенной норме, эта рационализация представляет собой проективное отношение, а ее теория - общую теорию проектирования.  Не столько как имевшую место ранее попытку исследователя обобщить содержание внутри-процессуальной  стороны совершаемых квазипроектировочных актов, сколько осмысление  со стороны внешних по отношению к этим актам, более широких оснований проектирования - как определенных форм и содержаний социальности, с одной стороны, и мыслимости, с другой. Это ставит в совершенно другую плоскость рассмотрения как вопросы связи теоретического и эмпирического исследования, так и вопросы организации научного движения, становления, разворачивания научного знания. И организации самой культуры.

Да и в самой по себе современной науке в целом связи между эмпирией и теорией, в своих формах и содержаниях, таковы, что подводят к пониманию науки как построенной на таком видении ее деятельностного основания, которое саму науку делает по предмету и методу, по идеалам - "технологической", а по типу связи "эмпирия - теория" - "формально-дедуктивной" с ведущей ролью не столько эмпирии или теории, сколько связей между ними; по содержанию - в той или иной степени фундаментальным или специализированно-прикладным (сферным) познанием определенных артикулированных элементов всеобщей структуры деятельности.

Рассмотрение современной науки в целом как науки о проектировании ставит другие акценты и в возможных связях между философией и наукой, а также в их внутренней систематизации, задает возможность выстраивания особой исследовательской программы, разработка которой не входила здесь в задачи автора.

Что есть эмпирия здесь, внутри какого процесса мы ее рассматриваем? По отношению к процессу становления науки осуществляются попытки движения от одной ситуации в теории к другой через событие перестройки способа мышления (именно это событие должно фиксироваться), которое лишь отражается в способах понимания, которые (способы понимания) и являются (а точнее, могут явиться или не явиться при наличии устремленности теории на их интерпретацию) эмпирическими фактами, тогда как "событие", точнее, изменение положения в самой реальности есть лишь указывающее на то, что "есть все", равное "может стать все" (в определенных пределах), при условии, что мышление обо всем существует - как равное всему.

Эта позиция опирается на определенные философские традиции. И не только гегелевский панлогизм. К такой неклассической рациональности нас приближают с разных сторон. В частности, феноменология Э. Гуссерля и его последователей ставит рядом с событием в "реальности" событие в мышлении (мышления), а не просто отражения события реальности; позитивизм обнаруживает диалектику формы и содержания с той стороны, которая позволяет рассматривать в основном именно формность как предметность. То есть пространство мышления в его формировании онтологизируется, а субъект проходит в познании и деятельности этот же путь на уровне онтогенеза (т. е. отсылка уже к более ранним традициям).

Перейдем теперь от обще-гносеологических аргументов в требованиях и обосновании современной науки как науки проективной к аргументам и обоснованиям, имеющим характер внутри-"генетический" (в плане процесса исторического формирования самой науки как субъектно-объектных отношений, отношений теории-эмпирии, внутренних характеристик содержания научной деятельности) и внешне-"генетический" (связанный с определенной социальной ролью науки и перестраиванием отношений меняющихся научности и социальности).

Можно согласиться с М. Хайдеггером, а еще раньше с К. Марксом, что мы присутствуем при таком поворачивании, такой игре вещей, когда все предстает (и даже существует) - в отношениях, в от- и над- деятельностных идеальностях, в искусственностях. Уже всегда - в ускользании предметно-вещественной стороны в угоду операциональной, переходящей через все границы задействованности лишь естественно-научных подходов и закономерностей даже в техническом проектировании, не говоря уже о социальном.

Без пониманий социальности технико-технологического, и наоборот, технико-ориентированной рациональности социального, технологичности научного сама наука в нынешних условиях оказывается непродуктивной и никому не нужной. Дело в том, что механизмы, которые возможно использовать человеку, не могут носить внешнего характера. Ни по отношению к природе, ни по отношению к обществу, ни по отношению к человеку, его способностям, сущностным силам (духовно-практическим возможностям).

Конечно, в своей вещно-предметной или институционализированной форме некоторые носители механизмов (например, конкретные технические устройства) могут не проявлять явным образом присутствующие в них социальные характеристики - как тотального, всеобщего, так и экзистенциального, индивидуального плана - но это не означает, что такие характеристики могут отсутствовать. В наше время накоплено достаточно опыта науками, особенно социальными, чтобы понимать, что познание (во всяком случае, познание связанного с человеком, с миром) необходимо проводить на уровне схватывания отношений в их целостности.

Но при этом понятная, вроде бы, мысль, что целостность (как некоторая не просто свойственность, а качественность) может быть выявлена лишь на уровне развития, и требует, тем самым, обратиться к ситуациям развития, либо осуществив мощную историческую абстрагирующую реконструкцию (удержание именно теоретической модели развитого объекта на разных уровнях в разных исторических периодах, как это сделал, например, тот же Маркс), либо осуществив саму попытку развития (и попытку понимания ситуации как ситуации развития).

 Таким образом, в отношении познания, предусматривающего выход на уровень целостности, проблема науки о проектировании также не носит частного характера.

И здесь по отношению к будущему объекту эмпирия должна заявлять и проявлять в конкретном объекте, а теория прояснять заявленное и подлежащее последующей конкретизации в ходе практических и познавательных операций через три основных стороны - в их связи. Последующее понимание и самих сторон, и их связей требует вскрытия природы и содержания стоящих за связью практики и теории отношений.

Какие это стороны, и что за отношения за ними?

Что до первой стороны, то это "внешнее" требование к будущему объекту, к его строению и функционированию, указывающее на его место, роль, функции, иногда на тип возможных к привлечению ресурсов и на ограничения - как характеристики общей природы и специфики этого объекта, указывающие на принцип его создания в части взглядов самого создателя, субъектной стороны, пока еще не ограниченной, в том числе и в своей субъективности. Здесь отражается понимание создателем, проектировщиком себя-будущего, тех ценностей и смыслов культуры, с которыми устанавливается особая конкретная связь посредством создаваемого объекта; особое соотношение себя, мира, культуры, общества.

Со второй стороны, необходимо рассмотрение социально-технических закономерностей, т.е. закономерностей социального в техническом аспекте (социального здесь в широком смысле), т. е. относительно заключаемых в социальных механизмах воздействий, взаимодействий.

С третьей стороны, в практике осуществляется и в теории проясняется, во взаимной их конкретизации, как создаваться будет, что возможно вообще создать, что лучше создавать, через что. Содержательно здесь связываются требования к функционированию и требования к конструкции, к механизму.

Что касается содержаний теоретизации, речь здесь должна идти о теории существования и функционирования, развития идей как теории рациональности в целом (здесь возможно задействование различных философских традиций; удачным примером в смысле явной представленности и артикулированности отношения к вопросу объективации как содержания самой идеи, так и ее субъекта, может являться хотя бы гегелевская система).

Таким образом, можно сказать, что проектирование становится, формируется (и практически, и теоретически) в линии связи, взаимовключения и перехода между СПОСОБОМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ БЫТИЯ и ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ, в характере взаимоотношения метафизики и онтологии, выводящего нас в конкретику РЕАЛЬНОГО проживания бытия в его действительных отношениях.

Те или иные содержания проектирования и уровни его существования могут быть связаны с реализацией определенных "механизмов развития" в культуре и со способами их понимания, помышления. К примеру, с такими понятиями как пересимволизация, обискусствление (артификация), технизация, с одной стороны, и формы, структуры существования мышления, ситуации и явления в нем, движение идеального и его опредмечивание, его связи с социокультурным, культурно-историческим контекстом, с другой. С вовлечением, например, представлений о совершенстве и совершенствовании, телеологичности мироустройства у Платона, в средневековой религиозной философии, у Фихте и Гегеля. С участием идущих от Канта представлений о конструктивизме в мышлении и реальности, представлений об онтологии мыслительного у Декарта, Лейбница, того же Канта, Гуссерля. На основе вскрытия других оснований проективности и попыток их синтеза. Именно на таком уровне рассмотрения мира как проективного в своих свойствах может быть сформировано понимание, какие программы в практике и в исследованиях проектирования могут его развивать, уточняя систему теории и создавая факты данной теории.